Ближе расположено к храмовой горе. Господня гора

Сегодня Храмовая гора находится в границах Старого города Иерусалима. В иудаизме это место считается самым святым на земле, т.к. Храм - это «ворота Небес», где Б-г устанавливает связь с людьми. По мнению мудрецов, название «Мория» происходит от слова «ораа» - учение, наставление, или от «ир"а» - трепет перед Небесами; другое объяснение: от слова «мор» - мирра, одно из благовоний (см. Раши к Берешит, 22:2; Брахот, л.35Б ). Точкой наибольшего сосредоточения святости Храмовой горы является краеугольный камень Мироздания - Эвен а-Штия , с которого начиналось . После постройки Храма на краеугольном камне был помещен , находившийся в специальном помещении - Святая Святых , куда мог заходить только Первосвященник и только один раз в году - в . Краеугольный камень в наши дни находится внутри золотого «Купола над скалой», возведенного мусульманами.

Гора Мория до постройки Храма

После того, как он совершил грех, нарушив запрет Б-га есть плод Дерева познания добра и зла, и был изгнан из Ган Эдена, он вновь оказался на горе Мория, «так как врата сада Эдена расположены вблизи нее» (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92). Мидраш рассказывает, что в первый вечер своей жизни, когда Адам увидел, что наступает темнота, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил»! Всю ночь Адам и его жена постились и плакали, а утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему в жертву быка (Авода зара 8а). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние, и был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20 ).

На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также , уже после того, как он и его семья вышли из Ноева Ковчега.

Перед смертью Ноах разделил землю между тремя своими сыновьями. Страна, в которой расположена гора Мория, была отдана сыну (Раши, Берешит 12:6, Сифтей хахамим ).

Впоследствии на развалинах Иерусалима была построена римская колония Элия Капитолина, а на месте Храма на Храмовой горе воздвигнуто языческое капище.

После падения Рима, во времена Византийской империи, чтобы стереть память о Храме, здесь была устроена огромная мусорная свалка, а в южной части горы была возведена христианская церковь. Евреи были изгнаны из Иерусалима более чем на 500 лет.

В 4398 (638) году мусульмане во главе с халифом Омаром завоевали Иерусалим и расчистили Храмовую гору. Они объявили это место своей святыней («краеугольный камень» - тот, с которого, по их мнению, пророк Мухаммед вознесся на небо) и в 4451 (691) году построили вокруг камня «Купол над скалой» - Кипат а-Сэла - всем известное сейчас здание с золотым куполом. На Храмовой горе была также возведена одна из главных мусульманских мечетей - мечеть Аль-Акса (в 4473 / 713 году).

В 4859 (1099) году Иерусалим завоевали крестоносцы. Они убивали евреев, но не тронули Храмовую гору. Мечеть Аль-Акса они сделали своей резиденцией, а «Купол над скалой» облюбовал рыцарский орден тамплиеров.

В XII веке султан Салах-ад-Дин (Саладин) отвоевал Иерусалим и изгнал христиан.

В результате шестого крестового похода Храмовая гора снова оказалась в руках христиан на сорок пять лет (5059-5104 / 1299-1344/ гг.).

Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года. Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев, а начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, вплоть до освобождения Старого города израильской армией в 5727 (1967) году во время . В настоящее время Храмовая гора подчиняется властям Палестинской автономии.

Строительство Третьего Храма

Еврейские пророки и мудрецы говорят о том, что в будущем, с приходом - царя из дома Давида - отстроится Третий Храм, который уже никогда не будет разрушен. Не только евреи, но и народы мира признают над собой власть Единого Б-га, и никому не придет в голову считать Храмовую гору местом, предназначенным для чего-то другого. Мысли всего человечества устремятся к Храму с благодарственными молитвами.

