Пещеры тысячи будд. Пещеры Могао, Дуньхуан Пещерные храмы могао

Пещеры Могао (или, как их еще называют, пещеры «Тысячи Будд») расположились на склоне горы Поющих Песков в Дуньхуане провинции Ганьсу.

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун, воздвигнутого в 353—366 гг. н. э. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV—XIV вв.).

Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, — один из самых ранних буддийских храмов Китая. Исторические документы утверждают, что первые пещеры были сделаны в скале в 366 году. Китайскому монаху Лэ Цзу-ню однажды было видение тысячи золотых Будд, после которого он был уверен в том, что на этой святой земле стоит сделать пещеру. Его идею поддержали и активно начали воплощать в реальность.

Вырезанные пещеры расписывали цветными фресками, украшали глиняными скульптурами, хранили в них различные ценности. Каждая фреска - иллюстрация одной из буддийских сутр и джатаки или изображает монахов, императора и простых верующих. Некоторые из фресок иллюстрируют события распространения буддизма в Китае. В некоторых из пещер, фрески покрывают стену целиком. Несмотря на тысячелетнюю эрозию, вызванную ветром и дрейфующим песком, фрески все еще сохраняют свои яркие цвета и четкие картинки. Фрески в этих гротах отмечены влиянием западных школ буддизма. Кроме фресок и скульптур в пещерах хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и прочих ценностей, среди которых рисунки по шелку, гравюры, вышивки и образцы каллиграфии.

Общая площадь пещер составляет 45 тысяч квадратных метров. Пещеры Могао состоят из множества маленьких и больших пещер. Их протяженность составляет 1680 метров. Размер пещер неодинаков. Всего насчитывается 37 самых маленьких пещер и 16 самых больших, а высота 96 из всех пещер равна 40 метрам. В поздний период «Шестнадцати королевств» были вырезаны 275 первых гротов.

Пещеры Могао включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Напротив пещер Могао находится музей Дуньханского искусства, где был воссоздан облик некоторых из разрушенных и разграбленных пещер.

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун , воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в провинции Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао, объединяет более 700 пещер, общая протяженность которых составляет 1680 метров.

В 492-х пещерах Магао имеются раскрашенные статуи и фрески. Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Могао - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на востоке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэна и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многие росписи покрывают стены пещер целиком.

<

В самом начале новой эры в Китай начинает проникать новая религия – буддизм. Росту ее популярности немало способствовало то обстоятельство, что в Китае буддийские каноны дополнились многими положениями существовавших здесь культов и верований. Китайская богиня Гуан-инь стала бодхисатвой Авалокитешварой, а Конфуций и Лао Цзы были включены в число божеств буддийского пантеона. Одновременно буддизм стал стимулом для развития китайского монументального искусства, так как до этого ни конфуцианство, ни даосизм не нуждались в создании каких-либо величественных сооружений.

Многочисленные скальные монастыри, основанные в эту эпоху, представляют собой настоящие города. Архитектура, скульптура, живопись слились здесь в одно целое с окружающей дикой природой. и Могао, и — эти великолепные пещерные монастыри до сих пор представляют собой яркие , слава которых прошла через многие века истории этой удивительной страны.

Китай, достопримечательности провинции Ганьсу

Ансамбль буддийских пещерных храмов Могао находится в пустынной местности, на западе провинции Ганьсу. Здесь, в 14 км к юго-востоку от древнего города Дуньхуан, стоявшего на Великом шелковом пути, расположен ансамбль пещерных буддийских монастырей, известных под именем Могао.

Первые буддийские святилища-гроты появились здесь в 353–366 гг., на том месте, где, по преданию, монаху Ло Цуню было видение тысячи будд. На протяжении десяти веков, в IV–XIV вв., здесь было высечено около тысячи пещерных храмов.

До наших дней сохранились 492 пещеры, крупнейшая их которых – Могао (366 г.) – дала название всему комплексу. Сохранившиеся 2415 скульптур и 45 тысяч кв. м стенных росписей делают эти пещеры настоящей сокровищницей буддийского искусства.

