Отделение косово от сербии референдум. Референдум о независимости Косово все-таки был

Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. Население края составляют преимущественно албанцы (свыше 90%). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тысяч (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с 14-го века и вплоть до 1767 года здесь располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ).

Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права. Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала 20-го века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово.

Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

В конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. Совет НАТО 9 сентября 1998 года утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. Без санкции ООН 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила", продолжавшаяся до 20 июня 1999 года, когда был завершен вывод югославских войск.

Начиная с 1999 года, на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч сербов.

КОСОВО и ООН

Косовское урегулирование не раз выносилось на повестку дня заседаний Совета Безопасности ООН.

В соответствии с резолюцией номер 1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае были развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тысячи военнослужащих.

В мае 2001 года глава МООНК утвердил "Конституционные рамки временного самоуправления в Косово", в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.

Совет Безопасности ООН 24 октября 2005 года в форме заявления его председателя дал "зеленый свет" процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником генсека ООН по статусному процессу стал Марти Ахтисаари (Финляндия).

На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены "Руководящие принципы" по выработке будущего статуса Косово. Документ зафиксировал приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

"План Ахтисаари" предусматривал так называемую "подконтрольную независимость" для Косово, которая подразумевала отделение края от Сербии и длительное присутствие в нем международных организаций. Активная роль в плане Ахтисаари отводилась НАТО.

На состоявшемся 16 февраля экстренном заседании СБ ООН сторонники независимости Косово оказались в меньшинстве. После завершения длившегося более трех часов за закрытыми дверями заседания СБ ООН, созванного Сербией и Россией, постпред РФ в ООН Виталий Чуркин сообщил о том, что лишь пять государств (США и Европейского Союза) из 15 членов СБ высказались в поддержку признания "плана Ахтисаари", наделяющего сербский край статусом независимости по этническому принципу.

ПОЗИЦИЯ РОССИИ И США

Россия активно поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции номер 1244 СБ ООН. Москва участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция).

При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края.

Россия предложила выработать "дорожную карту", в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы.

США, в свою очередь, настаивали на том, что единственный выход из тупика - "план Ахтисаари", предполагающий независимый статус края под международным контролем.

РАСПАД ЮГОСЛАВИИ

Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) была создана в 1945 году, с 1963 года она называлась Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В федерацию входили шесть республик: Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория.

В октябре 1991 года парламент Боснии и Герцеговины принял меморандум о суверенитете и выходе из состава СФРЮ, а 25 января 1992 года - меморандум о независимости. На референдуме 29 февраля и 1 марта 1992 года 59% участников высказались за независимость и суверенитет.

Парламент Македонии 25 января 1991 года принял декларацию о государственном суверенитете, 17 ноября 1991 года была принята конституция, провозгласившая Македонию самостоятельным и демократическим государством.

Парламент Словении 2 июня 1990 года одобрил декларацию о суверенитете государства. Словения 26 декабря 1990 года была объявлена самостоятельным государством. Декларация о прекращении действия на территории Словении конституции СФРЮ вступила в силу 8 октября 1991 года.

25 июня 1991 года была принята декларация о полной независимости и суверенитете Хорватии. 8 октября 1991 года вступили в силу законодательные акты о государственной самостоятельности Хорватии и ее выходе из состава СФРЮ.

15 января 1992 года после признания независимости Словении и Хорватии странами ЕС федерация прекратила свое существование.

После распада СФРЮ в 1992 году Сербия и Черногория продолжили существование в рамках Союзной Республики Югославии, провозглашенной 27 апреля 1992 года (с 4 февраля 2003 года - государственное сообщество Сербия и Черногория (СиЧ).

С июня 2006 года Сербия - независимое суверенное государство, правопреемник СиЧ. Парламент Черногории принял 3 июня 2006 года Декларацию о независимости.

Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. Население края составляют преимущественно албанцы (свыше 90%). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тысяч (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с 14-го века и вплоть до 1767 года здесь располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ).

Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права. Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала 20-го века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово.

Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

В конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. Совет НАТО 9 сентября 1998 года утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. Без санкции ООН 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила", продолжавшаяся до 20 июня 1999 года, когда был завершен вывод югославских войск.

Начиная с 1999 года, на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч сербов.

КОСОВО и ООН

Косовское урегулирование не раз выносилось на повестку дня заседаний Совета Безопасности ООН.

В соответствии с резолюцией номер 1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае были развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тысячи военнослужащих.

