Арсенальная башня. Угловая арсенальная башня

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Это самая мощная кремлевская башня: толщина ее стен достигает 4 метров. А в 1707 году при подготовке к обороне от шведов Петр I растесал старые бойницы для установки новых пушек. Это придало Собакиной башне более грозный вид. Но во время войны 1812 года башня пострадала от взрыва и Арсенала.

Внутри Угловой Арсенальной башни был тайный выход к реке, а в подземелье находился колодец. Причем родник, питающий колодец, невозможно было обуздать - он часто затапливал первый этаж. И даже архитектор Пьетро Антонио Солари умер, простудившись в борьбе с родником.

А в 1976 году при расчистке колодца (засорился канал, отводящий воду в Неглинную) нашли множество древних белокаменных ядер разного размера и заржавевшие предметы вооружения XV-XVI веков (завернутые в кольчугу 2 шлема и 4 стремени).

Подземелья и тайные ходы Москвы

Говорят, что... ...в Угловой Арсенальной башне находится вход в библиотеку Ивана Грозного, которая была утеряна после московского пожара 1470 года.

Никольская башня московского кремля

Итак, выходим на финиш

Обойдем мощную Угловую Арсенальную башню, пойдем по направлению к Красной площади и увидим Никольскую башню московского кремля - она в тройке самых высоких башен.

И одна из самых красивых, я бы сказала - с какой стороны ни посмотри.

Никольская башня и Спасская башня возводились в один год - 1491 -ый. И ту, и другую строил Пьетро Антонио Солари. Закладку же башен, а, значит, их тайники и подземелья производили с участием Марко Фрязина - есть упоминание в летописях. Внизу башня имеет двойные стены, внутри стен - коридоры и лестницы!

Выглядела башня, правда, сначала вот так (да и Красная площадь была какая-то не такая - на картине наблюдаем Алевизов ров)

Башня была надстроена шатром в 1805-1806 годах (в готическом стиле), а в 1812-ом кто ее взорвал? Наполеон.

Название башня получила по одной из версий от Образа Николая Чудотворца над воротами - в башне располагались Никольские ворота, и от них начиналась Никольская улица.

Так вот после взрыва в 1812 году Образ уцелел, что сочли чудом. Император лично сочинил надпись для мраморной таблички на восстановленную башню:

В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих!

Никольская башня была выкрашена в белый цвет. По бокам - видно на фотографии - стояли одноглавые часовни.

Следующие напасти на башню обрушились в 1917 году. Во время боев башня сильно пострадала во время артиллерийского обстрела, о необходимости которого и варварстве, с которым был он произведен, спорят до сих пор.

В 1918 архитектор Н.В. Марковников башню восстановил, но потери продолжались. В 1918 году большей частью сохраненная фреска Николы Можайского к 1 мая была задрапирована кумачом, но то ли ветром (которого как пишут не было), то ли другим чудом ткань была разорвана, и к башне началось паломничество. Верующих разгоняли, они опять собирались и передавали, как "сам Никола пылающим мечом разрубил...".

С тех пор надвратная икона считалась утраченной, в 1925 году часовни снесли (тогда, как пишут, и устроили на месте одной из них общественный туалет - он и сейчас примерно там же), мраморную доску со словами Александра I сняли, двуглавого орла заменили на звезду - самую "граненую" в Кремле - 12 граней на один луч.

Возраст архитектурного ансамбля Московского Кремля , состоящего из ярких стен и высоких стройных башен, перевалил за 500 лет. В свое время его строительство затеял князь Иван III. Разница в размерах и пропорциях башен зависела от расположения самих конструкций и их роли в защите города. Каждая из них имела собственные выходы к прилегающим стеновым пряслам, что позволяло совершать обход всех стен без спуска на землю. Венцами кремлевских сооружений стали мерлоны – так называемые ласточкины хвостики. Они защищали стрелков, затаившихся на верхних площадках построек. Сегодня жители и гости Москвы могут увидеть 20 башен.

Множество исторических событий пришлось пережить всем башням. Особенно они страдали в войне 1812 г., когда взрывы то и дело превращали оборонительные конструкции в груды камней. Немало работ было проведено по их восстановлению. Тем обликом, который созерцают жители и гости Москвы, сооружения обязаны грамотным действиям архитектора Бове О.И.

