Морской порт Витино: в чем опасность. Через кризис к новому производству: Как спастись Беломорской нефтебазе и порту «Витино»? Морской порт витино

Витино порт Белого моря

Витино - нефтяной порт в Кандалакшском районе Мурманской области. Расположен у станции Белое Море, в нескольких километрах к югу от Кандалакши, на западном берегу Кандалакшского залива Белого моря.
Порт Витино имеет 4 причала:
Причал № 1 предназначен для судов портофлота. Глубина у причала 3,5 м.
Причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море» (нефтерудовозов). Глубина у причалов 4,0 м.
Причал № 4 - рейдовый причал, состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Глубина у причала 13,7 м. Он принимает морские танкеры водоизмещением до 70.000т, с размерами до
длина - 230 м;
ширина −32,2 м;
осадка - 10,9 м.

Порт Витино открылся в 1995 году. До навигации 2001 года порт Витино работал сезонно, а с 2001 года - круглогодично.
Порт Витино используется главным образом для экспорта нефти и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. С 25 марта 2010 года в порт разрёшен заход судов с ядерными энергетическими установками.
В настоящее время порт принадлежит компании Usarel.
Грузооборот порта недотягивает до пропускной способности 8 млн т
2004 год - 3,7 млн т.
2009 год - 4,4 млн т
2013 год 2,3 млн т


Акционеры ООО «Морской специализированный порт «Витино» и «Беломорской нефтебазы» подали в центр занятости уведомления о ликвидации предприятий. С сотрудниками будут расторгнуты трудовые договора не позднее 25 апреля.

Ранее сообщалось, что Следственный комитет Мурманской области возбудил уголовное дело по факту частичной и полной невыплаты зарплаты работникам ООО «Морской специализированный порт «Витино». Порт, располагающийся в поселке Белое море, специализируется на хранении и перегрузке нефтепродуктов. При этом «Витино» — единственный порт на Белом море, переливающий сырую нефть.

Поводом для возбуждения уголовного дела стали материалы прокурорской проверки, по которым общая сумма долга по зарплате 156 работникам порта на 14 февраля составляет свыше 16 млн рублей, сообщает пресс-служба СК. Деньги портовики не получали с августа 2013 года.

В такой же ситуации находятся и 407 работников «Беломорской нефтебазы». Она входит в структуру порта. Уголовное дело по факту невыплаты им зарплаты было возбуждено следственным комитетом еще в ноябре прошлого года. На тот момент долги по зарплате составляли свыше 7 млн рублей. За месяц до этого прокуратурой было подано 900 исков в суд о взыскании с предприятия зарплаты.

Сейчас порт и нефтебаза находятся в вынужденном простое, работникам начисляется по 2/3 зарплаты, но только на бумаге.

Причиной всему — корпоративные споры, — рассказал корреспонденту РП старший помощник прокурора Кандалакши Наталья Шевердова. — Акционеры не смогли договориться между собой, смена директоров предприятий привела к затянувшимся судебным тяжбам вокруг структуры его собственников, в результате с августа у порта нет контрактов на нефтеперевалку, а, соответственно, работы и денег.

Ситуацию с невыплатой зарплаты работникам предприятия пытались разрешить прокуратура и Госинспекция труда. Чтобы погасить хоть часть долгов по зарплате, было арестовано имущество порта. Его продали за 500 тысяч рублей. Но кроме долгов перед работниками у порта и нефтебазы остаются долги по обязательным платежам, перед контрагентами. К тому же, ушел главный клиент «Витино» — «НОВАТЭК», построивший себе терминал в Усть-Луге.

История с переделом собственности началась в феврале 2009 года, когда стало известно, что нефтепорт был продан через нефтетрейдера ЗАО «НК «Руснефтехим», совладельцами которого являлись Максим Пухликов и Сергей Шекланов, кипрскому оффшору Usarel Investment. Контрольный пакет акций в 51% отошел к бывшему владельцу казахстанского «БТА-Банка» Мухтару Аблязову, оставшиеся 49% получили управляющие и совладельцы банка «БТА-Казань» («дочки» БТА) Сергей Шекланов и Максим Пухликов. Аблязов и Пухликов при этом вложили в порт не собственные сбережения а кредитные.

