Крепость каламита крым. Путешествия и всего по чуть-чуть

Представьте себе высокие крутые холмы, от склонов которых, словно ножом, отрезали огромные ломти, оставив прямые скальные стенки. А под стенками дороги, дома... Тут же железнодорожная насыпь и кресты церквей, а сверху, на холме, высокие развалины старинной крепости. Выглядит это очень эффектно. А я еще думал ехать или не ехать. Но получилось все само собой. Из Ялты я возвращался по Севастопольскому шоссе, Севастополь решил объехать по окружной и издалека, недалеко от дороги увидел руины крепости Каламита (раньше я их видел на фото). Так я понял, что попал в Инкермана.

Фортеця Каламіта. Надбрамна башта та башта №2

Монастир Святого Климентія. Троїцька церква



Схеми фортеці Каламіта та монастиря (кликабельні). Друга схема із путівника: Крым экскурсионный. Путеводитель. 50 популярных маршрутов. - Изд-во "Біблекс", 2009.

Инкерман расположен около устья реки Черная (здесь она образует бухту). До 1991 года этот город назывался Белокаменск, а с 1957 по 1976 гг. это вообще была часть Севастополя. Хотя отдельный населенный пункт здесь существовал задолго до основания Севастополя. Назывался он Каламита и был значительной крепостью греческо-византийского княжества Феодоро.

Феодоро, как отдельное государство, появилось в 12 веке. Столицей этого княжества был город Мангуп. Княжество вело постоянную борьбу с генуэзскими колониями, за право владеть южнокрымским побережьем. С востока княжество охраняла крепость Фуна, а с запада - Каламита. Последняя считалась одновременно и главным торговым портом княжества, хотя сам порт, расположенный в устье Черной примерно в километре от крепости, назывался Авлита.

Топоним «Каламита» переводят по-разному. С новогреческого это «хороший мыс», с древнегреческого - «камышовая», хотя есть и другие толкования.

Надбрамна башта та башта №2

Крепость Каламита и поселение расположенное под ее стенами были значительным перевалочным пунктом в торговле юга с севером. Поэтому генуэзцы считали Каламиту опасным конкурентом для собственного порта, расположенного в Чембало (нынешняя Балаклава). Они неоднократно нападали на крепость феодоритов и, даже, захватили и сожгли ее в 1433 году. Феодоро отбило и отстроило Каламиту, но в 1475 году крепость захватили турки и она надолго стала турецкой.

Турки значительно перестроили крепость и переименовали ее. Новое название - Инкерман («пещерная крепость») крепость получила за обилие пещер, расположенных вокруг. Пещеры эти были преимущественно искусственные, образованные в результате добычи белого камня.

Крепость Каламита и турецкий Инкерман - очень разные укрепления. Каламита имела тонкие стены (толщиной около метра), которые покрывал тонкий парапет. Воины передвигались вдоль стен по деревянным помостам. Крепость имела пять прямоугольных полубашен. Стены и полубашни были сложены на известковом растворе. Рвы отсутствовали.

Турки значительно перестроили крепость. Стены сделали вдвое толще (с внешней стороны), полубашни также усилили и закрыли с тыльной стороны, вырубили сухой ров, построили барбакан. Над тоннелем ворот был построен артиллерийский каземат.

Рів із печерами

Нынешняя Каламита - это полуразрушенные башни и ничтожные остатки стен, неглубокий каменный ров с пещерами-казематами и большой деревянный крест на месте, где некогда стояла церковь. Есть еще пещерный монастырь, прямо под крепостью, но о нем позже. Все это с одной стороны, под горой, опоясывает железнодорожная насыпь, а с другой - глубокий террасированный карьер. Хотя выглядит Каламита вовсе не мрачно. Вот бывают грустные и вялые руины, а эти веселые и жизнерадостные. Романтические.

Скала, на которой стоят остатки крепости, ныне называется Монастырской. Крепостная ограда ограничивает крайнюю часть скалы с тех сторон, где она доступна для пешеходов. А со стороны обрыва подняться на склон невозможно, поэтому здесь укреплений нет.

Дорога в крепость сейчас проходит через тоннель под железнодорожной насыпью. Далее она через старинное кладбище стремительно карабкается вверх и упирается в надвратную башню, стоящую на краю многометрового обрыва. Следующая башня (№ 2) стоит в 12 метрах от надвратной. От нее начинается высеченный в камне сухой ров-ловушка с пещерами, которые выполняли функции своеобразных дотов.

Башня № 3 угловая, поэтому она очень мощная и имеет размеры 12х13 метров в плане. Особенности ее конструкции трудно понять, ведь башня очень разрушена (почти полностью). Башня выступает вперед за линию стен и должна была фланкировать ров.

Барбакан (башта № 4)

Башня № 4 сохранилась лучше всего, поэтому она наиболее интересна. Вынесенная за ров, эта башня выполняла функции барбакана и была фактически самостоятельной крепостной постройкой. С основной оградой ее соединяла стена, проложенная поперек рва. По верху этой стены воины могли переходить из башни в крепость и обратно. В 18 веке в башне № 4 располагалась тюрьма. Раньше было еще две башни, но от них осталось немного.

Также на территории Каламиты есть остатки (фактически лишь фундаменты) средневекового христианского храма. Строили его феодориты, ну а разрушили пожалуй турки, хотя достоверно это неизвестно.

В 17 веке Инкерман превратился в большой город и значительный торговый центр. Через него проходила торговля с южным берегом Крыма. Крепость в то время считалась достаточно мощной, но ее смогли захватить и разрушить казаки (а вот какие - неизвестно). Потом, конечно, крепость отстроили.

В 1773 году съемочные партия из русских кораблей, под руководством штурмана И.Батурина, составила первый план города Инкерман. Согласно плану внутри крепости было семь домов, а вокруг нее стояло еще 50 домов, объединенных в восемь кварталов. Под горой располагалось село с тем же названием, что и крепость - Инкерман. В нем было еще 30 домов.