При работе над восстановлением Кремлевского комплекса мастерам удалось подчеркнуть его древность и придать романтичность. Декор некоторых башен был исполнен в средневековом стиле. Бастионы, обустроенные при Петре I, были ликвидированы, а ров, пересекающий Красную площадь , зарыт.

Тайницкая башня

В процессе возведения Кремля она была заложена первой . А такое название сооружение получило из-за подземного тайного хода, который соединял его с рекой. Сам ход был нужен для поставки воды в крепость на случай ее длительной осады врагами.

Башня тянется ввысь почти на 39 м. Ее конструкция претерпевала множество изменений, обусловленных восстановлением вследствие разрушительного бегства наполеоновской армии. В 40-х годах XX ст. стрельницу разобрали окончательно, колодец засыпали, а проездные врата заложили.

Водовзводная (Свиблова) башня

Так ее нарекли из-за боярина Свиблова и из-за механизма, поднимавшего воду из колодца. Живительная влага поступала из подземного царства в огромный бак, стоящий на самом верху пилона. Водопровод работал довольно долго, пока машину не демонтировали и не перевезли в Санкт-Петербург. В этом городе она использовалась для наполнения фонтанов. Длина конструкции вместе со звездой равняется 61,45 м. При ее восстановлении были внесены псевдоготические и классические компоненты – руст, декоративные машикули и огромные окна.

Боровицкая башня

На Боровицком холме, который в древности был укрыт тенью соснового бора, стоит 54-метровая постройка со звездой. Ее второе название – Предтеченская. Башня предназначалась для удовлетворения нужд Конюшенного и Житного дворов, расположенных неподалеку.

У нее имелись проездные ворота, но они исполняли роль задних ворот великого Кремля. Верх пилона оборудован открытым восьмериком и внушительным шатром из камня.

Оружейная башня

В древности с ней соседствовали оружейные мастерские. Здесь же умельцы изготавливали украшения и посуду. Прежнее имя башни – Конюшенная, объясняется ее былой близостью к Конюшенному двору царя. Оружейной ее назвали в 1851 г., когда при Кремле появилась Оружейная палата – хранилище сокровищ, древних вещей и обмундирования древнерусских ратников . Подойти к 32-метровому объекту можно от крайней части Александровского сада.

Троицкая башня

После Спасской она значилась второй по серьезности защиты и являлась самой высокой среди всех башен. В основании 6-ярусного четверика этого пилона лежит 2-х ярусный подвал с крепкими стенами. Для удобного перемещения между ярусами предусмотрены лестницы. Названий у этой башни было несколько. Из Богоявленской, Знаменской и Каретной царским указом она превратилась в Троицкую из-за соседствующего подворья Троицкого монастыря. Вместе со звездой сооружение возвышается на 80 м.

Кутафья (Предмостная) башня

Окруженная рвом и рекой, возвышается у Троицкого моста. Невысокий пилон имел одни ворота, которые по мере необходимости закрывались подъемным отделом моста. Так конструкция создавала преграду к осаждению крепости. Ее мощь состояла в наличии бойниц подошвенного боя и машикулей. Чтобы попасть на территорию башни со стороны городских улочек, москвичам приходилось проезжать по наклонному мосту. Теперь двуцветная 13-метровая башенка органично дополняет Кремлевский ансамбль.

Угловая Арсенальная (Собакина) башня

Ее нижний массив представлен 16 гранями и расширенным основанием. Под башней обустроен подвал, в который можно попасть по внутренней лестнице. В подземелье таится колодец с пригодной к питью водой. Собакиной конструкцию назвали из-за ближнего двора боярина с фамилией Собакин. В XVIII в. после возведения Арсенала башню с колодцем переименовали в Угловую Арсенальную.

Средняя Арсенальная (Граненая) башня

Вошла в Кремлевский комплекс в 1495 г. Позднее при ней был возведен грот – достопримечательность Александровского сада . Наружная грань пилона разделена плоскими нишами. 4-угольная верхушка увенчана машикулями и оборудована парапетом с кессонами (углублениями для резных украшений). Внутренняя часть сооружения представлена 3 ярусами, перекрытыми цилиндрическими сводами. В них предусмотрены внутристенные лестницы. Всю конструкцию завершает сквозная обзорная вышка и шатрик.