Спустя некоторое время у Мухтара Аблязова начались проблемы с правительством Казахстана, и он попросил политического убежища в Великобритании. «БТА-Банк» подал в Высший королевский суд иск о признании кредита в $120 млн, выданного Аблязову и Пухликову, незаконным, и потребовал передачи нефтепорта в свою собственность. Кредит одобрил экс-руководитель московского представительства банка Ильдар Хажаев. По материалам дела кредит был выдан подставной голландской компании Chrysopa Holding, а в дальнейшем ушел на счета кипрской Usarel Investment для приобретения компаний White Sea Complex, Northen Operations, ООО «Н-Терминал», ООО «Морской специализированный порт “Витино”» и других. Все эти компании владеют объектами порта Витино. Тогда же стало известно, что офшорная компания приобрела порт у группы Nitekl за $125,9 млн.

Попытки Usarel Investment сменить директоров порта и нефтебазы привели к тому, что бывший директор порта — Александр Яшин, также назначенный Usarel Investment, пошел в суд. Он не согласился со своим увольнением: посчитал, что уволили его не те люди. Дело в том, что внутри Usarel Investment за время владения портом несколько раз менялись акционеры. В итоге почти два года Александр Яшин, фактически не являясь директором, ходит на работу, вместе с новым директором Дмитрием Дубаковым. За это время Яшин успел зарегистрироваться как директор и даже перевести юридический адрес порта в Калугу. После это владелец порта Usarel Investment вместе с новым директором Дубаковым обратились в суд с иском уже на налоговую, утверждая, что инспекция, якобы, незаконно зарегистрировала Яшина директором. После череды судов юридический адрес порта так и не переехал в Калугу, но Яшин официально от должности так и не отстранен.

Точку поставил Лондонский Высокий суд, по решению которого все акции группы компании «Белое море» (принадлежащей Usarel Investment), куда входят «Беломорская нефтебаза» и порт «Витино» перешли в собственность Казахстанского БТА Банка. 13 января этого года решение вступило в законную силу, новый собственник заявил о ликвидации предприятий. Назначен директор-ликвидатор Владимир Кудинов. После 25 апреля на улице окажутся 281 работник нефтебазы и 124 работника порта.


Теги:

Ситуацию, сложившуюся на Беломорской нефтебазе и в порту «Витино», сейчас обсуждают повсюду: и на месте всех потрясений, свалившихся на эти объекты, и на просторах Интернета. Внимание прокуратуры, следственных органов, СМИ к происходящему – самое что ни на есть пристальное. И мы тоже неоднократно писали по данной теме. А в продолжение её решили обратиться к истории. Зачем? А затем, чтобы понять и «оценить» масштаб потерь.

«Вернуться» в прошлое нам помог бывший руководитель обоих предприятий Виктор Редько , имеющий своё, принципиально отличное от других наших собеседников, мнение. Кстати сказать, Виктора Денисовича в Кандалакше и пригороде помнят не только как директора Морского нефтяного терминала, но и как депутата Кандалакшского районного Совета – человека, неравнодушного к проблемам нашего муниципалитета.

До акционерства

Беломорская нефтебаза как государственное предприятие существовало с 1967 года и предназначалось для содержания запасов нефтепродуктов и их резерва для Северо-Западного региона. Позже там появилось оборудование для подачи жидкого топлива в село Алакуртти и в район военного аэродрома Килпъявр. Таким образом, ещё в советское время нефтебаза имела важное экономическое значение для области и важное государственное. В то время, по словам Виктора Редько, предприятие работало только в летний период, накапливая мазут и дизельное топливо. А зимой, когда залив замерзал, свою деятельность нефтебаза приостанавливала и существовала лишь для того, чтобы при необходимости отгрузить горючее железнодорожным транспортом потребителю. Экономически такая ситуация со временем становилась всё более невыгодной, ведь чтобы быть востребованными, нужно наращивать производство и привлекать поставщиков.