Скальный монастырь Цяньфодун в Могао

Скальный монастырь Цяньфодун («Пещеры тысячи будд») является центром всего ансамбля. Его высеченные в лессовых склонах пещерные храмы украшены многочисленными скульптурами и настенными росписями, написанными клеевыми красками по сухому грунту. Их авторами были художники разных народов.


Пещеры заполнены сотнями глиняных раскрашенных статуй буддийских святых. Их дополнением и продолжением являются образы росписей, которые служат как бы плоскостной декорацией, из которой выступают объемные фигуры будд.

Росписи IV–VI вв. представляют собой многофигурные сцены-иллюстрации к «Трипитаке», рассказывающие о предыдущих жизнях и духовных подвигах Будды. Наряду с этим здесь представлены духи и божества, олицетворяющие небесные миры.

Искусство Могао периода расцвета (VI–IX вв.) сюжетно объединено (сутры, бытовые и исторические сцены, пейзажи, изображения райских дворцов). Множество композиций создано по мотивам джатак – рассказов о перевоплощениях Будды.

Здесь изображены и реальные исторические персонажи – например, знаменитый китайский путешественник Чжан Цянь, преклонивший колена перед императором Уди, прежде чем отправиться в далекие «западные земли».

Росписи нередко покрывают целую стену и выделяются своим реализмом и динамичностью образов. Более позднее храмовое искусство X–XIV вв. создано художниками, состоявшими на государственной службе, поэтому оно отличается более строгим стилевым решением.

В 1899 г. в одной из пещер были найдены тысячи рукописей на языках народов азиатских стран, свитки с произведениями древней буддийской иконографии, а также ранние образцы китайского книгопечатания. Все эти артефакты позволили ЮНЕСКО включить ансамбль пещерных храмов Могао в

Пещеры Могао являются всемирно известными руинами, где были обнаружены памятники буддийского искусства, а также достоянием культуры Китая и всего человечества. Их строительство не прекращалось на протяжении десяти веков, то есть велось с 4 по 14 века. Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, в 25 километрах к юго-востоку от города Дуньхуан, что находится в северо-западной провинции Ганьсу. Протяженность пещер с юга на север составляет 1680 метров. Это поистине великолепное зрелище! В 1987 году ЮНЕСКО включило пещеры Могао в Реестр мирового культурного наследия.

Согласно источникам, пещеры Могао были созданы в 366 году. Когда святой старец, монах Лэцзунь путешествовал по этим местам, ему было видение тысячи сверкающих Будд. Он решил создать здесь первую пещеру. Впоследствии сооружение пещер не прекращалось на протяжении тысячи пятисот лет. За это время сменилось более десятка династий. К 7 веку нашей эры, в эпоху династии Тан в Дуньхуане был наконец создан грандиозный комплекс, состоящий из более тысячи пещер, где располагались буддийские изваяния. Именно поэтому пещеры Могао получили название пещеры "тысячи Будд".

Пещерные храмы представляют собой образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства. Для верующих они служили местом религиозных отправлений, для других - волшебным храмом, дающим возможность насладиться прекрасным. Уровень художественного мастерства, с которым выполнены фрески, позволяют судить о состоянии искусства в Китае в средние века; тематика фресок навеяна буддийскими легендами.

Хотя пещеры Могао значительно пострадали от различных повреждений, но, на сегодняшний день здесь сохранилось более 700 пещер, из которых в 492 пещерах имеются раскрашенные статуи и фрески, общая площадь которых составляет 45 тысяч квадратных метров.

Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. Если выставить все фрески, статуи и рисунки на шелке в один ряд, то длина такого «свитка» превысит 30 километров. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы. Недаром их называют «энциклопедией средневековья».

После того, как даоский монах Ван обнаружил пещеры, где хранились буддийские сутры, он взял несколько из них и продал. По мере распространения среди народа этих культурных ценностей весть о хранилище древних рукописей в пещерах Могао облетела с быстротой молнии весь Китай. Сюда стали отовсюду стекаться так называемые "исследователи". С попустительства цинского правительства, за менее чем 20 лет такие "исследователи" из России, Великобритании, Франции, Японии, США и других стран разграбили Дуньхуан, они вывезли около 40 тысяч священных буддийских канонов и огромное количество фрагментов настенной росписи, скульптуру, причинив памятнику огромное разорение.