Комендантская (Колымажная) башня

Глухое строгое сооружение, стоящее южнее Троицой башни. Его появление как части Кремля датируется 1495 г. Колымажной башню называли из-за близости кремлевского Колымажного двора. Но когда в Потешном дворце обосновался комендант столицы, а случилось это уже в XIX в., башню переименовали соответствующим образом.

Царская башня

Удобно расположилась между Спасской и Набатной башнями. Конструкция, подобная терему, на стене Кремля появилась в 1860 г.

Четверка кувшиноподобных столбов удерживает шатер-восьмигранник, декорированный позолоченным флюгером. Когда-то из него доносился звон колоколов противопожарной службы. Башня не претерпевала существенных изменений. Ее высота – около 17 м вместе с флюгером.

Петровская (Угрешская) башня

Появилась по мере совершенствования военно-оборонительной системы Кремля. Название сооружению дали по церкви митрополита Петра, стоящей на подворье Угрешского монастыря. Башню надстраивали и реставрировали после взрыва порохового заряда, устроенного французами в 1812 г. Предназначением 27-метровой постройки было удовлетворение хозяйственных нужд садовников, которые облагораживали кремлевскую территорию.

Набатная башня

Этот глухой крепкий объект стоит между Царской и Константино-Еленинской башнями. Цокольный ярус его внутреннего помещения представлен сложной многокамерной системой, объединенной с ходовой частью стен посредством лестниц. В шатровой верхушке-четырехграннике когда-то звенели колокола. Как инструменты Спасского набата они оповещали народ о пожаре. Набатный 150-пудовый колокол вылил знатный умелец того времени Иван Моторин.

Сенатская башня

C 1491 г. башня стоит на Красной площади между Никольской и Фроловской оборонительными постройками. До конца XVIII в. она не имела никакого имени, пока в 1790 г. в Кремле не появилось здание Сената. Внутренний объем башни разбит на 3 яруса помещений со сводами. Изначально квадратная в плане глухая конструкция в 1680 г. была дополнена каменным шатром и золоченым флюгером. Общая высота постройки – 34,3 м.

Спасская (Фроловская) башня

Находится около главных ворот, которые в древности имели специальный ход в Кремль. Сооружение возводилось с целью защиты северо-восточного угла ансамбля, не имевшего водных преград. В XVII ст. башню декорировали державным гербом в виде двуглавого орла. Часы, повешенные на конструкцию в 60-е годы XIX ст., украшают ее и сейчас . Архитектура пилона отличалась от плана окружающих построек точностью пропорций, роскошью украшений фасадов и фигурками мифических животных. Углы четверика гармонируют с приятными глазу пирамидками с сияющими флюгерами.

Константино-Еленинская башня

Возведенная в 1490 г., находится в месте бывшей проездной конструкции. Через нее проходило посадское население и полки, и сам князь Донской направился через эту башню принять бой на Куликовом поле, во 2-й половине 14 века. Сооружение выступало охранным боевым объектом, обеспечивающим безопасность Великого посада и путей, идущих от речной пристани. Также наблюдение велось за путями от прилегающих улиц. Пилон был оборудован проездными воротами и отводной стрельницей. Попасть к нему можно было по подъемному мосту, который перекидывался надо рвом. Новое имя объект получил благодаря соседству церкви Константина и Елены.

Беклемишевская (Москворецкая) башня

Башня округлой формы расположена у Москворецкого моста и отлично просматривается с Красной площади. Когда-то защитница отражала удары наступающих недругов. Под нею был обустроен тайник. В XVII в. пилон надстроили красивым шатром, что наделило его стройными формами и избавило от крепостной суровости.

В связи с разворачиванием действий русско-шведской войны вокруг конструкции появились бастионы, а ширину бойниц сделали больше. В 1949 г. масштабная реставрация башни захватила и бойницы – они были приведены к первоначальному виду.

Благовещенская башня

Если верить легенде, такое название сооружение с глубоким подпольем получило из-за иконы «Благовещение», якобы висевшей в нем в древности. Наименование башни историки увязывают и с фактом построения при ней церкви Благовещения, которая была разрушена по указу советского правительства. В XVII ст. по соседству с пилоном были обустроены Портомойные врата, через которые дворцовые прачки торопились к Москве-реке поласкать белье. Со временем эти ворота наглухо заделали. Вместе с флюгером башенное сооружение уходит в небо на 32 м.

