Ростральные колонны - символ морских побед. Ростральные колонны - символ морского могущества россии Ростральные колонны и памятник четырем рекам

Достопримечательности городов столичного типа, таких как Санкт-Петербург, знают во всем мире – это их визитные карточки. Невозможно представить город Петра без Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Адмиралтейства или Исаакиевского и Казанского соборов.

Жемчужиной же среди красот Питера является Стрелка Васильевского острова с монументальными ростральными колоннами.

История ростральных колонн

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.


Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.

Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.


Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.


Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами.

Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.

Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.


В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.


А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны – «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений идет с древнеримских времен. Во все времена они являлись символом морской славы.

Уже много лет Питерские Ростры являются и симвлолм города.

Первое подобное сооружение было установлено на форуме в древнем Риме, в честь победы над флотом Карфагена в сражении при Милах (Первая Пуническая война, 260 до н. э.).

Название Ростральные произошло от латинского rostra, что было множественным числом от rostrum - нос корабля.

Ростральные колонны находятся в самой видовой точке Санкт-Петербурга – на Стрелке Васильевского острова.

Напротив – Петропавловская крепость, правее, через Неву и Дворцовый мост – Эрмитаж.

Позади – здания Биржи и Кунсткамеры.

Они установлены одновременно со строительством здания Биржи в 1805-1810 годах.

Колонны украшены выполненными из меди рострами, то есть, носами трофейных кораблей, якорями и наядами.

У подножия расположены по две статуи, высеченные из пудостского камня. Фигуры символизируют реки.

Южную ростральную колонну украшает женская статуя, изображающая Неву, и мужская – Волхов. Символ реки, кувшин с льющейся из него водой, держит мужская статуя.

У подножья северной ростральной колонны также стоят две статуи: Волга и Днепр, и снова символический кувшин держит мужчина.

Все статуи, за исключением Днепра, выполненного антверпенским мастером Камберленом, остальные три создал француз Тибо.

Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале 19 века литейные технологии еще были слабыми и не нашлось мастера, взявшегося бы за такую сложную работу.

Первоначальное предназначение Ростральных колонн - маяки.

В темное время, они помогали найти дорогу кораблям, входящим в Петербургский морской порт.

На вершине каждой помещались чаши на металлических треногах. Поднимаясь по винтовым лестницам внутри колонны, смотритель заливал в них масло, или смолу, и, с наступлением сумерек, поджигал.

Газ подвели только в 1957 году. Сейчас здесь иногда зажигают огонь, но происходит это только по большим праздникам.

Ростральные колонны реставрировали трижды за время их существования. Первый раз это произошло в 1926-1928 годах. Затем, сразу после войны, в 1947-1949 годах, когда бомбежками была разрушена или повреждена большая часть города.

Последний раз их отреставрировали совсем недавно - в 1998-1999 годах.

Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.

У ног скульптур принято делать фотографии, рядом можно посидеть в открытом летнем кафе. Ну, а если не повезло, и Вы приехали в Питер в плохую погоду, добежать до них можно и под дождем. в крайнем случае - увидеть из окна туристического автобуса.

Особо привлекательно это место в дни белых ночей и Алых парусов. Сотни выпускников приезжают на Васильевский остров на автобусах, чтобы выпустить на Стрелке в небо тысячи и тысячи разноцветных шаров.

Если вы решили заглянуть на пару дней в Петербург, насладиться его красотой и вдохновиться архитектурой XVIII-XIX веков, нагулявшись по Невскому проспекту и осмотрев Эрмитаж, обязательно посетите стрелку Васильевского острова, чтобы своими глазами увидеть одну из визитных карточек города на Неве – Ростральные колонны.

Эти монументальные сооружения-близнецы прописались в Петербурге больше 200 лет назад: они появились в Северной столице в 1810 году благодаря проекту архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Кстати, в это же время по соседству было построено здание Биржи.