В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях в Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республике Корея, Финляндии и США. Общая стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от всех культурных ценностей, оставшихся в Китае. После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, ряд китайских ученых приступил к их изучению в чрезвычайно трудных условиях. В 1910 году вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану, именно тогда появилось специальное направление в изучении, посвященное этой проблематике.

В течение нескольких десятков лет ученые всего мира с большим интересом приступили к изучению искусства Дуньхуана, в частности итоги исследований китайских ученых имели далекоидущие перспективы для дальнейшего изучения. В качестве бесценного сокровища, принадлежащего китайской культуре, пещеры Могао в Дуньхуане постоянно находились под пристальной охраной со стороны китайского правительства. В 1950 году пещеры Могао были включены в список первых объектов, которые находятся под особой охраной государства.

В 1987 году ЮНЕСКО включила их в Реестр мирового культурного наследия. Сегодня у подножия горы Саньвэйшань, что находится напротив пещер Могао, создан Музей Дуньхуанского искусства. В этом Музее воссоздан облик некоторых пещер, только таким образом можно сохранить культурные ценности пещер, открыв их для широкой публики. Зарубежные туристы после посещения павильона дают высокую оценку сокровищам пещер Могао: "Это величайшая сокровищница буддийского искусства в мире".

Возле Дуньхуаня на краю пустыни на склоне горы Миншашань находятся пещеры Могао. Мы привыкли их называть «Могао» по названию самой главной пещеры, настоящее название этого места храмовый комплекс Цяньфодун, что значит храмовый комплекс тысячи Будд. В 4 веке странствующему монаху пришло видение о тысяче сверкающих Буддах, и он начал строить первую пещеру. Строил на пожертвования от торговцев, проезжающих через пустыню с караванами. Постепенно дело стало расширяться, по мере распространения буддизма пещеры превратились в место паломничества. Местные правители и меценаты жертвовали деньги на строительство и роспись пещер, теперь этим занимались не только монахи, но и нанятые рабочие. К пещерам стекалось всё больше людей, их популярность росла, комплекс всё больше и больше разрастался. На сегодняшний день сохранилось 700 пещер, датируемых 4-14 веками, в 492 из них сохранились раскрашенные статуи и фрески. Пещеры вырезаны в горном склоне в 3 яруса на протяжении 1.5 км. Всё это находится в оазисе с деревьями и тенью.

1. Огромный поток туристов накладывает свой отпечаток на пещеры, склон горы у пещер закатан в бетон, сделаны деревянные настилы и ступеньки, поставлены двери. Посетить пещеры можно только с экскурсоводом, у которого есть ключ от дверей. Билеты продаются в одном месте в центре города, это специальные билеты для иностранцев, которые можно купить сегодня на завтра. Продают билеты и потом пускают в комплексе по предъявлению паспорта. Билеты нужно покупать минимум за один день, обычно они есть, а день в день (сегодня на сегодня) купить невозможно. Встреченная испанская пара недоумевала, как так, они приехали в сам комплекс, а там не продают билеты. В самом комплексе касс вообще нет, но когда-то были, поэтому люди и путаются. Для китайцев правила другие, нужно регистрироваться и покупать билеты на сайте, за месяц, и билеты раскупаются быстрее чем билеты на поезда в праздники. В летнее время для китайцев есть ещё один вид билетов: по живой очереди в 4 основных пещеры, чтобы посмотреть хоть что-то. Я понимаю, почему так сделано: если иностранца заставить выслеживать билеты на этом сайте, то никто никогда в этот комплекс не попадёт, в этот район не поедет, какой смысл этой достопримечательности. Китайцам от этого обидно. Про отдельные билеты для иностранцев они не знают и всё время мне говорили, что я в пещеры вообще не попаду. Но я же не зря по пути со всеми общаюсь, две француженки, встреченные в Съяхэ сказали, что они купили билеты без проблем, значит и я куплю. Так и получилось, можно было выбрать три разных времени посещения, я взяла на 8.30 утра.