Понятно, что и царь Давид, знавший об этом, предпочел бы разговаривать с Господом именно здесь. Но Храмовая гора принадлежала тогда иноплеменнику, иевусею Орне. Пришлось царю собрать для выкупа деньги со всех колен Израиля, чтоб иметь возможность построить на этой земле жертвенник.

Его сын Шломо, мудрый и чрезвычайно любвеобильный правитель иудейского народа, решил угодить Господу еще больше. Так появился Первый Храм, простоявший 403 года и служивший не только местом молитв, хотя службы там шли ежедневно. Это был духовный центр, сердце народа: здесь провозглашались законы, проводился верховный суд, сюда все иудейские мужчины приходили на праздники трижды в год.

Первый Храм был уничтожен вавилонянином Навуходоносором, и в иудейской истории начался чрезвычайно мрачный период, известный как Вавилонское пленение. По возвращении из плена иудеи под предводительством Зэрубавеля бен Шалтиэля при поддержке первосвященника первым делом отстроили себе новый Храм.

Тогда площадь Храмовой горы приблизительно составляла 250 на 250 м. Ирод Великий затеял перестройку Храма, изменив лик самой горы - он выравнивал ее, расширяя площадь, снося возвышенности и укрепляя низины арками и стенами. Остатки этих стен и Восточные ворота, расположенные ниже Золотых, «дожили» до наших дней.

Это прекрасное сооружение простоит до захвата Римом Иудеи. Еще до разрушения его Титом Флавием Веспасианом Храм будет невольно осквернен римским командиром Помпеем Великим, вошедшим в Скинию. То ли он просто не ведал, что творит, то ли откровенно презирал чужие верования. А затем Храм ограбит другой римский полководец - патологически жадный до чужого добра Марк Красс.

Римские метаморфозы Храмовой горы

Император Адриан дал другое имя Святому Городу, разрушенному Римом - Элия Капитолина, по собственному родовому имени. И на месте Второго Храма вырос храм главного римского божества - Юпитера Капитолийского. А на месте Скинии «скромный» Публий Элий Адриан поставил собственную статую верхом на коне. Очевидно, чтоб иудеи не забыли, кто отныне хозяин их судьбы. Евреи не смогли стерпеть такого надругательства. Вспыхнул мятеж Бар-Кохбы, приведший к ненадежной победе и даже созданию «временного» храма - надо людям где-то молиться. После краха восстания летом 135 г. евреи лишились большего, чем плоды своей недолгой победы.Адриан просто запретил им входить в город.

Так продолжалось до 361 г., когда римским императором стал крайне своеобразный человек - Флавий Клавдий Юлиан, который пообещал евреям восстановление Храма. Нет, он совсем не желал блага иудейскому народу: таким способом он реализовывал собственную религиозную программу. Юлиан был убежденным врагом христианства. Он мечтал о восстановлении древней, языческой веры в Риме, и был поклонником старых божеств - Юпитера, Марса, Венеры. Постройкой Храма он рассчитывал подорвать авторитет Христа с его пророчеством, что от того останется куча камней. И он действительно начал стройку, изыскал средства, привез материалы. Но в мае 363 года все работы пришлось временно прервать: произошел большой пожар. А до их возобновления Юлиан не дожил - уже в июле он погиб в битве с персами. Многие посчитали, что его убил кто-то из недовольных его политикой собственных солдат-христиан. Персы ведь не наградили никого из своих за убийство римского императора!

Заменивший Юлиана на императорском посту Иовиан был христианином - и ему не было ни малейшего дела до идей прежнего правителя.

Запустение и приход мусульман

В визатийское время Храмовая гора не имела значения даже для христиан: под ее стенами возникла обширная городская свалка.

В 638 году Палестина была захвачена арабами. Их вождь Умар ибн-аль Хаттаб считал Храмовую гору священным местом: он даже явился туда молиться, повелев разгрести мусорные кучи. Арабы связывали это место с именем собственного пророка - Мухаммеда. Так называемый Камень основания, оставшийся на месте Святой Святых Скинии Второго Храма, для мусульман являлся «взлетной площадкой» Мухаммеда на небеса. Умудрились даже обнаружить там отпечаток его ступни!

