Храм вознесения господня. Церковь вознесения в коломенском

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».


Гектор Берлиоз

Словно сторожевая башня, высоко возносится над рекой Москвой белокаменный столп церкви Вознесения Господня в Коломенском, построенной в подмосковной царской усадьбе. Этот храм — один из шедевров зодчества мирового значения — с 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь — такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.

Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.


Причина возведения Вознесенской церкви до настоящего времени остается спорным вопросом. Самая популярная версия гласит, что храм был воздвигнут по случаю рождения в великокняжеской семье долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Принимая во внимание тот факт, что о начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не обнаружено, историки обращаются к краткому сообщению в летописи, которое гласит: «Того же лета (7040 — 1532 г.) свершена бысть в Коломенском церковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Так же в ней сообщается об освящении церкви 3 сентября 7041 и о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя с детьми, митрополита Даниила и многочисленных гостей. Почти все публикации за период изучения памятника не ставят под сомнение легендарный повод строительства церкви, хотя от рождения Ивана до завершения строительства прошло всего два года. Время закладки остается неизвестным.

Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран: в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.

Вместе с тем другие исследователи полагают, что народные традиции русского деревянного храмового зодчества могли послужить образцом для мастера, создавшего в селе Коломенское Вознесенский храм. Новшеством здесь были не только столпообразная форма церкви и шатровое завершение, но также отсутствие алтарных апсид, относительно небольшое внутреннее пространство — Вознесенская церковь, которая стала домовой летней церковью великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи (оттого ее внутренние размеры относительно малы).

Храм соединялся крытым переходом с дворцом. Кроме того, он имел важное оборонное значение сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.


В XVI веке появилась отдельная колокольня, ставшая звонницей Вознесенского храма. В ее нижнем ярусе освятили престол во имя святого Георгия Победоносца. По легенде, она построена на месте той деревянной Георгиевской церкви, которую воздвиг еще Димитрий Донской. Есть версия, что возведение этой колокольни началось также при Василии III в честь рождения и тезоименитства его второго сына — Юрия (в крещении Георгия), родившегося в октябре 1533 года. Стройная, стремительная, высокая колокольня словно вторила своей архитектурой Вознесенскому храму.

Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.


В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.

Крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Крестьянка оробела и стала молить о разъяснении странного сна. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней величественную женщину, в которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу. Сопоставив два сна, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что ей приснилась. Вместе со священником Вознесенской церкви отцом Николаем Лихачевым, в подклете им удалось обнаружить самую большую, почерневшую от пыли икону. Когда икону омыли, открылся Державный образ Богоматери — есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле — Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она пролежала до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия — в запасники Государственного Исторического музея. 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 634.


Всего 29 фото

Когда произносишь слово "Вознесение" - в душе возникает удивительное ощущение духовного свершения, чуда, проявляется визуальное представление о заключительном этапе земного подвига Иисуса Христа. Соответственно, храмов, посвященных этому новозаветному событию постороено очень много, но именно этот, "за Серпуховскими воротами", вызывает у меня самые теплые, светлые чувства и для меня более всего соответствует звучанию слова "Вознесение". Как мне кажется, именно эта церковь как архитектурный образ, в наиболее полной мере воплотила в своих стремительных и вызвышенных формах смысл и духовное содержание Вознесения Господня.

Я раскажу об этой удивительной церкви и выложу ряд фотографий, снятых в разные годы и в разное время, так, что не удивляйтесь, к примеру, "осени, встретившей лето")


Церковь Вознесения Господня находилась за Серпуховскими воротами Земляного города, на Большой Серпуховской улице - на дороге в город Серпухов, существовавшей с XIV века...
02.

В 1696 году Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом Девяти мучеников Кизических вскоре был выстроен, освящён придел, а главный храм освящён лишь в 1700 году. В 1709 году (по другой версии - в 1708) появился указ о возведении на месте старого храма новой постройки в камне.
03.


Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича по проекту Трезини, Мичурина и Ухтомского (по некоторым версиям в разное время и на завершающем этапе). Но храм был отстроен лишь до половины окон, когда вышел указ Петра I о запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга. Однако есть версия, что строительство остановили из-за казни царевича Алексея.

9 октября 1714 г. был освящён нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. Верхний храм накрыли временной кровлей. Колокольня также оказалась недостроенной. В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 года.
04.

Строительство церкви была завершено уже в стиле зрелого барокко лишь в 1756-62 гг.и храм был освящен.

Центрическая композиция поднятого на высоком подклете крестообразного в плане храма, окружённого открытой галереей, была рассчитана на восприятие главным образом как с площади перед Серпуховскими воротами, так и с двух сходящихся на ней дорог - ныне Большой Серпуховской и Люсиновской улиц. Над двухсветным четвериком его основного объёма поднимается крупный световой восьмерик, завершённый чашеобразной главой на небольшом барабане. В подклете - находится тёплая церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, в верхней холодной церкви размещены престолы Вознесения Господня, Алексия Человека Божия и Девяти Мучеников Кизических.
05.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским. В 1757 году рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка.

