Церковь сан дзаккария. Сан-заккариа Как добраться до Сан-Заккариа

Среди венецианских церквей, а их в городе множество, церковь Сан-Заккариа (San Zaccaria ) выделяется особо. Выделяется и архитектурой своей, и историей, и наполнением, и местоположением. Она, эта церковь, необычна во всём .

Церковь стоит практически в самом центре, в двух шагах от и Славянской набережной , но как-то умудряется находиться в благонравной тишине и спокойствии на одноимённой площади. Она полна художественных шедевров и предметов прикладного искусства, сделанных древними мастерами с изумительным мастерством, в ней такие хранятся древности и располагаются таинственные строения, что любая другая церковь может позавидовать, но церковь эта не входит в список церквей-музеев Венеции, куда вход платный.

Странностей тут вообще много , противоречий и нестыковок, но так кажется только на первый взгляд. Потому что церковь эта венецианская, а Венеция могла и может себе позволить собственный взгляд, мнение и решение того или иного вопроса.

Кто такой этот Заккария и почему он святой? Заккариа (в нашем написании — Захария), согласно библейским текстам, отец Иоанна Крестителя . В Венеции, кстати сказать, вообще хватает церквей, посвящённым самым древним библейским персонажам, которые жили задолго до появления Христа и Нового Завета. Например, в стоит церковь Сан-Джоббе - церковь святого Иова, героя ветхозаветной Книги Иова.

Захария всё же в Новый Завет вошёл. И церковь эту именно для хранения его мощей и построили. И относится эта постройка аж к IX веку , так что церковь эта очень старая. Хотя и тут всё не так просто. Но к этому вопросу мы вернёмся буквально через пару разделов. А пока скажу, что зайти в неё стоит не только ради осмотра её архитектурных особенностей. Внутри она напоминает, скорее, художественный музей, чем церковь. А если пройтись по тем её частям, где за вход надо заплатить, то я бы назвал Сан-Заккариа даже художественно-историческим музеем.

Как добраться до Сан-Заккариа

Если смотреть на карты, то кажется, что найти эту церковь трудно, поскольку она стоит где-то во дворах, хоть и недалеко от Славянской набережной. На самом деле поиски пути к ней особого труда не составят.

Церковь на карте

Вид на церковь

От Дворца Дожей идите по Славянской набережной (Riva degli Schiavoni) прямо, переходите через Соломенный мост , идите дальше, потом следующий мост, и вот вы выходите на ту часть набережной, где располагаются остановки вапоретто , объединённые одним названием — «San Zaccaria» . Это дебаркадеры для вапоретто нескольких маршрутов, так что пусть вас это не вводит в заблуждение.

Дебаркадеры эти будут по правую руку, а по левую руку вам нужно после сошествия со второго моста отсчитать второй проход во дворы между домами. Следуя этим вторым проходом (он довольно узкий, имейте в виду) от Славянской набережной, вы выйдете прямиком на Кампо Сан-Заккариа , и церковь эта откроется перед вами во всей своей мраморной красоте. Дорога от Дворца Дожей до церкви Сан-Заккариа займёт пять минут .

Время работы церкви:

  • понедельник - суббота: с 10:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00,
  • воскресенье: с 16:00 до 18:00.

Вход в саму церковь бесплатный , но осмотр ризницы, капелл и крипты стоит 1,5 евро .

Что смотреть в Сан-Заккариа

Во-первых , у этой церкви чудесный фасад . Он совмещает сразу две эпохи в архитектуре: готику и ранний Ренессанс, но это поразительно гармоничное творение. Над входом установлена статуя святого Захарии работы Алессандро Витториа. Ему же принадлежат статуя Иоанна Крестителя и алтарь с захоронением мощей святого Захарии внутри церкви.

Во-вторых , обилие картин в главном зале церкви. Неспроста я сравнил церковь с художественной галереей: картины так плотно развешаны по стенам, что возникает ощущение, будто стены из них и состоят.