Умар заложил на Храмовой горе небольшой молитвенный дом: так родилась будущая . Халиф Абдул-Малик существенно расширил ее, его сын Аль-Валид завершил постройку в 705 г.

Тот же Абдул-Малик, человек религиозный и очень образованный, решил, что не годится оставлять Камень основания «на улице». И в 687 г. начал постройку над ним мечети Куббат-ас-Сахра, что в прямом переводе и будет «Купол, воздвигнутый над скалой», . Это строительство закончилось раньше перестройки мечети Умара - в 691 г.

Недолгое правление в Иерусалиме крестоносцев (1099-1187 гг.) «переделало» обе мечети в христианские церкви.

С 4 июля 1187 г. , после победы Салах-ад-Дина над крестоносцами, и до распада Османской империи в 1908-1922 гг., только мусульмане падали на колени на Храмовой горе. Иудеи сюда не допускались. Впрочем, и введение Британского мандата ничего не изменило. Британия опасалась, что появление евреев возле мечетей спровоцирует религиозные и национальные конфликты. Она одобрила создание специального мусульманского совета для попечения над горой.

Храмовая Гора Сегодня

Даже Война за Независимость не спасла положение: власть над частью государства Израиль - Храмовой горой в Иерусалиме - принадлежала Иордании. Более того, евреям запретили даже посещать Стену Плача.

Только события Шестидневной войны, а точней, десантники из бригады Гура, ненадолго вернули гору Израилю. Но министерство обороны не выдержало прессинга исламского мира - и снова вручило ключи от врат Храмовой горы мусульманскому вакуфу. Передало, так сказать, недвижимое имущество на религиозные цели. Сейчас вакуфом управляет уже Палестинская автономия.

Правда, на гору сейчас допускаются все желающие, но религиозная нетерпимость то и дело порождает конфликты. Арабы даже израильских археологов, проводящих раскопки на Храмовой горе (ведь под ней скрываются ценнейшие археологические пласты - остатки древних строений), ухитрились обвинить в том, что они делают подкоп с целью обрушить Аль-Акса! Разумеется, не тайны Храмовой горы, а террор интересовал ученых! Именно это заявил в 1996 году Ясир Арафат, когда был раскопан туннель Хасмонеев, что спровоцировало вооруженные стычки и гибель людей с обеих сторон.

Сами же арабы спустя два года при реконструкции так называемых «Конюшен Соломона» под Аль-Акса именно что едва не обрушили кусок Стены Плача! Да и вообще израильтяне подозревают религиозных исламских лидеров в том, что те планомерно стараются убрать следы иудейского народа с Храмовой горы.

В 2000-2003 гг. немусульманам опять был запрещен доступ на гору: израильское правительство полагало, что это только усугубит конфликт. Но его усугубили и погодные условия, и опять же мусульманские подземные работы. В 2004 г. наполовину обрушился мост Муграби у Мавританских ворот, и ситуация на Храмовой горе стала критической.

Теракт в священном месте

Израильская инициатива в постройке нового моста в 2007 г. была буквально заглушена воплями мусульманских фанатиков: иудеи снова покушаются Аль-Акса!

Мечеть Умара - действительно третья по важности святыня мусульманского мира. Но почему-то порождает в душах своих верующих отнюдь не добрые и милосердные чувства. Дошло до того, что правительство Израиля вынуждено было ограничить проход мусульман на Храмовую гору по пятницам. Но верховный муфтий Иерусалима призвал верующих игнорировать это решение!

13 июля 2017 года двое арабских парней публикуют в Facebook селфи с улыбками и комментарием: «Завтра будет лучше». 14 июля лучше не стало никому. Эти же ребята и еще один их приятель открыли на Храмовой горе, у Львиных ворот, огонь из автоматов и пистолета. Пострадали двое израильских патрульных полицейских и пограничник, все трое были госпитализированы. Террористы, которые «хотели как лучше», были уничтожены на месте. Полицейские - 22-летний Камиль Шанан и 30-летний Хаиль Сатауи (оба друзы), дожили только до полудня.

