Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности. Национальный символ Австрии - Собор Святого Стефана

Собор Святого Стефана на площади Штефансплатц является символом Вены и одной из самых главных достопримечательностей всей Австрии.

История собора

Храм расположен в центре старого города на площади Святого Стефана (Штефансплатц). Первый собор на этом месте построен в 1137—1147 годах. В нынешних границах это культовое сооружение построено в XIII-XV веках и приобрело современный вид только к 1511 году.

Возведение и основание

Епископ Пассау Регинмар совместно с маркграфом Леопольдом IV в 1137 году заложили первую венскую церковь. Через десять лет постройка в романском стиле была завершена. В 1230—1245 годах ее расширили к западу, с тех самых пор сохранилась романская (западная) стена храма с порталом и двумя башнями. Позже их перестроили в готическом стиле. Эта церковь сгорела в 1258 году.

На ее месте в 1263 году была выстроена вторая венская церковь, использовался тот же романский стиль. 23 апреля совершилось освящение собора, это событие празднуется по сей день. При Альберте I и Альберте II в 1304—1340 годах были пристроены трехнефные Альбертовы хоры - они заняли весь трансепт. Деве Марии посвятили северный неф, святому Стефану и всем святым - средний неф, а двенадцати апостолам - южный.

На месте современной южной башни Рудольф IV в 1359 году заложил первый камень новой церкви, выполненной в готическом стиле. В планах архитекторов XIV столетия стены нового сооружения ставились снаружи от уже существующей церкви, и только после этого можно было разобрать стены старой. На перекрытие свода нового храма потребовалось почти тридцать лет. В 1450 году заложили Орлиную башню.

Ее строительство прекратилось в 1511 году, когда наступили трудные времена и финансирование оскудело. Так она и осталась недостроенной до сих пор. Ее высота в два раза меньше южной, и она едва превышает 68 метров.

Существует легенда, что когда-то башни были одинаковыми. Согласно этой сказке руководящий работами по строительству башни мастер продал душу дьяволу, чтобы тот поспособствовал быстрейшему завершению дела. Когда тот помог, строитель отказался выполнять свои обязательства и разозленный дьявол обрушил половину башни.


Историческая судьба

В течение трех столетий церковь Святого Стефана оставалась приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить епископскую кафедру в Вене, а епископы Пассау (духовные владыки Австрии на то время) всячески этому сопротивлялись. Только в 1469 году была учреждена Венская епархия под давлением императора Фридриха III. В ходе этих событий собор стал кафедральным. В 1476—1487 годах композитор и скульптор Вильгельм Роллингер установил уникальные резные хоры внутри церкви, а в 1513 году в храме был установлен орган.

Мало изменили сооружение наполненные религиозными и австро-турецкими войнами XVI-XVII века. В ту эпоху в Австрии главенствовала идеология Pietas Austriaca, барочная по форме и католическая по духу, и интерьеры храма переработали в стиле барокко. Работы начались в 1647 году с нового барочного алтаря. Его изготовили Йоганн Якоб и Тобиас Покк. Два образа Девы Марии датируются 1693 и 1697 годами, два боковых алтаря установлены в 1700. После изгнания турок из-под Вены в 1722 году статус собора и епархии был повышен до архиепископского.


Восстановление и реставрация

Во время Второй мировой войны здание не пострадало при бомбардировках и выдержало первые дни советской венской наступательной операции, начавшейся 2 апреля 1945 года. Генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии при отступлении из Вены уничтожить центр города.

Приказ выполнен не был, но собор все равно пострадал: местные мародеры по 11 апреля 1945 года подожгли разграбленные лавки, а уже от них огонь перекинулся на церковь Св. Стефана. Сохранились только кафедры и ценнейшие реликвии, так как они находились под защитой кирпичных саркофагов.

Повреждения, полученные в ходе пожара:

  • кровля рухнула от огня;
  • крупнейший колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь башни, в результате чего разбился;
  • интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены;
  • сгорел большой романтический орган фирмы «Walcker».

На восстановление крыши организовывался сбор средств, в 1950 году ее облицевали керамической плиткой. Окончательно восстановительные работы завершились только в 1960. В восьмидесятые годы стартовал следующий этап реставрации, который продолжается и в наши дни.

Главной проблемой церкви Св. Стефана является разрушение стен и статуй. Мастера-реставраторы вынуждены постоянно заменять фрагменты камней. Усложняет процесс необходимость пользоваться оригинальными инструментами средневековья, хотя часть работ выполняют станки под управлением компьютера.


Современное положение

Сегодня это один из наиболее красивых готических храмов Европы, который жители Вены называют душой своего города. Возведенная в XII столетии, на сегодняшний день церковь является наиболее значительным и хорошо сохранившимся готическим сооружением в Австрии. Его южная башня в высоту достигает почти 137 метров - это третья по высоте башня центральной Европы. Венцы ласково прозвали ее Steffl.

Храм назван именем первого христианского св. Стефана - иерусалимского мученика, до смерти забитого камнями за веру. Храм стал символом многовековой стойкости. Церковь Св. Стефана в Вене расположена в историческом средневековом квартале и вмещает в себя уникальные распятия, витражи, скульптурные композиции и кафедру епископа. Вместе с тем храм известен своими катакомбами, где захоронены останки австрийских императоров.