Алтарь хранит в себе шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем и святыми» . У этой картины, как правило, всегда есть люди. Поэтому будьте готовы подождать, чтобы подойти ближе. К тому же лучше её осветить, для этого в устройство рядом с алтарём нужно вложить 50 евроцентов . Поверьте, это того стоит. Среди авторов, чьи полотна украшают стены церкви и её капелл, назову Андреа дель Кастаньо, Пальма Веккьо, Тинторетто, Джузеппе Порта, Пальма иль Джиоване, Антонио Вассилаччи, Антона ван Дейка, Андреа Целести, Антонио Занчи, Антонио Балестра, Анджело Тревизани и Джованни Доменико Тьеполо.

В ризнице вы тоже увидите интересное собрание полотен, но если пройдёте дальше, то художественные впечатления дополнятся впечатлениями от исторических открытий. У церкви Сан-Заккариа есть две капеллы: Сан-Тарасио и Сан-Атаназио . Во второй капелле хранится уникальный золотой алтарь , сотворённый венецианскими мастерами XV века, а через первую капеллу вы сможете спуститься в крипту церкви. Она полузатоплена, но затопление придаёт ей больше таинственности и древности. В крипте находятся усыпальницы восьми дожей Венеции , которые правили городом с IX по XII века.

История церкви Сан-Заккариа

Церковь Сан-Заккариа была построена в IX веке специально для упокоения мощей этого святого, которые городу подарил византийский император Лев V. Но в 1105 году сильнейший пожар практически уничтожил церковь, так что её пришлось строить, можно сказать, заново. А между 1458 и 1515 годами здание церкви перестроили. Начинал постройку Антонио Гамбелло, заканчивал Мауро Кодуччи , известный венецианский архитектор, знакомый нам по и зданию . Так что планировка у церкви готическая, декор ренессансный.

Церковь принадлежала бенедектинскому монастырю, стены которого до сих пор возвышаются на Кампо Сан-Заккариа . После того, как монастырь в XII веке пожертвовал земли для строительства базилики Сан-Марко , установилась традиция: дож на Пасху всегда посещал эту церковь. Традиция эта прервалась лишь с падением Венецианской Республики и упразднением института дожей.

Что же касается шедевра Беллини, хранящегося в алтаре, то с 1797 года картина эта двадцать лет провела в Париже . Такое впечатление она произвела на Наполеона, что тот не постеснялся увезти её с собой.

