Музей александровский дворец в царском селе. Александровский дворец в пушкине

Александровский дворец расположен в пейзажном Александровском парке недалеко от Екатерининского дворца. Он находится в глубине - прекрасное, тихое и живописное место для жизни. Прогуливаясь до дворца, я так и представляла, как императорские дети, да и взрослые тоже, здесь гуляли, резвились на свежем воздухе, рыбачили и даже охотились.

Когда-то давно в этом месте был лес - такой густой, что в нем мог жить и дикий зверь. Дойдя до дворца и окинув взглядом увиденное, ловишь себя на мысли: «Скромно, но со вкусом». Конечно, скромно, если сравнивать его с кричащей роскошью Екатерининского дворца.

Здесь совсем другая атмосфера! Здесь хочется жить и проводить время. Уютная загородная резиденция, конечно, с царским размахом. Для меня как и для других, наверно, Александровский дворец больше всего известен как место рождения и жизни последнего русского императора Николая II. В последствии здесь же родились и выросли его дети. К сожалению, дворец стал и последним прибежищем Николая, уже отказавшегося от короны. Отсюда же его и его семью этапировали во время событий 1917 года.

История

Александровский дворец в Царском Селе построен по приказу императрицы Екатерины II. Это был ее подарок для любимого внука Александра I. Как известно, императрица не желала оставлять трон своему сыну Павлу Петровичу. Настолько были разными их взгляды на дальнейшую судьбу страны. Но императрица души не чаяла в своем внуке Александре Павловиче.

Родился он 12 декабря 1777 году. Воспитанием и обучением Александра с самых первых месяцев занялась сама императрица. Ему еще не было и года, когда его перевезли в Царское Село. Здесь прошло счастливое детство для Александра Павловича и его младшего брата Константина Павловича.

В 1793 году состоялось обручение Александра с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В 1792 году началось строительство дворца. Архитектором был назначен Джакомо Кваренги. К тому времени этому гению принадлежали такие работы как:

  1. Английский дворец в Петергофе.
  2. Концертный зал в «Царском Селе».
  3. Эрмитажный театр.
  4. Здание Академии наук.
  5. Ассигнационный банк.

Особенности архитектуры

Дворец стал его самой известной и лучшей работой. По задумке архитектора замок представлял собой двухэтажное здание буквой «П». Слева и справа к нему были пристроены флигели. Благодаря этому закрытому пространству с трех сторон, при входе был сформирован небольшой парадный двор - курдонер.

Парадный вход во дворец проходит через двойную колоннаду. Она как бы немного отходит от здания, образуя небольшой дворик внутри. Благодаря этому происходит постепенный переход из парка в дворцовые залы. Вход через колоннаду украшают две статуи. На одной из них изображен юноша, играющий в бабки, на другой юноша, играющий в свайку. Обе эти игры были очень популярны в то время. Из окон дворца открывался прекраснейший вид на пруд и окружающий парк.

Так выглядит противоположный фасад здания.

На первом этаже располагались залы Парадной анфилады. На втором этаже - комнаты для детей и прислуги, по бокам - личные покои.

Известные жители и посетители

Император Александр I недолго пользовался апартаментами Александровского дворца. После восшествия на престол, он перебрался в Екатерининский. Комнатами чаще пользовались гости и приближенные императора. Сам он почти всегда был в разъездах или на войне и редко имел возможность посещать Царское Село.

Здесь провели свое детство практически все последующие императоры. Жили они тут с весны и до самой поздней осени. Играли на Детском острове, где для них был построен домик, и даже с мебелью; бродили по паркам, изучали животных, птиц и растения вместе со взрослыми. Помимо обучения наукам и светскому этикету занимались верховой ездой, рыбалкой и многим другим.

Брат Александра I, будущий император Николай I, любил Царское Село и проводил в нем много времени с семьей. Они предпочитали простой уклад загородной жизни и всей семьей жили в Александровском дворце, а официальные приемы и балы проводили в Екатерининском. При нем интерьеры дворца претерпели значительные изменения. Но, после смерти дочери Николая I, великой княжны Александры Николаевны (Адини), император с семьей все реже стал появляться здесь, где каждый уголок напоминал об огромной утрате.

Наиболее продолжительное время во дворце жил император Николай II со своей семьей. При нем произошла перестройка некоторых комнат, была усовершенствована система отопления и водоснабжения. Летняя резиденция стала пригодна для круглогодичного проживания. После 1905 года, в неспокойное время для страны, император с семьей практически неотлучно жили в Царском Селе. Здесь они чувствовали себя в безопасности под охраной офицеров. Как я упоминала ранее, именно из Александровского дворца в 1917 году, после длительного домашнего ареста, вся семья была отправлена в Томбовск, а затем в , где и была расстреляна. Последнюю ночь они провели в буквальном смысле «сидя на чемоданах». Уже было известно что их куда-то вывезут, но ни кто не говорил куда именно. Напоследок, уже сидя в машине, императрица перекрестила то ли своих бывших слуг то ли дворец. Больше сюда Романовы не вернулись.

После Романовых

Как только из Александровского дворца была вывезена царская семья, началась опись интерьеров. Решено было ни чего не разрушать и не перевозить, а сделать здесь выставку, посвященную жизни последнего русского императора. Уже в 1918 году ее открыли для посетителей. Были показаны парадные залы, личные апартаменты императорской четы, коллекции произведений искусства, собранные Романовыми на протяжении многих поколений.

Музей просуществовал недолго. В скором времени было решено отдать здание под дом отдыха для сотрудников НКВД и детский дом имени Юных Коммунаров. Дело в том, что Революционное правительство давно искало место, где можно было бы разместить большое количество детей. Создать своего рода «Детское царство» в одном из пригородов тогда уже Петрограда.

На территории Царского Села разместили несколько тысяч ребятишек. С 20 ноября 1918 году город получил название «Детское Село». Дети жили в том числе и в некоторых комнатах замка.

Во время оккупации Пушкина Александровский дворец служил зданием штаба для немецкого командования. Оттого само здание практически не пострадало. Перед дворцом фашисты устроили кладбище для своих офицеров. На могилах они устанавливали березовые кресты и изгороди.