Месторасположение церкви

Фактический адрес собора Святого Стефана: Австрия, Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Места поблизости:

  • ресторан Do and Go;
  • Hotel Am Stephansplatz Vienna;
  • Дом Хааса;
  • Govienna City Apartments;
  • Wien;
  • Кертнерштрассе.

Как добраться

В Вену можно добраться на поезде или самолетом. В самом городе проложено множество маршрутов общественного транспорта, а также метро.

На нем добраться до собора нужно следующим образом: необходимо выйти на станции Stephansplatz на пересечении первой (красной) или третьей (оранжевой) линий.

Сам храм ни за что нельзя пропустить, так как он возвышается над остальными зданиями площади, и его башни видны отовсюду. На них ориентироваться можно и при пешей прогулке.


Архитектура и убранство сооружения

Романский костел, носивший имя Святого Штефана (Стефана), начали перестраивать в 1230 году. Планировалось возведение храма в позднероманском стиле. Когда случился пожар, большая часть постройки уже была закончена. Стиль храма остался готическим, но черты строения позднее менялись в ходе реконструкций. Только при Рудольфе IV Штефансдом приобрел вид, сохранившийся до нашего времени.

Внешний вид

Многовековая история отразилась на облике собора. К началу девятнадцатого столетия он настолько обветшал, что представлял собой жалкое зрелище. При восстановительно-реставрационных работах максимально старались сохранить его средневековый готический облик.

Размеры здания (в метрах):

  • высота южной башни - 136,44;
  • высота северной башни (еще строится) - 68,3;
  • высота стен боковых нефов - 60;
  • длина и ширина собора на уровне земли - 198,2×62;
  • высота сводов центрального нефа - 28.

Собор представляет собой квадратное сооружение, фасад которого состоит из ступенчатых контрфорсов и узких арочных окон. В Вене он является одним из наиболее показательных примеров позднеготической архитектуры, скульптурные оформления внутренних залов и фасада являются уникальными. Также архитектуру храма отличают узоры черепичной кровли - одна из самых ярких и запоминающихся частей храма.

История узорных крыш уходит корнями в средневековье. Узоры, надписи и даты украшали в основном главные строения Вены - соборы и ратуши. Подобная облицовка была делом дорогостоящим - многие дома в то время были покрыты и вовсе соломой.

Историки не могут назвать точную дату возникновения узоров, но уже к концу пятнадцатого столетия орнамент из разных оттенков красного покрывал крышу. Со временем в рисунки добавлялись новые узоры и цвета.

Полностью покрыть крышу пришлось после ее обрушения во время пожара 1945 года. Вместо деревянных стропил установили металлические, на новых скатах уложили черепицу. Дату окончания работ можно видеть тут же на панно с гербом - это цифры 1950. Лучше всего крышу разглядывать с башни собора.


Южная башня

Во времена Габсбургов ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни Св. Стефана - ее высота составляет 136 метров, на нее ведут 343 ступени. Она играла важную роль в жизни города.

При военной угрозе стражники на ней организовывали дежурство и отслеживали сверху передвижения противника, а в мирное время на ней совершалось дежурство другого рода - следили за возгораниями и начинавшимися пожарами. Раннее реагирование было особенно важным в средние века, когда весь город мог быть уничтожен от возгорания одного дома. Колокольный звон с башни оповещал о радостных событиях и несчастьях.


Северная башня

Знаменитый Ганс Пуксбаум, создатель северной башни, планировал повторить в ней формы южной, чуть больше вытягивая пропорции и меняя детали. Орлиная башня так и осталась незаконченной после его смерти. Г. Пуксбаум был также и талантливым художником: в строительной мастерской собора сохранилось около пятидесяти исполненных им рисунков. Внутри башни находится еще одна его работа - капелла Святой Барбары.

На западной стороне находится статуя Христа. Изображен он с таким выражением лица, что в народе скульптуру называют «Господь, страдающий от зубной боли». Однажды на нее пришли посмотреть несколько парней. Они стояли и посмеивались, как вдруг у всех так сильно разболелись зубы, что они не могли ни пить, ни есть, а облегчение наступило только после покаянной молитвы.

Существуют документы об отливке колоколов в XIII-XV веках. Они уничтожались пожаром, падали и раскалывались, но их снова отливали и ставили на место утраченных. К XIX веку все башни выступали колокольнями, у каждой имелся свой набор колоколов. Колокола имеют свои имена, отражающие их первоначальные функции. Самый известный - Пуммерин, символ свободы и борьбы за нее. Его отлили из трофейных пушек в 1711 году в честь избавления от турецкой осады.

Весил он двадцать одну тонну, звучал только несколько раз в году по особенным случаям. Пуммерин упал и разбился в результате разрушительного пожара 1945 года. Осколки собрали и добавили к ним еще металла - так и отлили копию. В 1952 году ее поместили на прежнее место. На текущий момент это второй по величине колокол Европы и седьмой - в мире. Он вступает в дело только несколько раз в году, как и раньше.


Исполинские ворота

Главный вход в венский собор и его портал являются самыми старыми и исторически интересными частями этого удивительного сооружения. В облике фасада сочетаются романский и готический архитектурные стили. Хоть его и перестраивали в XV столетии, в самом портале присутствуют стрельчатые и круглые арки.

Раньше главный вход открывали далеко не для всех, а только для королевских особ. Встречаются разные названия, такие как: «Большие врата», «Исполинские врата» или «Врата Гигантов», но у всех наименований один смысл - отразить огромный размер. Постройка проходила в период между 1230 и 1250 годами.