Исламский мир упорно сопротивляется даже мысли о том, что Храмовая гора - это не его личная святыня. Но и величайшая иудейская, да еще и христианская. Христиане почитают ее как неоднократно упомянутую в Пятикнижии - и как место введения Девы Марии во Храм.

В ожидании Третьего Храма

Давид Бен-Гурион недаром говорил, что и Британия, и арабский мир проживут без земли Израиля - для иудеев же это вопрос жизни и смерти. Почти то же можно сказать и о Храмовой горе. Незачем уничтожать мусульманские святыни на ней. Но почему не появиться там иудейской, Храму, который - в двух вариантах - существовал там задолго до ислама как такового? Почему не признать на деле суверенитет Израиля над Храмовой горой?

Согласно словам пророков, Третий Храм вырастет на горе после явления Мошиаха, на том же месте, где стояли прежние. Возможно, оттого мусульмане и не желают этого - ведь, предположительно, оба Храма стояли там, где теперь Харам Аль-Шариф. Но ведь это всего лишь одно из предположений! Иудейские исследователи выдвигают и иные версии расположения Храмов.

Об устройстве же Третьего храма поведал пророк Йехезкель в своем видении.

Ну а пока Мессия еще не явился и Третий Храм не построен, верующие иудеи не станут возносить тут молитв. Это место высочайшей святости, а обряды ритуальной чистоты, позволяющие пребывать на территории Храма (даже несуществующего) в данный момент провести невозможно.

Храмовая гора: достопримечательности рядом

Можно смело утверждать, что гору окружает одна большая достопримечательность - Старый город Иерусалима. Каждый из его разноплеменных кварталов имеет множество интересных исторических объектов для осмотра и мест отдыха туристов.

Как добраться самостоятельно

Немусульмане проходят на Храмовую гору по Марокканскому (он же Магрибский) мосту через Мусорные ворота.
Мусульмане - по улице Цепи, через одноименные ворота. Если вы исповедуете ислам или выглядите как мусульманин - вас могут попросить показать паспорт, назвать имя, прочесть суру Корана (чтоб убедиться, что вы не замаскированный израильтянин, который явился взорвать Аль-Акса).

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней.

Самое первое впечатление - это удивление от легкости попадания. Обычная процедура прохода через металлоискатель и просвечивание сумок. Кроме оружия на Храмовую гору нельзя проносить никакой религиозной литературы во избежание молитвы. Молитва на Храмовой горе приравнивается к открытию огня, а Танах или Библия приравниваются к автомату Калашникова.

Если у вас на голове кипа, а вы не хотите лишнего внимания к своей скромной персоне, то можно одеть поверх кипы обычную кепку. Впрочем, это желательно, но не обязательно. На самой горе, около Ворот милосердия, я видела двух ортодоксальных иудеев при полном прикиде.


Видимо это были тайные лазутчики по спецзаданию Любавического ребе. Не зря же они крутились около ворот, замурованных еще Салах А-Дином. Именно через эти ворота Машиах должен пройти в Иерусалим. Иудеев на некотором расстоянии сопровождал израильский полицейский при полном обмундировании спецназа. А сбоку, прячась за масличными посадками, следил араб в штатском. По мусульманской традиции через эти ворота тоже должен пройти мусульманский мессия - Мади. Задача арабского машиаха тоже не проста, т.к. ему еще предстоит построить мост через Кидронское ущелье (вади Джуз) с Масличной горы прямо к воротам города.


Отвлечемся от многочисленных мистических традиций и заметим, что ворота эти все равно не обычные. И странность их даже не в том, что они замурованы. А в том, что любые нормальные ворота должны затруднять проникновение противника, и поэтому всегда строились с различными ухищрениями и прибамбасами типа крутых поворотов. Через эти же ворота быстро может зайти целый римский легион!