Многие интерьеры были попорчены или разграблены во время оккупации, но все же в некоторых комнатах сохранились элементы отделки. После освобождения Пушкина кровлю здания восстановили, а сам дворец был законсервирован. В 1949 году сюда перевезли Всесоюзный Пушкинский музей. К этому времени был восстановлен фасад здания и наименее пострадавшие во время войны залы. С 1951 года дворец был передан Министерству Обороны. На протяжении долгого времени здесь находились научно-исследовательские организации и училища. Территория дворца стала закрытой для посетителей, ученых и работников искусства. Стены с отделкой и даже паркет были бережно закрыты доской. Ни тяжелое оборудование, ни постоянное пребывание здесь работников не испортили того, что осталось от интерьеров. В 1996 году был получен грант на Всемирного фонда памятников (WMF) на реставрационные работы. И уже в 1997 году в правом крыле дворца, где ранее находились покои императора Николая II и его жены, была открыта выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Здесь можно было увидеть сохранившиеся предметы интерьера и вещи самого императора и членов его семьи.

К сожалению, в данный момент Александровский дворец закрыт на время для проведения реставрационных работ. На сайте музея пишут, что планируется закончить их к середине 2018 года. Это несомненно радует, так как нам откроют новые комнаты и экспозиции, познакомят с еще неизвестными фактами жизни последнего императора и его семьи.

Если же это вас не останавливает, то ниже рассказано как добраться до Царского Села, а так же карта для лучшей ориентации на местности.

Как добраться

Государственный музей-заповедник Царское Село расположен по адресу: , г. , ул. Садовая д. 7.

Можно добраться до места следующими способами:

  • С Витебского вокзала ходил электропоезд до станции «Царское Село» в г. . Билет стоит около 40 рублей. Время в пути составляет около 30 минут. А уже от станции до музея вы можете добраться с помощью маршрутных такси № 371, 377, 382, автобусов № 371, 382. До места можно прогуляться и пешком. Это займет минут 30.
  • На маршрутных такси от станции метро Московская. Номера такси: 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена около Дома Советов за поющими фонтанами. Время в пути составит около 40 минут при условии, что не будет пробок. Стоимость около 40 рублей.
  • С Московского проспекта напротив МакДональдска идетавтобус № 187. Здесь же можно поймать и маршрутные такси, которые следуют от Дома Советов. Автобус едет до станции в г. . Стоимость проезда составит примерно 30 рублей.
  • От станции метро Купчино на маршрутных такси №№ 545, 286, 287, автобусе №186. Время в пути составит около 30 минут, если не будет пробок. Кольцо маршруток находится на Витебском проспекте со стороны метро.
  • Можно и на такси из любой точки Санкт-Петербурга. Поездка обойдется вам примерно в 500-600 рублей. Домчит вас такси примерно за пол часа, если не будет пробок.

Залы дворца

В 2009 году Александровский дворец был передан во владение ГМЗ «Царское Село» . В 2010 году для посетителей открыли три зала Парадной анфилады:

  1. Полукруглый зал.
  2. Портретный зал.
  3. Мраморная гостиная.

Помещения объединены сквозными арочными пролетами, благодаря чему нет ощущения разделения пространства: одно плавно перетекает в другое.

Полукруглый зал находился в средней части анфилады. Это одно из самых больших и нарядных помещений. Здесь проводили официальные мероприятия и приемы для гостей. Комната украшена полотнами известных художников. В центре комнаты стоит ваза-канделябр. Она подарена императрице Александре Федоровне королем Фридрихом Вильгельмом III. Позднее для нее были специально изготовлены бронзовые цветы, в отверстия которых вставлялись свечи. На стене зала можно увидеть небольшой фрагмент росписи сводов. К сожалению, сама она была уничтожена (закрашена белой краcкой) по приказу императора Николая I. Здесь провела свою последнюю ночь семья Романовых с уже приготовленными чемоданами, ожидая отъезда в .

Портретный зал. Еще при императоре Николае I, в эту комнату стали собирать портреты с изображениями членов семьи Романовых.

Мраморная гостиная , ее еще называют Бильярдной, так как раньше там стоял бильярд. Сейчас в комнате находятся предметы мебели, картины, вазы и декоративные украшения, сохранившиеся до нашего времени.

Следуя в восточное крыло дворца, попадаешь в небольшую гостиную императрицы Александры Федоровны . Здесь устраивались музыкальные вечера для членов семьи и друзей. В центре зала стоял рояль императрицы, на котором она любила играть и баловать посетителей своим талантом. На стене комнаты висит один интересный гобелен. Позднее, когда император Николай II уже отрекся от престола, и дальнейшая судьба семьи не предвещала ни чего хорошего, его стали называть несчастливым. Гобелен - копия работы мастера Виже-Лебрен (1887 год). На нем изображена императрица Фрации Мария-Антуанетта с детьми. Ее судьба схожа с судьбой семьи последнего русского императора. Ее казнили во время Французкой революции, дети тоже не выжили.

В следующем зале (бывшая кленовая гостиная , разделенная на две части для выставок) можно любоваться экспозицией, где выставлены игрушки детей императора, предметы мебели и одежда. В другой ее части представлены предметы интерьера и личные вещи императрицы. На одной из стен комнаты вывешена фотография с изображением комнаты при своей последней хозяйке.

Палисандровая гостиная использовалась императорской семьей в качестве столовой для обедов в кругу семьи. Сюда же приглашали для трапезы особо приближенных, так как гостиная находилась на территории личных комнат императорской четы.

Бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны выдержан в ее любимых тонах. Здесь она занималась рукоделием и разбирала корреспонденцию. Интерьер скромен, как и во всех остальных личных комнатах семьи.

Бывшая спальня императрицы. Больше всего в интерьере комнаты удивляет большое количество образов на стене. При том, что сейчас выставлена малая часть их. Аскетичность и простота не перестает поражать после кричащей роскоши Екатерининского дворца. Даже не верится, что здесь жила императорская семья: настолько все просто и непритязательно.

В приемной императора Николая II сохранились стулья, камин, стол, за которым работал царь. Здесь можно посмотреть коллекцию тарелок, на которых подносили хлеб и соль императору, когда он приезжал в какой-нибудь город, а также наряды, портреты и фотографии семьи Романовых.