Символ морских побед России

В тогдашней столице Российской империи триумфальные колонны высотой 32 метра были воздвигнуты как символ морских побед великой державы. Идея дизайна сооружений пришла из Древнего Рима, где было принято устанавливать триумфальные колонны и украшать их рострами (иными словами, носами кораблей противника). Некогда забытая римская традиция вновь вошла в моду в период классицизма. Ростральные колонны – один из символов силы, власти, могущества и мощи Российской империи, отражающие триумф русского оружия в морских сражениях.

Ростральные колонны – не простое украшение

В начале своей карьеры (до 1885 года) колонны «работали» маяками и лишь потом превратились в памятник для туристов. Одна колонна показывала кораблям и судам путь в Большую Неву, вторая направляла в Малую. Сигнальные огни зажигали на колоннах ночью или в туман. Специальные люди поднимались по внутренним винтовым лестницам на самый верх, где на площадке с треножниками находились специальные чаши-светильники с конопляным маслом. В девятнадцатом веке на смену маслу пришло электричество, а в середине двадцатого века в качестве подарка к 250-летию города, огни стали зажигать благодаря газу. В наши дни ярко-оранжевые факелы на колоннах появляются только по особым, торжественным случаям.

Внешний вид Ростральных колон

Сооружения украшают четыре пары ростр. По римской традиции на них можно увидеть изображения якорей, фигуры речных божеств и обитателей пучины морской, таких, как рыбы и крокодилы. Тридцати двух метровые сооружения возвышаются на постаментах из гранита, а их подножие венчают четыре величественные фигуры – статуи морских богов и богинь, высеченные из пудостьского камня. Первоначально архитектор планировал сделать фигуры из чугуна, но исполнителей для такой трудоемкой работы не нашлось. По преданию скульптуры символизируют четыре великих русских реки: Неву (прижимает к себе рог изобилия), Волхов (опирается рукой на корабельный руль), Волгу и Днепр. Однако, у двух фигур сосуды с льющейся водой, указывающие на принадлежность скульптур к рекам, отсутствуют. Поэтому споры о том, что на самом деле символизируют статуи – продолжается.

Это не единственные скульптурные изображения небожителей и сказочных существ. Носы кораблей украшают миниатюрные скульптуры русалок с крыльями, головы водяных, со свисающими вниз усами и волосами, и, конечно же, фигуры дочерей Зевса. Когда смотришь на памятник снизу вверх, кажется, будто Наяды с распущенными волосами и перепончатыми крыльями, движутся навстречу волнам Невы.

Из чего сделаны скульптуры на ростральных колоннах?

Материалом для создания скульптур послужил пудожский (он же пудостьский) камень, добываемый в местечке Пудость Гатчинского района. Известняковый туф отличается пористостью и морозостойкостью, его нетрудно обрабатывать. Это камень-хамелеон, в зависимости от освещения и погоды он может изменить цвет с темно-серого до желтовато-серых оттенков. Благодаря пористой структуре, напоминающей «пемзу», камень придает зданию или изваянию благородный вид «под старину».

Интересные факты:

- «Рострум» переводится с латинского, как «клюв». Такими стальными «клювами» корабли противников когда-то таранили друг друга. В Древнем Риме моряки обивали носы кораблей железом и использовали их, как дополнительное преимущество в сражении.

Первая Ростральная колонна была воздвигнута в Риме в период Латинской войны (340 до нашей эры). Ее соорудили как символ морской победы римлян над жителями Карфагена.

В России таких триумфальных памятников несколько, помимо Петербурга, ростральные колонны установлены на въезде в еще один морской город-порт – Владивосток.

Историки до сих пор спорят, действительно ли колонны являлись маяками. Ведь высокие светильники обычно ставили на берегу крупного водоема, например, моря. Они крайне редко появлялись у реки, к тому же в центре крупного города. Согласно одной из версий, сооружения с самого начала служили лишь символом побед и зажигались по праздникам, а не работали в качестве маяков.