Именно по причине трудностей охраны, ворота и оказались замурованы Салах-Адином. Интересно, что такая нетрадиционная для обычных ворот архитектура, является очень даже традиционной для триумфальных арок. И вполне возможно, что эти византийские ворота были построены как символ победы Иисуса на его крестном пути. Через эти ворота кесарь Ираклий вернул украденный истинный крест и через эти ворота существовала традиция крестового шествия (пока крест опять не забрали нехристи-сарацины).


Сегодня, кроме закрытых Ворот милосердия, на Храмовую гору ведут еще девять ворот. И через любые из этих девяти ворот можно выйти с Храмовой горы. Но зайти простому израильскому жителю, а так же гостю столицы, можно только через ворота « Маарабим» справа над Стеной плача.


Храмовая гора открыта каждый день кроме пятницы и субботы с 7.30 до 11.00 утра (зимой на час короче).


Свободный вход через все остальные ворота и в любое время суток только для арабов- мусульман. Интересно, как полицейские охранники безошибочно определяют, кого пускать, а кого нет? Ведь никаких документов о мусульманском вероисповедании предъявлять не надо, чисто «фейс-контроль».


На самой Храмовой горе очень чисто. Даже каменная брусчатка сверкает от чистоты как полированный паркет. И не удивительно - святое место должно быть прежде всего чистое.


В свое время, по приходу к власти Византии, для унижения евреев и оскорбления святости, гору специально засыпали мусором и превратили в свалку.

Когда после первого арабского завоевания Иерусалима, старик Хоттабыч Омар Ибн Хотаб пришел сюда, то мусор с Храмовой горы вываливался прямо через ступени ворот на улицу. Омар Ибн Хотаб не случайно пришел на свалку, он искал мечеть Дауд - место молитвы царя Давида. (В 38 суре Корана пишется о Давиде, который просил в молитве у всевышнего прощения за свои грехи).

Иерусалимский патриарх привел сначала Омара в Храм Гроба, но Омару там не понравилось. Зато на мусорной свалке Омар сразу понял, что это именно то, что надо!


По версии другого арабского историка (11 век), Омар пришел на Храмовую гору и нашел там по наводке своего советника, который был евреем, принявшим ислам, под вонючим мусором святую скалу. Этот же еврей посоветовал Омару Хоттабычу построить молельный дом чуть севернее скалы. Но Омар не поддался на израильскую провокацию и построил молельный дом южнее скалы, чтоб молится не на иудейскую святыню, а на Мекку и Каабу.

Сейчас, в современном арабском мире, появилось модное утверждение, что никакого еврейского храма на горе никогда не было. Потому что нет никаких археологических доказательств. В принципе они правы: археологических доказательств существования храма и вправду нет, потому что никаких археологических раскопок здесь никогда не проводилось. И даже оставим на арабской совести многочисленные упоминания о Храме в их же Коране. Вот если бы мы нашли, например, позолоченную колону о которой написано в талмуде…

Впрочем, посмотрите повнимательнее на эти капители:


Что это там сверкает? Неужели золото?!


Выставка колон и капителей находится на Храмовой горе с западной стороны от мечети Аль Акса.


Сама же мечеть Аль Акса - главная мусульманская святыня, как я уже писала, построена на южной части храмовой горы. По топографии горы здесь был пологий склон, который Ирод Великий достроил с помощью целой системы арочных перекрытий. Для укрепления сооружения, в арочные полости была насыпана земля и строительный мусор.