В мае 2001 года глава МООНК утвердил "Конституционные рамки временного самоуправления в Косово", в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.

Совет Безопасности ООН 24 октября 2005 года в форме заявления его председателя дал "зеленый свет" процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником генсека ООН по статусному процессу стал Марти Ахтисаари (Финляндия).

На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены "Руководящие принципы" по выработке будущего статуса Косово. Документ зафиксировал приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

"План Ахтисаари" предусматривал так называемую "подконтрольную независимость" для Косово, которая подразумевала отделение края от Сербии и длительное присутствие в нем международных организаций. Активная роль в плане Ахтисаари отводилась НАТО.

На состоявшемся 16 февраля экстренном заседании СБ ООН сторонники независимости Косово оказались в меньшинстве. После завершения длившегося более трех часов за закрытыми дверями заседания СБ ООН, созванного Сербией и Россией, постпред РФ в ООН Виталий Чуркин сообщил о том, что лишь пять государств (США и Европейского Союза) из 15 членов СБ высказались в поддержку признания "плана Ахтисаари", наделяющего сербский край статусом независимости по этническому принципу.

ПОЗИЦИЯ РОССИИ И США

Россия активно поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции номер 1244 СБ ООН. Москва участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция).

При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края.

Россия предложила выработать "дорожную карту", в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы.

США, в свою очередь, настаивали на том, что единственный выход из тупика - "план Ахтисаари", предполагающий независимый статус края под международным контролем.

РАСПАД ЮГОСЛАВИИ

Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) была создана в 1945 году, с 1963 года она называлась Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В федерацию входили шесть республик: Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория.

В октябре 1991 года парламент Боснии и Герцеговины принял меморандум о суверенитете и выходе из состава СФРЮ, а 25 января 1992 года - меморандум о независимости. На референдуме 29 февраля и 1 марта 1992 года 59% участников высказались за независимость и суверенитет.

Парламент Македонии 25 января 1991 года принял декларацию о государственном суверенитете, 17 ноября 1991 года была принята конституция, провозгласившая Македонию самостоятельным и демократическим государством.

Парламент Словении 2 июня 1990 года одобрил декларацию о суверенитете государства. Словения 26 декабря 1990 года была объявлена самостоятельным государством. Декларация о прекращении действия на территории Словении конституции СФРЮ вступила в силу 8 октября 1991 года.

25 июня 1991 года была принята декларация о полной независимости и суверенитете Хорватии. 8 октября 1991 года вступили в силу законодательные акты о государственной самостоятельности Хорватии и ее выходе из состава СФРЮ.

15 января 1992 года после признания независимости Словении и Хорватии странами ЕС федерация прекратила свое существование.

После распада СФРЮ в 1992 году Сербия и Черногория продолжили существование в рамках Союзной Республики Югославии, провозглашенной 27 апреля 1992 года (с 4 февраля 2003 года - государственное сообщество Сербия и Черногория (СиЧ).

С июня 2006 года Сербия - независимое суверенное государство, правопреемник СиЧ. Парламент Черногории принял 3 июня 2006 года Декларацию о независимости.

Политики и российские СМИ говорят о поддержке Западом декларации независимости Косово от Сербии в 2008 году и предстоящего референдума в Шотландии, в результате которого страна может отделиться от Соединенного Королевства.

Если кому-то не нравится решение парламента Крыма, то это дело вкуса, а надо давать строго юридические оценки. Почему-то никто не заявил о том, что референдум о независимости Шотландии, который будет проходить в сентябре этого года, уже априори незаконен, - говорит председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко.

В одном из репортажей на российском государственном телевидении ведущий саркастически отмечает , что, по мнению Запада, «Косово имеет право на самоопределение, а Крым – нет».

Сравнения не удивительны - особенно учитывая возмущение России, когда Косово провозгласило независимость, - но если присмотреться повнимательнее, эти ситуации существенно отличаются друг от друга.

ШОТЛАНДИЯ

Как подчеркивает американское издание Washington Post, решению поставить на голосование вопрос отделения от Великобритании предшествовал ряд демократических событий. В 2011 году Шотландская национальная партия, которая пришла во власть под лозунгом проведения кампании за независимость от Великобритании, получила большинство в парламенте страны.


Затем Шотландский парламент одобрил законодательство, разрешающее проведение референдума об отделении. За этим в 2012 году последовали переговоры между министрами шотландского и британского правительств, которые достигли соглашения о проведении референдума в 2014 году.