Регулярные российские войска впервые появились в Инкермане весной 1777 года. Пробыли они здесь два года. Под руководством легендарного генерала Суворова русские построили несколько береговых батарей (в том числе и в Инкермане). Но в 1779 году войска Суворова оставили Инкерман, а укрепление разрушили (чтобы не достались туркам).

Руїни фортеці Каламіта (німецьке фото 1942 року)

После присоединения Крыма к России в 1783 году крепость Инкерман потеряла свое значение, хотя боевые функции ей еще пришлось выполнять. Так в 1854-1856 годах, во время Крымской войны и героической обороны Севастополя, Каламита была опорным пунктом Инкерманской позиции русских войск. А во время второй обороны Севастополя в период Великой Отечественной войны на Монастырском холме стойко удерживали позиции бойцы 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. У подножия горы, на территории монастыря Святого Климентия стоит ныне памятник героическим стрелкам.

Монастырская скала пронизана большим количеством пещер. В одной из них еще в 7-9 веках был основан пещерный монастырь Святого Климентия Папы. Этот святой был одним из первых Римских Пап и погиб смертью мученика в Херсонесе от рук римских воинов императора Траяна (его утопили, привязав к каменному якорю).

Монастырь состоял из трех пещерных храмов, крупнейшим из которых был храм Святого Климентия. Существовал монастырь до 1485 года. Тогда, под давлением турецкого инкерманского гарнизона, монахи покинули обитель.

Монастир Святого Климентія нині та на початку ХХ ст.

В 1852 году по инициативе архиепископа Иннокентия в пещерах снова открыли небольшой монастырь - Инкерманскую киновию во имя Святого Климентия. Во времена Крымской войны монастырь опять закрылся, но возродился в 1867 году. Тогда реставрировали три пещерных церкви, построили наземный храм - Троицкий, а также построили дом настоятеля. Позже, в честь чудесного спасения императора Александра III, под горой возвели еще один наземный храм - Святого Пантелеймона, а в 1907 году сверху на Монастырской горе в память о Крымской войне построили церковь Святого Николая. Эта церковь не сохранилась, хотя на немецких фото периода обороны Севастополя (вероятно, 1942 года) руины церкви еще стоят, как и руины еще нескольких зданий.

От пещерных храмов на Монастырскую гору вела прорубленная в скале уникальная лестница. Она существуют и сейчас.

Сходи у скелі


Монастир Святого Климентія

Монастырский комплекс вернули монахам уже после распада СССР. Началось восстановление обители. Церковь Святой Троицы и покои настоятеля отреставрировали. Разрушенный в советский период храм Святого Пантелеймона отстроили «с нуля». Провели реставрационные работы в пещерных храмах.

Была в монастыре еще одна церковь - Святого Евграфия. Основали храм в 13 веке, а в начале 20-го - восстановили. Но в советский период, во время разработки известнякового карьера, уникальный храм, с остатками средневековых фресок, полностью засыпали грунтом.

Комплекс монастыря Святого Климентия и крепость Каламита, расположенная над монастырем, составляют очень интересный и эффектный туристический объект. При случае обязательно посетите! Рекомендуем.

Текст и фото Романа Маленкова

При написании использован путеводитель: Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. - Москва: Из-во «Искусство», 1986.

Інкерманські каменоломні

Крепость Каламита: история фортификационного сооружения

Первое упоминание о крепости Каламита встречается у генуэзцев . Они изобразили строение на морской карте второй половины XV в.

Возможно, именно этот факт ввёл в заблуждение итальянца Карло Боссоли, который изобразил руины крепости Каламита на цветной литографии с названием «Остатки генуэзских укреплений в Инкермане»

Крепость Каламита на литографиях К. Боссоли:
К. Боссоли.
Остатки генуэзских укреплений в Инкермане
К. Боссоли. Вид Инкерманской долины .
Литография, 1856

Историки, в свою очередь, считают, что крепость возвели представители державы Феодоро (Мангупского княжества) в 1427 г. Она появилась при князе Алексее и должна была охранять порт Авлита, расположенный в устье реки Черная.

Благодаря исследованиям, которые проводились на Монастырской скале, ученым удалось выяснить, что крепость Каламита была построена на руинах более раннего фортификационного укрепления. Оно появилось при византийцах еще в VI веке , и как многие другие сооружения того времени, охраняло подступы к Херсону (так назывался тогда Херсонес Таврический) . До сегодняшнего дня никто не знает, как называлась первая инкерманская крепость, о ней нет воспоминаний в известных науке древних документальных источниках. Примерно в VIII-IX вв. на склоне скалы, на которой стояло укрепление, появился пещерный монастырь, названный в честь святых Климента и Мартина.

Остатки крипт первых христиан
в скале на которой расположена крепость Каламита
Церковь Святой Троицы при монастыре.
Сверху на Монастырской скале - башня крепости Каламита

Крепость Каламита недолго служила феодоритам. В 1434 г. ее в очередной раз завоевали генуэзцы. Мангупское княжество сумело вернуть укрепление, но в 1474 г. там уже господствовали татары. В этот уголок Крымского полуострова привозили невольников, чтобы отправить их морем в чужие края. О больших товарооборотах расположенного рядом порта Авлита с завистью писали представители Генуэзской республики. Их переживания не были напрасными: возле крепости Каламита развивался серьезный соперник Кафы .

Особенности архитектуры крепости Каламита

Крепость Каламита была построена на плато так называемой Монастырской скалы. Она занимала 1,5 кв. км. На юге и западе поселения располагались природные обрывы глубиной от 4 до 6 десятков метров.

234-метровое оборонное сооружение, которое состояло из шести башен высотой до 12 метров и четырех куртин, защищало жителей Каламиты от нежданных гостей. Толщина стен крепости доходила до 4 м, высота - до 10 м. Вначале существования укрепления над куртинами красовались зубчатые парапеты. Позже вместо зубцов появились отверстия, через которые можно было стрелять по вражеским войскам. Кроме того, перед оборонной стеной находился специально вырытый ров, за ним возвышался земляной вал.