Облицовка и скульптуры колонн существенно пострадали в период Великой Отечественной войны. Во многих местах сооружение повредили осколки от снарядов и бомб. После войны, пришедшие в негодность детали, заменили дубликатами из полированных листов меди. Среди них были и площадки, на которых установлены чаши-светильники.

Помимо Тома де Томона над масштабным проектом колонн трудились и другие мастера XIX века. Среди них – выходец из бедной крестьянской семьи, знаменитый каменотес С. К. Суханов, и иностранные скульпторы Ж. Камберлен и Ж. Тибо.

Стоит отметить, что проектирование и строительство объекта постоянно контролировалось со стороны Совета при Академии художеств. Все детали - от художественного облика до практического значения обсуждались под контролем великого зодчего Академии А.Д. Захарова.

В конце XX века (в 1999 году) были завершены последние реставрационные работы на объекте.

Ростральные колонны не раз украшали своим изображением денежные знаки. Они красовались на купюрах в 50 рублей 1997 года и 50 тысяч рублей образца 1995 года.

Петербургские триумфальные колонны включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Что еще можно посетить, если вы оказались поблизости:

Если вы интересуетесь монументальной архитектурой начала XIX века, вам будет интересно взглянуть на такой памятник прошлого, как Ростральные колонны. Заодно осмотритесь кругом, ведь ансамбль Стрелки васильевского острова это еще и здание таможни, Биржи, двух пакгаузов (северного и южного), где в наши дни базируются Зоологический музей и музей почвоведения . Насладитесь видами города: рядом с триумфальными колоннами вы увидите Университетскую набережную, набережную Макарова, такие мосты, как Дворцовый и Биржевой, Биржевую площадь, Кунсткамеру , Петербургскую академию наук, здание Двенадцати коллегий, памятник Михаилу Ломоносову. Стрелка Васильевского острова поистине волшебное место, несмотря на изменившийся за века облик города, именно здесь действительно ощущаешь дух Петровской эпохи.

Адрес: Биржевая площадь

Ростральные колонны — это колонны, ранее выполняющие функцию фонарей и маяков на Стрелке Васильевского острова .

История Ростральных колонн на Васильевском острове

Ростральные колонны были построены архитектором Тома де Томона вместе с окончанием строительства здания биржи. Непосредственным изготовлением занимался известный каменотес-самородок Самсон Суханов . Колонны были украшены рострами - то есть носовыми частям корабля. Такие колонны было принято строить в ознаменование морских побед, а ростры были трофеями.

На вершине колонны находится светильник и смотровая площадка, куда можно попасть по винтовой лестнице. В чашу светильник заливали конопляное масло и зажигали фонарь в ночное время или в туман. Фонарь образовывал гигантский столб пламени, при этом иногда горящие брызги летели на прохожих.

В 1896 году фонарь стал электрическим, однако от электричества быстро отказались по причине высоких затрат на электроэнергию. В 1957 году к фонарям подвели газ и теперь ростральные колонны зажигают во время различных праздников.

Реставрацию ростральные колонны проходили в 1928, в 1947-49-е годы и в 1998-1999 годах.

Фигуры ростральных колонн

Архитектором Тома де Томона были задуманы статуи на ростральных колоннах и выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие статуй состоялось в 1815 году.

Что символизируют фигуры у подножия ростральных колонн?

В 1960-х годах одним из экскурсоводов была запущена городская легенда, что статуи являются аллегориями рек:

  • Невы,
  • Днепра,
  • Волги,
  • Волхова.

Однако никаких реальных исторических доказательств этому не найдено.

Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова были возведены в 1810 году. Колонны входят в большой ансамбль Cтрелки, который формировался более ста лет.

Однако основа этого ансамбля (здание Биржи и Ростральные колонны) была заложена в начале XIX века французским архитектором Тома де Томоном.

В отличие от Чесменской и Морейской колонн в Царском Селе Ростральные колонны на Стрелке не являются памятником конкретной морской победы, но являются символом торжества русского флота, как военного, так и торгового.