Иными словами, юридически жизнеспособные органы как на местном (Шотландия), так и национальном (Великобритания) уровне одобрили проведение референдума.

Предлагаемый референдумом выбор прост: остаться в составе Соединенного Королевства или отделиться.

КОСОВО

Когда в 2008 году ассамблея Косово единогласно одобрила независимость, Россия была возмущена. Москва утверждала, что это нарушило соглашение 1999 года, согласно которому территория должна была находиться под контролем ООН, пока не будет завершено мирное урегулирование.

Некоторым может показаться, что единственная разница между событиями шестилетней давности и теми, которые происходят сегодня, в том, что оппонирующие стороны поменялись местами.

Действительно, это приведенное в примере сравнение подходит больше, чем в случае с Шотландией, однако в Косово имелся ряд факторов, которых нет в Крыму.

Москва утверждает, что этнические русские в Крыму сталкиваются с угрозой преследования со стороны этнического украинского большинства Украины, но до сих пор никаких доказательств тому не было, чего нельзя сказать о Косово.

Шотландский референдум – результат скрупулёзного юридического процесса, в начало которого положены действия как правительства Шотландии, так и Лондона. Косово объявило независимость почти через десять лет после того, как добилось автономии.


Жестокая расправа с этническими албанцами силами югославской армии в 1999 году привела к трехмесячной бомбардировке НАТО, категорически против которой выступала Россия. Не получив помощи от Москвы, тогдашний президент Слободан Милошевич, который умело и безжалостно разжигал межэтническую рознь в регионе в 1990-е годы, вынужден был принять международный мирный план.

Переговоры об окончательном статусе с составляющими 90 процентов населения Косово этническими албанцами ни к чему не привели, так как Сербия не желала жертвовать своим суверенитетом в этом регионе.

Тогда, почти через десять лет после жестокого этнического конфликта, демократически избранный парламент Косово проголосовал за официальное отделение от Сербии.

КРЫМ

Теперь давайте сопоставим вышеперечисленные случаи с нынешней ситуацией в Крыму.

Крымский парламент был захвачен вооруженными до зубов солдатами. Премьер-министр был вынужден уйти в отставку и был заменен Сергеем Аксеновым. Сепаратистская партия последнего получила лишь четыре процента голосов на последних выборах в Крыму. С конца февраля 14 тысяч российских солдат находятся в Крыму.

Ни в случае с декларацией Косово, ни в предстоящем голосовании в Шотландии не было ни военного давления, ни свержения правительства.

В Крыму референдум предусматривает или объединение с Россией, или провозглашение де-факто независимости. Такой пункт, как сохранение статус-кво, не предлагается.


Шотландский референдум предоставляет возможность либо поддержать отделение от Великобритании, либо нет.

Этнические русские составляют большинство населения Крыма, но этнические украинцы и крымские татары вместе составляют почти 40 процентов. В то время как россияне, как кажется, не находятся под угрозой, у крымско-татарского меньшинства есть повод для беспокойства. Сотни тысяч крымских татар в 1944 году были депортированы Сталиным из Крыма.

Албанцы составляли 88 процентов населения Косово во время голосования за независимость (тем не менее в нескольких анклавах большинство составляли сербы).

Вместо того, чтобы стремиться к независимости, фактические правители Крыма стремятся войти в состав России.

Сепаратисты Косово и Шотландии стремились к независимости, а не к союзу с другим государством.

Между сменой правительства Киева и декларацией независимости Крыма и референдумом по союзу с Россией прошло менее месяца.

Референдум в Шотландии является результатом последовательного судебного процесса с участием как шотландского правительства, так и Лондона. Косово провозгласило независимость почти через десять лет после обретения автономии.

В подготовке материала участвовала Алиса Вальсамаки.

В последние дни в ходе дискуссий по крымскому вопросу в очередной раз была поднята тема Косово. Президент США Барак Обама заявил, что Косово отделилось от Сербии в результате референдума. Российский МИД поспешил заклеймить Обаму, напомнив, что Косово объявило независимость решением парламента.

Референдум по вопросу о независимости в Косово все-таки был, но пойдет ли эта информация на пользу американскому президенту – не факт.

Кратко напомним вам позиции сторон:

«Косово отделилось от Сербии после референдума, организованного в рамках международного права при тесном взаимодействии с ООН при участии стран соседей», — заявил Барак Обама.

МИД России отреагировал на эти заявления лидера США, разместив ответ на сайте ведомства:

«В Москве обратили внимание на то, что президент Обама, оправдывая провозглашённую в обход резолюции Совета Безопасности ООН независимость Косово, упомянул о каком-то референдуме по данному вопросу, — заявили в МИД. — Это утверждение президента США вызывает удивление, поскольку никакого плебисцита, тем более согласованного с международным сообществом не проводилось. Решение об отделении от Сербии было принято так называемым парламентом в Приштине в 2008 году в одностороннем порядке. Вместе с тем, мы согласны, что судьбоносные решения должны приниматься через референдум, как и было в Крыму».

Что же за референдум был в Косово?

Референдум, организованный Демократическим союзом Косово Ибрагима Руговы, прошел с 26 по 30 сентября 1991 года.

Референдум, не поддержанный ни частью албанских партий, ни, разумеется, официальным Белградом, ни международным сообществом, проходил весьма оригинально: никаких списков избирателей, избирательных участков и прочих прелестей демократии не было, голосование проходило по домам, голосовал кто хотел. На нелегитимность выборов указывали и ОБСЕ (тогда — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ)) и Евросоюз, никаких международных наблюдателей не было, косовские сербы референдум бойкотировали. Сербские власти объявили референдум нелегальным, но не мешали его проведению.

Как объявили организаторы, независимость поддержали 99,98% проголосовавших, против проголосовало 164 человека, результаты референдума признала только Албания.

Таким образом, референдум о независимости в Косово все-таки был, но вот можно ли его использовать как аргумент в серьезных политических спорах – большой вопрос.

19-го февраля Косово отмечает очередную годовщину независимости, которая признана лишь половиной государств мира. Об отделении от Сербии парламент республики объявил 17-го февраля 2008-го года. Споры о правомочности этого решения не утихают по сей день. Алексей Дурнов объясняет, почему вопрос о независимости крошечной республики раскололо мир пополам.

Как все начиналось

Признания независимости Косово яростно и последовательно добивался один из самых влиятельных политиков края Хашим Тачи. В своей время он был полевым командиром и одним из создателей Освободительной армии Косово. Это движение, в первые годы своего существования, считалось организацией террористического толка, так что в 1997-м году суд Приштины заочно приговорил Тачи к 10 годам тюремного заключения.

Ключевая фигура — косовский премьер Хашим Тачи

Но задержать его так и не удалось, а уже к 99-му году многие государства стали считать ОАК освободительным, а вовсе не террористическим движением. Несколько позже Тачи будет задержан властями Венгрии на основе международного ордера на его арест, но под стражей проведет менее суток. А бывший генпрокурор трибунала по бывшей Югославии Карла дель Понте в своих мемуарах обвинит Тачи в похищении людей и торговле человеческими органами. Все это, впрочем, окажется песчинками в огромной пустыне.

Хашим Тачи

В 2000-м году Тачи уже вовсю занимался политикой, а созданная им Демократическая партия Косово становилась все более популярной. Она неоднократно избиралась в парламент Косово, так что в январе 2008-го Тачи стал премьер-министром. Его успеху способствовали громкие заявления о том, что Косово должно получить независимость от Сербии. Своей цели он добьются менее, чем через месяц.

Как Косово получило независимость

17-го февраля парламент Косово в одностороннем порядке принял декларацию о независимости. Считается, что написание ее текста заняло около сорока минут, а подготовка процесса отделения от Сербии продолжалась примерно две недели. Хашим Тачи не скрывал, что ставка сделана на скорую международную поддержку независимости и давал понять, что мнение Белграда по этому вопросу Косово не интересует. Резолюцию поддержали 109 депутатов парламента. При этом противники независимости, в том числе и 10 представителей косовских сербов, вообще не присутствовали на заседании.

Признание независимости Косово создало опасный прецедент

Едва голосование завершилось, как Тачи объявил о том, что отныне Косово является независимым государством. Россия, являющаяся самым горячим противником отделения Косова от Сербии, потребовала немедленного созыва Совбеза ООН. Однако еще до того, как состоялось его заседание, ряд государств объявили, что признают республику самостоятельным субъектом международного права.

В чем закавыка?

Получение независимости через резолюцию собственного парламента шло вразрез с принятой практикой и целым рядом положений ООН. Во всяком случае прежде такого не было. В XXI-м веке государства получали независимость либо на основании результатов референдума (Восточный Тимор, Черногория, Южный Судан), либо через ряд двусторонних соглашений (Кюрасао). При этом референдумы готовились на протяжении многих лет, их подготовке предшествовали сложные переговоры, а условная метрополия соглашалась признать итоги голосования. В случае с Косово речи о референдуме не шло. Признание независимости в одностороннем порядке создавало опасный прецедент. Отделение Косово отрицательно восприняли страны, имеющие схожие с Сербией проблемы. Российские дипломаты тогда, в основном, говорили о том, что, мол, если можно косовским албанцам, то почему нельзя, к примеру, абхазам. Менее чем через полгода этот вопрос встал очень остро.

События февраля 2008-го года

Провозглашение независимости Косово сопровождалось десятками митингов по всей Европе. Акции носили совершенно разный характер. Где-то это было празднование независимости, где-то — яростные протесты против нее. Что одни, что другие митинги с одинаковой частотой заканчивались массовыми беспорядками. Так, стихийные празднования проходил в тех странах, где имелись многочисленные диаспоры косовских албанцев. В первую очередь в Бельгии и Швейцарии. С другой стороны, в ряде балканских государств возникали уличные конфликты между местными сербами и албанцами. Самая напряженная ситуация сложилась в Белграде. Уже 17-го февраля 200 митингующих попытались взять штурмом посольство США.

Митинг 21-го февраля 2008-го года в Белгарде. Одна из крупнейших акций против независимости Косово.

Полиции удалось отогнать их, но дело этим не кончилось. Недовольные перегруппировались и атаковали посольство Словении, а также самый крупный из белградских Макдональдсов. На следующий день косовские сербы подожгли приграничные блокпосты НАТО, а еще чуть позднее в Приштине было захвачено здание Верховного суда. Акции протеста проходили по всему миру, в том числе и в США. Так в Чикаго в митинге приняла участие без малого тысяча человек. География митингов в поддержку Косово была столь же широка. Подобные акции прошли, например, в Австралии, ЮАР и Японии.

Как признавали независимость Косово

Уже к началу марта 2008-го года независимость Косова была признана 21-м государством. В первых рядах находились США, Великобритания, Франция и Германия, но их успели опередить Афганистан и Коста-Рика. Эти страны признали независимость Косово уже через несколько часов после судьбоносной резолюции парламента.

Сейчас независимость Косово признает чуть больше половины государств

Сделали они это почти одновременно, но из-за разницы во времени первым государство, признавшим Косово считается Коста-Рика. Последним же стали Антигуа и Барбуда. Крошечная страна в Карибском море признала независимость Косово в мае 2015-го года. К слову, Сербия на первых порах практиковала немедленный отзыв послов из стран, поддержавших Хашима Тачи.

Зеленым выделены страны, признавшие Косово. Серым — страны, которые этого не сделали

Правда, дипмиссии закрывались далеко не везде. С другой стороны, многие субъекты международного права заняли весьма хитрую нейтральную позицию. Например, Китай несколько раз обещал рассмотреть вопрос о признании Косово, но всякий раз откладывал решение на неопределенный срок. Что же касается тех, кто независимость Косово не признал, то в их числе находятся отнюдь не только Россия, Никарагуа, Науру и Венесуэла. Так, независимость Косово категорические отрицают Израиль и Испания. Пиренейское королевство много раз подчеркивало, что 17 февраля 2008-го года был создан опасный прецедент для баскских и каталонских сепаратистов. Не признал независимости Косово и Ватикан. Отдельно стоит сказать о международных организация. Так, позиция Китая и России не оставляет Косово шансов на то, чтоб стать полноправным членом ООН.

Сборная Косово пока играет товарищеские матчи с Албанией и Монако

Республика просто не сможет получить поддержку всех пяти постоянных членов Совбеза. Не спешат принимать решения и спортивные организации. Косово до сих пор не входит ни в ФИФА, ни в УЕФА. Хотя членами УЕФА, являются, например, Крым и Гибралтар. Суть проблемы в том числе и в организации процесса. Так, если сборная попадет в одну группу, к примеру, с Румынией, то косовские футболисты просто не смогут приехать на гостевую встречу.

Теневой герой

Мартти Ахтисаари получает Нобелевскую премию мира

Важной фигурой в признании независимости Косово считается бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари. Именно ему предписывают авторство плана по отделению республики от Сербии. Более того. Считается, что Ахтисаари лично принял участие в десятках переговоров, в которых убеждал государства Европы, Азии и Африки поддержать начинания Хашима Тачи. В 2008-м Ахтисаари получил Нобелевскую премию мира, что вызвало негодование Белграда и Москвы.