Сегодня можно увидеть круглую башню. Она хорошо сохранилась, потому что была построена уже при турках. Период истории крепости Каламита в составе Османской империи также характеризуется двойным утолщением стен на всех участках укрепления.

Въездные ворота более позднего времени находились в первой башне крепости Каламита. Она располагалась у обрыва. Ранее центральный вход был возле пятой башни, но потом там оставили лишь небольшую вылазную калитку. Территория крепости условно делилась на общественную зону и часть, в которой располагались жилые помещения. Местное население строило небольшие дома, но стояли они достаточно густо.

Крепость Каламита в наши дни

В конце XIX в. исследованиями крепости Каламита занимался А.Л. Бертье-Делагард. Это именно он определил время строительства укрепления при феодоритах. Еще одна экспедиция, которой руководил Е.В. Веймарн, проходила в 40-50-х гг. XX в. Тогда ученые узнали о более позднем сооружении, расположенном на горе. В середине прошлого века также стало известно, что укрепление перестраивалось пять раз. В 80-х гг. В.Ф. Филиппенко продолжал изучать крепость Каламиту и выдвинул версию о том, что она пережила всего три этапа своей истории.

То, что можно восстановить, специалисты наших дней стараются отреставрировать. К сожалению, процесс затягивается.

Как бы там ни было, крепость Каламита является известной достопримечательностью современного Инкермана. Ее руины, которые видны уже при въезде в поселок, словно магнитом притягивают к себе многочисленных туристов. Остатки древней крепости вместе с пещерным монастырем, расположенным в Монастырской скале, и небесно-голубой водной гладью инкерманского карьера, пользуются большой популярностью среди приезжих.

Где расположена крепость Каламита и как до нее добраться?

Крепость Каламита расположена в городе Инкерман Балаклавского района Севастополя . Чтобы доехать туда, можно воспользоваться маршруткой или автобусом. Остановка - «Чермет». Рядом с достопримечательностью также находится ж/д станция «Инкерман-1».

INLIGHT

Каламита находится на восточном берегу реки Черная, на вершине Монастырской скалы. Крепость является ценнейшим памятником средневековой архитектуры и главной достопримечательностью Инкермана. При въезде в город на вершине скалы прекрасно видны руины крепости, возвышающиеся над дорогой

Крепость Каламита была основана для защиты торгового порта Мангупского княжества Авлиты. Позже по ее имени стали называть и сам порт.


Название "Каламита" первоначально стало известно по морским картам генуэзцев ХIV -ХV вв. В скалах Инкермана было найдено восемь христианских пещерных скитов и множество пещерных церквей. Скала, на которой возведено укрепление, испещрена множеством пещер. Часть из них имели военное значение, другие использовались как культовые и порой даже жилые помещения.

Для того чтобы подробно исследовать все пещеры и тоннели, нужно обладать крепкими нервами. Высота просто огромная, обратите внимание на экскаватор на фото ниже, он выглядит как маленькая детская игрушка.


Ступеньки на второй этаж древнего жилища Каламиты

Особая святость крепости Каламита объясняется легендой о том, что сюда при императоре Траяне (98-117 год) был отправлен в ссылку римский папа Климент. Полагают, что первую пещеру - храм апостола Андрея — построил лично св. Климент. Сейчас этот храм переосвящен в честь Климента. Пережив пик своей славы во времена княжества Феодоро, в турецкую эпоху монастырь был заброшен. Турки вели разработку каменоломен, рядом с монастырем находился порт, через который перевозили десятки тысяч пленных, и вся эта огромная толпа - каменщики, пленники, дожидавшиеся отправки на рабские рынки, местные жители - не забывали о том, что место это священно. В 1634 году московские туристы говорили, что здешние христиане пытаются хоть каким-то образом сохранять мощи святых, чему сильно противились турки. Монастырь не являлся учреждением, а работал на общественных началах. В 1779, когда из Крыма по личному указанию императрицы были вывезены практически все греки, монастырь был окончательно заброшен. В 1850 году на него обратили свой взор церковные власти Российской империи. По окончанию Крымской войны здесь реставрируют скальные храмы, возводят дом настоятеля с домовой церковью (1867), храм Пантелеймона (1895), Николая Мирликийского (1905), жилые корпуса с церковью Благовещения (1907), восстанавливают пещерный храм св. Мартина (1867).

Скала полностью иссечена, келии вырезаны в три яруса и соединены лестницами. В наше время передние стены келий обрушились, и миру предстали внутренние помещения, висящие над пропастью.


Во время обороны Севастополя в 1941-42 годах практически все постройки монастыря были уничтожены, сохранились только пещерные храмы. Пострадала и сама крепость Каламита - от неё остались лишь части стен и башен. Памятник особой важности практически не удостоился внимания науки, в военное время ему был нанесен невосстановимый ущерб. Реставрация идет слабым ходом, восстановить даже часть исторического наследия практически нереально.

Как уже упоминалось, Каламита расположена на огромном плато, со всех сторон защищенном природой. На плато располагалось 5 оборонных башен, сквозь главную башню осуществлялся вход в крепость, она же и сохранилась до наших времен лучше всего. Ведется ее реставрация.


Другие башни крепости сохранились гораздо хуже:


Вот одна из наиболее сохранившихся инкерманских башен


На фото ниже можно представить как выглядели оборонительные сооружения Каламиты в те времена, основные башни были соединены высокой защитной стеной:


Крепость Каламита довольно четко делится на общественную часть неподалеку от первой башни, и жилой квартал в самой глубине крепости. Тут не было крупных усадеб, а стояли очень маленькие домики, было довольно тесно. На углах улиц местами наблюдаются даже сооружения трехугольной формы, там, где сходились три улицы. От жилого квартала остались лишь руины:


Вот как выглядят руины Каламиты:


Отсюда открывается вид на каменоломню Инкермана. Как раз здесь и работал св. Климент:



Внизу дорога

В каменоломне и сейчас ведутся разработки, не столь активно как во времена расцвета Каламиты, но ведутся:


Вид на инкерманскую выработку и озеро


Спецтехника в карьере


На плато очень много всякой дикой живности:


Между башнями Каламиты находится маленькое кладбище XIX-XX веков.