Внутреннее оформление

Здание венского собора украшают великолепные витражи. Особенно они роскошны внутри помещения. Сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы в 1340 году, однако хранятся они в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий.

Из оригиналов тут расположены пять витражей пятнадцатого столетия. На них изображены разнообразные сцены из Библии. Самые красивые картины располагаются непосредственно над соборным алтарем.


Скульптуры и алтари

Главный алтарь расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле. Он сделан из черного мрамора Йоганном Якобом Поком. Над ним висят картины «Успение Марии» и «Святой Стефан, побиваемый камнями», написанные Тобиасом Поком. Другой алтарь, который называется Винер-Нойштадским, подарил император Фридрих Третий.

Скульптур в соборе очень много. В основном они относятся в XIV-XV векам. Особенно впечатляет статуя Мадонны, созданная в 1320 году. Она располагается рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги».


Ажурная кафедра

Является наиболее великолепным памятником позднеготического стиля Средневековья. Кафедру создал Николаус Герхардт в 1515 году. Она стоит на одной из колон, ее высота равняется четырем метрам. Мраморные перила лестницы украшают узоры из ящериц и жаб, олицетворяя символы борьбы добра со злом. Себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака» у подножья кафедры.

Кафедра оформлена и статуями церковных учителей:

  • Августина Блаженного;
  • Амвросия Медиоланского;
  • Иеронима Стридонского;
  • Григория Великого.


Органы

Три органа устанавливались в разные годы вместо изначального, сгоревшего в пожаре. Самый большой из них имеет четырехрядную клавиатуру и десять тысяч трубок. На службах чаще играет средний орган, расположенный около алтаря. Он имеет 55 трубочных рядов.

В венском соборе постоянно устраивают концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.


Усыпальницы

В отдельной комнате захоронены 72 члена семьи Габсбургов. С точки зрения оригинальности традиции погребения, члены этой монархической семьи «перещеголяли» даже фараонов Египта. Из тел фараонов тоже вынимали органы и помещали в отдельные урны, но хоронили все части тел правителей Египта в одной гробнице.

Габсбурги пошли дальше, их части тел хоронили в разных местах. Храм - традиционное место погребения внутренних органов членов монаршей семьи. Сердца и тела (без органов) хоронили в других монастырях и церквях Австрии. Собор является традиционным местом захоронения высших иерархов австрийской церкви, их тела и по сей день находят упокоение в соборе.

В самом соборе похоронены:

  1. Рудольф IV (князь, строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале - символическое, тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  2. Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта.
  3. Евгений Савойский (умер в 1736).
  4. 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» - символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела - в Капуцинской церкви, a сердца - в церкви Св. Августина.
  5. Настоятели собора.


Реликвии и святыни храма

Внутри собора находятся шесть отдельных капелл, среди них и реликварий Св. Валентина, где покоятся его мощи, черепа святых Космы и Дамиана, а также лоскут скатерти Тайной Вечери. Главная священная реликвия - Печская икона Девы Марии - является чудотворной.

Согласно легенде, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, которые происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в собор Св. Стефана в Вену, а в Печ оставил только копию.

Площадь перед венской церковью в прямом смысле построена на костях. С древних времен вокруг храма велись захоронения. Считалось очень важным быть похороненным как можно ближе к собору, в самом здании хоронили только самых почитаемых. Первые упоминания о кладбище датируют серединой XII века. В XVI столетии погребения временно были прекращены. Причиной тому послужил ужасный запах, наполнявший храм, возникающий из-за разложения тел, закопанных на незначительную глубину.

Окончательно кладбище вокруг венского собора прекратило свое существование в 1732 году. Кости перенесли в подземные захоронения, так называемые новые катакомбы. Старые созданы еще в XIV веке прямо под храмом, в них хоронили королевских особ и высшее духовенство. Новые предназначались для простых людей: выкапывались отсеки на сотни тел, туда их складывали по 300-400. Когда отсек наполнялся, его засыпали и приступали к новому. Так за 60 лет было погребено 11 000 человек.

К таким простым людям относили и великих архитекторов: подобным образом был захоронен и Фон Хильдебрандт и Фон Эрлах. Моцарт, кстати, был тоже погребен в общей могиле на кладбище.

При строительных работах была открыта капелла «Виргилькапелле», относящаяся к XIII столетию. Когда-то она находилась в подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесенной в 1871 году.


Богослужения и другие возможности посещения

Воскресные мессы в Штефансдоме начинаются:

  • в 10:30 утра с сентября месяца по июнь;
  • в 9:30 - в июле-августе.

Посетить венский собор можно в любой день.

Для посетителей он открыт ежедневно:

  • с 6:00 до 22:00 в будни и субботу:
  • по воскресеньям и в праздничные дни - с 7:00 до 22:00.

Собор можно посетить в составе экскурсионной группы. Для осмотра и посещения открыты все достопримечательности на территории храма (сам собор, усыпальницы, обе башни, сокровищница). Возможно посещение с аудиогидом.

Собор Св. Стефана (Австрия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Австрию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Св. Стефана - символ не только Вены , но и всей Австрии . Его величественный шпиль, возвышающийся на 136 м, виден из большинства районов столицы. Грандиозный готический собор на главной площади города, известен не только своей внешней красотой, но многочисленными реликвиями: иконами, церковной утварью и произведениями искусства мирового уровня. «Штеффи», как любовно называют его венцы, почти без потерь просуществовал предыдущие 700 лет, пережил множество войн, но уже в наше время не смог уберечься от простой человеческой глупости. И тем не менее, глядя на потрясающую мозаичную крышу, стрельчатые своды и впечатляющие витражи, хочется верить, что Собор Св. Стефана уже никогда не исчезнет с венского пейзажа.