Мы в церкви Сан-Дзаккария в Венеции, перед нами - одна из последних алтарных картин Джованни Беллини. Алтарь Сан-Дзаккария. Это святое собеседование - жанр, примеров которого в Венеции много. Группа святых из разных временных периодов вокруг Мадонны с младенцем на троне. Крайний слева - святой Пётр. В правой руке он держит книгу, в левой - ключи от рая. Позади Петра мы видим святую Екатерину, она поддерживает колесо своей казни. В центре, на троне, - дева Мария с младенцем, у её ног ангел играет на старинном инструменте - родственнике скрипки. По другой стороне - святая Лючия, с хрустальным предметом. Она ассоциируется со зрением. Лючия - покровительница слепых. По легенде, ей вырвали глаза за веру в Христа. Далее справа святой, Иероним, автор перевода Библии на латынь, Вульгаты; он ассоциируется с просвещением. Он - священник, доктор церкви, и поэтому на нём красные одежды. Его часто изображают с бородой и с книгой. Первое, что я чувствую, рассматривая полотно, - глубокое спокойствие, торжественность. Погружённость в размышления, созерцание, молитвы. Как и на полотне Мазаччо «Святая Троица», Беллини как будто убирает стену: нам кажется, что это продолжение капеллы. Интересно, что элементы интерьера, отображённые на полотне вместе формируют его раму. На полотне мы видим своды арок сверху слева и справа, которые вписываются в интерьер; кажется, что в эти арки можно выйти. Мы не знаем, что сохранилось от оригинальной рамы. Наполеон перевёз полотно в Париж. То есть украл его. Впоследствии картину вернули, но неизвестно, было ли это его изначальным местоположением. Мне кажется, Беллини старался вписать картину в интерьер, чтобы зрители могли почувствовать причастность, хотя бы понять… Но с другой стороны мы смотрим на них снизу вверх. Между нами - дистанция. Мы - зрители этого святого собеседования. Другими словами, мы можем приблизиться; мы можем помолиться; но мы не приглашены присоединиться. Полотно написано маслом. Беллини был одним из ведущих мастеров живописи маслом. В отличие от непрозрачной темперы, когда мы не видим нижние слои, масляная краска, если её развести, прозрачна; и несколько тонких слоёв на белой основе создают эффект глубины и насыщенности. Никогда раньше художникам этого не удавалось. Беллини также был пионером тщательной проработки светотени. Посмотрите, как затемнены глаза фигур, их взгляды опущены; как при помощи светотени очерчен полукруг позади Мадонны. Создаётся ощущение объёма. Сейчас полотно расположено в храме так, что свет и тени на картине точно соответствуют лучам настоящего солнца. Это верно. Посмотрите, свет из дверного проёма как будто продолжается на полотне, где тени направлены слева направо. Это отчётливо видно на мозаике апсиды; эта золотая мозаика напоминание о византийской традиции, которой Беллини интересовался в течение всей своей жизни. И наверное, Беллини изучил мозаики Собора Святого Марка, яркого примера византийской традиции, который тоже находится в Венеции. Он украшен мозаиками по золотому фону, которые похожи на те, что мы видим здесь. Кроме того, мы видим ряд классических и библейских ассоциаций. Например, коринфские капители пилястр. На спинке трона Мадонны - голова в классическом стиле. Возможно, это царь Давид; напоминание о прародителях Христа, согласно традиции. Эта атмосфера спокойствия и созерцательности создается ещё и благодаря симметрии, я думаю. Но это не жёсткая симметрия. Это ощущение уравновешенности и гармонии: по две фигуры с каждой стороны; фигуры на переднем плане смотрят вниз, взгляды женских фигур обращены внутрь; Мария наклонилась вправо, ангел - в противоположном направлении. Это ощущение гармонии создаётся также мягкими изгибами линий, которые мы видим по всему полотну. Например, изгиб одеяния святого Петра, ветвь пальмы в руке Екатерины и её одежды. Эти линии находят отражение в изгибах светлого одеяния ангела. Вы правы. Эти мягкие формы объединяют композицию. О, уже пробило пять часов, пора идти.

Грандиозная Церковь Сан-Заккария находится в Кастелло, на полпути между Собором Святого Марка и Арсеналом. В религиозном смысле, главной достопримечательностью являются останки Святого Заккарии, отца Святого Иоанна Крестителя, которые привез в Венецию византийский император Лео Пятый в 9 веке. В теперишней церкви строительные работы начались в 1444 году и закончились в 1504. В 1543 году церковь освятили. Церковь (особенно ее фасад) является сочетанием готического и ренессансного стилей, из-за строительства, затянувшегося на 60 лет и, работающих над зданием двух разных архитекторов. Так, нижняя часть фасада (как и основная часть интерьера церкви, в массивными, уникальными в Венеции окнами) украшена готическими деталями, принадлежащими руке архитектора Антонио Гамбелло, в то время как нижняя часть представляет собой элементы ренессанса (колоннады, изогнутый фронтон и боковой круг) того часу, когда над ней работал второй архитектор Мауро Кодусси (между 1483 и 1504).

Стоит упомянуть про то, что на том месте, где сейчас находится Церковь Сан-Заккария, раньше находилось другое место поклонения – церковь 9-го века, построенная дожем Джустиниано Партечипацио (церковь, также как и соседствующий с ней Бенедиктинский монастырь всегда поддерживали близкие отношения с венецианскими дожами; историю этих дружеских отношений прерывали некоторые трагические периоды, такие, как убийство трех дожей и пожар, во время которого погибло около 100 монахинь и церковь 9-го века сгорела до тла). Пожар 1105 года заставил власти внести изменения в бывшую.

Романскую церковь, установить в монастырском комплексе колокольню (перестроенную в 16 веке из-за обвала калокольни и звонницы).