Два памятника особенно примечательны. Один из них, гранитный обелиск с множеством следов от пуль, надпись на нем гласит: "Медведев М. Т., борт-механик, погиб на славном посту 14 июля 1938 года" — и изображение пропеллера. Рядом скромное бетонное надгробие — здесь погребен человек, совершивший подвиг самопожертвования. Об этом повествует простая и трогательная эпитафия: "Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей".

Эта могила свидетельствует об участии крепости и в Великой Отечественной войне. В 1942 году в Инкермане оборонялись воины 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, в ночь на 28 июня они прочно закрепились на рубеже между крепостью и горой Сахарная головка. Бывший командир дивизии Т. К. Коломиец пишет в своих мемуарах, что где-то поблизости от крепости вполне успешно действовала батарея первой дивизии из трех орудий под командованием лейтенанта Перепелицы. Генерал пишет:

"Как только немцы поднимались в атаку, расчеты открывали по ним огонь прямой наводкой, и атака тут же захлебывалась. Когда же гитлеровцы начинали вести огонь по нашим артиллеристам, они укрывали орудия в пещере и оставались невредимыми".

Инкерманский карьер заполнен чистой родниковой водой, наполняется из источника святого Климента:



Каламита просто превосходна. Находясь на вершине плато не покидает ощущение таинственности. Энергетика места просто потрясающа, окружающая красота завораживает.

В завершении несколько фото с интерестными пейзажами Инкермана:


Вид на карьер Инкермана и крепость Каламита


Иисус Христос в одной из древних пещер Каламиты

Рядом с крепостью проходит железная дорога

Еще карьер


В инкерманской долине горит трава - обычное явление летом. Многие люди не задумываются, прежде чем выбросить окурок или спичку в окно:(


Окно в пещере Каламиты, когда-то это было чье-то жилье..


Еще одно фото озера, уж очень оно красивое..


Подъезжая к Севастополю с севера, вы непременно обратите внимание на крепость, что стоит на вершине Монастырской скалы на окраине Белокаменска (бывший Инкерман), административно входящего в Балаклавский район Севастополя. Древнейшие следы оборонительных сооружений (специалисты называют их "первым строительным периодом") относятся к VI в. н. э. Однако те стены и башни, что сохранились, возведены в начале XV в. владетелями княжества Феодоро и впоследствии перестроены турками.

Крепость феодоритов называлась Каламитой. Топоним этот истолковывают по-разному: то как новогреческое "хороший мыс" (А. Л. Бертье-Делагард), то как древнегреческое "камышовая". Есть и другие версии.

B XV столетии крепость дважды пострадала от вражеского вторжения. Первым было генуэзское (1433 г.), однако феодориты вскоре восстановили Каламиту. В 1475 г. ее взяли турки.

Попасть в крепость несложно: рейсовый катер, курсирующий по маршруту Центр - Белокаменск, доставит вас до остановочного пункта Инкерман-1. От пристани уже видны стены и башни Каламиты. Пешеходная часть пути, правда, несколько утомительна: приходится идти вдоль шоссе Севастополь - Симферополь с очень напряженным движением. По дороге пересекаем Черную речку в месте ее впадения в Севастопольскую бухту, вокруг - индустриальный пейзаж. Слева - площадка, где разрезают для переплавки отслужившие свой срок корабли, справа - завод железобетонных изделий.

От шоссе в сторону крепости ответвляется проселочная дорога. Она ныряет в тоннель под железнодорожным полотном и подводит к старому, полуразрушенному и давно пересохшему фонтану. Это место называют источником св. Климента. Согласно преданию, первый римский папа Климент был сослан в местные каменоломни. Здесь он все же продолжал энергичную проповедь христианства, являя различные чудеса. Одним из них и было будто бы появление источника, оформленного потом в виде фонтана.

Сомнительны и легенда об источнике, и само реальное существование св. Климента. Скорее всего, это позднейший домысел. Такого мнения придерживались А. Л. Бертье-Делагард и Иван Франко, посвятивший данной теме специальное исследование.

Фонтан оформлен невысокой, увенчанной треугольным фронтоном стеной с нишей. Рядом - кладбище, которое заросло большими тенистыми деревьями.

Мощенная крупным булыжником дорога поворачивает вправо, к монастырю, но о нем - позже. Перед монастырскими постройками влево отходит древний путь, ведущий наверх, в крепость. Он крут, извилист, местами сужается в тропу. Поднимаемся вдоль старого, заброшенного виноградника, иногда дорога превращается в неширокую полку, вырубленную в скале. По ней направляемся к массивной трехъярусной, полукруглой башне, перерезанной глубоким въездным тоннелем (здесь были ворота) с арочным сводом. На замковом камне свода виден крест и следы надписи.

Башня стоит на самом краю отвесного обрыва. Внизу - Инкерманская долина, по которой протекает река Черная (ее путь отмечен купами деревьев), а по ту сторону долины - каменный хаос огромных глыб. Этот навал - следы мощного взрыва, происшедшего в последние дни обороны 1941-1942 гг., когда взлетели на воздух склады боеприпасов.

Порох, снаряды и авиабомбы хранились в двенадцати штольнях. Они были взорваны на рассвете 30 июня 1942 г., чтобы преградить дорогу наступающим фашистским танкам. Взрыв произвел начальник размещавшегося здесь филиала артиллерийского арсенала техник лейтенант П. П. Саенко. В память об этом событии на одной из скал в устье Каменоломенного оврага установлена мемориальная доска.

Следующая башня (вернее, полубашня) стоит очень близко к надвратной, длина куртины - всего 12 м. Эта трехстенная постройка, полукруглая снаружи и квадратная изнутри, сохранилась до высоты более 12 м. От нее начинается высеченный в скале глубокий ров, а с внешней его стороны - искусственные пещеры. Назначение их не совсем ясно. Не исключено, что они служили казематами, откуда защитники крепости могли атаковать врага, просочившегося в ров.

Третья по счету башня - угловая, она была особенно укреплена; ее размеры примерно 12 на 13 м. Но башня так сильно разрушена, что невозможно судить о деталях конструкции.