История

История «Штеффи» началась в 1359 г., когда был заложен первый камень нового венского католического собора. Его доминанта, Южная башня, строилась почти столетие.

Не менее величественной должна была стать и Северная башня, заложенная в 1450 г. Правда, она так и не была закончена, застыв на высоте 70 м.

Сегодня в обеих башнях открыты смотровые площадки, позволяющие полюбоваться живописными видами города.

Храм почти не пострадал при бомбежках Второй мировой, но был сильно разрушен мародерским поджогом в апреле 1945 г. Северная башня упала вместе с легендарным колоколом «Пуммерин», убранство погибло в огне.

Реставрационные работы проводились на частные пожертвования венцев. «Штеффи» вновь распахнул двери только в 1952 г. Его восстановление продолжается и по сей день.

Что посмотреть

Сегодня в звонницах храма установлено в общей сложности 23 колокола. Главный из них - обновленный «Пуммерин» весом 21 т - находится на своем привычном месте, в Северной башне. Звонит он лишь 11 раз в году - на главные праздники. А знакомый каждому венцу ежечасный звон обеспечивают 11 колоколов Южной башни.

Будто пряничная крыша собора собрана из 230 тыс. плиток черепицы.

В крипте находится фамильная усыпальница Габсбургов, а в восточном его крыле - катакомбы. В этом подземном кладбище хоронили и обычных венцев.

Практическая информация

Время работы: понедельник-суббота - 6:00-22:00, воскресенье - 7:00-22:00.

Вход на территорию всех достопримечательностей (собор, катакомбы, Южная и Северная башни, сокровищница) с аудиогидом: 14,90 EUR. Цены на странице указаны на апрель 2019 г..

Собор Святого Стефана главная — достопримечательность Вены, национальный символ Австрии и города Вены, национальное достояние и один из самых известных памятников средневековой европейской архитектуры и обойти его своим вниманием приехав в город даже на один день не представляется возможным. Романские «Исполинские врата», готическое убранство, декоративные детали эпохи Ренессанса и барокко — в убранстве храма воплотилась тысячелетняя история искусства Центральной Европы.

Доехать до него очень просто — на всех схемах венского метро собор обозначен рисунком своего характерного силуэта. Собор находится на площади Святого Стефана, а станция метро называется Stephansplatz, из метро вы подниметесь прямо к собору, никуда больше идти не надо.

Сколько стоит посещение Собора святого Стефана

Войти в собор можно бесплатно, пройти далеко не дадут или придется прикинуться верующим, верующим можно бесплатно, туристам за деньги, так же как в .

Полный билет, включающий в себя подъем на обе башни, аудиогид на русском языке по самому собору, и экскурсию в катакомбы собора на немецком и английском языке стоит:

Нам достались билеты по спецпредложению, наверное в низкий туристический сезон, как раз и действуют скидки.

Билеты можно купить у подножия южной башни. К тому же можно купить отдельные билеты только туда, куда хотите именно вы, на каждую из перечисленных опций взрослый билет стоит по 5 евро. Обратите внимание, что в катакомбы можно пройти только с экскурсией по времени.

Вход на лестницу Южной башни, там же продают билеты

Южная башня Собора Святого Стефана

Мы взяли полные билеты и начали с Южной башни собора. Это самая высокая башня собора и подниматься на нее придется пешком, для отдыха там предусмотрена одна площадка, но она достаточно высоко. Лестница очень узкая и по ней осуществляется движение вверх и вниз, разойтись достаточно трудно.

На самой верхней площадке расположен сувенирный магазин, там работает отопление, фотографировать придется через стекло.



Вид на Вену с Южной башни Собора Святого Стефана

После спуска пошли осматривать собор, но оказалось, что до 13-00 в соборе будет идти богослужение и всем туристам предлагается подождать. Нужно заметить, что верующих было много, почти целый собор, и часть из них очень складно пели, такого религиозного рвения я не ожидала увидеть, летом в Турку мы видели богослужение, там было не более 10 верующих.

Во время богослужения в соборе было включено полное освещение, оно осталось включенным всего на 10 минут после его окончания, потом свет выключили и туристы осматривали сокровища собора в полумраке — немецкая экономность в действии, это при том условии, что мы заплатили за билеты.

Внешние стены

Площадь вокруг Собора Святого Стефана совсем не большая и сфотографировать его целиком не представляется возможным. Поэтому сделали несколько фотографий издали.



Исполинский портал собора Святого Стефана, сохранивший романские стены 1230-1245 годов постройки

В западном фасаде сохранились самые старинные стены, там над входом встроена кость дракона, как думали раньше, сейчас ученые установили, что это кость мамонта, именно поэтому западный фасад получил название Исполинского портала . Рядом расположены Языческие башни , названные так за то что в при их строительстве использовали материал из бывших культовых древнеримских построек.

У стен Собора Святого Стефана расположена стоянка туристических фиакров.Прокатиться на фиакре стоит всего 55 евро, жуть, если пересчитать по нынешнему курсу в рубли. Все лошадки закутаны от дождя в Gore Tex, рядом с фиакрами стоит характерный навозный запах. Зимой, достаточно сомнительное удовольствие, катание на фиакре, окошечко там маленькое, дождь идет и оно все в каплях, так что рассмотреть Вену из фиакра не удастся.