Кроме важной декоративной роли в создании ансамбля Стрелки, колонны имели и сугубо практическое значение. Они были маяками, которые зажигали по ночам, и когда над Невой стелился туман. Один из них показывал путь для прохода судов по малой Неве, другой освещал путь по Большой Неве.

Такова распространенная версия о назначении колонн. Но не все с ней согласны. Некоторые историки указывают на то, что маяки на берегах рек ставят редко, тем более в центре большого города.

Как знать? Расположенные на стрелке* в местности с непростым климатом и своенравной рекой, маяки возможно и не были бесполезны? Но это не более, чем размышления дилетанта. * — место слияния, или разделения двух водных потоков.

Так или иначе, в 1885 году порт на Стрелке прекратил свое существование, и Ростральные колонны перестали служить маяками, даже, если таковыми и являлись.

Украшением мощных колонн стали стилизованные ростры кораблей.Правда, в отличие от римских триумфальных колонн, которые несли на себе носы настоящих побежденных судов, на питерских колоннах ростры условны.

Нижние ростры украшены фигурами русалок с крыльями


Ростры, расположенные на втором “ярусе”, декорированы головой животного Третья пара украшена головой морского бога, или водяного Самые верхние ростры рассекают питерское небо морскими коньками

Дорический ордер, который выбрал Тома де Томон для создания Ростральных колонн, более всего соответствовал идее могущества российского МОРСКОГО государства. Этот ордер самый строгий, мужественный (если так можно сказать) и мощный.Работая над ансамблем Стрелки Васильевского острова, Тома де Томон не удовлетворился единственным вариантом, и с каждым новым проектом менялись пропорции и декор Ростральных колонн.

Андреян Захаров – русский зодчий, который помогал в поисках оптимального решения, писал:

Колонны (высота 32 метра) выполнены из пудостского камня, оштукатурены, и выкрашены в темно красный (кирпичный) цвет.Внутри колонн – винтовая лестница ведет на верхнюю площадку, на которой установлены светильники в виде треножников с чашами, в которых пылали горящие фитили.Сначала это были смоляные факелы, позже смолу попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно.

С появлением электричества была попытка (1896 г.) подключить к светильникам мощные лампы, однако этот способ оказался слишком дорогим. И от него отказались “по причине великого расхода”. В 1957 году, когда в Ленинграде началась масштабная газификация города, к Ростральным колоннам подвели газ. С тех пор мощные горелки в дни больших праздников выбрасывают в питерское небо семиметровые огненные струи.У подножия Ростральных колон – четыре фигуры из пудостского камня. Первоначально предполагалось отлить скульптуры из чугуна, но работа оказалась слишком сложной для того времени.По моделям скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо были выполнены модели, а знаменитый мастер Самсон Суханов высек по ним четыре фигуры, которые сидят у подножия колонн уже более века.Кого же изображают эти каменные сидельцы?

Чаще всего туристам говорят, что это символы рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это не более, чем расхожая версия. Во-первых, обязательные атрибуты рек (сосуды с льющейся водой) есть только у двух фигур. К тому же сам Тома де Томон писал:

В городском фольклоре существует своя версия. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь во времена оны жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову.

Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

Великая Отечественная война отметилась и на Ростральных колоннах: украшения были пробиты осколками и сильно поржавели. В 1947 – 1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры.

В моем студенческом прошлом (я училась в строительном институте) был предмет “История архитектуры”. Не могу сказать, что будущие инженеры хорошо знали историю города, а от зачета никуда не денешься. Кто-то учил, а кто-то пытался выхватить факты на ходу. Помню такой разговор:

— А почему колонны – Ростральные?

— Да их Растрелли построил!

— Да нет, это потому, что около них расстреливали)))

А современная молодежь называет их “факелами”.

Впрочем, никакие шутки не мешают Ростральным колоннам оставаться одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

Где искать:

Васильевский остров, Биржевая площадь

Ближайшие станции метро: Спортивная, Адмиралтейская

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка