Панорама Мало-Конюшенный мост. Виртуальный тур Мало-Конюшенный мост

Расположение

Мало-Конюшенный мост - входит в уникальную мостовую композицию «Тройно́й мост» в Центральном районе Санкт-Петербурга. Расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки. Ближайшая станция метрополитена (700 м) - «Невский проспект», выход на канал Грибоедова.

Название

Мало-Конюшенный мост Второй мост с конюшенной площади, на которой располагались Главные императорские конюшни. Назван по причине того, что на момент постройки уже существовал Перво-Конюшенный мост.

Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста. Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный - через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный.

Оригинальный проект

В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими - на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики - Мало-Конюшенный и Театральный. Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807-1829 при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.

Строительство моста

Мосты были построены в 1829-1830 под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно. Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными…

Расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки. Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста.

Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный - через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный.

В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительстводворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими - на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики - Мало-Конюшенный и Театральный.

Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807-1829 при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.

Мосты были построены в 1829-1830 под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно.

Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. Длина первого моста - 18 метров, ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина второго моста - 23 метра, при одинаковой ширине (около 15,6 м.)

Расположен мост в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки. Первый деревянный мост здесь был перекинут через Мойку ещё в 1716 году, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста.

Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный - через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный.

В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807 года, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими - на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики - Мало-Конюшенный и Театральный.

Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807-1829 годах при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.

Мосты были построены в 1829-1830 годах под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно.

Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. Длина первого моста - 18 метров, ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина второго моста - 23 метра, при одинаковой ширине (около 15,6 м.)

Мало-Конюшенный мост перекинут через реку Мойку в том месте, где из нее вытекает канал Грибоедова, и входит в уникальную мостовую композицию, называемую «Трехмостье». Это два однопролетных металлических моста: Мало-Конюшенный и , а также Ложный или Пешеходный мост-дамба.

Длина Мало-Конюшенного моста — 42,8 м, ширина — 20 м. Пролетное строение чугунное, собрано из 8 арок по 7 тюбингов в каждой. Фасады украшены рельефными, отлитыми из чугуна орнаментами. Устои - массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом.

Декоративное оформление моста выполнено в стиле позднего классицизма, в декоре преобладают элементы растительного орнамента. Чугунные перила художественного литья увенчаны позолоченными круглыми светильниками-торшерами.

История моста

Три моста, составляющие Трехмостье, сооружены по проекту инженеров В. фон Треттера и Е.А. Адама и были открыты в 1832 году.

Первый деревянный мост в этом месте, чуть выше по течению Мойки, был построен в первой четверти XVIII века. С 1738 года он назывался Красный — в створе моста проходил Красный канал, засыпанный в 1780-х годах. В дальнейшем эта переправа носила название Царицынский мост (по Царицыну лугу, историческое название Марсова поля) и Театральный (по находившемуся рядом «Вольному Российскому театру»). В 1828 году он был разобран.

Проект новых чугунных мостов разрабатывался в 1807-1829 годах. Существовали две концепции. Согласно первой, архитектор В.И. Гесте и инженер Е.А. Адам предложили строить отдельные переправы. А архитекторы А.К. Модюи и В.И. Беретти, инженеры А.А. Бетанкур, П.П. Базен, В.К. Треттер и М.Г. Дестрем выдвинули другую идею — объединить мосты в единую группу. Именно этот проект был принят, и 8 июня 1829 года под руководством инженера Вильгельма фон Треттера и генерал-губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова началось строительство переправы. 8 января 1832 года три моста были приняты в эксплуатацию.

Арочные пролетные строения моста состоят из чугунных коробок, скрепленных между собой болтами - это типовые для того времени сборные конструкции. Устои моста - массивные каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. Все три моста получили одинаковый рисунок чугунных решеток, состоящих из дротиков, на фоне которых чередуются головы медуз.

Первоначально установленные здесь фонари оказались настолько высоки, что фонарщики не раз с них падали. В связи с этим санкт-петербургский генерал-губернатор П.К. Эссен просил Главное управление путей сообщения укоротить их. Это прошение было одобрено, фонари укоротили.

После 1917 года многие декоративные элементы мостов были утрачены или частично повреждены.

Первый капитальный ремонт Мало-Конюшенного и Театрального мостов, впервые более чем за 100 лет эксплуатации, был выполнен в 1936 годах. На мостах заменена изоляция, проезжую часть замостили каменным брусчатым покрытием — клейнпласфером, тротуары заасфальтировали, установили гранитный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части.

В 1952-1953 годах по проекту А.Л. Ротача были восстановлены торшеры, фонари и решётки ограждений.

В 1990-1997 годах Трехмостье ремонтировалось по проекту института «Ленгипроинжпроект». Несущие конструкции переправы были усилены под современные нагрузки, восстановлены все архитектурные детали.