Фиакры у стен собора Святого Стефана

Последнее время в связи с кризисом на Украине, кафедра Св. Иоанна Капистрана получила популярность в интернете. Святой Иоанн Капистрана прославился тем, что призывал к войне с неверными, но под ногами у него почему-то, скульптор изобразил одного из героев фильма «Тарас Бульба», получается, что он украинцев считал неверными или это все таки турок? Я навела справки, турки не носили причесок типа оселедец, значит это запорожский казак. Очевидно в те времена, турки и казаки были одинаково неверными для жителей Вены.

Кафедра Св. Иоанна Капистрана

С заднего фасада собора установлена фигура Христа, прозванная «Господь, страдающий от зубной боли». Известно предание о юношах, посмеявшихся над статуей. Их поразила ужасная зубная боль, бедняги не могли ничего делать, а облегчение наступило только после молитвы раскаяния.



Распятие «с зубной болью», называемое так из-за выражения на лике Спасителя

Бронзовая копия собора, меньше в 100 раз, чем оригинал. Поясняющая запись на ней написана азбукой Брайля. Вокруг собора работает одна из рождественских ярмарок.



Макет Собора Святого Стефана

Северная башня Собора Святого Стефана

Изначально хотели построить две одинаковые башни, но как часто случается, не получилось и сейчас северная башня существенно ниже южной, зато внутри нее есть лифт с лифтером, наверху организована открытая смотровая площадка. Туда стоит подниматься, чтобы получше рассмотреть великолепную крышу собора из цветной майоликовой черепицы.

Северная башня Собора святого Стефана в Вене

Крыша собора Святого Стефана

Внутри Собора Святого Стефана

Вена пережила две турецкие осады. Первую — трехнедельную в 1528 году. В 1683 году осада длилась уже 3 месяца. Турки, стоявшие на территории нынешнего квартала Шпительберг, выпустили по Вене более 1000 ядер. Одно из них застряло в стене Южной башни. На нем горожане вырезали лицо великого визиря Кары Мустафы (ядро можно увидеть только в бинокль) .

Макет алтаря в честь снятия турецкой осады

В помещении собора в память о турецких осадах был установлен масштабный алтарь, который погиб в пожаре 1945 года. Собор уцелел во время бомбардировок последней войны и операции по взятию Вены, но был сильно поврежден при пожаре, перекинувшемся на него с рынка разграбленного мародерами. Собор горел три дня, свод собора обвалился, гигантский колокол Пуммерин, сорвался с подвеса и разрушил при падении Северную башню. Восстановительные работы ведутся по настоящий день, многие реликвии уцелели, т.к. были защищены защитными саркофагами.



Сохранившиеся фигуры алтаря в честь снятия турецкой осады

Ниже фото 14-граной купели для крещения в капелле Святой Екатерины (1481 год). украшеной рельефами, главных героев Евангелия.

Капелла Святой Екатерины в Южной башне Алтарь Святой Екатерины в южной башне

Согласно поверью, обвиняемая в краже прислуга одной графини пред этой скульптурой умоляла о поддержке Мадонну. Настоящий грабитель был пойман, и графиня помиловала служанку. Согласно иной версии, скульптура украшала женский хор, там проводилась наиболее раннее богослужение, на нем присутствовала только челядь, встававшая гораздо раньше своих господ.

Статуя Мадонны — заступницы прислуги

Император Фридрих III заказал саркофаг еще в молодости. Пьедестал массивной каменной усыпальницы украшают сказочные и ужасные звери, и без костей с черепами тоже не обошлось — символы прегрешений императора. Рельефы на стенках гроба символизируют его добрые начинания. В верхней части многочисленные церковные служители из основанных венценосцем монастырей, молятся о спасении бессмертной дущи Фридриха. Говорят, кто заглянет на крышку саркофага на целый год убережет себя от внезапной смерти, но сделать это можно разве что воспользовавшись стремянкой, поскольку саркофаг слишком высок.



Саркофаг Фридриха III в Апостольском нефе

Самый основной алтарь из темного мрамора изготовлен уже в эпоху барокко и является одним из первых алтарей Вены выполненных в этом тогда еще новом стиле.



Главный алтарь Собора святого Стефана (1640-1660)

Винер-Нойштадский алтарь украшен выразительными раскрашенными деревянными рельефами (72 святых и сцены из жизни Девы Марии), обрамленными готическими орнаментами. Он был создан по указанию императора Фридриха III и долгое время хранился в монастыре города Винер-Нойштадт.



Винер-Нойштадский алтарь

Готическая кафедра епископа полна символизма, к каким только ассоциациям не обращается скульптор, но жителям 21 века не понять глубокого замысла автора без надлежащих объяснений. Во многих деталях кафедры идет противопоставление небесного числа 3 (Святая Троица) и земного числа 4, напоминающего нам о нашей бренной жизни, например у нас 4 времени года, 4 основных темперамента можно выделить у людей и т.д.



Епископская кафедра 1480 год

Экскурсия в Катакомбы Собора Святого Стефана

Экскурсия начинается в Северной башне собора, вход в катакомбы возможен только с экскурсоводом. Он говорит сначала на немецком, потом повторяет на английском, четко разделяя слова и не быстро, т.е. при среднем владении языком вполне можно понять. Фотографировать там нельзя.