После двухлетнего перерыва снова развернулась кипучая деятельность по возведению укреплений Кремля. На этот раз башни и стены строились вдоль болотистой речки Неглинной, крутой левый берег и непролазные топи которой уже сами по себе были серьезной преградой для нападения на Кремль с северо-запада. Работы были поручены Алевизу Фрязину. Он устроил на р. Неглинной пруды и выпрямил ее русло. В 1495 г. заложил вдоль нее новую стену "градную каменну возле Неглинны не по старой основе, града прибавиша".

В том же 1495 г. была заложена Троицкая проездная башня с отводной стрельницей при ней. Троицкая башня - самая высокая башня Кремля - по значению считалась второй после Спасской. Как и Фроловская башня, она имеет двойные стены. Массивный четверик башни имеет шесть ярусов, в ее основании - двухъярусный подвал с мощными стенами. Все ярусы соединены друг с другом лестницами. Первоначально башня называлась Богоявленской, затем Знаменской, Куретной. Поуказу царя Алексея Михайловича в 1658 году она стала называться Троицкой по находящемуся рядом Троицкому монастырскому подворью.

В 1516 году от стрельницы через реку Неглинную был построен каменный мост, соединивший Троицкую башню со сторожевой предмостной башней - Кутафьей. Ворота башни служили проездом к покоям царицы и царевен, ко двору патриарха, через них выходило духовенство встречать царя, возвращавшегося из походов.

Троицкая башня.

В 1685 году башню надстроили многоярусным верхом, напоминающим своими очертаниями верх Спасской башни. Ее украшают декоративные башенки с флюгерами и стрельчатые арки. В 1686 году на башне установили часы - куранты. После пожара в Москве 1812 года поврежденные куранты уже не восстанавливались. В XIX веке в башне размещался архив министерства императорского двора.

В 1937 году на Троицкой башне установили рубиновую звезду. Высота башни до звезды со стороны Кремля - 65,65 метра, со звездой - 69,3 метра. Со стороны Александровского сада высота башни до звезды составляет 76,35 метра, со звездой - 80 метров.

Подходы к Троицкой башне защищала башня Кутафья, единственная из сохранившихся предмостных укреплений Кремля. Сооружена она в 1516 году напротив Троицкой башни, в конце Троицкого моста, под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Она имела бойницы подошвенного боя и машикули.

В XVI-XVII веках уровень воды в реке Неглинной был высоко поднят плотинами, так что вода окружала башню со всех сторон. Первоначальная высота ее над уровнем земли равнялась 18 метрам. Въехать в башню со стороны города можно было лишь по наклонному мосту.

Как считают историки, название "Кутафья" происходит от слова "кут" - укрытие, угол. Кутафья башня никогда не имела покрытия. В 1685 году ее увенчали ажурной короной с белокаменными деталями.

В 1668 году через башню устроили сквозной проезд из города на Троицкий мост, древние боковые ворота были заложены. С южной стороны была пристроена кордегардия.

В 1976-1977 годах башню отреставрировали, разобрали кордегардию, восстановили боковые арочные проемы и двухцветную окраску стен.

Высота башни со стороны города - 13,5 метра.

В 1495 г., одновременно с Троицкой башней на месте угловой башни Кремля времен Дмитрия Донского построена квадратная в пане, стройная по пропорциям Средняя Арсенальная башня. Древняя башня стояла довольно высоко на твердом грунте, благодаря чему менее других подверглась разрушениям. В XV-XVI веках около заново возведенной башни на реке Неглинной находились плотины.

В начале XVIII века, при возведении здания Арсенала, башня получила свое нынешнее название.

Наружная грань башни расчленена двумя плоскими вертикальными нишами. Верх четырехугольного объема завершается машикулями и парапетом с ширинками. Внутри башня имеет три яруса, перекрытых цилиндрическими сводами, которые соединены между собой лестницами.

В 1680 году башня была надстроена. Венчает ее сквозная смотрильная вышка с шатриком.

В 1812 году по проекту О. И. Бове у подножия башни был сооружен грот - одна из достопримечательностей Александровского сада.

Высота башни - 38,9 метра.

