Хараре где. Отдых в зимбабве

Славится тем, что, во-первых, его население уже достигло двухмиллионной отметки и продолжает увеличиваться с каждым днем. Вторая особенность этого мегаполиса – динамичный стиль жизни его горожан, и даже название можно перевести, как «тот, кто не спит».

Именно из столицы проложены маршруты в знаменитые природные заповедники Зимбабве, главные достопримечательности страны. Но и в столице можно увидеть немало красот.

Рестораны в столице

Понятно, что мегаполис не может обойтись без заведений общественного питания, кафе и ресторанов. Причем здесь есть совсем простые кафе на каждой улице и элитные рестораны, например, Amanzi, столик в это заведение приходится бронировать за несколько недель вперед.

Город в отношении питания готов предложить туристам либо национальное меню, очень простое, но сытное, вроде кукурузной каши и мяса с овощами. С другой стороны, поклонники европейской кухни могут найти более привычную для них кухню - французскую, итальянскую.

Карта достопримечательностей

Хараре, как и любая другая столица, готова удивлять и радовать своих гостей. Немало старинных зданий и удивительных сооружений можно увидеть в районе улицы, носящей имя Роберта Мугабе, и так называемой Второй улицы. Но не это самое главное, гораздо больше удивляются туристы экзотическим растениям, произрастающим прямо на улицах города.

Удивительные цветущие акации, джакаранды и бугенвиллеи запечатлеваются на фото гостей столицы Зимбабве. Недаром одно из названий его можно перевести как «Город цветущих растений». Продолжить знакомство с зеленым царством столицы можно в Ботаническом саду, где собраны растения из разных районов страны. А в лесном заповеднике Mukuvisi можно встретиться с не менее интересной фауной Зимбабве.

Древнее искусство

Чтобы познакомиться с шедеврами, созданными руками трудолюбивых жителей Зимбабве, современных и уже ушедших в мир иной, нужно отправиться в Национальную галерею Хараре. Кроме постоянной экспозиции, здесь довольно часто презентуют уникальные художественные выставки национальных гениев и молодых авторов.

Еще одна область, интересная для туристов, – спортивный отдых, в частности, в окрестностях города можно найти отличные поля для гольфа, отвечающие мировому уровню.

Обживаясь на покоренных территориях, англичане построили несколько фортов. Первый был назван в честь королевы Великобритании (теперь это Масвинго) , самый северный получил имя доктора Леандра Джеймсона (замбийская Луангва) , а третий нарекли именем британского премьера маркиза Солсбери. В нынешней Замбии вожди сохранили большую самостоятельность и неохотно уступали землю европейцам. Поэтому столицу решили разместить поближе к центру колонии, но там, где белых было бы побольше - Солсбери отвечал всем этим требованиям. В 1897 г. он получил статус города, а два года спустя обзавелся железнодорожной линией. В 1964 г. Замбия обрела независимость и Солсбери оказался задвинут на север Родезии, однако менять что-то было поздно. Мугабе ограничился тем, что в 1982 г. переименовал столицу в честь вождя клана, жившего на месте города до прихода белых.

Достопримечательности Хараре

Центром Хараре считается район, образованный улицами Самора Машел-Авеню (Samora Machel Av., она же Jameson Av.) , Роберт Мугабе-Роуд (Robert Mugabe Rd., она же Manica Rd.) , Джулиус Ньерере Уэй (Julius Nyerere Way, она же Kings Way) и Сэм Нуйома-Стрит (Sam Nujoma St., она же Second St.) : две первые идут с запада на восток, две вторые - с севера на юг. Несмотря на скудость бюджета последних лет, Хараре остается одним из самых привлекательных городов Африки, осмотру которого стоит уделить хотя бы несколько часов. В квартале от автостанции 4th St. Terminal, на углу Роберт Мугабе-Роуд и Сэм Нуйома-Стрит, можно увидеть огромный торгово-офисный «центр Истгейт» (Eas-tgate Shopping Centre) - памятник современной биоархитектуры. Свернув с Мугабе-Роуд на Сэм Нуйома-Стрит, пройдите около 200 м до главной площади Эфрика Юнити-Сквер (Африканского Единства, Africa Unity Sq) . Зеленая площадь с фонтаном в центре существует с 1890 г. и раньше носила имя С. Родса. На северной стороне вы увидите здание зимбабвийского парламента (1895) , а рядом с ним - англиканский собор Св. Марии и Всех Святых (St.Mary and All Saints Cathedral, 1913 г., арх. Г. Бейкер) в романском стиле. Продолжая двигаться по Сэм Нуйома-Стрит мимо колониальных административных зданий, вы вскоре окажетесь у Национальной галереи Зимбабве (National Gallery of Zimbabwe, около 0,5 км, +263-04704666, www.nationalgallery.co.zw; 9.00-17.00, взрослые/дети 1 /0,5 $) . Дворец с мозаикой на фасаде находится на краю запущенного парка Хараре Гарденс (Harare Gardens) и хранит коллекцию южноафриканского искусства, в том числе и современного. В галерее есть хороший сувенирный магазин. Потом можно пройти на пешеходную Фёрст-Стрит (1st St.) - она идет параллельно Сэм Нуйома-Стрит до Роберт Мугабе-Роуд и известна своими ресторанами и магазинами.