Очередь в 4 "большие пещеры"

3. Поехали утром с кореянкой на обычном городском автобусе. В пещеры попадаешь не сразу, сначала становишься в очередь на вход в большое современное здание. Потом эту очередь делят на иностранцев и китайцев и иностранцев ставят в отдельную очередь в кинотеатр. Показывают два фильма, первый фильм немного про Дуньхуан в древности, про торговцев, караваны верблюдов, войны, монахов, пустыню, снят как блокбастер))) Ничего интересного там не говорят, только картинка красивая. Дают устройство с переводом на несколько языков и наушники, тут главное эти наушники взять, а то про нас забыли, и проверить уровень заряда - моё устройство разрядилось посередине фильма, пришлось идти менять. Садиться лучше посередине или повыше - на верхних рядах находится переход во второй кинотеатр.

Второй кинотеатр - в 8 K ультра-высоком разрешении (в буклетике так написано) , там какая-то супер технология. Изображение выводится и сбоку, и сверху, и сзади, а ты полулежишь в кресле. Нам в обоих кинотеатрах достались места во втором ряду, но даже так было офигительное ощущение реальности происходящего. Ты словно зашёл в пещеру и рассматриваешь её, только головой вертеть приходится, голос за кадром повествует про время строительства пещеры, про то, что изображено, что это значит, какой за этим смысл, куда смотреть. Иногда берут рисунки и скульптуры с «потолка» или с «боков», перемещают их на передний план и начинают про них рассказывать. Когда объясняли про скульптурную композицию из нескольких фигур, фигура, про которую говорили, «выезжала» на передний план и поворачивалась по кругу, чтобы можно было рассмотреть со всех сторон. После фильма пошли к выходу, сели на автобусы (!) и поехали в пещеры. Ехать долго, минут 20, но именно такая организация со зданием-кинотеатром (там и еда есть, и сувениры) позволяет регулировать туристический поток и принять больше туристов.

Кроме нас иностранцев не было, и мы как-то настроились на небольшую группу для осмотра пещер. А когда приехали, оказалось, что иностранцев собралось штук 30. И опять какая-то неразбериха: есть индивидуальные туристы, как мы, которым надо сидеть и ждать, когда раздадут наушники (уже другие), есть организованные группы, которые договорились с экскурсоводом заранее, к ним кто-то подходит и начинает экскурсию. Кореянка попросилась в такую группу к корейцам, ей и со своими хотелось пообщаться, и по-английски она не очень понимала. Наконец к нам вышел гид, и экскурсия началась. Ах да, проверьте уровень заряда устройства с наушниками, они их не заряжают/проверяют и у нас у двух человек всё разрядилось, им пришлось ходить рядом с экскурсоводом, чтобы её слышать. Двери пещер реально закрыты, экскурсовод перед каждой группой открывает пещеру своими ключами. Фотографировать нельзя, а небольшую сумку или рюкзак взять с собой можно. Стены в пещерах огорожены прозрачными пластиковыми экранами, всё видно, а потрогать нельзя. Это «маленькие» пещеры (не такие они и маленькие), которые находятся справа от центрального входа.

4. Пещеры со временем были забыты и заброшены. Природные источники, питающие оазисы из-под земли, пересохли, на эту территорию пришли монголы, тут уже не до развития искусства было, кроме того, нашли и освоили более простой путь из Европы в Китай по морю. За пещерами ухаживали монахи, а для широкой публики они были утрачены. В 1900 году монах случайно обнаружил библиотеку с рукописями. Рукописи были спрятаны в стене, а когда монах очищал пещеру от песка, часть стены обвалилась. Я всё думала, ну как же никто раньше не догадался, что стена потайная?! Оказывается, изначально проход в пещеру был несимметричным (справа больше), монахи сделали его симметричным, достроив стену, а справа сделали нишу с рукописями. Рукописи разнообразны по содержанию: это трактаты по математике, философии, медицине, астрологии, истории, географии, поэзии на разных языках: китайский, тибетский, санскрит, пали, хотанский, тохарский. Здесь я не могу не передать привет инязу, из которого я помню словосочетание «тохарские языки». Кто бы мог подумать, что я доберусь туда, где они использовались (города Турфан, Куча, туда я тоже доеду).