Топливная «кормилица»

Впрочем, экономические показатели уже тогда были хорошими. Производительность оборудования по перекачке тяжёлых нефтепродуктов составляла 400 кубических метров в час. Никакое другое нефтяное производство на Кольском полуострове не имело тогда таких показателей. Значительный объём приходился на железнодорожные подъездные пути (были две железнодорожные эстакады). Кроме того, предприятие обеспечивало нефтепродуктами, в том числе маслами автомобильный транспорт. Персонал этого промышленного объекта насчитывал в те годы примерно 200 человек. А после того, как стартовала модернизация штат сотрудников начал увеличиваться.


В начале 90-х при активном участии российско-голландской компании «Уайт Си Комплекс Б.В» был разработан проект на углубление фарватера с приходом к Беломорскому нефтяному терминалу и со строительством дополнительного глубоководного причала. Фарватер рассчитывался на глубину примерно 15-18 метров и на расстояние 18 миль (приблизительно в 36 километров). И, что важно, не представлял экологической угрозы акватории Кандалакшского залива (о чём имеется заключение международной экспертизы), поскольку стал почти прямолинейным фарватером с хорошим гидрографическим оборудованием (со створными знаками, ледовыми буями).

Так, в результате реализации проекта по строительству нового портового терминального комплекса, начал работу и Морской специализированный порт «Витино». Финансирование шло уже из внебюджетных источников. А потому Беломорской нефтебазе, воссоединившейся в этом проекте с бизнесом, предстояло поменять статус: она стала частной компанией. По данным прокуратуры города Кандалакши, Закрытое акционерное Общество «Беломорская нефтебаза» зарегистрировано 19 марта 1999 года. В соответствии со своим уставом генеральный директор теперь назначается общим собранием акционеров. А единственным акционером ЗАО «Беломорская нефтебаза» тогда являлась голландская компания «УайтСи Комплекс Б.В».

В последующем, после решения непростых зимних навигационных вопросов, порт приступил к работе в круглогодичном режиме. А на четвёртом причале, вновь построенном, начали принимать танкеры грузоподъёмностью до 50 тысяч кубических метров. Было принято ещё одно серьёзное решение – реконструировать третий причал, принадлежащий нефтебазе. В итоге грузоподъёмность танкеров достигла 100 тыс.м 3 . Это очень значительные объёмы! Производительность в прямом смысле была достойнейшей для работы с арендованными иностранными судами ледового класса: порядка 3 тысяч кубических метров в час! «В Заполярье , – говорит Виктор Денисович, – такого точно нет. А на Северо-Западе весьма ограниченно, даже в новейших портах» .

Через порт ежегодно переваливалось 4,5 миллионов тонн нефтепродуктов, в том числе грузы таких компаний, как «Новатэк» и «Лукойл», «Татнефть» и других ведущих компаний России. А лучший наш показатель в начале 2000-х годов – 5,8 млн.тонн (в то время как грузооборот в Мурманском порту составлял 2,5 – 3 млн. тонн в год). Экспорт у нас занимал лидирующие позиции, причём наряду с решением проблем страны по Северному завозу в порты Арктики. И, как вспоминает Виктор Редько, мы нередко оказывали содействие другим предприятиям, в том числе Кандалакшской теплосети и Мурманскому ТЭКОСу.

Любопытно и то, что в 2008 году на предприятиях работало порядка тысячи человек, и зарплату в то время никому не задерживали.

От высокой производительности – к переделу прав собственности

Проблемы обрушились на порт после кризисного 2008 года, когда началась смена владельцев. Тогда 100 процентов ООО «Специализированный морской порт Витино» были проданы трём инвесторам. Контрольный пакет достался бывшему владельцу казахстанского «БТА-Банк» Мухтару Аблязову, остальная часть (почти половина) – управляющим и совладельцам банка «БТА-Казань» Максиму Пухликову и Сергею Шекланову, которые, кстати, вложили в этот порт не собственные сбережения, а кредитные. А после того, как у Аблязова начались конфликты с правительством Казахстана, в результате чего бизнесмен вынужден был искать политическое убежище в Англии, порт стал предметом судебных разбирательств. И потому последние четыре года для «Витино» и Беломорской нефтебазы, крупнейших предприятий по транспортировке нефти и газа, оказались плачевными. Основная причина замедления, а затем и прекращения работы нефтяного морского комплекса, считает бывший директор предприятий,– потеря связей с поставщиками. И их, эти связи, надо восстанавливать.