Коппье

Kopje, Skipper Hoste

Высокий холм к юго-западу от центра, древнейший район и самая известная видовая площадка города. Проезд по Роберт Мугабе-Роуд.

Национальный ботанический сад

National Botanical Garden, Fifth St.
Открыт в светлое время суток
Вход 5 $

В саду площадью 60 га растет около 800 видов флоры, собранных со всей страны. Расположен в северной части города, на территории находится штаб-квартира Службы национальных парков Зимбабве (Central Reservations Office +263-04706077/8) .

Музей изучения человека

Zimbabwe Museum of Human Sciences, Civic Centre
Ежедневно 9.00-17.00
Взрослые/дети 1/0,5 $

Основан в 1902 г. как Музей королевы Виктории. Находится в западной части Роберт Мугабе-Роуд. Известен богатыми археологическими и этнографическими коллекциями, в том числе инсталляциями традиционных жилищ коренных жителей.

Висячие скалы

Balancing Rocks, Epworth, Chiremba Rd.

Скопление оригинальных скал посреди леса в юго-восточном пригороде Ипуорт (Чиремба) . Находятся в 12 км от города и не менее известны, чем скалы Матобо.

Зоопарк «Wild is life»

DelportRoad
+263-779949821 (смс)
www.wildislife.org
Взрослые/дети старше 12 лет/ младше 12 лет 70/50/25 $

Частный зоопарк и больница для зверей в окрестностях аэропорта к югу от Хараре. Принимают гостей по заявке с 1 5.30 до 18.30, минимум 6 чел. Тесное общение с животными, включая ручных гепардов и антилоп.

Как добраться и передвигаться

Международный аэропорт (Harare International Airport, HRE, +263-04575164, 04575242, 04585009; справка +263-04575-111) находится в 12 км к югу от центра Хараре. Добраться до города можно на такси (25 $) или заказав доставку. Последняя обходится от 30 $ за машину - если набралось 3-4 пассажира, то можно сэкономить. Обращайтесь в Shuttle Direct (+263-04860366,0913295475; vww.shuttledirectzim.com, 40 $) или Defu Travel and Tours (+263-04747027, 04778803, +263-0772211634; www.defutravel.co.zw, 30 $) . Еще один небольшой аэропорт Чарльз Принс (Charles Prince Airport, +263-04302036) находится в 10 км к северу от города по шоссе А1 и обслуживает только чартерные рейсы.

В городе два автовокзала:

  • Road Port Bus Terminal (угол Robert Mugabe Rd. и 5th St., +263-04702828) - находится в центре и обслуживает все рейсы иностранных компаний, прибывающие из ЮАР, Замбии и Ботсваны. Из Йоханнесбурга в Хараре и обратно возят те же, что и в Булавайо - около 16 ч., около 450 р./65 $.
  • Mbare Musika Bus Terminal (Ardbennie Rd.) . Находится в южной части города, далеко от центра. Обслуживает внутренние и немногие международные рейсы. Большинство машин - так называемые «куриные автобусы» (Chicken Bus) , потрепанные и переполненные. Из крупных автобусных компаний эту станцию используют Pioneer Coaches и Kukura Kurerwa.

Машины Blue Arrow (+263-04621055, 04621056) отправляются от офиса этой компании в двух шагах от терминала Road Port. Остановка автобусов CityLink (+263-04772633, +263-0773083478, 0776999000; www.citylink.co.zw) находится у отеля Rainbow Towers.

Железнодорожный вокзал (Harare Railway Station, Kenneth Kaunda Av.) к югу от центра. Пройти можно по Сэм Нуйома-Стрит, но лучше взять такси. В Хараре они стоят около 1 $/1 км, но не менее 4-5 $ за поездку. К числу известных компаний принадлежат Time Up Taxis (+263-0778254914) и Avondale Taxis (+263-04334-371, +263-0773585334, 077328-7691) .

Городской транспорт в Хараре хаотичен и непредсказуем, зато дешев (от 0,5 $) . Главные станции городских автобусов и маршруток находятся в центре:

  • Fourth Street Bus Terminal (угол Robert Mugabe Rd. и 4th St.) - через дорогу от терминала Road Port, можно добраться до Mbare Musika.
  • Copacabana Rank (угол Speke Av. и Chinhoyi St.) - в квартале к западу от мэрии (Town House) .