Уборная (Мавританская бассейная) Николая II. Раньше здесь находится бассейн. Сейчас в комнате выставлены шкафы, сделанные по подобию тех, что были раньше в библиотеке Александровского дворца.

Парадный кабинет императора Николая II. Здесь проходили совещания с министрами. На мой взгляд это самая красивая и уютная комната дворца. Здесь можно долго любоваться предметами интерьера, планировкой помещения.

В зале царит какая-то по-настоящему теплая, домашняя атмосфера.

***

Александровский дворец не пользуется такой бешеной популярностью как Екатерининский. Сюда можно спокойно зайти, купив предварительно билет. Нет огромных очередей и толпы таких же жаждущих лицезреть прекрасное.

Надеюсь, мой обзор был полезен и интересен для вас. Если вы любите и хотите знать русскую историю, вам непременно стоит посетить Александровский дворец. Не обделяйте его своим вниманием! Ведь экскурсия по Екатерининскому дворцу - это скорее эстетическое наслаждение для взора туриста, вся эта роскошь и позолота пестрит и рябит глазах. Посещая же Александровский, вы попадаете в совершенно другую атмосферу. Здесь столько личных вещей, каких-то на первый взгляд обычных и повседневных, которые делают интерьеры такими домашними и уютными, а посещение дворца незабываемым.

Царское село - один из самых красивых пригородов . Сюда стремится попасть каждый турист, каждый путешественник, кто приехал в Северную столицу знакомиться с ее достопримечательностями. Все знают великолепный и его знаменитую Янтарную комнату, а также Екатерининский парк, но не все в курсе, что в музей-заповедник "Царское село" помимо вышеупомянутых объектов входят также Александровский дворец и Александровский парк.

Александровский дворец младше своего более известного соседа почти на 70 лет. Но это не основное его отличие. Если Екатерининский дворец - это место для пышных приемов и торжественных мероприятий, то Александровский дворец - дворец для жизни , семейное гнездо семьи Романовых.

Дворец построен в 1792-1796 гг. Екатериной II для ее любимого внука Александра Павловича (будущего императора Александра I).
С Александровским дворцом тесно связана жизнь всех русских царей, начиная с Александра I. Он прожил здесь несколько лет, пока не переехал в Екатерининский дворец.
Во дворце часто и подолгу жил Николай I, здесь умерла его супруга Александра Федоровна.
Для Александра III этот дворец был великокняжеской резиденцией. И в этом дворце прошли последние 12 лет жизни и царствования императора Николая II и всей его семьи. И именно отсюда царскую семью увезли в ссылку, из которой они уже никогда не вернулись...


Мы приехали в Царское село 5 января 2013 г. И первый дворец, который посетили, был именно Александровский дворец. Скупые зимние пейзажи позволили рассмотреть его в полной красе. Ничто не мешало обзору - дворец был хорошо виден даже издалека.


Вдалеке виден павильон в готическом стиле - Белая башня. Он открылся 3 месяца назад - в октябре 2012 г. после реконструкции. Здесь расположился интерактивный детский центр, где дети в игровой форме погружаются в историю, превращаясь в рыцарей и принцесс. Кстати, изначально этот павильон был построен для детей Николая I для их игр, развлечений, а также занятий творчеством и физическим развитием.
Входной билет в Белую башню для взрослого стоит 120 руб., детский билет - 50 руб. по будням и 150 руб. по выходным дням, в стоимость детского билета по выходным включено посещение мастер-класса).


Александровский парк занимает площадь 200 га. и делится на Новый сад (регулярная часть парка) и Пейзажный парк. На территории 3 пруда. На фото - Нижний пруд, запорошенный снегом. К сожалению, погода не дала нам возможности в удовольствие погулять по парку. Это лучше делать все-таки летом. Но в одном Александровскому парку не откажешь - он красив и грандиозен не зависимо от времени года.


Александровский дворец - творение великого Кваренги. Самые известные постройки архитектора в Петербурге Академия наук, Смольный, Эрмитажный театр, Государственный банк. В Царском Селе - здание Лицея. Но именно Александровский дворец по праву считается шедевром, образцом постройки классического стиля. Дворец начисто лишен помпезности и пышности, он прекрасен своей строгостью и лаконичностью.






Дворец украшен великолепной колоннадой.




В боковых флигелях дворца размещались жилые помещения, а в центральной части - залы парадной анфилады.


Статуи установили перед колоннадой в 1838 г. Название статуй: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С. Пименова и «Игра в свайку» работы А.В. Логановского.


Через колоннаду мы входим во дворец.





Для того, чтоб лучше представить расположение комнат в Александровском дворце, размещаю план-схему дворца. Пронумерованы те залы, которые отреставрированы. К сожалению, это меньше половины. План с сайта http://tzar.ru.



Большая парадная анфилада, состоящая из трех залов, была открыта после реконструкции в июне 2010 г. - в дни празднования 300-летия Царского Села. Первый зал парадной анфилады - Мраморная гостиная. Именно с нее и начинается наша экскурсия по дворцу.
К сожалению, фотографии получились достаточно темные.



Зал анфилады соединяют арочные проемы. Полукруглый зал.




Портретный зал. Фото с сайта http://tsarselo.ru. Здесь находятся большие портреты Екатерины II, работы Рослена и Рокотова, Александра I, работы Дау, Николая I и его сыновей: Николая, Александра, Михаила и Константина, все работы художника Крюгера. Мебель XVIII века- в стиле Людовика XVI.

После портретного зала идут три зала, которые в данный момент находятся на реконструкции.





Бывшая Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны.




Бывшая Палисандровая гостиная.


Бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны.




Бывшая спальня.






История строительства дворца

Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии ее внука Александра с княжной Елизаветой Алексеевной. Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года будущий император Александр I вместе с супругой переехал жить во дворец. Проект дворца принадлежит архитектору Джакомо Кваренги.