Сами катакомбы делятся на несколько помещений. Первые помещения выглядят совсем цивилизованно. Там похоронены венские епископы, у саркофага последнего епископа стоят свежие цветы, горят свечи, т.е. благодарные прихожане еще его не забыли. Дальше мы прошли в помещение, где похоронены герцог Рудольф VI, а рядом на полках в кастрюльках стоят внутренние органы Габсбургов. Фуууу, что еще можно сказать по этому поводу.

Дальше начались совсем мрачные подземелья, которые раньше были частью кладбища, располагавшегося вокруг собора, много костей и черепов. Всего в катакомбах погребено около 11000 человек, в том числе и умерших во время эпидемии чумы.

Многие надгробные плиты вмонтированы сейчас во внешние стены собора.



Надгробные плиты на внешних стенах Собора Святого стефана

Для тех, кто хочет увидеть катакомбы, но не хочет за это платить, можно посоветовать осмотреть капеллу Святого Виргилия внизу при входе на станцию метро. Её строительство относится к 1230 году и за долгие столетия она оказалась на 12 м ниже современного уровня площади.



Капелла Св. Виргилия в метро

Во время осмотра собора мы получили ни с чем несравнимые впечатления, погрузились в историю, узнали много нового, насладились великолепной панорамой Вены, открывающейся с башен Собора, испытали на себе ужас подземелий. Всем советуем подробный осмотр собора, это того стоит.

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, Все в одной статье, все необходимые ссылки.

| 10 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Собор Святого Стефана в Вене является символом города и всей Австрии. Сложно пройти мимо этого величественного сооружения, оказавшись в центре Вены. Перед поездкой в столицу Австрии мною были изучены в большей степени места, которые можно посетить с детьми, но о стандартных достопримечательностях я знала только в общих чертах. Во-первых, их очень много, чтобы знать все и сразу. Во-вторых, я не долюбливаю заезженные места, потому стараюсь их избегать за редкими исключениями. Вот и в собор Stephansdom мы совсем не собирались, но он находится в сердце австрийской столицы, более того, гордо возвышается над всеми постройками вокруг, потому сложно его не заметить. А оказавшись рядом, восхищаешься его высокими башнями в готическом стиле, каждой его деталью. Вход в Собор Святого Стефана совершенно бесплатный, так почему бы нам не зайти туда, правда? ;)

Прежде католические соборы я видела только в Гоа, где португальцы оставили свое христианское наследие. Там они маленькие, светлые и ажурные. Здесь же темные залы с огромными мозаичными окнами, высоченные потолки, арки…

Впечатления самые невероятные! Грандиозность сооружения потрясает. И это выстроено сотни лет назад? Как они строили такую мощь?

Сложно представить какое впечатление такой храм производил на людей в средние века, когда жизнь проходила в маленьких домиках. А тут такое величие. Несомненно цель была одна — заставить трепетать перед Богом. Уверена, она была достигнута. Даже я, не фанат религии, тем более католической, выдохнула при входе в Штефансдом и завороженно вертела головой во все стороны.

Если бы не эти белые инсталляции, главный зал собора выглядел бы как в прошлые века. Тут волшебная акустика и звуки органа просто-таки проникают в тебя. Воистину гении просчитывали все это и строили подобные храмы.

В этом зале я впервые услышала вживую монашеские католические песни. Думаю, многие слышали этот стиль в разных западных песнях, т.к. продюсеры используют иногда подобные нарезки в современных произведениях. Самой первой песней, в которой я услышала такие монашеские песнопения это, конечно, «Sadeness» от Enigma. И вообще у Энигмы был целый альбом в подобном стиле. Если вы не помните, тогда послушайте и сразу все поймете. И вот такие же мужские голоса разбивались о все своды Собора Святого Стефана и проникали в самое нутро, до мурашек и до слез.

Но хорошие впечатления были не от всего. Помимо всей мощи, которая так и давит на сознание, делая тебя маленьким человечком перед огромными божественными силами, еще и каждая деталь храма напоминает о греховности твоей жизни. Все скульптуры на стенах с ужасно страдальческими серыми лицами, картинки со страшными муками в геенне огненной. Не люблю в религиях, особенно в католицизме, эти попытки запугивания простых смертных «рабов божьих».

Но это лирическое отступление и, честно скажу, после этого древнего собора, после старинных церквушек на Пути Сантьяго , после главного храма в Сантьяго-де-Компостела с его средневековым колоколом, раздающимися во всех концах города, я прониклась большой симпатией и уважением к католическим храмам. Вынуждена признаться, что о Боге и о вечном в них действительно отлично думается.

Свечку зажечь можно за 0,75 евро. Не совсем дешево, хотя для Австрии вполне нормально, но главное, что свечки настоящие — огонь живой. Не выношу современную моду на специальные автоматы, куда нужно кидать монетку, чтобы зажглась лампочка в виде свечки. Это даже не смешно, а по правде более чем отвратительно, очередное изобретение Ватикана, как в свое время индульгенции.

Хоть вход в Собор Святого Стефана Вены бесплатен, но деньги там есть на что потратить. Помимо свечек с деньгами можно расстаться в сувенирном магазинчике, где продаются разные милые штучки на венскую тематику и всяческие монетки или открытки с изображением Собора.

А еще здесь проводятся различные экскурсии для посетителей. Мы выбрали подъем на Северную башню за 5,5 евро.