Хараре - это огромный мегаполис, где бурлящая ночная жизнь и бизнес-центры тесно соседствуют с парками и заповедниками, которые утопают в цветах акаций и бугенвиллей. Сюда приезжают с целью поближе познакомиться с природой Африки, посетить национальные парки, которых в Зимбабве великое множество, и вдоволь насмотреться на экзотических животных. Правительство города старается привлечь как можно больше туристов в город, поэтому сейчас путешественникам комфортно находиться в этом городе: открыты кафе и кофейни известных мировых брендов, большие супермаркеты с самыми необходимыми товарами, а также работают гиды, которые с легкостью организуют любую экскурсию. Гиды познакомят с историей, расскажут легенды и как появился, . Зимбабве - страна с невероятным колоритом, чего стоит одна кухня - странный для нас гарнир в виде кукурузной каши. Проникнуться атмосферой города лучше всего в Cafe espresso, который находится на одной из улиц в центре города. С одной стороны он словно укрывает посетителей от посторонних глаз за густым садом, а с другой -открывается вид на повседневную жизнь города. Местные жители, так отличающиеся от нас, сами и создают этот неповторимый колорит. Для романтического ужина нет лучше места, чем Chisipite. Это даже не ресторан, а реальный старинный особняк с изящными фонтанами, садами, клумбами и бассейнами.

Достопримечательности столицы Зимбабве

Один из самых интересных культурных ценностей - Национальная галерея, где экспонируются разнообразные предметы старины, найденные на раскопках, а также сюда постоянно приезжают различные выставки с работами лучших мастеров из разных областей. Национальный архив - знаковое место для всех горожан, ведь именно здесь хранится все то, что напоминает о богатой истории города. Неофициальная достопримечательность - рынок Мбаре, где можно найти огромное количество диковинных вещичек для своего дома или сувениров для своих водных. В почти трехста километрах от города находится загадочный Большой Зимбабве. Некогда невероятно развитый и цивилизованный город вдруг резко пришел в упадок, что не может объяснить ни один ученый. Город был главным местом по добыче города, и в одночасье жители вдруг покинули свои жилища и переместились в нынешний Хараре. Говоря о достопримечательностях, не стоит обделять вниманием и национальные парки. Помимо естественных зоопарков, тут работает Национальный ботанический сад в почти полсотни гектаров с тропическими растениями.

Этот культурно-исторический центр Зимбабве был назван худшим городом для проживания и самой дорогой столицей в мире. Тем не менее страна, всего лишь 20 лет назад считавшаяся развитой, привлекает огромные туристические потоки, но экономическая ситуация, к сожалению, пока не выправляется.

Ворота в природную сокровищницу

Многочисленных путешественников прежде всего влечет удивительная природа Зимбабве. Столица Хараре, полностью сохранившая экзотичность, - своего рода ворота, открывающие дорогу к природным достопримечательностям страны. Надо отметить еще один факт, являющийся для любящих опасность и риск мужчин решающим, - в этой стране разрешена охота на слонов, буйволов, антилоп. Ну а всех остальных манит захватывающая дух первозданная природа.

Динамичный мегаполис

Столица Зимбабве Хараре, получившая название от имени великого вождя, основана в 1890 году европейцами. Самый крупный административный центр, утопающий в яркой зелени, предлагает иностранцам массу возможностей сделать свой отдых запоминающимся и ярким. Название Хараре переводится как «тот, кто никогда не спит», и это действительно динамичный город, полный кипучей энергии. Стиль жизни соответствует тем шумным мегаполисам, из которых и приезжают на отдых туристы.

Утопающий в зелени город

Сравнительно молодая столица не располагает старинными архитектурными памятниками, но ни один путник не останется недовольным от дальней поездки в Зимбабве. Столица с почти двухмиллионным населением удивительным образом сочетает современные небоскребы и зеленую растительность, пробивающуюся сквозь бетон.

Город погружен в вечнозеленые экзотические деревья и цветы, словно в океан. Тех, кто устанет от городского шума, ждут тихие старые улочки колоритного внешнего вида: над тротуарами словно нависают веранды, поддерживаемые древними колоннами из прошлых веков. Многие здания в старой части столицы охраняются как памятники истории.

Национальная галерея

Кроме удивительных природных ландшафтов, которыми славится Зимбабве, столица Хараре не обделена культурными памятниками. В национальной галерее собраны огромные коллекции, посвященные искусству народов Африки. Самобытная живопись и скульптуры расскажут о становлении страны, освобождении ее из-под колониального гнета и получении независимости.

Сады Хараре

Излюбленным туристическим местом давно стал крупный парк Зимбабве. Столица приглашает гостей города окунуться в красочную атмосферу, которую так обожают все городские влюбленные, и ни одна свадебная церемония не проходит без ярких фотографий, сделанных на фоне миниатюрных моделей и густых тропических лесов. Здесь играет чарующая живая музыка, а днем очень многолюдно и весело. А вот в ночное время года всех иностранцев предупреждают о возможности нападения с целью грабежа.