Александровский дворец - это двухэтажная постройка, план которой прост и удобен. Дворец выдержан в строгом классическом стиле, по его архитектуре можно судить о большом влиянии на Кваренги одного из последних архитекторов эпохи Возрождения, выдающегося Палладио. Двойной ряд колонн в центре северного фасада Александровского дворца при особенно ярком освещении кажется прозрачным. Два флигеля с торцов дворца сильно выдвинуты вперед по отношению к парадному фасаду, благодаря этому образуется курдонер, то есть парадный двор. Задний фасад здания так же красив и прост. Его отличительная черта - двухсветные колонные окна, чередующиеся с небольшими обычными окнами. Залы внутри дворца имеют анфиладное расположение.


Интерьеры дворца

Во внутреннем убранстве дворца Кваренги также избегал пышности. Внутри дворца нет ни позолоты, ни росписей, ни орнаментов. Стены залов Парадной анфилады декорированы искусственным мрамором. По проекту архитектора зал в центре Парадной анфилады был разделен на три равные части широкими арками.


Внутренний двор Александровского дворца был вымощен мрамором, таким образом, он был превращен в открытый зал. Однако позднее вместо мрамора был разбит зеленый газон. Уже в ХIX веке внутренняя отделка в Александровском дворце менялась и интерьеры перестраивались.


Современное время

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. В Советское время здесь находился Дом отдыха для сотрудников НКВД. В период фашистской оккупации во дворце разместилась дивизия СС. Сам дворец пострадал меньше, чем Екатерининский, но многие книги, которые не были эвакуированы, были уничтожены фашистами как недостойное чтение. Во дворе Александровского дворца было организовано кладбище для захоронения фашистских офицеров. Во время одного из артобстрелов дворцовая церковь была разрушена.


В 1990-х гг. Александровский дворец был возвращен ГМЗ «Царское Село» . На сегодняшний день главная мечта музейных работников -это открытие во дворце центра «Дом Романовых», в экспозиции которого будут представлены подлинные вещи августейшей семьи, предметы интерьера и книги, а также создание базы данных с информацией о прошлом и настоящем дома Романовых.

Редакция сайта Пушкин.ру

400 лет Дому Романовых


Ведение

В окрестностях Санкт-Петербурга за 200 лет его имперской истории сформировалось настоящее созвездие больших и малых императорских резиденций. Одни из них, например Петергоф, несмотря на колоссальные потери военных лет, продолжают блистать всеми красками. Другие, например Ропша, практически утрачены. Третьи находятся в тени своих блестящих соседей. К последним относится Александровский дворец Царского Села, затененный Екатерининским дворцом с его изумительными интерьерами и уникальной Янтарной комнатой.

Вместе с тем Александровский дворец занимает совершенно особое место среди пригородных императорских резиденций и в первую очередь потому, что на его стены лег отсвет трагической судьбы последней императорской семьи – семьи Николая II. Именно из этого дворца семью увезли рано утром 1 августа 1917 г. в Сибирь, откуда им не суждено было вернуться…

Все остальные пригородные императорские резиденции являлись летними дачами многих поколений Романовых, включенными в круглогодичный график переездов из резиденции в резиденцию. И только две пригородные резиденции, на то или иное время, становились настоящим домом для членов императорской семьи. Так, Александр III в конце марта 1881 г. отъехал в Гатчинский дворец, который он, наряду с Аничковым дворцом, считал своим домом. Николай II фактически продублировал (как и очень многое) эту схему жизни на два дома. При этом с 1895 г. он считал главным своим жилищем именно Александровский дворец, приезжая на свою половину в Зимнем дворце только на время обязательных церемониальных действ.

Александровский дворец за свою 125-летнюю имперскую историю стал свидетелем множества радостных и трагических событий. Большая часть катаклизмов начала XX века также оставила свой зыбкий отсвет на его стенах.

В советский период Александровский дворец (как, впрочем, и Гатчинский) переживал тяжелые времена. Поначалу часть Александровского дворца, в котором находились личные половины Николая II и императрицы Александры Федоровны, использовались как музей, в котором экскурсоводы демонстрировали посетителям всю «мелкобуржуазную нищету духа» его последних владельцев. Эта экспозиция просуществовала вплоть до 1941 г. За эти годы Александровский дворец понес тяжелые утраты.

Немецкие войска заняли г. Пушкин в середине сентября 1941 г. Александровский дворец оказался рядом с линией фронта. В его комнатах расположилось гестапо, а на лугу перед колоннадой устроили кладбище для эсесовцев. Когда советские войска в 1944 г. вошли в город, Александровский дворец, как и все остальные дворцы, находился в ужасающем состоянии. Исторические интерьеры были разграблены, а подчас и полностью утрачены.

После окончания Великой Отечественной войны в стенах дворца менялись арендаторы, шли перепланировки. Внешний облик резиденции сохранили, но Александровский дворец фактически погибал, поскольку арендаторов мало интересовало прошлое дворца. На первый план вышла его «полезная площадь», квадратные метры.

Позитивные изменения начались в конце XX века, после гибели империи под названием Советский Союз. Тогда, в тяжелые «девяностые» и даже в «нулевые», тоже было не сладко. Государственный музей-заповедник «Царское Село» выживал, как и все другие музеи. Тем не менее руководство музея изыскало средства и начало латать крышу над правым флигелем, давить на арендаторов, добиваясь передачи всей площади дворца в ведение музея, и устраивать первые временные выставки. В 1997 г. открылась выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Для посетителей были открыты залы половин Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 1998 г. истории Александровского дворца была посвящена IV Царскосельская научная конференция. На Детской половине развертывались временные экспозиции. Постоянно шли реставрационные работы и проводились новые выставки. В 2010 г. были открыты для посетителей первые три зала Парадной анфилады – Портретный, Полукруглый и Мраморная гостиная.

Сегодня Александровский дворец живет новой жизнью. Действует постоянная экспозиция, рассказывающая о его истории и хозяевах. Осваивается музейное пространство второго этажа и подвала, реставрируются и открываются новые парадные залы, издаются монографии, посвященные его истории, развиваются мощные сайты, рассказывающие о многогранной истории этой императорской резиденции.