За такую же цену можно наоборот спуститься в катакомбы, дабы посмотреть на захоронения тысяч человек, среди которых множество австрийских правителей за последнее тысячелетие. В основном это представители династии Габсбургов. Но мне с ребенком смотреть на останки трупов, пусть даже и весьма знаменитых, вовсе не хотелось (да и без ребенка мне это мало интересно), потому я предпочла подняться ближе к небу, нежели спускаться в подземелье.

Башня Собора Святого Стефана довольно высокая, поднимались мы туда на лифте. Виды с обзорной площадки просто потрясающие! Подумать только, что это столица Австрии! Такой миниатюрный и низкорослый городок =)

В другую сторону также, высотных зданий в Вене практически нет. Внизу видна площадь. На ней толпятся коняшки)

Здесь можно взять тур по Вене в карете. Обойдется это в 55 евро за 20 минут поездки. Хотя на мой взгляд намного интереснее воспользоваться Трипстером, взяв какую-нибудь необычную от местных жителей. Все-таки увидеть город глазами людей, живущих в нем, это бесценный опыт.

Лошадки чистенькие и ухоженные, но свои естественные нужды справляют прямо на дорогу. Конечно, чистоплотные австрийцы убирают все по мере возможности, но от запаха это избавляет лишь частично. В связи с чем не только площадь, но и сам собор насквозь пропитаны ароматом конного навоза.

А ведь в прошлые столетия карет и лошадей на улицах Вены было в разы больше, знатные миазмы, наверное, наполняли воздух. Чего только не повидала столица Австрии, в какие только столетия не стояла. Удивительно, что впервые на этом месте собор был построен аж в 1137 году! Впоследствии он достраивался и расширялся, изменял свой вид с романского на готический, и в конце концов к 1511 году приобрел свой современный вид.

Во времена Второй Мировой войны Собор Святого Стефана в Вене сильно пострадал от пожара, который устроили, как ни странно мародеры, а не немецкие или советские солдаты. Из-за огня обрушилась крыша, с башни упал огромный колокол, сильно повредив весь храм. К 1948 году силами добровольцев Собор был восстановлен, но реставрационные работы ведутся до сих пор.

Могу с уверенностью сказать, что Собор Святого Стефана не зря является символом Вены. Более величественное и грандиозное сооружение, являющееся при этом и древним наследием, я прежде не видела. Понимаю, что мой опыт маловат и по нему судить невозможно, но уверена, что окажись вы в Вене, то ни за что бы не пожалели, если бы увидели этот собор воочию.

Штефансдом (Stephansdom) - информация для посетителей

Собор Святого Стефана часы работы

Собор работает ежедневно с 6.00 до 22.00 часов. В воскресенье и праздничные дни с 07:00 до 22:00.
. Экскурсии по катакомбам каждые полчаса или 15 минут, продолжительность около 30 минут в 10:00 — 10:30 и в 13.30 — 16.30 часов ежедневно кроме воскресения.
. Лифт к колоколу «Пуммерин» на Северную башню — ежедневно с 08.15 до 16.25 часов (январь – июнь и сентябрь – декабрь); ежедневно с 08.15 до 18.00 (июль и август).
. Подъем на Южную башню ежедневно с 09.00 до 17:00 часов.
. Вечерняя экскурсия с осмотром чердачного помещения по субботам в 19:00 (только с июля по сентябрь).

Цены на экскурсии в Собор Святого Стефана в Вене

В соборе есть общий билет для посещения всех его закоулков стоимостью 17,90 евро для взрослого и 4,90 евро для ребенка. Во время нашего посещения на эти билеты были скидки — 13,90 и 2,90 евро. Но не уверена, что скидки есть всегда, потому написала изначально обычную полную стоимость. Брать такой билет несомненно выгоднее, но если вы не хотите посещать все подряд, то проще взять билет только куда-то в одно место (чертой делятся цены на взрослого и ребенка):
. Тур по кафедральному собору с гидом — 5,5 евро/2 евро
. Тур по кафедральному собору с аудиогидом — 4,5 евро/1,5 евро
. Катакомбы с гидом (группа) — 5,5 евро/2 евро
. Северная башня (подъем на лифте) — 5,5 евро/2 евро
. Южная башня (подъем по ступеням) — 4,5 евро/1,5 евро

Собор Святого Стефана Вена как добраться

Собор находится на площади Stephansplatz. Одноименная станция метро Stephansplatz (ветки U1 и U3) выходит прямо напротив главных ворот храма, потому не найти или не заметить его просто невозможно:) Ну и просто гуляя по центру, рядом с Венской оперой и Альбертиной, вы без труда заметите башни Собора Святого Стефана, которые возвышаются словно колючие кактусы над всеми домами. Мы именно так его и приметили, и шли на эти башни.

Собор Святого Стефана на карте

Если вы планируете поездку в Вену, то рекомендую также почитать мою статью об аренде квартиры в Вене посуточно , в которой я описываю не только наш опыт как снять квартиру в Вене, но и делаю обзор отелей Вены с удобной картой и возможностью подбора отеля в выбранном вами диапазоне цен. Это очень удобно, а главное поможет сэкономить ваши средства, ведь австрийская столица весьма дорогой город.