В том же 1495 году южнее Троицкой башни была возведена глухая строгая Комендантская башня, которую через два века, в 1676 - 1686 годах, надстроили.

Прежде она называлась Колымажной - от Колымажного двора, находившегося в Кремле. В XIX веке, когда в Кремле, неподалеку от башни поселился в Потешном дворце комендант Москвы, ее стали называть "Комендантская".

Высота Комендантской башни со стороны Александровского сада -41,25 метра.

Между Боровицкой и Комендантской башнями со стороны нынешнего Александровского сада расположена Оружейная башня, ранее называвшаяся Конюшенной. Она была выстроена в 1493-1495 годах рядом с царским конюшенным двором. Название "Оружейная" башня получила в 1851 году, когда на территории Кремля было сооружено здание Оружейной палаты.

Башня надстроена в 1676-1686 годах. Ее высота - 32,65 метра.

Все башни и стены вдоль р. Неглинной, между Боровицкими воротами и Собакиной (Угловой Арсенальной) башней, построены под общим руководством архитектора Алевиза Фрязина. Видимо, под его же руководством в том же году были дополнительно поставлены две башни в восточной стене Кремля: против собора Василия Блаженного на косогоре стройная и нарядная Набатная и между Спасскими и Никольскими воротами Сенатская.

Глухая Набатная башня внутри разделена на два яруса. Ее нижний ярус - сложное многокамерное помещение, связанное с ходовой частью стен лестницами. В 1676-1686 годах надстроена шатровым четырехгранным верхом.

На этой башне размещались колокола Спасского набата - противопожарной службы Кремля. Набатный колокол отлит мастером Иваном Моториным, о чем гласит надпись: " 1714 года июля в 6 день вылит сей набатный колокол из старого набатного колокола, который разбился Кремля города к Спасским воротам. Весу в нем 150 пуд."

С набатным колоколом связаны события Чумного бунта 1771 года, когда восставшие москвичи ударили в набат, созывая народ. Восстание было подавлено, и Екатерина II приказала вырвать язык у "смутьяна-колокола". Без языка колокол провисел на башне более 30 лет. В 1803 году его сняли и передали в Арсенал, а в 1851 году он поступил в Оружейную палату, где и хранится до наших дней.

Высота Набатной башни - 38 метров.

Сенатская башня была построена в 1491 году на Красной площади, между Фроловской и Никольской башнями. До конца XVI-XVII века она была безымянной, и только после завершения строительства в Кремле здания для Сената (1790 г., архитектор М. Ф. Казаков) ее стали называть Сенатской. Внутри основного объема башни имеются три яруса сводчатых помещений. Глухая, квадратная в плане башня в 1680 году была надстроена каменным шатром, его венчает золоченый флюгер.

Высота башни - 34,3 метра.

Грандиозный масштаб работ, осуществленных Иваном III в какие-нибудь десять лет, когда были возведены соборы и стены Кремля, очищена под плацдарм окружавшая его территория, вызывает удивление даже сегодня. Это был поистине могучий размах созидания, которого в то время не знала Западная Европа, поэтому в ее глазах Кремль явился символом мощи Московского государства.

Для того чтобы усилить оборону Кремля со стороны посада в 1508-1516 гг., при Василии III, вдоль восточной кремлевской стены по проекту Алевиза Фрязина вырыли, а затем облицевали кирпичом и камнем широкий и глубокий ров. Системой затворов и шлюзов этот ров соединялся с реками Москвой и Неглинной.

Московский Кремль хотя и строился под общим руководством итальянских инженеров и архитекторов, но в нем нет близких аналогий с итальянскими замками. Итальянские мастера почти полностью сохранили пространственно-планировочную композицию Кремля Дмитрия Донского, сложившуюся еще в 14 веке на основе традиций русского крепостного строительства и жизненных интересов города. Однако в отношении фортификационных устройств у Московского Кремля есть точки сближения с итальянскими крепостями, в частности, с Миланским замком, с которым его сравнивали иногда, особенно в 16 и 17 вв., до надстройки над башнями высоких шатров и некоторых их переделок. Круглые угловые башни, машикули "навесного боя", зубцы с "ласточкиными хвостами" и некоторые другие детали и теперь напоминают об участии с строительстве кремлевских стен выдающихся мастеров Италии.

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки. Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла. Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству. Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта. Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов. Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов. Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского. И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.