Лучше других сохранилась башня-барбакан, вынесенная вперед за ров, т. е. игравшая роль почти самостоятельного крепостного сооружения. С основным оборонительным комплексом она соединялась проложенной поперек рва стеной, по которой, под прикрытием зубцов, воины могли переходить из барбакана в крепость и обратно. Эта башня имеет форму неправильного овала (наибольшие размеры-11 на 13 м), та ее сторона, что обращена к крепости, плоская. Внутри древние камни барбакана увиты плющом.

Дальше к обрыву располагались еще две куртины с двумя башнями (последняя, шестая, стояла почти на краю обрыва), но от них осталось немного. У башни № 5 в стене - боевая калитка. Первоначально именно здесь были ворота, перенесенные на нынешнее место после устройства рва.

От ворот через крепость проходила улица, по сторонам которой угадываются следы построек. Каламита была достаточно известна и до турецкого завоевания, и после него, она отмечена на картах начиная с XV в. Самое раннее описание крепости оставил Мартин Броневский, посланник польского короля Стефана Батория к крымскому хану. К тому времени (вторая половина XVI в.) Каламита носила уже новое имя - Инкерман ("пещерная крепость") и некогда процветавшее поселение находилось в упадке. Броневский упоминает в своем "Описании Крыма" большую каменную крепость, мечеть и три значительные пристани.

Э. Д. д"Асколи, побывавший в Крыму в XVII в., пишет, что Инкерман - довольно большой город и торговля с южным берегом Черного моря проходит через него. Но в первой половине XVII в. город разрушили казаки (автор не говорит, кто именно - запорожцы или донцы), из чего можно заключить, что эти отважные люди нападали не только на Евпаторию и Феодосию, но и проникали к крепости, лежащей в самом конце нынешней Севастопольской бухты.

Чрезвычайно любопытные сведения об Инкермане содержит русская "Повесть известна и удивлению достойна...", автор которой ("многогрешный поп Иаков", как он сам себя называет) посетил Крым в составе посольства Б. Дворянинова в 1633-1634 гг. Привлеченный сюда пещерами, отец Иаков основательно обследовал Инкерман, где сохранились следы христианских церквей. Он пишет: "...верхоруж той горы городок каменный не велик и не многолюден... и живут в нем татарове и греки и армяни, к тому же городку из моря пролива, и тою проливою с моря приходят корабли от многих стран". Далее автор подробно описывает христианские святыни (мы еще вернемся к ним, когда будем говорить о монастыре) и высказывает прозорливую мысль о грядущем присоединении Крыма к России.

В 1773 г. посланная с зимовавших в Балаклавской бухте русских кораблей съемочная партия под руководством штурмана И. Батурина составила первый подробный план Ахтиарской бухты и "города Инкермана" . На плане внутри крепостных стен показано семь зданий, а в слободе перед крепостью - около 50. Перед воротами, метрах в 140 от них, значится еще одна башня, не связанная с крепостью.

Дорога проходила сквозь нее. Дома слободы объединялись в восемь небольших кварталов. Судя по плану, деревня Инкерман помещалась под крепостью, в ней было тогда 30 домов.

На плане И. Батурина нанесена дорога из Килен-бухты в Инкерман. И еще одна существенная деталь: отмечено место, где находилась Авлита - порт Каламиты.

Весной 1777 г. в Инкермане впервые появились русские войска. В крепости учредили конный пикет, в задачу которого входило предупреждать командование о появлении в бухте турецкого флота.

Когда флот вошел в гавань, А. В. Суворов, командовавший русскими войсками в Крыму, принял срочные контрмеры - к побережью были подтянуты пехота, артиллерия, резервы, началось строительство батарей. Опасаясь оказаться запертыми в бухте, турецкие корабли ушли в море.

Рижский пехотный полк провел во вновь созданных укреплениях и в деревне Инкерман зиму 1778/79 г. В мае 1779 г. русские войска были выведены из Крыма, а укрепления уничтожены, чтобы ими не смогли воспользоваться турки.

После присоединения Крыма к России в Инкермане побывали многие путешественники, как русские, так и иностранные. Описания этого экзотического уголка полуострова оставили П. С. Паллас, П. И. Сумароков, Ф. Дюбуа де Монпере, Э. Д. Кларк.

Первое подробное обследование крепости выполнил в 1845 г. морской офицер 3. Аркас. При нем стены от надвратной башни до барбакана имели совсем иной вид - они стояли почти на всю высоту (около 6 м) и были снабжены девятью амбразурами. На территории городища, кроме главной улицы, прослеживались еще два поперечных переулка, полуподземная церковь, фундаменты домов, бассейн, цистерна для сбора дождевой воды и засыпанный колодец.

Во время Крымской войны древней Каламите снова пришлось вспомнить свое боевое назначение. Вплоть до заключения перемирия она служила опорным пунктом Инкерманской позиции русских войск. Крепость постоянно подвергалась вражескому обстрелу. Даже в день заключения перемирия в феврале 1856 г. французские стрелки, скрывавшиеся на левом берегу реки Черной, открыли огонь по находившемуся в крепости известному герою обороны генералу А. П. Хрущеву и его свите. К счастью, никто не пострадал.

Во второй половине XIX в. крепость обследовал известный ученый, археолог и инженер А. Л. Бертье-Делагард. Результаты, опубликованные им в 1886 г., проливают свет на конструктивные особенности и время сооружения памятника. Прежде всего он выявил два важнейших строительных периода - Каламиту времен княжества Феодоро и турецкий Инкерман. Первоначально стены укрепления, увенчанные зубчатым парапетом, выглядели весьма скромно: толщина их не превышала одного метра. Воины ходили вдоль стен по специальным деревянным помостам. Крепость защищали всего пять прямоугольных полубашен, ров отсутствовал, да и кладка не отличалась прочностью - она была бутовая на известковом растворе.