Собор святого Стефана - главный собор Вены. Про него решил написать отдельный пост, так как там много чего интересного внутри. Как и многие европейские соборы он строился и перестраивался много раз и вобрал в себя множество стилей, сообразно эпохам, пролетавшим за его стенами. И сейчас собор недостроен. Северная башня должна была быть такой же, как и южная, но она была достроена лишь на половину. Не хватило денег. На самом деле это не такой уж редкий случай. Вот в Малаге, например тоже стоит собор с одной башней и недостроенной второй. "Однорукая дама" называют свой собор жители Малаги. Тут та же история. На обе башни, кстати, можно забраться - там смотровые площадки, также можно спуститься в мрачные катакомбы, где в средневековье захоранивали умерших горожан. Но обо всем по порядку.

1. Сейчас Собор святого Стефана - это крутейший готический собор. Удивительно, что он не пострадал в последнюю войну и бомбардировки его обошли стороной. Однако, справедливости ради, такие приметные сооружения служили при бомбардировках отличным ориентиром для авиации и их оставляли нетронутыми, для возможности ориентироваться на плане города. Аналогичным образом уцелел и Кёльнский собор, хотя остальной город превратился в руины.

2. Готические соборы радуют меня своей монументальностью и.... готичностью. На стенах такие вот замечательные штуки.

3. А вот этот товарищ Иоанн Капистран удостоен такой скульптуры, за то, что призывал идти крестовым походом на турок и еретиков. Говорят был довольно суров к иноверцам.

4. Рядом с собором его уменьшенная копия из бронзы - красота.

5. А вот и северная башня. Видно, что этот обрубок, выстроен только до половины. Сверху приделали небольшую башенку и теперь там смотровая площадка. Теперь уже башня скорее всего не будет достроена и собор не примет вид, задуманный архитектором изначально.

6. Внутри все еще интереснее. И хотя собор святого Стефана уступает по масштабу и богатству отделки Севильскому кафедральному собору, но все равно впечатляет.

7.

8. В соборе красивые росписи, скульптуры. Вообще внутри он довольно неплохо украшен.

9. Главное украшение - высокие стрельчатые окна и арки.

10. Собор действующий - люди сюда приходят помолиться, зажигают свечи. Во время служб туристов не пускают.

11. Потрясающий орган.

12. Девушка даже рот открыла от красоты органа, который находится аккурат над главным входом.

13. В католических соборах меня радует обилие скульптур. Действительно, что не собор - просто музей изящного искусства. Есть из камня, а тут вот из дерева.

14.

15.

16.

17. Интерьер собора создает особую атмосферу. От стен веет стариной. Тяжелые темные стены давят.

18. Снова скульптуры.

19. На башни собора можно подняться и увидеть Вену с высоты. На южную башню надо подниматься пешком, а вот на северную едет лифт. Табличка перед лифтом предупреждает, что с рюкзаками нельзя. Но это наверное относится к большим туристическим, меня с рюкзаком пустили.

20. Наверху смотровая площадка огорожена такой вот крупноячеистой сеткой, которая не дает человеку упасть, но совершенно не мешает фотографировать.

21. В колокольне висит огромный колокол. Кстати в 1945 году в соборе произошел пожар и висевший тогда там огромный колокол Пуммерин, влекомый обломками крыши сорвался вниз, разбился и уничтожил много деталей интерьера.

22. Так как северная башня не выше конька кровли собора, то увидеть отсюда можно только то, что лежит севернее собора. Вдалеке виднеются Альпы. Кстати именно водой, стекающие с Альп питается местный водопровод. Воду можно пить прямо из крана.

23. Потрясающая по крутоте черепичная крыша.

24. На крыше гербы Австрии и самой Вены.

25. На площади перед собором въезд на подземную парковку. Очень здорово обыграли и вписали в архитектуру старой площади.

26. Тут видно, что башню просто достроили до какого-то уровня и остановились. Как будто ножом срезана верхушка.

27. Прямо напротив собора домик со старой черепичной крышей.

28. Тут за монетку можно поглядеть в бинокль. На что смотреть тут же отмечено на панораме.

29. Смотровая площадка организована довольно грамотно.

30.

31. Вдали слева труба с блестящим золотым шаром. Как вы думаете что это? Это мусоросжигательный завод.

32. Готичные элементы на башне.

33. Внизу стоят фиакры - коляски, запряженные лошадями. Они катают туристов по центру города - очень атмосферно.

34. На шпиле петушок.

35. После подъема наверх, пришло время спуститься вниз. Там, за дверью внизу находятся катакомбы, где сотнями лет захоранивали жителей Вены. Там сейчас находится огромное костехранилище. Довольно жуткое место. Там даже фотографировать не разрешают. Но мы все же попробуем.

36. Внизу есть небольшая часовенка.

37. Совсем простенькая.

38. Тут же фрагменты скульптур из оформления, как я понял, собора. Наверное остатки, спасенные после пожара 1945-го, хотя не уверен.

39. Сами катакомбы - это вот такие вот тоннели с кирпичными сводами. в тоннелях сделаны камеры в которые захоранивали людей. Ну то есть по сути их складывали штабелями. Когда места стало не хватать, и зловонный запах гниющих тел стал невыносим, кости отчистили от плоти и с немецкой педантичностью сложили штабелями.

40. Вот, что внутри одной камеры. Жутковато. В катакомбах Святого Стефана по разным оценкам погребены до 10000 человек.

41. Сейчас камеры замурованы, но кое где оставлены такие вот окошки.

42.Выход из катакомб на улицу. Предостерегающий знак.

43. Ну и совсем чуть чуть вечернего собора.

44. Романские башни и портал. Как стемнеет в собор можно тоже попасть, но мы если честно ограничились дневным посещением.