Местный рынок

Мбаре Мусика - известный африканский базар, которым славится столица Зимбабве. Город Хараре предлагает всем туристам принять участие в национальных фестивалях и концертах, проходящих на территории огромного рынка, поражающего свои колоритом. А большое количество сувенирных лавочек с изделиями ручной работы удовлетворит самый изысканный вкус. Коренное население продает все, начиная от приправ, экзотических фруктов и заканчивая традиционными музыкальными инструментами, своими поделками из глины и дерева.

Жаль, что из-за огромной безработицы, высокого уровня инфляции находится сейчас в экономической разрухе Зимбабве. Столица, как неоднократно замечали путешественники, несмотря ни на что, очень жизнерадостна, в отличие от других городов африканской страны. Как уже было сказано, современный город надеется выправить ситуацию за счет введения новых зрелищных туристических маршрутов.

Зимбабве или Республика Зимбабве (до 1980 Южная Родезия) — государство, расположенное в южной части Африканского континента, между водопадом Виктория, реками Замбези и Лимпопо. Граничит с ЮАР на юге (длина границы - 225 км), Ботсваной на западе (813 км), Замбией на севере (797 км) и Мозамбиком (1231 км) на востоке. Площадь страны - Занимает площадь 390 580 км². Столица - Хараре.

Бо́льшая часть территории Зимбабве расположена на высоте 1000-1500 м в пределах обширных докембрийских цокольных плато Машона и Матабеле, которые ступенчато понижаются к высоким пластовым песчаным равнинам среднего течения реки Замбези (на севере) и междуречья Лимпопо и Саби (на юге). Высшая точка страны - гора Иньянгани (2592 м) в горах Иньянга на востоке Зимбабве.

Густая речная сеть принадлежит бассейну Индийского океана, за исключением небольшой области внутреннего стока на западе. Река Замбези, протекающая по северо-западной границе страны, собирает притоки с половины территории Зимбабве (Гвай, Сенгва, Саньяти, Хуньяни…). В Лимпопо, текущей по южной границе, впадают реки Шаше, Умзингвани, Бубье, Мвенези. На юго-востоке река Саве принимает притоки Рунде и Саби. На западе река Ната с притоками высыхает по пути к Калахари. Реки Зимбабве немноговодные, пересыхающие в сухой сезон, с многочисленными порогами и водопадами, самый знаменитый из которых Виктория на реке Замбези. На многих реках построены водохранилища, крупнейшее из которых Кариба. Судоходны только отдельные участки Замбези и Лимпопо.

Из-за катастрофических темпов сведе́ния лесов, древесная растительность занимает ныне менее половины территории страны. Реликтовые влажные вечнозелёные леса сохранились только на склонах гор Иньянга на востоке страны. На западе произрастают сухие листопадные тиковые леса. На плато Машона распространены сухие редкостойные леса миомбо и мопане. Древесными и кустарниковыми саваннами занято плато Матабеле.

Из крупных животных в Зимбабве до сих пор многочисленны слоны, антилопы, зебры, жирафы, львы, крокодилы. Малочисленны носороги, гепарды, ориксы, питоны. 10 % территории страны занимают заповедники и национальные парки.

Климат в Зимбабве

Климат в Зимбабве меняется от субэкваториального на севере до тропического на юге. В году выделяют три сезона: тёплое влажное лето (с ноября по март, +21..+27˚С), прохладная сухая зима (апрель-июнь, +13..+17˚С, в горах бывают заморозки) и жаркая сухая весна (август-октябрь, +30..+40˚С). Осадков от 400 мм в год на южной равнине до 2000 мм в горах на востоке.

Июнь и июль являются самыми холодными месяцами в году. В это время для основной территории страны характерны лёгкие заморозки. Сильные морозы (-5°C и ниже) являются редкостью. Начиная с середины августа, температура начинает повышаться и своего пика достигает в октябре - поэтому сентябрь и октябрь являются наименее приятными месяцами.

Относительная влажность воздуха в октябре и сентябре не превышает 35-40 %. Начиная с ноября, дневная температура понижается - из-за нарастающей облачности, знаменующей начало сезона дождей, а влажность повышается.

Последние изменения: 16.05.2013

Население

На июль 2010 года численность населения Зимбабве оценивалась в 11,7 млн. человек, однако эта оценка может быть не точной из-за высокого уровня заражённости вирусом иммунодефицита (ВИЧ) - по оценке ООН 2007 года - 15,3 % взрослого населения (6-е место в мире по уровню заражённости).

Средняя продолжительность жизни - 48 лет у мужчин, 47 лет у женщин.

Городское население - 37 % (в 2008).