Перспективы

Сейчас перспективы пока туманны. Главный клиент, «Новатэк», переводит, опять же по данным из местной прокуратуры, грузопоток газового конденсата на свой терминал в Усть-Луге. Перевалка бензина – под вопросом. Но есть вероятность, что «Витино» спасётся за счёт нового поставщика газового конденсата в лице «Газпрома».


При всех сложностях промышленные предприятия всё-таки важно сохранить – как для экономики, так и для решения экологических проблем. Ведь не случайно в своё время, когда нефтебаза и порт переживали «расцвет», было создано специализированное морское подразделение по ликвидации разливов нефтепродуктов – единственное на тот момент в Мурманской области формирование подобного уровня.

«Беломорский нефтяной терминал , – заключает Виктор Редько, – по своей мощности и географическому расположению являлся в советское время и остаётся до сих пор значимым как для Заполярья, так и в целом для Северо-Запада нашей страны. И он может и должен занять достойное место в транспортно-промышленной сфере (надеюсь, в недалёком будущем). Он нужен и области, и государству, и коммерции. Сейчас надо сохранить главное – специалистов, так непросто подготовленных, и материальную базу. На комплексе есть «костяк» (Валентина Пономаренко, Виталий Полетаев, Виталий Мнушкин и ряд других), вокруг которого и нужно нарастить людские «ресурсы». Морскому специализированному нефтяному терминалу быть! В интересах рабочих мест Кандалакшского района и посёлка Белое Море, а также решения экономических, политических, коммерческих проблем региона» .

Попытка рейдерского захвата морского специализированного порта «Витино»

В конце июля правоохранительные органы пресекли попытку рейдерского захвата морского специализированного порта «Витино», что рядом с Кандалакшей. В этой истории можно угадать фигуру объявленного в розыск известного финансовыми операциями казахстанского олигарха Мухтара Аблязова. Генеральный директор «Беломорской нефтебазы», которая обеспечивает функционирование порта, Александр Яшин считает, что стратегически важный для России порт, остается под прицелом рейдеров.

Витино - нефтегазовое окно в мир
Порту Витино уже более 30 лет. Через него на Кольский полуостров шли нефтепродукты ещё в советское время. С началом перестройки порт пришел в полный упадок и вновь открылся в 1995 году. На его восстановление государство не израсходовало ни копейки. Это первый в России частный порт. С 2001 года началась его круглогодичная эксплуатация. А с марта 2010 года в порт заходят атомные ледоколы. Нефтепродукты поступают в порт по железной дороге, перекачиваются в хранилища, а затем на танкеры. Ежегодно Витино перекачивает миллионы тонн газоконденсата и нефтепродуктов. Идут работы по строительству второй очереди порта. Если в порту начнутся сбои, то это будет ударом по нашему экспорту нефтепродуктов и снабжению Мурманской области. Многие добывающие компании в Сибири и Кандалакше не досчитаются рабочих мест. А такая опасность есть. Не прекращаются попытки давления на властные и силовые структуры с тем, чтобы завладеть портом.

А-ля Березовский из Казахстана
Мухтар Аблязов - человек известный, был даже около года (1998-1999) министром энергетики, индустрии и торговли Казахстана. Однако в 2002 году его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном участии в предпринимательской деятельности и арестовали.