Турки значительно перестроили укрепление. Стены его стали вдвое толще, были закрыты с тыла полубашни, пробит в скальной породе ров и сооружено предмостное укрепление - барбакан. Более грозный вид приняла и надвратная башня, усиленная в сторону поля. Кроме того, в ней был устроен каземат для орудия, калибр которого, судя по найденным ядрам, составлял 4-5 дюймов. Подверглись переделке и остальные башни, кроме последней - над обрывом.

А. Л. Бертье-Делагард пришел к выводу, что реконструирована крепость далеко не сразу. Поначалу турки довольствовались, очевидно, старым укреплением, возведенным феодоритами. Так продолжалось по меньшей мере столетие, поскольку самая ранняя дата перестройки- "после конца XVI века".

Между барбаканом и следующей за ним башней, перед рвом, вы увидите небольшое кладбище XIX-XX вв. Два памятника обращают особое внимание. Один из них - гранитный обелиск, иссеченный пулями. На нем надпись: "Медведев М. Т., борт-механик, погиб на славном посту 14-го июля 1938 года" и изображение пропеллера. Очевидно, смерть настигла авиатора во время воздушной катастрофы... Рядом бетонное надгробие, на котором всегда свежие цветы. Здесь погребен человек, совершивший подвиг самопожертвования. Об этом рассказывает простая и трогательная эпитафия: "Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей".

В 1942 г. здесь держали оборону бойцы 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Приморской армии. В ночь на 28 июня они закрепились на рубеже между крепостью и горой Сахарная головка. Бывший командир дивизии Т. К. Коломиец рассказывает в своих мемуарах, что неподалеку от крепости успешно действовала сводная батарея первого дивизиона из трех орудий под командованием лейтенанта Перепелицы: "...Как только немцы поднимались в атаку, расчеты... открывали по ним огонь прямой наводкой, и атака тут же захлебывалась. Когда же гитлеровцы начинали вести огонь по нашим артиллеристам, они укрывали орудия в пещере и оставались невредимыми..." .

Братская могила воинов 25-й стрелковой дивизии находится у подножия Монастырской скалы. При входе в монастырь установлена мемориальная доска - здесь помещался командный пункт дивизии.

Инкерманский монастырь (он внизу, в пещерах, высеченных под крепостью) возник в VII-IX вв. и существовал примерно до 1485 г. Около десяти лет после турецкого завоевания монахи еще держались, но из-за соседства турецкого гарнизона вынуждены были покинуть обитель. Можно понять их отчаянное положение: высеченная в скале лестница из крепости к подножию скалы проходит прямо через монастырь.

Первое описание монастыря оставил уже упоминавшийся отец Иаков. Он подробно рассказывает обо всем увиденном, в том числе и о живописи в пещерной церкви, ныне совершенно утраченной. От него мы узнаем, что пещеры были обитаемы, "в них живут гречане", а среди них уже 32 года томится русский пленный "Максимка Иванов Новосилец".

П. И. Сумароков, посетивший Инкерман на рубеже XVIII и XIX столетий, сообщает, что пещер было более трехсот, а полвека спустя 3. Аркас насчитал их всего 150. В 1852 г. по инициативе архиепископа Иннокентия в пещерах был снова открыт небольшой монастырь, именовавшийся Инкерманской киновией во имя св. Климента. В Крымскую войну киновия прекратила свое существование, но была возобновлена в 1867 г.

Детальной оценкой исторических и архитектурных особенностей монастыря мы также обязаны А. Л. Бертье-Делагарду. Он тщательно пересчитал пещеры (их оказалось 210), он же аргументированно предположил, что в монастырь вели три лестницы (в его время, как и сейчас, оставалась только одна).

По сохранившейся лестнице (она начинается у подножия склона и выводит к основанию надвратной башни) попадаем в первую пещерную церковь - св. Мартина. Храм имеет форму прямоугольника, перекрытого полукруглым сводом, далее следует небольшая часовня и, наконец, еще одна церковь - св. Климент а. Эту трёхнефную базилику со сводчатым перекрытием А. Л. Бертье-Делагард считал довольно поздней, XIV в. В 1867 г. инкерманские церкви реставрировал художник Д. М. Струков, но о результатах его деятельности исследователь отзывается крайне неодобрительно. В том же году у подножия скалы построен дом настоятеля, совмещенный с церковью св. Троицы, сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны.

Если смотреть на обрыв, в котором находится монастырь, с полотна железной дороги, то на уровне земли видна высеченная в скале абсида. Судя по старым фотографиям, здесь была еще одна небольшая наземная церковь. Перед сохранившейся абсидой, несколько правее, видна каменная кладка, а в ней - три узких оконных проема, перекрытых арками под общим треугольным фронтоном. Центральный обрамлен двумя колоннами с капителями в виде листьев лотоса. Эти окна освещают храм св. Климента. Рядом - квадратное низкое помещение с высеченными по трем его сторонам каменными скамьями. Именно сюда и приводила главная лестница, по которой поднимались в монастырь П. С. Паллас и П. И. Сумароков. В 1845 г. 3. Аркас видел ее уже разрушенной, сейчас от нее не осталось и следа.

В скалах противоположного борта Инкерманской долины, на левом берегу реки Черной, у самого ее устья, существовал еще один пещерный монастырь, сохранившийся значительно хуже Инкерманского.

На обратном пути к катеру вы увидите его в скалах по ту сторону железной дороги. Главный вход в монастырь, как пишет 3. Аркас, вел от реки "широким, высоким и на верху дугообразным коридором о 37 ступенях...". А. Л. Бертье-Делагард через сорок лет нашел его уже полуразрушенным, в настоящее время он совершенно уничтожен. Второй вход - со стороны Каменоломенного оврага. Он сохранился. В этом монастыре, как и в Инкерманском, лестница от входа продолжалась до самого верха скалы. Но мнению А. Л. Бертье-Делагарда, большая церковь монастыря - крупнейший из пещерных храмов Крыма. Он крестовокупольный, алтарная часть разрушена. Есть еще одна церковь, меньшого размера, с могилами в полу.