Китай в тот период был очень слабым, поэтому рукописями не заинтересовались. А вот британец Стейн вывез в 1907 году наиболее ценные экземпляры. Затем часть рукописей вывезли французы (Пеллио), японцы и русские (Ольденбург). Русские еще и как казармы пещеры использовали. Американцы подключились чуть позже, в 1924г, зато срезали фрески со стен. После это китайские власти всполошились и занялись охраной и изучением рукописей сами. К тому времени всё ценное было уже вывезено. Я думала, гид расскажет о том, какие белые плохие, но нет, просто сказала, что одни купили рукописи, а другие продали. Где сейчас хранятся рукописи мне неизвестно, в интернете сказано «в музеях тех стран», интересно было бы на них взглянуть.

5.

Для туристов открыты 30 пещер, но группу отводят лишь в 8. Группы в одно и тоже время заходят в разные пещеры, и экскурсия организована так, чтобы посмотреть пещеры из разных эпох. Я, честно говоря, не отличу пещеру 4 века от пещеры 14 века, для этого нужно или очень этим интересоваться, или иметь специальное образование. Для меня это всё были комнаты, от пола до потолка покрытые картинками. Одно это уже впечатляет, вы попробуйте разрисовать квартиру от пола до потолка без пропусков! Как заходишь, сразу начинаешь рассматривать узоры, или деревья, или людей, но я не могу соотнести людей с какими-то историями или по позам понять, что происходит, не могу по одежде вычислить, кто богатый, а кто бедный, кто приезжий, а кто местный. А божеств, волшебных зверей, апсар и прочих я вообще не знаю. Рассказ экскурсовода помогает не растеряться, но по сути там базовая информация.

Итак, пещеры были созданы во времена:


  • Северных Династий и Династии Суй

  • Династии Тан


  • Эпохи «Десяти царств» и империи Сун

  • Западной Ся и Династии Юань .

Фотографировать там не разврешают, так что все изображения из интернета.

6.


Mogao Cave 275 (Northern Liang 421-439AD)

7.


Mogao Cave 285 (Western Wei 534-556AD)

8.


Mogao Cave 420 (Sui 581-618AD)

9.


Mogao Cave 322 Constructed in the Early Tang and renovated in the Five Dynasties

10.


Mogao Cave 254 Northern Wei Dynasty (A.D.368-534)

Несколько изображений со стен пещер:

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. Единственный кадр, котрый удалось легально сделать, - это изображение, которое находится перед входом в одну из последних пещер в этой части. Краски выгорели, тут практически чёрно-белый вариант, но хоть что-то. Я старательно фотографировала номера пещер, в которые мы заходили, может быть когда-нибудь дозрею про них почитать.

22. После 8 пещер с экскурсией вы подходите к центру горы и дальше идёте сами в те 4 больших пещеры, куда стоит огромная очередь. Очередь с фото выше стоит просто на вход в комплекс, к каждой пещере отдельная огроменная очередь. Там сделано так, что идёшь с потоком, к каждой пещере надо простоять в очереди 15-20 минут. Мне кажется, я посетила только 3 пещеры, не знаю, как так получилось. И самый прикол: невозможно вернуться назад. Никакие объяснения охранникам не помогали, так что смотрите внимательно, не спешите. Я собиралась вернуться назад и с другими группами заходить в любые пещеры, но как только из правой части от многоярусного храма, что на фото переходишь в левую, это сделать уже невозможно. Мой совет: отделитесь незаметно от группы (лучше с наушником), присоединитесь к другой и смотрите ещё пещеры пока не изловят. Но и 8 пещер достаточно.

На территории есть музей о создании пещер, 2 кафе, сувенирные магазины, так что я там осталась надолго. Книг и открыток накупила, хоть сейчас в эпоху интернета и можно всё найти онлайн, мне захотелось частичку этих шедевров сохранить у себя, пусть и в форме открыток.