В 1999 году выполнена реконструкция мостового ансамбля, проект разработал инженер Б.Н. Брудно. Все три моста стали пешеходными, дорожное покрытие заменено каменным. В 2002 году в рамках программы «Светлый город» специалистами СПб ГУП «Ленсвет» на каждом мосту было установлено по 8 прожекторов декоративной подсветки.

Последние по времени реставрационные работы на Мало-Конюшенном и Театральном мостах были проведены в июле-декабре 2017 года. Все работы выполнялись с соблюдением требований нормативных документов, предъявляемых к сохранению памятников.

Золочение и окраска металлоконструкций и декоративных элементов мостов, восполнение утрат, восстановление окраски - все работы проведены в соответствии с утвержденной методикой. Процесс золочения проходил под постоянным контролем специалистов КГИОП. Максимально возможное количество элементов было демонтировано для проведения золочения в условиях мастерских. Также непосредственно на объекте были собраны специальные временные сооружения - тепляки, в которых был обеспечен температурно-влажностный режим, соответствующий методикам по нанесению сусального золота.

Весь комплекс работ занял полгода. За это время на каждом мосту были проведены в общей сложности 20 технологически разных ремонтно-реставрационных процессов.

Дополнительная информация

Композиция из трех мостов не имеет аналогов в мире и является объектом культурного наследия федерального значения.

Город Санкт-Петербург, можно смело назвать памятником архитектуры и истории. Каждый дом, каждая улица, переулок или

проспект, парки, площади и величавая Нева , напоминают о создании и истории этого города. Невозможно не восхищаться

Каждый из них представляет собой великолепное произведение архитектуры. Отдельной строкой среди всех

достопримечательностей Санкт- Петербурга можно выделить его величавые мосты , перекинутые знаменитыми мастерами через

Неву, и мостики не менее знаменитые и величественные через каналы и маленькие речки города. Среди них и Большой

Конюшенный мост , перекинутый в центральном районе города через речку Мойка .

В 1753 году через реку Мойку, впервые построили разводную деревянную переправу. Этот мост назывался Греческим, поскольку

рядом с ним располагалась Греческая слобода. В те далекие времена, на верфях Адмиралтейства, работали мастера из Греции,

которые и жили в Греческой слободке. Мост окрашивали под камень, и издали он казался каменным. По проекту Е. А. Адама, В. К.

Треттера и В. И. Гесте, в 1828 году на этом же месте был построен арочный однопролетный чугунный мост на береговых устоях из

камня. Инициатором строительства моста, выступил сам Государь Батюшка Николай Первый. В возведенном сооружении он

хотел видеть максимальную прочность и красоту. Великие мастера долго вели споры между собой по поводу проекта моста, и в

конечном итоге, мост был построен по проекту Адама. И хотя владелец чугунного завода требовал заменить сложные чугунные

конструкции на более простые дуги, мост построили по первоначальному проекту.

Мост получил название Большой Конюшенный, так как рядом с ним к тому времени уже не было греческой слободки, а

находились здание главных конюшен императора - Конюшенный двор, а так же Конюшенная площадь, Большая и Малая улицы с

таким же названием и Конюшенный переулок. Сам мост не большой, но очень красивый. Его длина составляет 28,8 метра, а

ширина - 11, 6 метра. Пышное декорирование фасадов моста художественными великолепными орнаментами на чугунных

листах, необыкновенной красоты торшеры с фонарями, установленные на въездах на мост и решетка перил, с неимоверно

прекрасным рисунком, из плетеных венков и копьевидных шестов с фигурными кронштейнами, придает Большому

Конюшенному мосту солидность и красоту. Именно таким, хотел видеть этот мост сам император. Именно так он выглядит и

сейчас, украшая центр города. Одна из многих достопримечательностей Санкт-Петербурга квартира-музей А. С. Пушкина

расположена совсем рядом с этим мостом.

В 1935 году Большой Конюшенный мост немного отреставрировали и отремонтировали. Чугунный свод укрепили железобетоном

и усилили немного прогнувшиеся опоры моста. Под руководством замечательного архитектора А. Л. Ротача в 1951 году были

отреставрированы поврежденные фонари и решетки перил. Так и по сей день, в своем первоначальном обличии, красуется этот

памятник истории и искусства Большой Конюшенный мост, переброшенный через реку Мойку.

Сегодня Большой Конюшенный мост, прослуживший без переделок и реставраций до 1935 года 117 лет, радует своим

великолепием гостей и жителей Санкт-Петербурга. Он служит для движения автомобилей и пешеходов через знаменитую Мойку.

Он связывает Казанский и 1-й Адмиралтейский остров, а так же переулки Конюшенный и Мошков. Станция метро Гостиный двор

находится в 900 метрах от моста, что гораздо облегчает посещение этих мест приезжими туристами. На мосту почти всегда

находятся люди. Просто пройти через мост, не уделив внимания его пышности и красоте невозможно.