Этно-расовый состав:

Африканцы - 98 % (шона - 82 %, ндебеле - 14 %, другие - 2 %);

Мулаты и азиаты - 1 %;

Белые - менее 1 %.

Религия

Синкретические культы (христианско-африканские) - около 50 %;

Христианство - около 25 %;

Африканские традиционные религии - 24 %;

Ислам и другие - 1 %.

Язык

Официальный язык - английский. Из местных языков наиболее распространены языки народов шона, ндебеле, каланга и тонга.

Последние изменения: 16.05.2013

О деньгах

Валюта страны - доллар Зимбабве (ZWD) из-за гиперинфляции уже не используется в расчетах. Купюры, самая большая из которых имеет номинал 100 триллионов ZWD, продаются как сувениры.

12 апреля 2009 года стало известно о запрете оборота доллара Зимбабве. Вместо него жители страны могут использовать доллары США, евро, а также валюты соседних государств, имеющих более стабильную экономику. Банкноты формально оставались законным средством платежа до 30 июня 2009 года.

В настоящее время доллар США является фактической валютой Зимбабве, хотя Южноафриканский рэнд и Евро также широко распространены.

Использование кредитных карт весьма ограничено, банкоматов мало, потому рекомендуется брать с собой наличные деньги.

Последние изменения: 16.05.2013

Связь и коммуникации

Телефонный код: 263

Интернет-домен: .zw

Как позвонить

Чтобы позвонить из России в Зимбабве, нужно набрать: 8 - гудок - 10 - 263 - код города - номер абонента.

Чтобы позвонить из Зимбабве в Россию, нужно набрать: 00 - 7 - код города - номер абонента.

Последние изменения: 16.05.2013

Где остановиться

В городах есть традиционные отели. В национальных парках Зимбабве, туристы проживают в «лоджах» и «кэмпах».

Лоджи — это, как правило, одно главное одно- или двухэтажное здание на 60-100 номеров плюс несколько небольших зданий или отдельно стоящих домиков. В общем, что-то наподобие всем известных holiday village в Турции, но в «африканском» варианте.

Кэмпы - своеобразные полевые палаточные лагеря, только размеры и интерьеры палаток скорее напоминают номера в отелях. Лагерь обычно состоит из двенадцати-пятнадцати палаток.

Последние изменения: 16.05.2013

История Зимбабве

Первоначально территорию Зимбабве населяли народы, говорившие на койсанских языках, близкие по культуре современным их носителям.

Примерно с IX века н. э. существуют свидетельства заселения нынешнего Зимбабве достаточно развитой культурой, которую принято считать принадлежащей народу гокомере, предкам нынешних шона. Они основали империю Мунхумутапа, столицей которой был город, развалины которого ныне известны как Большой Зимбабве.

К середине XV века, когда на побережье Индийского океана появились португальцы, это государство охватывало почти всю территорию Зимбабве и часть Мозамбика. После столкновений с португальцами империя развалилась, хотя её обломки в виде государств племени каранга сохранялись до начала XX века. К XVII веку часть племен шона вновь объединилась в империю Розви, которой удалось вытеснить португальцев с зимбабвийского плато.

Империя Розви прекратила свое существование в середине XIX века, когда в результате экспансии зулусов под руководством Шаки на территорию нынешнего юго-западного Зимбабве переселились племена ндебеле под правлением короля Мзиликази. В то же время на территории Зимбабве были открыты залежи золота, и эти земли попали в зону интересов Британской империи.

Родезия

В 1888 году Сесиль Родс при посредничестве Джона Моффета заключил договор с Лобенгулой, наследником Мзиликази, который позволил британцам вмешиваться в экономику Матабелеленда (юго-западного Зимбабве, населённого народом ндебеле). В 1899 году усилиями того же Родса Британская Южноафриканская компания получила право освоения обширных территорий, включающих нынешние Зимбабве и Замбию, с тех пор известных как соответственно Южная и Северная Родезия. В 1895 году войска компании вошли в Машоналенд (центр и север Зимбабве), что положило начало колонизации этих земель.

В 1896-1897 годах черное население (в первую очередь шона и ндебеле) восстало против британского владычества, но этот мятеж, известный как (Первая) Чимуренга потерпело полный крах, в первую очередь из-за катастрофического технологического разрыва. Уже с XX века начинается заселение Южной Родезии белыми поселенцами.

В 1922 году Британская Южноафриканская компания перестала управлять Южной Родезией. В результате референдума, проведенного главным образом среди белых поселенцев, она не вошла в Южно-Африканский Союз, а стала самоуправляемой колонией в рамках Британской империи.