Зато на поприще бизнеса, куда он рванул, еще в 1990 году, бросив аспирантуру в МИФИ, он развернулся. Как Александр Корейко из «Золотого теленка», Аблязов понял, что настало время, когда можно сколотить огромное состояние. Он стал своим человеком в банковских сферах, возглавлял советы директоров ряда казахстанских банков. Особенно он преуспел, будучи председателем совета директоров БТА Банка (2005-2009), второго в Казахстане, имеющегося многочисленные зарубежные филиалы. О том как он «работал» писали в прессе. Например, РБК со ссылкой на органы следствия сообщил, что по уголовному делу собраны неопровержимые доказательства, позволяющие предъявить Аблязову обвинение в том, что он, возглавив АО «БТА Банк» в 2005 году и получив фактический контроль над ним, создал в России несколько девелоперских компаний, которые финансировал за счет кредитных средств АО «БТА Банк». Вместо самих компаний заемщиками по кредитам выступали, как правило, зарегистрированные в оффшорах компании, не имеющие активов и контролируемые самим Аблязовым через подставных лиц. В феврале 2009 года Правительство Казахстана обвинило его в хищении и отмывании денежных средств и объявило его в розыск. А Следственный комитет при МВД РФ заочно предъявил ему обвинение в хищении средств АО «БТА Банк». Олигарх не стал ждать очередного ареста и последовал примеру Березовского - уехал в Лондон, выдав уголовное преследование за политическое.

Опасные игры
По сообщениям прессы, в частности КП, одной из операций Аблязова в «БТА Банке» была выдача крупного кредита голландской компании на приобретение акций в портовом комплексе Витино. БТА- Банк счел выдачу кредита незаконной и обратился с иском в британский суд, с просьбой наложить арест на акции компаний, владеющими имуществом морского порта Витино, принадлежащие структурам Аблязова. Британцы удовлетворили ходатайство. Замаячила явная угроза передачи акций истцу, а затем их продажа.

После этого, по словам генерального директора компании «Беломорская нефтебаза» Александра Яшина, в московском офисе его компании, предоставляющей услуги по перевалке нефтепродуктов в порту «Витино», периодически стали появляться странные люди. Они в ультимативной форме требовали выдачи корпоративных и финансовых документов. В качестве оснований своих действий визитеры демонстрировали решения от лица акционеров о снятии со своих должностей генеральных директоров компаний ООО «Морской специализированный порт «Витино» и ЗАО «Беломорская нефтебаза». А 12 июля представители тех же организаций направили в межрайонную инспекцию ИФНС №1 Мурманской области, 46 налоговую инспекцию в Москве и Минюст РФ заявления о назначении на посты генеральных директоров компаний, входящих в порт одного и того же человека - некоего Юрия Сибарсова, личности неизвестной в отрасли и, по-видимому, не имеющей опыта управления крупными инфраструктурными объектами. Однако на следующий день налоговые органы сравнили подписи уполномоченных представителей предприятия и новоявленных - подлог вскрылся.

«Развалить работу Комплекса очень легко, - отметил на прошедшей в Москве 4 августа пресс-конференции Александр Яшин. - Сегодня «Витино» действует как часы. Прилив, когда огромный танкер грузоподъемностью сто тысяч тонн может подойти к нефтетерминалу, длится несколько часов. Все действия расписаны по минутам. Представляете, что будет, если сюда придут люди, не представляющие специфики работы?!».

Вспомним трагедию в Мексиканском заливе. Немалую долю вины возложили на руководство ВР. Если произойдет утечка нефтепродуктов в Витино, то мало не покажется. Наша северная природа куда более ранима.

По словам, Александра Яшина, Аблязов для реализации своих планов привлек компанию А1 Групп.

Однако, попытку, используя сомнительные документы, с ходу на дурачка сменить руководство порта и взять его под контроль можно считать провалившейся. По данному факту прокуратура Мурманской области возбудила уголовное дело по статье мошенничество. Ситуация вокруг порта беспокоит и губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко. Ведь «Витино» важный стратегический объект страны.