Есть множество людей, которые, не являясь профессиональными искусствоведами или историками, прекрасно знают и любят Александровский дворец. Наверное, эта книга с ее бесчисленными подробностями и деталями обращена к ним. Прекрасно осознавая, что моя работа станет маленькой песчинкой в историографии Александровского дворца, надеюсь, что, прочитав или просмотрев ее, еще многие придут в эту резиденцию с любовью в сердце…

И закончить вступление следует несколькими пояснениями. Во-первых, этот дворец не всегда именовался Александровским. С самого начала существования в документах его именовали Новым, в противовес Старому дворцу, который мы привычно именуем Екатерининским. Только после смерти Николая I, в августе 1856 г., распоряжением Александра II Новый дворец стали официально именовать Александровским – в память о его первом хозяине, императоре Александре I. Главноуправляющий Дворцовыми правлениями и городом Царское Село Я.В. Захаржевский сообщил чиновникам, что «Государь Император в бытность 7 сего августа в Царском Селе, высочайше повелеть соизволил: чтобы Царскосельский Новый дворец именовать. Александровский дворец».

Во-вторых, название флигелей дворца следует традиции, сложившейся в документах до 1917 г. Тогда было принято именовать флигели по ходу из парадных залов на парадный двор. Соответственно, по левую руку выходящего из дворца был левый флигель, а по правую руку – правый.

Люди и стены Александровского дворца (1796–1917)

Александр I и Елизавета Алексеевна (1796–1817)

Александр I провел свое «загородное» детство преимущественно в Царском Селе, куда его вывезли буквально через несколько месяцев после рождения – весной 1778 г. Поэтому для будущего императора Екатерининский дворец навсегда стал главным загородным домом. Даже первая кормилица Александра I была взята из Царского Села.

О первых шагах будущего Александра I по аллеям парков Царского Села осталось множество упоминаний Екатерины II в ее письмах к барону М. Гримму. Например, 23 августа 1779 г. она писала из Царского Села: «Ну, вот является господин Александр. Я делаю из него прекрасного малютку: удивительно, что, не научившись еще говорить, этот крошка имеет двадцать месяцев познания, превышающие способности трехлетнего ребенка. Бабушка делает из него все, что ей угодно: о! он будет любезен, в этом я не обманусь. Как он весел и послушен, и уже с этих пор старается о том, чтоб нравиться. Прощайте, надо играть с ним».

Повзрослев, будущий Александр I сам писал бабушке из Царского Села в 1785 г.: «Любезная Бабушка, я очень жалею, что не могу Вас видеть, целую Ваши ручки, и очень об Вас много думаю, и я хотел севодни прийти к Вам на луг и забыл, что Вас нет».

В парке, близ дворца, маленький Александр Павлович гулял по аллеям, купался в парковых прудах, работал на «своем» садовом участке. Впоследствии эти летние «уроки труда» были официально включены в учебную программу всех молодых Романовых.


Великие князья Александр и Константин.

Худ. Р Бромптон. 1781 г.


Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Худ. В. Боровиковский. 1794 г.


Когда Александр Павлович подрос и превратился в юного принца, бабушка-императрица его женила и построила для юной супружеской четы Новый дворец, который впоследствии назовут Александровским. Его архитектурный проект разрабатывал столь почитаемый Екатериной II Джакомо Кваренги. Непосредственно ход работ контролировал архитектор П.В. Неелов. Дворец был построен довольно быстро – работы стартовали осенью 1792 г. и закончились к лету 1796 г.


Джакомо Кваренги. П.В. Неелов.


Худ. Дж. Полли. 1810-е гг. Неизвестный художник


Со строительством дворца связан ряд важных обстоятельств. Во-первых, Екатерина II, замыслив этот проект, активно обсуждала его со своими европейскими корреспондентами. Так, в одном из писем к М. Гримму она писала: «Пожалуйста, доставьте мне фасад Фернейского замка и, если можно, внутренний план комнат. Царскосельский парк не должен существовать, если в нем не будет Фернейского замка». Напомним, что замок Ферней, в котором жил Вольтер, представляет двухэтажное, с мансардой в средней части здание.

Во-вторых, как следует из документов, Екатерина II неоднократно вмешивалась в ход строительства дворца, поэтому ряд внутренних перепланировок архитектор выполнил по ее настоятельной рекомендации. Так, императрица предложила увеличить боковые флигели дворца «наугольными покоями» вместо террас, задуманных архитектором в угловых выступах здания. 23 мая 1794 г. последовало предложение заменить большой колонный зал в правом корпусе дворца залом «меньшей пропорции, без колонн, с коридором позади, и по сторонам четыре комнаты по смете архитектора Неелова в 18 489 руб. 85 к., что Высочайше и одобрено». Так появился Концертный зал, просуществовавший без значительных переделок вплоть до мая 1902 г.


План 1-го этажа Александровского дворца. Конец XVIII в.


Парковый фасад Александровского дворца


В-третьих, императрица планировала, что молодая супружеская пара будут использовать дворец как летнюю, загородную резиденцию два-три месяца в году. Этой задаче соответствовали как система отопления, так и относительная скромность дачных интерьеров.

Согласно устоявшейся традиции, двухэтажный Александровский дворец строился по типовой планировке усадебного дворца «П»-образного вида, как говорили в России – «покоем». Главной архитектурной находкой Дж. Кваренги стала двойная колоннада коринфского ордера, связавшая в единое целое главный корпус дворца и его флигели, формируя перед главным фасадом полузакрытый внутренний двор. Позади дворца раскинулся традиционный регулярный парк, вплотную подходивший к центральной полуротонде, перекрытой сферическим куполом. Торцы ризалитов Александровского дворца были оформлены как подъезды с пандусами, а торцы боковых корпусов представляли собой входы с лестницами. Фасад здания ориентировали на главную аллею Нового (впоследствии Александровского) сада. Это лаконичное решение подчеркивало связь здания с окружающим его парком. Парадным входом во дворец считался вход через колоннаду.

Строительство дворца стартовало в конце строительного сезона 1792 г., в августе, когда рескриптом, данным в Царском Селе, Екатерина II предписывала спешно произвести торги и начать работы еще до наступления зимы. Торги выиграл некий прапорщик Новиков, оценивший строительство дворца в 286 000 руб. Отметим, что по первоначальной смете, составленной архитектором Нееловым, стоимость постройки дворца определялась в 221 431 руб. 45 коп. К этой сумме добавлялись средства на постройку Кухонного корпуса и служб – 73 566 руб. 48 коп. В 1793 г. императрица лично определила место, на котором был выстроен Кухонный корпус. По смете и плану Дж. Кваренги общая сумма затрат на строительство увеличилась до 351 166 руб. 69 коп.