После окончания Второй мировой войны и начала разрушения колониальной системы многие получившие независимость страны Африки выбрали социалистический путь развития, в то время как в Южной Африке (ЮАР, Анголе, Мозамбике) власть перешла исключительно к белому меньшинству. Чтобы избежать обеих этих крайностей, в 1953 году была организована Федерация Родезии и Ньясаленда (включавшая Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд, то есть нынешний Малави) со статусом федеральной территории (уже не колонии, но ещё не доминиона). Однако через десять лет, в 1963 году Федерация развалилась, когда независимость получили Замбия и Малави.

Белое правительство Южной Родезии также требовало независимости, однако Лондон отказывался её дать, прежде чем власть в стране будет полностью отдана чёрному большинству. В ответ 11 ноября 1965 года премьер-министр Южной Родезии Ян Смит провозгласил независимость, которая не была признана Великобританией. Содружество наций наложило на Южную Родезию экономические санкции, но те были не слишком эффективны. 16 декабря 1966 года, Резолюцией №232 Совета Безопасности ООН, на правительство Яна Смита были наложены санкции ООН в соответствии со статьей 41 Устава ООН. В соответствии с этой резолюцией государством запрещалось импортировать из Южной Родезии ряд товаров (мясо, чугун, асбест, хром, сахар, табак, медь, железную руду и др.).

В 1970 году Смит провозгласил Родезию республикой, что также не получило международного признания.

Правительство Смита проводило в Родезии политику сегрегации, которые часто сравнивают с апартеидом, хотя, строго говоря, это не совсем верно. Так, вместо «расового» ценза в Южной Родезии часто использовался ценз имущественный, всё равно дающий почти всю власть белому меньшинству.

Вооружённую партизанскую борьбу против родезийского правительства вели Африканская национально-освободительная армия Зимбабве (ЗАНЛА) под руководством Роберта Мугабе и Народно-революционная армия Зимбабве (ЗИПРА) во главе с Джошуа Нкомо, лидером Союза африканского народа Зимбабве (ЗАПУ), имевшие базы в соседних с Южной Родезией странах (например, Ботсване и Замбии) и пользовавшихся поддержкой СССР и КНР. После прихода к власти в Мозамбике социалистов из ФРЕЛИМО в 1975 году эта страна стала основной базой для вылазок ЗАНЛА и ЗИПРА; именно с этого года восстание получило название Второй Чимуренги.

Несмотря на многочисленные успехи родезийского спецназа, Смит, чтобы избежать полномасштабной гражданской войны, с 1978 года начал переговоры с умеренными чёрными лидерами, такими как Абель Музорева из Объёдиненного африканского национального конгресса или Ндабанинги Ситоле из ЗАНУ-Ндонга. Страна получила название Зимбабве-Родезия, а в результате выборов в парламенте впервые образовалось чёрное большинство, хотя судейский корпус или, к примеру, армия, по-прежнему были в основном белыми. Премьер-министром стал Абель Музорева, которого поддержали и Смит, и правительство ЮАР, однако он не получил полного доверия избирателей в Зимбабве.

В соответствии с решениями Ланкастерхаузской конференции 12 декабря 1979 года власть в Родезии-Зимбабве была временно передана британскому губернатору лорду Артуру Кристоферу Джону Соумсу и произошло разоружение партизанских группировок. На всеобщих выборах 1980 года убедительную победу одержало радикальное крыло ЗАНУ - Африканского национального союза Зимбабве под руководством Роберта Мугабе.

Период правления Мугабе

В 1982 году Нкомо был изгнан из правительства (из-за обнаруженного у него склада оружия), что вызвало недовольство среди его соплеменников-ндебеле, вылившееся в массовые беспорядки. Правительство направило состоящую в основном из шона Пятую бригаду в Матабелеленд для борьбы с ними, в ходе которой было совершено множество преступлений: погибло до 20 000 человек. Лишь в 1987 году переговоры между ЗАНУ и ЗАПУ возобновились, и в 1988-м они объединились в партию под названием ЗАНУ-ПФ.

После засухи 1992 года и последовавшего голода было введено чрезвычайное положение; программа восстановления, разработанная МВФ, привела лишь к ещё большему недовольству. Поток беженцев из страны усилился, особенно на фоне продолжающегося преследования ндебеле и прихода к власти в ЮАР АНК. В результате правительство приняло решение ускорить земельную реформу.

До 70 % пригодной для обработки земли в стране находилось в руках белого меньшинства (1 % населения), приобретшего её в основном уже после провозглашения независимости. Великобритания выделяла миллионы фунтов стерлингов на добровольный выкуп этих земель правительством Зимбабве, однако передача их чёрным шла очень медленно. В результате в 1999 году началось насильственное выселение белых фермеров с передачей их земель чёрным (в основном политическим сторонникам Мугабе), вызвавшее резкую критику со стороны международного сообщества и в первую очередь в Великобритании, ввёдшей против Зимбабве экономические санкции. В 2002 году Содружество наций приостановило членство Зимбабве из-за нарушений прав человека и фальсификации выборов; в 2003 году Мугабе сам объявил о выходе Зимбабве из Содружества.