06.

В 1830-х - 1840-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 году на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, а над открытой прежде лестницей надстроен переход. В этом же году была пристроена и высокая трехъярусная колокольн в стиле классицизма я. Позже в храме появились новые иконостасы, а над колокольней надстраиваются несколько ярусов в стиле ампир.
07.

В 1845 году в новых приделах нижней трапезной, посвящённых Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами.
08.

В церкви неоднократно переписывалась настенная живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века.
09.

10.

В 1929 году храм был закрыт. В 1930 году разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения.
11.

В 1990 году храм вернули Православной Церкви. Через год было получено разрешение на проведение ремонтных работ в здании. Ценой огромных усилий и материальных затрат памятнику истории вернули его первоначальный вид, обновлены колокольня, ограда, дом причта. Церковь освящена в 1991 году.
12.

Свое место заняла и некогда разрушенная колокольня. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с апреля 1995 года начато строительство храма-крестильни во имя святой равноапостольной княгини Ольги. В настоящее время в храме совершается таинство крещения полным погружением и еженедельно служатся молебны с акафистом равноапостольной княгине Ольге.
13.

14.

Заглянем в нижний теплый храм Иерусалимской иконы Божией Матери.
15.


16.


17.


18.


19.

Это несколько кадров со службы в честь 285-летия русского полководца Александра Васильевича Суворова.
20.

Храм имени Вознесения Господня на улице Большой Серпуховской был возведен 3 века назад, полностью восстановлен после закрытия большевиками, и сейчас является объектом культурного наследия.

История храма

Возведен Храм Вознесения Господня в Москве был 300 лет назад, на земле, которую отдал под деревянную постройку Данилов монастырь, а средства на строительство выделил царевич Алексей Петрович. Освещение верхней церкви произошло в 1700 году. Тогда, церковь находилась за пределами города, что объясняет ее название, а сейчас величественно возвышается в центре Москвы.

Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Интересно! Воздвижение каменного собора началось во времена запрета строительства из камня в Москве, в 1709 году.

Читайте о других святых местах России:

Освящение каменного собора состоялось в 1714 году. Есть версии, что возведение каменной церкви остановилось из-за этого запрета Петра первого, но многие источники указывают на казнь царевича, как на причину заморозки строительства. После того как царевича задушили, полу достроенное здание простояло до 1756 года.

Восстановить возведение церкви удалось на деньги с пожертвований. Довести до конца строительные работы удалось только в 1762 году. В период 30-х годов XIX века в приходе появились новые пристройки: придел преподобного Сергия Радонежского и придел Николая Чудотворца.

В 1840 году появилась колокольня и одноэтажное здание, где находится трапезная.

В 1930-е годы, большевики разорили храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, разрушили колокольню, ограждение и заняли все помещения под государственные нужды.

В 1990 году, приход удалось вернуть в руки русского православия, в те годы настоятелем стал архимандрит Савва, насельник Данилова монастыря. В те годы велся активный ремонт зданий и восстановление церкви, велись реставрации заштукатуренных святых образов, внутренний лик убранства был утерян.

Сегодня, в старинном храме освящены несколько престолов:

  • Вознесения Господня , преподобного Алексия, человека Божия , Кизическим мученикам ;
  • иконы Богоматери Иерусалимской , преподобному Сергию Радонежскому и святителя Николая.

Современное состояние

Храмов в честь завершающего этапа земного подвига Христа построено очень много, но именно это здание, построенное в стиле барокко, вызывает самые теплые чувства у Москвичей и паломников из других городов страны. Дивной красоты колокольня более трехсот лет украшает собой Замоскворечье.

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами имеет величественный внешний вид, все внутреннее убранство: белоснежный иконостас, мозаичные иконы, множество святынь, поражает своей красотой.

Интерьер нижнего храма церкви Вознесения Господня

Сейчас, на территории церкви действуют:

  • более 10 лет открыта воскресная школа для детей от 4х до 14 лет, разделенных на две возрастные группы, сейчас насчитывается более 50 учеников;
  • музыкальная детская школа, где происходит обучение церковным песнопениям , молитвам, песням на тему времен года и т.д.;
  • курсы ИЗО для детей, где дети лепят поделки, делают поздравительные открытки, занимаются рукоделием;
  • курсы православия для взрослых;
  • ведется активная социальная деятельность в больницах;
  • паломничество детей и взрослых с посещением музеев Москвы и других городов;
  • на территории прихода находится действующий приют с домовым храмом;
  • в церкви периодически проводятся театральные встречи.

К сожалению, факт нахождения храма в центре мегаполиса, мешает наслаждаться его внешним видом целиком, так как вокруг всегда ведется строительство.

Святыни

Святыни в православии почитаются церковью, бережно хранятся в соборах и имеют большое значение для верующих и духовенства. В вознесенском храме за Серпуховскими воротами находится большое количество святынь.