Когда, 5 лет назад, арабы без всякого разрешения стали раскапывать и вывозить эту землю целыми грузовиками, они в первую очередь насолили сами себе. Потому что прочность перекрытий понизилась и при первом же небольшом землетрясении, в Аль Аксе что-то треснуло…


В настоящее время вся власть над Храмовой горой принадлежит Советам Израилю. Поэтому ни один камень, включая этот мусор, не двинется с места без специального разрешения правительства Израиля (Храмовая гора находится под патронажем мусульманской организации ВАКХ. В 2007 г. при проведении работ по прокладке электричекого кабеля было вывезено огромное количество так называемого "строительного мусора" Были даже организованы работы по его просеиванию, в результате которых были найдены артефакты Первого Храма. Подробности, например, и - ) :


Не то чтобы этот мусор представлял какой-то научный интерес (Вполне себе представляет - ). Просто в Иерусалиме, а тем более на Храмовой горе - все политика. И эта политика показывает кто в доме хозяин. Лично у меня сразу появилась ассоциация со съемной квартирой. Формально, съемная квартира принадлежит тем, кто там живет. Но юридически квартира только во владении хозяина, который может и не продлить договор аренды…


Однако вернемся к Аль Аксе.

В Коране нет упоминания Иерусалима. Пишется только, что Мухаммед с верным конем Бураком перелетел ночью из Мекки в «Эль-Акцу», что переводится как «на краю» в смысле очень далеко. Знающие иврит могут сразу найти знакомый корень к.ц. - каце. О том, что «край» находится именно в Иерусалиме, написано уже в комментариях к Корану. Для справедливости замечу, что в Торе тоже не упоминается Иерусалим - только гора Мория и «место, которое тебе укажет Б-г».


И если две предыдущие религии - иудаизм и христианство - считают Иерусалим своим святым городом, то почему ислам должен был оставаться в стороне? Вот он и не остался.

Кроме стадного чувства в строительстве монументальных исламских сооружений в священном городе сыграли роль еще две веские причины. Первая причина - политическая замена Мекки и Медины, которая в то время не находилась в руках халифа Муавии. А властвовать жуть как хотелось, вот он и построил купол над святой скалой - альтернатива камню в Мекке.


Вторая причина - конкуренция с христианской Византией. Иудаизм в 7 веке никто в расчет не брал, но у Византии были еще довольно сильные позиции. И поэтому два основных исламских сооружения - Купол над Скалой и мечеть Аль-Акса были построены по образу и подобию византийского Храма Гроба Господня.

Купол над Скалой - это Ротонда вокруг святого места. Мечеть Аль-Акса - это базилика, зал молитв. А между ними дворик. В христианском Храме Гроба тоже был дворик, который закрыли крышей крестоносцы. А тут дворик как был, так и остался.


Купол над Скалой тоже как был, так и остался, почти без изменений. Ведь со скалой что будет? Она крепкая.


Зато несчастная мечеть Аль-Акса, построенная над арочными перекрытиями царя Ирода, всякий раз страдает от землетрясений. И в сильном землетресении 8-го века оказалась разрушена до основания. В современном здании самые старые части датируются не ранее 12-го века. И само здание сильно напоминает многие католические церкви в Европе. Если будете в Равенне, загляните в церковь святого Виталия (Сан-Витале) - точный близнец нашей Аль-Аксы.


Если присмотреться, на колонах даже видны скульптуры пеликанов - непременная символика Христа периода крестоносцев.

Остатки строений крестоносцев можно увидеть и в других местах Храмовой горы. Например, капелла Вознесения - это баптистерий (место крещения новых христиан) при крестоносской церкви «Темплюм Доминус». Крестоносцы верили, что тут был дворец Соломона.


Мусульмане же считают, что именно в этом месте Мухаммед молился накануне своего полета на небо.

Само же вознесение состоялось над Камнем Мироздания. Причем начальная скорость для преодоления земного тяготения была столь велика, что Мухаммед вначале провалился под землю, а потом башкой проломил скалу и улетел на небо прямо к Аллаху. Вследствие этого процесса, называемого по-арабски «мираж», образовалась пещера в скале. Посетить эту святую пещеру можно, зайдя внутрь Купола.