После выборов 2005 года, в ходе которых расколотая оппозиция не смогла ничего противопоставить ЗАНУ-ПФ, Мугабе объявил о начале операции «Мурамбатсвина» (шона «Выгоним мусор»), якобы нацеленной на очищение страны от трущоб. Критики указывают, что страдают от неё в основном беднейшие слои населения, особенно ндебеле.

Перераспределение земли привело к резкому спаду продуктивности в сельском хозяйстве и катастрофическому росту цен и безработицы (до 80 % взрослого населения). В 2007 году инфляция составляла более 4 500 % в месяц (к концу года превысила 100 000 %), а сама страна, ранее бывшая экспортером сельскохозяйственной продукции, вынуждена зависеть от гуманитарной помощи.

По итогам июля 2008 г. инфляция в Зимбабве превысила, по сообщению Би-Би-Си, 321 000 000 % годовых. 21 июля 2008 года правительство выпустило банкноту в 100 миллиардов зимбабвийских долларов. При этом на эти деньги, примерно равные одному доллару США, можно было приобрести лишь четыре апельсина.

В начале 2009 года инфляция в Зимбабве превысила 230 млн. процентов в год. Власти Зимбабве выпустили в обращение банкноту номиналом в 100 триллионов зимбабвийских долларов.

Последние изменения: 16.05.2013

Когда лучше ехать в Зимбабве

Лучшее время для посещения Зимбабве с целью наблюдения за животными - период с июля по октябрь, особенно парка Хванге, самого крупного заповедника страны.

Водопад Виктория рекомендуется к посещению в период дождей (апрель-май), в это время года он самый полноводный. Чтобы увидеть причудливые скалистые образования и ущелья следует ехать на водопад, когда уровень воды будет низким, т.е. в конце сухого сезона (октябрь-декабрь).

Оптимальное время для занятия рафтингом на Замбези - в период с августа по декабрь, когда уровень воды не очень высокий.

Последние изменения: 16.05.2013

Полезная информация

Вода из-под крана в Зимбабве не пригодна для питья, поэтому настоятельно рекомендуем использовать для питья только бутилированную воду.

При совершении покупок можно торговаться, но учитывая ужасную экономическую ситуацию в стране (95% населения живут за чертой бедности), не стоит этим злоупотреблять.

Последние изменения: 16.05.2013

Экономическая катастрофа

Проведённая правительством Мугабе земельная реформа, подкреплённая «борьбой с расизмом» (принудительное, сопровождавшееся погромами, изъятие земель у белых и передача этих угодий чёрным), привела к разрухе в сельскохозяйственном секторе экономики - страна превратилась из экспортёра сельхозпродукции в импортёра продовольствия.

В 2000-2009 годах экономика Зимбабве переживает непрерывный спад. Безработица превышает 94 %, постоянно ощущается нехватка товаров первой необходимости.

Среднегодовой доход на душу населения: 340 долларов (данные Всемирного банка, 2007).

Обвал денежного обращения

Из-за постоянной нехватки наличности в стране Центральный банк Зимбабве выпустил 1 августа 2007 года в обращение банкноту достоинством 200 тыс. зимбабвийских долларов. Но уже к концу 2007 правительство вынуждено было выпустить в обращение банкноты достоинством в 250, 500 и 750 тыс. зимбабвийских долларов (200 тысячные банкноты изъяты). Инфляция в Зимбабве в декабре 2007 года составила 66 212 % в годовом исчислении и 240 % - в месячном, а по итогам 2007 года - 100 тыс. %. Инфляция продолжала расти, так, в январе 2008 года она составила свыше 100 тыс. % в годовом исчислении.

В первой половине 2008 правительство Зимбабве ввело в обращение банкноту достоинством в 50 миллионов долларов. На момент введения 50 млн. долларов Зимбабве стоили около 1 доллара США. 19 июля 2008 г. в стране объявлено о выпуске купюры с номиналом в 100 миллиардов зимбабвийских долларов. 4 декабря 2008 Вслед за появлением в Зимбабве купюры в 100 млрд. зимбабвийских долларов (921 доллар США) правительство этой страны объявило о вводе новой купюры достоинством 200 млрд. долларов. У новых купюр теперь есть срок годности, после его истечения эти деньги становятся недействительными. Теперь с купюрами этого достоинства многие жители сразу смогут снять со своих счетов заработную плату.

В январе 2009 инфляция составила 231 миллион процентов в год.

В апреле 2009 правительство Зимбабве приняло решение приостановить функционирование зимбабвийского доллара на один год, поскольку его стоимость ничем не обеспечена, и он фактически исчез из оборота.

Деноминации

1 августа 2006 года, первая деноминация в Зимбабве в связи с начавшейся гиперинфляцией. Старые доллары обменёны на новые по курсу 1000:1.