Современные авторы относят сооружение монастыря к VIII- IX вв., времени иконоборчества в Византии, когда монахи-икононопочитатели массами выселялись в отдаленные районы империи. Но А. Л. Бертье-Делагард датирует главную церковь XIV-XV вв. и, надо думать, не без оснований: крестовокупольный тип храма (а подземные церкви повторяли наземные сооружения) характерен именно для этого времени.

Монастырь находится как раз в том месте, где 24 октября 1854 г. разыгралось кровопролитное сражение. Неподалеку, в устье Каменоломенного оврага, в братских могилах похоронены русские солдаты, павшие в бою. Кладбище исчезло в годы Великой Отечественной войны.

Желающие осмотреть монастырь (вернее то, что от него осталось) должны идти по дороге, идущей по дну Каменоломенного оврага - он сразу же за переездом через железную дорогу. Когда справа покажутся несколько одноэтажных домиков, надо свернуть в узкий проход между первым и вторым домами, который и приведет к входу в монастырь.

Отсюда начинается лестница, поднимающаяся по коридору, высеченному в толще скалы. В нем довольно темно, но даже наиболее неосвещенный участок можно пройти без фонаря. До половины пуп: помогает свет сзади, а отсюда вы уже видите выходное отверстие. Колодцев и других ловушек в полу коридора нет. Жаль только, что

местные жители стаскивают в Монастырь всякий мусор, практически превратив древний памятник в свалку.

По стенам коридора вырублены ниши неизвестного назначения (возможно, для икон или светильников) и монашеские кельи. Коридор приводит к обрушению. С этого места хорошо видны две сохранившиеся пещерные церкви и часть третьей, разрушенной.

Можно подняться на вершину скалы, в которой высечен монастырь. Для этого надо пройти вдоль железнодорожных путей в сторону Севастополя, найти тропинку, подняться по ней на обрыв и вернуться вдоль него к месту, где он поворачивает под прямым углом, образуя скалистый мыс. Здесь видны каменные ступени - остатки лестницы, которая вела некогда из монастыря наверх. Но не пытайтесь спуститься по ней - большая часть лестницы совершенно разрушена.

С вершины обрыва открывается широкий вид на Инкерманскую долину, окруженную скалами. Главная черта этого пейзажа - камень во всех его видах и проявлениях. Недаром Г. Поженян, выражая свою любовь к этим суровым, опаленным войной местам, сказал:

Ужели нет для нас других земель

И камня нет без камня Инкермана...

На правом берегу реки Черной, при впадении её в Севастопольскую бухту, расположен приморский «пещерный город» Каламита. Его башни и стены открываются слева от шоссе при подъезде к мосту через реку. Из Севастополя сюда можно попасть катером — до пристани «Малый Инкерман».

Как добраться до крепости Каламита?

Можно сойти с поезда на станции Инкерман — I, отсюда всего один километр до вершины Монастырской скалы, занятой крепостью. Название связано с монастырем Святого Климента, пещерные сооружения которого вырублены в её теле. По наклонному туннелю можно подняться от подножия обрыва на территорию крепости около воротной башни. Здесь есть несколько помещений хозяйственного назначения, среди них две пещерные церкви. Древнейшая из них — церковь Святого Климента, повторяющая в основных чертах архитектуру наземных храмов. Два ряда колонн делят её на три нефа. Ряд выразительных декоративных элементов указывают на то, что вряд ли храм может быть древнее 12 века. А.Л. Бертье-Делагард в своё время относил его даже к 14-15 векам.

Вторая пещерная церковь Святого Мартина, создана в 1867 году, после того как монастырь был возобновлен в 1850 году как Инкерманский скит. Просуществовал он в этом качестве до 1926 года. После передачи монастыря церкви в начале 90-х годов 20 века здесь возведён ряд наземных построек, создан новый интерьер пещерного храма. Не смотря на то, что комплекс Каламита-Инкерман официально является отделом Херсонесского государственного историко-археологического заповедника, доступ экскурсантам и туристам здесь крайне затруднён.

Удобное местоположение крепости Каламита

Место для крепости было выбрано не случайно. Внизу глубокая, далеко вдающаяся в сушу бухта (длина — 6 км, ширина — до 1 км), представляющая собой прекрасную естественную гавань, достоинства которой оценены давно. Вероятно, ещё в 6 веке византийцы, стремясь укрепиться на юго-западном побережье Таврики, поставили здесь своё укрепление.

Позднее в скале, на которой расположилась крепость, начали высекать пещерные помещения, церкви и кельи. Распространено мнение, что здесь обосновались эмигрировавшие из Византии монахи-иконопочитатели, преследовавшиеся в период иконоборчества, хотя каких-либо серьезных археологических оснований, как отмечалось, для него нет.

Соседняя к востоку от Монастырской скала, именуемая Загайтанской, изрешечена многочисленными пещерными сооружениями, расположенными в несколько ярусов. Это остатки средневекового поселения, пока ещё малоизученного.

Крепость Каламита в средние века

История Каламиты-Инкермана в эпоху Средневековья не освещена письменными источниками. Только в начале 14 века появляются первые упоминания о ней. Каламита значится на итальянских картах — портоланах. Это греческое название обычно переводится как «камышовая», хотя есть и другие варианты, менее обоснованные. Особое значение крепость приобретает в 20-е годы 15 века, когда за её восстановление берется княжество Феодоро. Защищенный глубоководный порт был необходим ему для приобщения к черноморскому торговому миру. Но гавань нуждалась в надёжной охране. Поэтому при князе Алексее здесь возводятся новые фортификационные сооружения. Снаружи перед крепостными воротами был построен храм. С ним некоторые исследователи связывают надпись на известняковой плите, датированную 1427 годом.

Понимали значение Каламиты и генуэзцы. Не зря в 1434 году, когда им удалось отбить у Феодоро захваченную у них за год до этого Чембало, они сразу двинули свое войско на Каламиту. На предложение капитулировать её жители ответили, что, если им будет сохранена жизнь и имущество, они сдадутся к вечеру следующего дня. Получив согласие генуэзцев, гарнизон и население незаметно для врага ушли из крепости вместе с имуществом. Разъяренные генуэзцы подожгли Каламиту. Но оставаться здесь без продовольствия они долго не могли и вернулись в Чембало. Каламита же вскоре была восстановлена, оберегаемый ею порт продолжал принимать и отправлять торговые суда в различные гавани Черного моря.