Кирпичные работы по возведению Александровского дворца заняли два года – с 1793 по 1794 г. В 1795 г. началась внутренняя отделка дворца. В июле 1795 г. Екатерина II повелела: «Дом г. в. кн. Александра Павловича стараться как можно скорее привести к окончанию нынешним удобным к отделке временем, так чтобы к 1 числу майя 796 года в оном жить е. в…».

Если говорить о пространственной схеме Александровского дворца, то она была стандартной: анфилада парадных залов, личная половина великого князя и княгини и комнаты свиты. Для ближайшей прислуги отводились часть комнат на втором этаже и несколько комнат в подвале резиденции.


Парадная анфилада: Портретный, Полукруглый и Бильярдный залы


По сложившимся канонам, центральную часть Александровского дворца занимала анфилада парадных залов, выходившая окнами в парк. Ядро парадной анфилады составляли три зала, отделенные друг от друга широкими арками. Центральный зал именовался Полукруглым. С восточной стороны к нему примыкает Портретный зал, с западной – Бильярдный зал, который также именовали Мраморной гостиной. К этим трем залам примыкали Зал с горкой («зал Горы»), далее следовала Библиотека, за которой находилась Угловая гостиная. Череда парадных залов завершалась великолепным двухсветным Концертным залом, спроектированным арх. Дж. Кваренги.

Особая ценность трех центральных парадных залов и поныне состоит в том, что они в целом сохранили облик, приданный им Дж. Кваренги. Планировочное решение залов таково, что оно подчеркивает необыкновенный простор, поскольку в их площадь органично включены бесконечные перспективы парковых аллей.


Большая библиотека


Портретный зал


В правом флигеле, за Концертным залом, в двух этажах изначально размещались 16 комнат: 8 – на садовую сторону и 8 – на парадный двор (курдонёр ), в которых обустраивалась свита и ближайшая прислуга. Поэтому из истории бытования правого крыла дворца мало что известно вплоть до начала царствования Николая I. Например, до 1817 г. в правом флигеле квартировал знаменитый инженер А.А. Бетанкур, ведший тогда работы в Царском Селе. Тогда же, в 1817 г., планируя расселить в правом флигеле свиту великого князя Николая Павловича, архитектору В.П. Стасову было приказано «в Александровском правом фасе в кавалерских комнатах пробить двери для соединения, а которых из дверей сих комнат в коридор ведущие заделать».


Двойная колоннада


Что касается Концертного зала, то его по прямому назначению использовали довольно редко. Впервые – летом 1796 г., когда великий князь Александр Павлович по повелению бабушки устроил в нем первый бал в своей новой резиденции.

К числу парадных залов Александровского дворца можно смело отнести и зал под открытым небом, то есть пространство между правым и левым флигелями, отделенное от двора двойным рядом коринфских колонн. Колоннада состоит из десяти пар колонн и двух пар пилястр, заканчивающих ее у боковых стен. О том, что это пространство воспринималось как часть парадных залов, свидетельствует и парадная трапеза-десерт, накрытая на этом внутреннем дворе во время презентации дворца Екатериной II летом 1796 г. Поэтому неразрывное единство «зала под открытым небом» и парадных залов дворца представляется несомненным.

В целом пространственная композиция парадных залов дошла до настоящего времени. При этом следует учитывать, что за время «жизни» Александровского дворца бывали большие и малые ремонты, в ходе которых в облик залов вносились те или иные изменения, и подчас значительные.

В начале 1796 г., для того чтобы обставить дворец мебелью, навесить шторы и драпировки, разместить по комнатам все необходимые предметы убранства, требовалось хотя бы вчерне распределить комнаты в резиденции среди свиты великого князя Александра Павловича. В составленной камер-цалмейстером Голенищевым-Кутузовым «Примерной смете» об уборе дворца, комнат и залов в резиденции помещения распределялись следующим образом (см. табл. 1):


Таблица 1


Естественно, перечень комнат неоднократно менялся и уточнялся, но в целом в июне 1796 г. заселение дворца шло по следующей схеме (см. табл. 2):


Таблица 2


Таким образом, в 1796 г. из 76 залов и комнат Александровского дворца парадные залы занимали 7 помещений, внутренние покои Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны – 9, помещения фрейлин и других особ – 29 комнат, свободными оставались 4 комнаты, остальные 27 комнат были заняты прислугой.

Естественно, Екатерина II постоянно отслеживала ситуацию со строительством и наполнением дворца убранством. Так, еще за год до заселения дворца (7 июля 1795 г.) генерал-майор П.И. Турчанинов сообщал обер-гофмаршалу Г.Н. Орлову, что Екатерина II приказала камер-цалмейстеру Голенищеву-Кутузову «для благовременного заготовления мебелей, а особливо деревянных в новостроящийся здесь дом… осмотреть оной и зделать опись всего для того дома нужному с показанием цен». При этом Турчанинов указал Голенищеву-Кутузову, кто и где будет размещен «в парадных, внутренних и для свиты назначенных покоях. причем Ея Величеству благоугодно, чтобы в покоях Их Высочеств стулья были такие, как поданному уже образцу, в покоях Ея, также в деревянном доме, где ныне пребывание имеет Великий Князь Александр Павлович и в Эрмитаже имеются; а для свиты стулья делать противу тех, кои на колоннаде и без фасону, да и прочей мебель полагать самой простой…».

Сначала составлялась примерная смета (всего в описи упомянуто 2350 предметов, которые должны были заполнить 81 комнату дворца), а затем, через торги, среди мастеров размещались соответствующие заказы, а в магазинах шли оптовые закупки. Например, летом 1795 г. предполагалось закупить для дворца: «Жирондолей для поставления по столам под зеркала 36 пар; Паникадил и фонарей хрустальных с бронзою – 16; Кроватей железных разных мер с уборами шелковыми и ситцевыми – 36; В том числе двуспальных – 6, полуторных – 12, одиноких – 18».