Все стены внутри Купола расписаны цитатами из Корана. Чаще всего встречаются такие: « Бог один, а не два и не три. Бог не рожден, у него нет сына…» и т.д. Странно только, что нет ни одной цитаты по теме вознесения Мухаммеда на небо за заповедями. Возможно, что традиция, связывающая это вознесение с местом на Храмовой горе, возникла уже после строительства Купола.

После последней интифады израильтян и гостей столицы в Купол не пускают.


Так что познакомимся поближе с Куполом только снаружи. Тем более тут тоже есть немало интересного. Например, эти мраморные плиты в облицовке стен:


Посмотрите получше на рисунок в камне. Видите портрет Мухаммеда?


Если не видите, то значит вы не правоверный мусульманин.


Рядом с Куполом Скалы, с его восточной стороны, находится его уменьшеная копия - Кипат Шальшелет (Купол цепочки). По одной из версий, халиф Абд-Эль-Малик перед строительством основного Купола приказал построить его уменьшенную модель. Но эта версия не выдерживает никакой критики, потому что маленький купол не является копией большого. Выполненный в форме беседки, маленький купол никогда не имел стен.


Но факт, что именно эти два сооружения - большой и маленький купол являются самыми древними постройками на Храмовой горе. И купол Шальшелет обладает очень любопытной особенностью. Когда стоишь ровно посередине этой беседки, то можно говорить очень тихо - слышно все равно хорошо. Если же говорить громко - будет слышно по всей горе. Потому как этот древний усилитель звука находится ровно в середине горы!

И еще мое личное наблюдение - в центре беседки-купола все время дул ветер. Стоило шагнуть в сторону, ветер стих.


Там где Храмовая гора граничит с арабским кварталом, есть немало хорошо сохранившихся зданий периода мамлюков.


Мамлюки вообще отличились тут строительством религиозных школ изучения ислама - мидраса.

Традиционная мамлюкская архитектура очень красива. Одно только соединение различных цветов придает зданию необычную нарядность.

На самой северной оконечности Храмовой горы Ироду не нужно было достраивать, а наоборот пришлось срезать лишнюю возвышенность, чтоб разровнять территорию.

Адрес: Израиль, г. Иерусалим
Первое упоминание: X век до н. э.
Основные достопримечательности: Мечеть Купол Скалы, Купол Цепи, мечеть Аль-Акса, фонтан Эль-Кас, Купол Вознесения, Стена Плача
Координаты: 31°46"40.6"N 35°14"06.5"E

Содержание:

В юго-восточной части Старого города Иерусалима, над Стеной Плача возвышается Храмовая гора - священное место трёх авраамических религий .

Храмовая гора с высоты птичьего полёта

Она представляет собой прямоугольную площадь, обнесённую стенами, с золотым Куполом Скалы по центру и Мечетью Аль-Акса с краю. Библейские предания отождествляют Храмовую гору с горой Мориа, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Исаака. Но как только Авраам вознёс кинжал над жертвой, ангел, посланный Богом, остановил его.

«Ты не пожалел единственного сына твоего для Меня, и я благословляю тебя и умножу твоё потомство как звёзды небесные и как песок на берегу моря», - сказал Господь Аврааму. На вершине этой же горы во время моровой язвы царь Давид увидел ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, и здесь же ему было указано соорудить алтарь Господу. Когда жертва была принесена, язва в Израильском царстве прекратилась.

Стена Плача

Первый Иерусалимский Храм

Сын Давида - царь Соломон в 967 году до н.э. начал строить на Храмовой горе Дом Господень. Над его возведением в течение 7 лет трудились 30 тыс. израильтян и 150 тыс. финикиян. Их работу контролировали 3,3 тыс. надзирателей. 14 дней праздновали освящение храма, а после того как священники ушли, Дом Господень наполнила шехина - облако, олицетворяющее присутствие Всевышнего. В самой священной части Храма, куда мог входить только первосвященник и только однажды в год, хранился Ковчег Завета - ларец со скрижалями Моисея. Иерусалимский Храм стал местом богослужения всех евреев и символом объединения Израильского царства. В 586 году до н.э. вавилоняне сожгли святилище, и царь Навуходоносор вывез все сокровища из Дома Господня в Вавилон.