30 июля 2008 года, глава Центробанка Зимбабве Гидеон Гоно объявил, что 1 августа 2008 г. доллар Зимбабве будет деноминирован в 10 000 000 000 раз. Таким образом, 1 новый ZWD равняется 10 миллиардам старых. Кроме того, разрешено хождение долларов США и Евро. Это связано ещё и с тем, что изготовление одной купюры обходится больше номинала самой купюры, а также с тем, что в стране ощущается недостаток бумаги.

2 февраля 2009 года, Центробанк Зимбабве провел очередную деноминацию убрав с банкнот по 12 нулей, таким образом, 1 триллион ZWD превратился в 1, курс которого составил 0,25 долларов США (на 2 февраля).

В 2008 году потребительские цены выросли на 6,5 новемдециллионов процентов (новемдециллион = 1060). Официальной статистики в Зимбабве не существует, но эксперты утверждают, что цены в стране удваиваются каждые 24,7 часа.

16 января 2009 года в свет вышла купюра достоинством в 100 000 000 000 000 (100 триллионов) зимбабвейских долларов.

Последние изменения: 16.05.2013

Как добраться в Зимбабве

Прямого авиасообщения между Россией и Зимбабве нет. Из России в Зимбабве можно добраться в среднем с 1-2 пересадками.

Полеты с 1 пересадкой возможны следующим образом:

Из России до Лондона на British Airways , далее пересадка на British Airways до Хараре.

Из России до Лондона любой авиакомпанией, далее пересадка на Air Zimbabwe .

Полеты с одной пересадкой достаточно дороги.

Полеты с 2 пересадками возможны следующим образом:

Авиакомпаниями стран Персидского залива (Emirates , Qatar Airways) через Доху или Дубай и Йоханнесбург (ЮАР);

Авиакомпанией EgyptAir через Каир и Йоханнесбург.

Также аэропорты Зимбабве, принимающие международные рейсы расположены в Булавайо и Водопад Виктория. В них можно прилететь из ЮАР.

Из ЮАР до Зимбабве можно долететь с авиакомпанией South African Airways .
Внимание! Летать авиакомпанией Air Zimbabwe не рекомендуется, так как ситуация с безопасностью полетов здесь не однозначна.

В связи с международным бойкотом против политики правительства Роберта Мугабе, количество международных рейсов в Зимбабве существенно сократилось за последние несколько лет.

На пароме

Зимбабве не имеет выхода к морю, однако имеется приграничное паромное сообщение по реке Замбези в Замбию. С учетом того, что гораздо проще воспользоваться автобусами, маловероятно, что переправа через Замбези заинтересует туриста.

Поездом

Железнодорожное сообщение имелось до недавнего времени с тремя соседними государствами - ЮАР, Ботсваной и Мозамбиком.

В первом случае пассажирские поезда отправлялись дважды в неделю из Йоханнесбурга в Хараре и раз в неделю из Йоханнесбурга в Булавайо.

Поезда в Мозамбик отправлялись через день из Хараре и через 12-15 часов прибывали в мозамбикский портовый город Бейра.

К сожалению, в настоящее время все международное сообщение прекращено как следствие международного бойкота и развала железнодорожной сети страны в целом.

На автобусе

Автобусы следуют из Хараре во все соседние страны. Особенно частое сообщение имеется с Йоханнесбургом (ЮАР), куда отправляется до 10 автобусов в день. Рейсы в ЮАР выполняются компаниями Greyhound (greyhound.co.z a) и Translux (translux.co.za ) . Кроме того, ежедневно курсирует автобус Водопад Виктория - Виндхук (Намибия), чьи цены и расписание можно посмотреть на сайте компании InterCape (intercape.co.za ) .

На автомобиле

Имеются наземные пограничные переходы со всеми соседними странами: Ботсваной, Замбией, Мозамбиком и ЮАР. Ниже - основные международные пограничные переходы, открытые для автотранспорта:

С ЮАР: весь грузовой и пассажирский транспорт, включая поезда, идет через переход Beit Bridge-Messina (Бейтбридж - Мессина), мост через реку Лимпопо.

С Замбией: два основных перехода - Victoria Falls (Виктория-Фолс) у водопада Виктория и Chirundu (Чирунду) на главной трассе Лусака - Хараре.

С Мозамбиком: наиболее крупный и известный переход Mutare-Manica (Мутаре - Маниша), Nyamapanda crossing (Нуамапанда) - основной транзитный путь из Зимбабве в Малави через Мозамбик.

С Ботсваной: Kazangulu (Казангулу) в районе водопада Виктория, Pandeatenga (Пандематенга) в 100 км южнее Виктория-Фолс и переход Plumtree (Пламтри) на главной автотрассе Габороне – Булавайо - Хараре.

Последние изменения: 19.03.2017