Естественно, мебель закупалась в соответствии с целевым назначением комнат и залов и статусом их обитателей. Золоченая мебель шла на оформление парадных залов и личной половины Александра и Елизаветы. Много закупалось мебели, «раскрашенной под лаком» . Отдельным списком шли столы, бюро для писем «из разных дерев и красного дерева» (14 шт.), ночные столики к кроватям (4 шт.), «судна красного дерева ночные» (12 шт.), зеркала туалетные «из разных дерев и красного дерева» (32 шт.), таганы каминные с приборами (9 шт.).

Закупалась и «мебель простого дерева в должностные и прочие покои». Для этих же помещений закупались и простые ночные судна – «простого дерева крашеные» (10 дюжин). Кстати, для Александра и Елизаветы заказали два, штучной работы, «кресла уборных, обитых сафьяном», по 75 руб. каждое.

Очень много приобреталось тканей и другого «приклада». Только для оформления постели Александра и Елизаветы планировалось заготовить «атласу, волосу, пуху и прочего приклада на 500 руб…».

Все помещения дворца, в соответствии с традицией, в обязательном порядке оформлялись иконами. Для этого планировалось закупить 60 образов, в том числе в окладах по полям серебряным 30 шт. и еще 30 шт. без оклада, на 450 руб.

Закупались для дворца и часы для оформления «парадных и внутренних покоев и по разным комнатам для господ»: 8 шт. часов английских столовых и стенных английских и «богатых с бронзою» по 200 руб. каждые, на 1600 руб. Позже число часов увеличили до 12 шт.

Был предусмотрен и досуг великого князя, для чего заказали два бильярдных стола («Бильярд красного дерева большой и средний»). Большой бильярдный стол обошелся «с прибором» в 700 руб. Общая сумма прикидочной сметы на оформление убранства дворца на 13 ноября 1795 г. составила 72 064 руб. 90 коп.

Самый крупный и ответственный заказ на мебель из красного дерева, отделанную позолоченной бронзой, получил любимый мастер императрицы Х. Мейер, поставивший во дворец 180 предметов. В договоре со «стульным мастером» Б. Ватсоном были обозначены березовые «окрашенные под лак» и «цветными красками» канапе и стулья с сафьяновыми подушками и камышевыми сиденьями. Напольные часы и металлические кровати «четырехстолбовые, наверху с шишками медными и на них с чашками» закупались у иностранных и петербургских купцов. Резная золоченая мебель для парадных залов была заказана мастерам И. Либеру и И. Эншу. Для служебных помещений и комнат, предназначавшихся для свиты, мебель изготавливалась из ольхи «под красное дерево», а также из березы и сосны (кровати, ширмы, стулья). Многочисленные «турецкие перегородки» выполняли наемные столярные мастера «под смотрением секунд майора Неелова», в частности крестьянин «Чухломской округи» И. Алексеев и «житель Петербургской Большой Охты» Д. Котиков.

В апреле 1796 г., перед приездом в Царское Село Екатерины II, в оформление Александровского дворца вносили последние, чистовые интерьерные штрихи. Например, в апреле 1796 г. «вышло распоряжение об отпуске архитектору Гварению из Стеклянного завода в Царскосельский дом Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Павловича зеркал с подводою… на 12 605 руб. 34 коп., в сем числе старых зеркал на 2141 руб…». В начале мая 1796 г. в Александровский дворец доставили всего 21 зеркало.

Екатерина II переехала в Царское Село 16 мая 1796 г. Она писала М. Гримму: «Я приехала сюда вчера после обеда и с тех пор как я здесь, я все чихаю». Естественно, императрица пристально следила за подготовкой дворца к торжественному открытию. Поскольку сроки поджимали, то, по распоряжению императрицы, для оформления интерьеров дворца были использованы вещи (оконные приборы, дверные накладки с бронзой, фаянсовые печи и камины) из других императорских резиденций.

22 мая 1796 г. Екатерина II лично проинспектировала готовый к сдаче дворец и, конечно, высказала ряд пожеланий, которые немедленно приняли к исполнению: «1). В почивальне прибавить места на четверть для кроватей; 2). В фонарике к бане вынуть из купола стекла; 3). Вход для солдат караульных в их комнаты сделать спуском без ступеней; 4). У обоих спусков ступеням не быть; 5). Цветного садику и решетки прибавить и осенью засадить; 6). В уборной вставить зеркало в трюмо; 7). На колоннаде сделать решетку; 8). Для Шуваловой сделать особую лестницу в садик; 9). Исполнять все приказания г. в. кн. Александра Павловича и вести всему особый счет, дабы после ассигновать на все таковые работы потребную сумму».

На этом этапе и великий князь Александр Павлович, с разрешения бабушки, начал вмешиваться в ход работ. Только на «поправки», им указанные, было выделено 34 483 руб. 96 коп. В их числе было устройство «схода подле углового кабинета» в Собственный садик, на что за работу и материалы выплатили 11 847 руб. 50 коп. Всего сверх первоначальной сметы на различные «поправки» было отпущено почти 128 000 руб., а в общей сложности на строительство дворца вместе с внутренним убранством к июню 1796 г. потратили 606 286 руб. 21 коп.


Николай Николаевич Головин. Худ. Ж.-Б. Изабе. 1780-е гг.


Переезд двора Александра Павловича был назначен на июнь 1796 г. Великий князь Александр Павлович переехал в Новый дворец со своей свитой 3 июня 1796 г. Естественно, в ходе обустройства великого князя и его свиты на новом месте на служителей Александровского дворца градом посыпались различные требования. Один из хозяйственников сокрушался, что приказания следуют «всякий час» и часто «не зависят от воли Его Высочества». Примечательно, что доставленная во дворец золоченая мебель не устроила Александра Павловича и ее, для поправки, 6 июня отправили обратно в Санкт-Петербург.

Как мы видим, обычной суеты, связанной с переездом, было много, но в мемуарах графини В.Н. Головиной, бывшей в свите великого князя, все выглядело изящно и легко. Она вспоминала, что 12 июня 1796 г. «великий князь Александр Павлович со своим двором переехал в Александровский дворец, выстроенный императрицей специально для него. Дворец был очень красив и расположен перед большим регулярным садом, примыкавшим к английскому парку. Под окнами великой княгини находился цветник, окруженный железной решеткой, с калиткой, через которую она входила в свои комнаты.