Специализированный порт «Витино» расположен в поселке Белое море (Кандалакшский район, Мурманская область) в центре природоохранной зоны Кандалакшского заповедника. «Витино» входит в группу компаний «Белое море» и является объектом стратегического значения, через внешние и внутренние водные пути порт связан с Центральной частью России, а также с Черным, Азовским, Каспийским и Балтийским морями. Портовый терминальный комплекс был создан в 1995 году специально для обслуживания крупнотоннажных танкеров и отвечает всем современным требованиям. С 2001-го года здесь открыта круглогодичная навигация. «Витино» является крупнейшим транзитным пунктом по перевозке нефти, нефтепродуктов и газового конденсата.

http://www.rossia.su/economic/16368-vozvrashhenie-muxtara.html

Морской порт Витино (67°05"N, 32°20"Е) расположен в средней части юго-западного берега пролива, пролегающего между берегом материка и островом Олений. Территория порта состоит из прибрежной полосы вдоль причалов №№1,2,3,4.
http://www.vitino.ru/rus/sail.htm

http://www.oilcapital.ru/edition/nik/archives/nik_2003_2005/nik_03_2005/53644/public/66635.shtml

Витино - нефтяной порт в Кандалакшском районе Мурманской области. Расположен у станции Белое Море, в нескольких километрах к югу от Кандалакши, на западном берегу Кандалакшского залива Белого моря.

Порт имеет 4 причала:
Причал № 1 предназначен для судов портофлота. Глубина у причала 3,5 м.
Причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море» (нефтерудовозов). Глубина у причалов 4,0 м.
Причал № 4 - рейдовый причал, состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Глубина у причала 13,7 м.

Он принимает морские танкера водоизмещением до 70.000т, с размерами до
длина - 230 м;
ширина −32,2 м;
осадка - 10,9 м.
Порт «Витино» открылся в 1995 году.
До навигации 2001 года порта работал сезонно, а с 2001 года - круглогодично.
Порт используется главным образом для экспорта нефти и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. С 25 марта 2010 года в порт разрёшен заход судов с ядерными энергетическими установками.

Грузооборот порта
2004 год - 3,7 млн т (при пропускной способности 8 млн т).
2009 год - 4,4 млн т
январь-апрель 2010 года - 1,5 млн т

Капитан Морского порта Витино Виктор Бородачёв, видимо, ждёт, когда в акватории вверенного ему порта произойдёт авария атомного судна Вольно или невольно, но капитан порта обеспечивает также реальную возможность посадки на мель гружённых нефтепродуктами танкеров типа Aframax.

Морской порт Витино
В силу п.1 ст.11 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ), администрация морского порта обеспечивает безопасность плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту.

В соответствии с ч.1 ст.74 Федерального закона «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ) и Положением о капитане морского порта, функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта.

На основании п.1.1.15. Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86) организация технической эксплуатации акватории морского порта возлагается на капитана морского порта.

Осадка судов, принимаемых морским портом, должна определяться в соответствии с указаниями Руководства по назначению объявленной осадки судов в морских портах (РД 31.63.02-83) и ежегодно назначаться администрацией морского порта соответствующим распоряжением.

В нарушение требований данного Руководства, ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» с мая 2010 года не назначает объявленную осадку судов в морском порту Витино и не издаёт соответствующий ненормативный правовой акт.

До настоящего времени на акваторию морского порта Витино не составлены технические паспорта в соответствии с требованием п. 8.2.7. Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86).

Комплексные гидрографические работы в акватории морского порта Витино последний раз были выполнены ООО «Петрослав Гидросервис» в 2007 году.

По результатам промеров глубин и обследования рельефа дна в 2007 году, на морские навигационные карты №19044, №19042 и №16022 нанесена минимальная глубина на подходном фарватере: 12,7 метра от НТУ (наинизший теоретический уровень). На морских навигационных картах Белого моря НТУ принят за нуль глубин. От НТУ ведётся отсчёт глубин.

В 2009 году распоряжением капитана морского порта Витино минимальная глубина на подходном фарватере морского порта Витино была уменьшена до 12,6 метра от НТУ.

По результатам комплексных гидрографических работ, выполненных в 2007 году, было установлено, что дно подходного фарватера морского порта Витино подвержено заносимости илом и илистым песком в среднем до 0,25 метра в год.

Регулярные контрольные промеры глубин, с целью определения толщины слоя наносов на дне подходного фарватера морского порта Витино, капитаном порта не производятся.

С 2007 года отсутствуют официальные результаты о проведённых в акватории морского порта Витино каких-либо промерных или тральных работ.