Внутренняя часть церкви богата на художественные шедевры. На первый план выходят:исключительный запрестольный образ, изображающий Мадонну и Четырех Святых, работа Джованни Беллини(считающаяся самым известным произведением художника), фрески Андреа дель Кастаньо, украшающие Капеллу Святого Тарасиуса – старую капеллу, реставрированную Антонио Гамбелло в 15 веке. Двумя другими выдающимися капеллами, находящимися в церкви Святого Заккарии, являются, так-называемая, Часовня Девы и Капелла Святого Афанасия, но туристы также могут насладиться (попросив разрешения и сопровождаемые ризнчим) живописными и скульптурными шедеврами, подписанными такими известными особами, как Тинторетто, Джакомо Пальма, Анджело Тревизани, Антонио Балестра, Джузеппе Салвиати, Джованни Доменико Тьеполо и самим Ван Дейком.

В крипте церкви находятся гробницы многих венецианских дожей. Тут погребена такая известныя личность как Алессандро Витториа. Его гробницу легко заметить, так как на ней изображен его автопортрет.

Имя: Церковь Сан-Заккария (Chiesa di San Zaccaria) адрес: 4693, Кампо Сан Захарии, Кастелло, 30122, Венеция, Италия

В IX веке император Византии Лев V преподнес в дар жителям Венеции мощи святого Захария - отца Иоанна Крестителя. Для хранения мощей святого было решено построить церковь Сан-Дзаккария. В 1105 году в результате сильнейшего пожара собор сильно пострадал, его полное восстановление произвели лишь в XV - XVI веках. Посмотреть на восстановленный памятник архитектуры можно, приехав и заселившись в Лидо ди Езоло отели 3 звезды .

Несмотря на то, что изначально оформление церкви задумывалось в готическом стиле, сегодня у нас есть возможность любоваться образцом венецианского зодчества. Кардинальное изменение образа здания произошло вследствие смены архитекторов, работавших над реализацией проекта - работы завершались под руководством Мауро Кадучи. На такое удивительное сочетание стилей и эпох приезжают туристы со всех уголков мира, бронируя отель в Италии для отдыха с детьми .

Одним из самых ценных элементов декора интерьера по праву считается картина, на которой изображен Иисус, Дева Мария и другие святые. Автором этого шедевра является знаменитый Джованни Беллини. Впрочем, практически все стены церкви украшены росписью, которую наносили именитые художники той эпохи. Чтобы прикоснуться к истории, достаточно заселиться в отель рядом с Венецией и отправиться на экскурсию в церковь, которую после возведения закрепили за женским бенедиктинским монастырем.

В этом месте каждый год на великий праздник светлой Пасхи собирались дожи для проведения особой церемонии. Внутренняя часть собора представлена апсидой, вокруг которой располагается амбулаторий. Освещение здесь очень хорошее, за проникновение солнечного света «отвечают» высокие окна, выполненные в готическом стиле.

Поверхности стен часовен и приделов украшают работы таких художников, как Тинторетто, Джузеппе Порта, Джованни Доменико Тьеполо, Андреа дель Кастаньо, Антонио Балестра, Пальма иль Джиоване, Анджело Тревизани, Антон ван Дейк и других. Знаменательно и то, что при жизни великий мастер Алессандро Витториа создал бюст, который впоследствии украсил гробницу художника, могила которого находится на территории церкви. В церкви также находится частица Святого Креста и мощи Афанасия Александрийского. Туристы, поселившиеся в отели Италии у моря , не упускают возможности посмотреть на этот шедевр архитектуры.

Внутреннее убранство церкви венчают две капеллы, одна из которых посвящена святому Афанасию, вторая - святому Тарасию. На сегодняшний день крипта одной из капелл частично затоплена. Однако здесь по-прежнему находятся останки 8 венецианских дожей, которые возглавляли правительство с XI по XII века. Вторую капеллу к концу XVI века преобразовали в часовню, в которую может заглянуть каждый турист, который успел забронировать отель в Италии .

Полезная информация

Церковь располагается по адресу: Campo S. Zaccaria.

Святыня находится недалеко от набережной Скьявони, а от дворца Дожей до церкви можно дойти пешком всего за несколько минут.