Варвара Николаевна Головина. Худ. Ф.С. Рокотов


За несколько дней до переезда императрица подозвала меня (это было на одном из маленьких воскресных балов) и сказала:

– Будьте добры передать вашему мужу, чтобы он разместил мебель в Александровском дворце: тот совершенно готов. Я желала бы видеть великого князя уже устроенным со всем его двором в новом помещении. Выберите для себя комнаты, которые найдете наиболее приятными и наиболее близкими к великой княгине Елисавете.

Надеюсь, что она мною довольна: я делаю все возможное, чтобы ей понравиться. Я ей отдала самого красивого молодого человека во всей моей империи. – Ее величество остановилась на минуту и затем прибавила: – Вы видите их постоянно, скажите мне, действительно ли они любят друг друга и довольны ли они друг другом?

На самом деле заселение Александровского дворца сопровождалось не только обычной суетой и хлопотами, но и столкновением честолюбий и обычными интригами. В документах до нас дошли только скупые отголоски этих «придворных страстей», недоразумений и упущений, связанных прежде всего с оформлением жилых комнат, и все это вылилось на голову бедного комиссара Матвея Шарухина, который отвечал за обустройство свиты великого князя. В рапорте от 3 июня 1796 г. он писал: «По переходе Его Высочества в оной Дворец от свиты большие требования выходят, так что уже и его превосходительству Василию Степановичу скучно. Да и Его Высочество сам уже начал записи писать и посылать со мною к его превосходительству, севодни он был у меня в мастерской и написал записку о золоченых мебелях… поверьте ваше превосходительство так скучно что и не знаю когда могу отселиться особливо теперешними от сих требований… нет той минуты, чтоб из оного чего требовано не было, а особливо в ширмах, один гофмаршал взял шесть».

Но со временем все устроились, мебель и другие вещи заняли положенные им места. По подробной «Описи мебелям и разным вещам, находящимся в покоях вновь построенного каменного дворца Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Павловича», мы можем представить, как выглядели первоначальные интерьеры дворца.

Например, в Концертном зале находилось: «Образ в окладе серебряном; 8 столов простого дерева позолоченных с досками белого мрамора; 36 стулов простого дерева крашеных под лаком с подушками алыми сафьянными; ящик красного дерева для дров; 3 паникадила больших хрустальных в бронзовой оправе; 4 дивана, на них матрацы в наволочках штофных белых с такими же покрывалами; на камине 2 монумента римских императоров литых из гипса».

В Бильярдной находились: «Образ в окладе серебряном; 5 столов ломберных красного дерева с бронзою; 24 стула простого дерева крашеных под лаком с подушками алыми сафьянными; термометр на доске медной; фонарь хрустальный в бронзовой оправе; бильярд красного дерева, при нем: 12 кий, 6 мазов, 12 шаров алагвеных, 5 шаров карамбольных, доска для маркировки и покрывало голубое для покрытия бильярда».

Особенно интересен перечень предметов, находившийся в личных покоях Александра и Елизаветы. Например, в опочивальне (комната № 24), находились (перечислим все имевшиеся там предметы, за исключением штор, маркиз и драпировок, выдержанных в зеленых тонах): ширмы, термометры, кресла, стулья, диваны, разные столики и столы, часы и зеркала и, наконец, супружеская кровать «деревянная большая с двумя матрацами пуховыми и шесть подушек в наволочках атласных, розовых» с розовым стеганым одеялом и покрытая штофной белой с бахромою накидкой. Поблизости от кровати стояли «два стула ночных красного дерева». В описи перечислены предметы убранства из «Уборной Ея Высочества» (комната № 29), Библиотеки (комната № 30), Большого кабинета (комната № 31), «Кабинет Его Высочества» (комната № 32, этот кабинет именовался Голубым) и «Уборной Его Высочества» (комната № 33). Всего в описи перечислены предметы внутреннего убранства по 78 комнатам, включая и верхний этаж.


Великий князь Константин Павлович. Неизвестный художник


Следует подчеркнуть, что В.Н. Головина называет датой переезда в Александровский дворец 12 июня 1796 г. Это не совсем так. Дело в том, что в рапорте комиссара Камер-цалмейстерской должности Матвея Шарухина от 3 июня 1796 г. упоминается, что «Его Высочество Великий Князь Александр Павлович сегодняшний день изволил совсем перебираться в оной дворец, где обеденный стол был». Судя по всему, мемуаристка просто ошиблась на полторы недели.

Поскольку Александровский дворец планировалось использовать как летнюю дачу, только в один-два самых теплых месяца, то все парадные и жилые помещения Великий князь Константин членов императорской семьи находились на первом этаже левого флигеля дворца, из окон которых открывались великолепные пейзажи. Прямо из огромного углового шестиоконного кабинета великого князя Александра Павловича можно было выйти в Собственный садик, а затем и в парк, который также являлся частью жилого пространства. На втором этаже левого флигеля располагалась ближайшая свита, в подвале селилась прислуга. Эта пространственно-планировочная традиция, несмотря на многочисленные перестройки, сохранялась вплоть до 1917 г.

По свидетельству графини В.Н. Головиной, проведшей июнь-июль 1796 г. с великокняжеской четой, «Александр и Елисавета были очень довольны своим дворцом. Мои комнаты были над покоями великой княгини и, находясь посередине здания, выдавались полукругом. Она могла разговаривать со мной, стоя у последнего окна перед углом. Однажды после обеда мы забавлялись этим: она сидела у своего окна, а я у своего, и мы беседовали. Тем временем великий князь с моим мужем играли на скрипках у нас в гостиной. Тогда между всеми нами еще царствовала гармония.


Великая княгиня Анна Федоровна. Неизвестный художник. 1799–1800 гг.


Через несколько недель картина переменилась: Александр сделался неразлучен со своими новыми друзьями». Новые друзья – это польские аристократы князья Чарторыйские.

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю!

Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры.

Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое.

Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы.

История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной.

Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня.

Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются.

Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству.

Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития.

Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое.

До встречи в Музее «Гараж»!

Стоимость билетов: 0- 300 рублей