В нарушение п.1.3.12 Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий на подходном фарватере морского порта Витино не установлен мареограф (прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря) с выносным репитером в помещении Инспекции государственного портового контроля или водомерный пост для определения отклонений фактического уровня акватории от нуля глубин.

У рейдового многоточечного причала №3 морского порта Витино морские танкеры грузятся на осадку 12,65 - 12,85 метра и выходят из порта по подходному фарватеру, используя высоту прилива.

Согласно требований Руководства по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах (фарватерах) к портам (РД 31.63.01-83) для каждого такого морского танкера необходимо рассчитывать проходную осадку.

Капитан морского порта Витино рассчитывает проходную осадку для указанных морских танкеров, но такие расчёты нельзя принимать как достоверные. В расчётах используются данные о минимальных глубинах на подходном фарватере пятилетней давности, без учёта слоя наносов, образовавшихся за данный период на дне фарватера.

Так как на подходном фарватере не установлен мареограф или водомерный пост, капитан порта не имеет сведений о фактическом уровне моря и сгонно-нагонные колебания уровня акватории в расчётах не учитывает.

Методика расчётов, которую использует капитан порта при расчёте проходной осадки, не соответствует принятой в Руководстве по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах (фарватерах) к портам (РД 31.63.01-83).

Заход в морской порт Витино атомных ледоколов типа «Арктика» капитан порта разрешает без каких-либо ограничений по осадке.

На сайте ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» опубликовано распоряжение капитана морского порта Витино от 08.02.2012 г. №5/12 «О введении ледокольной проводки судов, заходящих в морской порт Витино». Единственное ограничение для атомных ледоколов в этом распоряжении: «без стоянки на внутреннем рейде морского порта Витино».

Атомные ледоколы типа «Арктика» имеют рабочую осадку 10,8 метра. Проходят по подходному фарватеру морского порта Витино до внутреннего рейда и в обратном направлении с целью ледокольной проводки морских танкеров методом лидирования.

Для ледоколов с ядерными энергетическими установками надёжная работа систем охлаждения главных конденсаторов обеспечивается за счёт повышенного запаса воды под килём, устанавливаемого Инструкцией по технической эксплуатации. Для ледоколов типа «Арктика» минимальный разрешённый запас воды под килём при выходе на мелководье составляет 5 (пять) метров!

Для безопасного прохода по подходному фарватеру морского порта Витино атомных ледоколов типа «Арктика», с учётом минимального допустимого запаса воды под килём 5 метров, требуется обеспечить минимальную глубину на фарватере 15,8 метра от НТУ.

Учитывая изложенные обстоятельства, следует полагать, что даже при сизигийном (максимальном) приливе, средняя величина которого составляет 2,5 м, обеспечить безопасный проход по подходному фарватеру атомных ледоколов типа «Арктика» не представляется возможным.

Производить расчёт проходной осадки для атомных ледоколов типа «Арктика», не имея точных данных о сгонно-нагонных колебаниях уровня акватории в связи с отсутствием на подходном фарватере морского порта Витино мареографа или водомерного поста, не имеет смысла.

Про таких чиновников, как капитан порта Витино, в одном из своих произведений Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал: «Чаще всего помпадур и сам хорошенько не знает, в чем состоят его требования, но это незнание, вместо того чтоб ограничить его, делает еще более ненасытным».

Подходной фарватер морского порта Витино является лимитирующим по глубинам для атомных ледоколов типа «Арктика» и танкеров, которые грузятся у третьего причала на осадку 12,65-12,85 м.

Не понятно, почему в Обязательных постановлениях в морском порту Витино об этом важном обстоятельстве даже не упоминается.

В силу п.1 ст.14 Федерального закона « О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 ноября 2007 г. №261-ФЗ), Обязательные постановления в морском порту должны отражать особенности определённого морского порта.

Суммируя изложенные выше обстоятельства и факты, следует констатировать, что безопасность плавания морских танкеров с осадкой 12,65 - 12,85 м и атомных ледоколов типа «Арктика» на подходном фарватере морского порта Витино капитаном порта не обеспечивается!