Мечеть Купол Скалы

Второй Храм и Стена Плача

Вернувшись из вавилонского плена (536 до н.э.), евреи воздвигли Второй Иерусалимский Храм. На 18-ом году своего правления (ок. 20 до н.э.) царь Ирод расширил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощные подпорные стены, вздымающиеся на высоту около 30 метров над уровнем улиц. Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году н.э., но до наших дней уцелел небольшой фрагмент укреплений - Западная Стена, или Стена Плача.

Сегодня возле стены собираются тысячи паломников со всего мира, и, помещая в щели между камнями записки, просят Бога об исполнении своих надежд и чаяний. Для еврейского народа Стена Плача - это символ скорби о судьбе Первого и Второго храмов и мечта о Третьем храме . В течение многих веков римляне, византийцы, крестоносцы, арабы и турки изгоняли евреев со своих земель. Раз в году, на Девятое Ава - в день национального траура по разрушенным храмам - евреям разрешалось посещать Иерусалим, и у Стены Плача израильский народ молился о возвращении из вечной ссылки.

Купол Цепи на фоне Мечети Купол Скалы

Мечеть Купол Скалы

На месте Первого и Второго храмов в 687-691 гг. мусульмане воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»), чтобы подчеркнуть свою власть и святость над евреями. По преданию, Куполом отмечено то место скалы, с которого пророк Мухаммед вознесся на небеса. Верхом на крылатом коне, в сопровождении ангелов он совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим, причём столь быстро, что вода не успела вылиться из опрокинутой чаши. Также по иудейской традиции, именно с этой скалы Господь начал Сотворение мира. Камень Основания, в середине которого возвышается небольшая скала, считается священным и обнесён позолоченной решёткой, чтобы к нему никто не прикасался. Помимо сакрального значения, Купол Скалы является одним из величайших образцов ранней исламской архитектуры . Куббат ас-Сахру венчает огромный золотой купол с полумесяцем на вершине. Стены, своды и арки храма декорированы великолепными мозаиками с растительными, геометрическими орнаментами и надписями, выполненными арабской вязью. В мечети хранятся священные реликвии - отпечаток стопы и три волоска из бороды пророка Мухаммеда.

Мечеть Аль-Акса

Аль-Акса - первая кибла мусульман

Рядом с Куполом Скалы расположена Мечеть Аль-Акса, также названная мечетью мара в честь своего основателя - халифа Умара (634 - 644 гг.). Серый свинцовый купол Аль-Аксы скромнее золотого купола Куббат ас-Сахры, но именно эта мечеть является третьей по значению святыней в исламе после Мекки и Медины. На месте мечети Омара Мухаммед во время своего ночного вознесения в Мекку встретил всех пророков, посланных до него, и совершил с ними молитву в качестве имама. На раннем этапе пророчества Мухаммеда (610 - 623 гг.) Аль-Акса была первой киблой - ориентиром, к которому мусульмане всего мира обращали своё лицо во время молитвы. Позднее этот статус перешёл к Заповедной мечети в Мекке.

Фонтан Эль-Кас

Третий храм

Согласно Книге пророка Иезекииля, Антихрист построит на Храмовой горе Третий Храм и возобновит там службы. А потом Иисус Христос явится на Землю для проведения Страшного суда над мёртвыми и живыми. Однако иудаизм не признаёт идеи Второго пришествия и считает, что Мессия - потомок царя Давида - будет послан на Землю Богом, когда люди начнут жить по законам Торы, в мире и согласии. Новый царь воздвигнет Третий Храм, который станет духовным центром евреев и всего человечества.