Территория порта находилась на ровном и низком участке берега между современной железнодорожной станцией Инкерман и Килен-бухтой. С правым берегом реки она была связана каменным мостом и насыпной дамбой. В 1475 году крепостью завладели турки, произведшие её реконструкцию в соответствии с требованиями новой эпохи огнестрельного оружия. Были утолщены стены и башни, меняется конструкция амбразур. Не ранее конца 15 века появилось название — Инкерман.

К северу от крепости раскинулось обширное предместье, слобода. Здесь селился портовый люд, находились склады и лавки. Археологические раскопки 1950 года открыли здесь кроме наземных строений большое количество зерновых ям. В них хранились значительные запасы зерна, видимо предназначавшиеся на продажу. Хлеб, очевидно, попадал сюда из плодородных горных долин, входивших во владения мангупских князей.

Найденные глиняные грузила для сетей говорят о том, что обильная в прошлом рыбой Севастопольская бухта обеспечивала существенную прибавку к столу. Свидетельство тому также и находки рыбных костей и чешуи при раскопках Каламиты и её предместья.

О широких торговых связях этого порта говорят многочисленные фрагменты гончарных сосудов из различных центров Средиземноморья и даже Центральной Азии.

Портом пользовались не только князья Феодоро, об этом сохранились свидетельства современников. Консул Кафы Антониотто ди Кабела сообщал в Геную (сентябрь 1474 года) о том, что татары увели из России и Польши от 10 до 20 тысячи человек, среди них было много мальчиков, купленных турками, которые «посадили их на суда в порту Каламита».

В 1968 году Херсонесский заповедник производил реставрационные работы в одной из башен крепости. Тогда и были найдены два известняковых блока с поцарапанными на них рисунками, изображающими шесть средневековых кораблей, вероятно принадлежавших одному из торговых караванов, заходивших в порт в 14 или 15 веке. Судя по рисункам, он состоял из кораблей различного типа, парусных и парусно-гребных. Можно в деталях проследить устройство корпусов, мачт, такелажа и надстроек. Уникальный памятник помогает живо представить панораму, открывающуюся с высоты Монастырской скалы пять веков тому назад, увидеть кипучую жизнь средневековой портовой бухты.

По свидетельству путешественника 17 века Эвлии Челеби, на втором этаже башни находился небольшой христианский храм, превращенный турками в пушечный каземат. За воротами, справа возле обрыва, недалеко от выхода на плато упомянутого выше туннеля, находился колодец, снабжавший крепость водой. О нём сообщают различные авторы вплоть до середины 19 века. Раскопки, проведенные здесь В.Ф. Филиппенко (Херсонесский заповедник), обнаружили шахту колодца и расчистили её на глубину более 5 км.

Слева от ворот начинается высеченный в скале ров, вдоль которого следует идти для того, чтобы продолжить знакомство с крепостными сооружениями.

Третья по счету башня, самая крупная по размерам, высится на стыке двух куртин — весьма ответственном месте обороны. Следующая за ней башня вынесена за пределы крепостной ограды на плацдарм перед рвом. Для связи её с крепостью служила перемычка во рву. Башня была сооружена турками для усиления защиты перед средней, самой древней куртиной. Есть сведения о том, что в подвальном этаже этой башни находилась тюрьма, где в 16-17 веках содержались пленники рабы, эксплуатируемые турками на самых тяжелых работах.

Этот участок оборонительной стены, как и соседний, шедший по южному склону обрыва Монастырской скалы, не подвергался позднейшей перестройке и сохранил облик времён княжества Феодоро. Это обстоятельство привлекло археологов, рассчитывавших найти здесь и более древние остатки защитных крепостных сооружений. В 1950 году Е.В. Веймарном у северной стороны разрушенной пятой башни были раскопаны остатки воротного проезда ранней крепости.

По предположению исследователя, он датируется 6 веком. Позднее, пока ещё не ясно, когда именно, ворота были заложены выломанными здесь же крупными блоками, проезд засыпали щебнем и отесам, образовавшимся при подгонке блоков. Не исключено, что в 20-х годах 15 века необходимость заставила соорудить вылазную калитку. Место для неё избрали там же, где когда-то находились погребенные позднейшими напластованиями древние ворота. Для этого феодоритам пришлось раскопать засыпь, созданную их предшественниками, разобрать участок стены и оборудовать в нём калитку. Просуществовала она вплоть до недавнего времени.

Территория крепости составляет 1,5 га, а протяженность её напольной укрепленной линии — около 250 метров. В юго-западном её углу был раскопан трехнефный христианский храм базиликальной формы. О жилой же застройке крепости пока ничего не известно. В середине 17 века, по свидетельству того же Эвлии Челеби, в ней было около 40 домов, но к тому времени они стояли уже пустыми, поскольку крепость была заперта, а её небольшой гарнизон из 50 солдат предпочитал проживать в предместье. Уже в 18 веке крепость потеряла военное значение.

Крепость в годы Отечественной войны

В последующие века она была безмолвным свидетелем кровопролитных сражений, кипевших в долине у подножия её обрывов в Крымскую и Отечественную войны. Следы последней до сих пор ещё запечатлены на стенах монастырских зданий. Напоминает о нем на противоположной стороне долины, расколотый на гигантские блоки отрог Сапун-горы — Уч-Баш. Там в подземных штольнях, в этом «пещерном городе», создававшемся уже в 20 веке, располагались госпитали, склады и мастерские, взорванные в июне 1942 года при отступлении советских войск вместе с оставшимися в них людьми.

Скалы цепко удерживают память о соприкосновении с живой материей человеческой культуры, но эти следы не вечны, их безжалостно стирает природная стихия, соревнуются с ней в этом иные люди, спеша отметить свой короткий век если не созидательной деятельностью, то уж геростратовыми деяниями…