Церковь сан франческо. Церковь сан-франческо в ассизи Церковь сан франческо в ассизи

Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года.

Это главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия). Храм, построенный в XIII веке, является, по сути, двухэтажным. Верхний ярус, который принято называть Верхней церковью , — это видимая часть здания, возвышающаяся на холме, в то время как Нижняя церковь скрывается в его толще и рядовой застройке монастыря.

Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера Исаака . Эти сцены основательно отличаются своими художественными достоинствами от других фресок Сан Франческо. Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени.

По Вазари именно Джотто по заказу главы ордена францисканцев Джованни Муровале создал сцены из жизни святого Франциска в верхней церкви в Ассизи. Цикл из эпизодов был создан в довольно короткий срок — два года.

Система росписей Верхней церкви в Ассизи, связная и органичная в своем целостном комплексе, с самого начала должна была завершаться фресками на темы жизни Святого Франциска, написанными на низкой стене, выступающей вперед по отношению к уровню, на котором располагаются фрески, которые мы рассматривали до сих пор. Все вместе отвечает плану, естественному и последовательному с точки зрения не только иконографической, но и декоративной. Во всей Верхней церкви ни одно изображение не повторяется, за исключением Распятия, которое уже будучи включено в сцены, помещенные в нефе, представлено затем еще два раза, симметрично, на восточных стенах трансепта; но в этом случае повторение сделано намеренно и предусматривалось изначально. Об этом свидетельствует тот факт, что два изображения повторяются в том же положении и в Нижней церкви.
1 сцена: Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Святому Франциску

Первая фреска цикла, посвязенного жизни Святого Франциска, изображающая сцену Предсказания юродивым грядущей славы молодому Святому Франциску, была, вероятно, написана последней. На пространство первого компартимента должна была прийтись балка иконостаса, от котого остался фрагмент. В результате между первой и второй сценами возникли разительные отличия. В Предсказании грядущей славы молодому Святому Франциску живописная ткань смягчается, переходы становятся более плавными, в особенности одежды приобретают насыщенную воздухом бархатистую консистенцию, особенно выделяется крайняя фигура справа. В этой фреске проявился решительный разрыв Джотто с византийским символизмом - предже всего это изображение современной ему итальянской архитектуры.


2 сцена: Дарение плаща бедному дворянину

Сцена Дарение плаща бедному дворянину была хронологически выполнена первой, и характеризуется кристаллически прозрачной живописью, с почти металлическими рефлексами.
Настроение подчеркивается и пространственным окружением: на заднем плане изображены два горных склона, сходящиеся в центральной точке картины, там, где стоит Франциск. Каменистый пейзаж - византийское наследство - образованный грядами скал, на которых приютились группы домов, окружает фигуры на фреске. Слева виден Ассизи, опоясанный зубчатыми стенами, с церковью Сан Дамиано за воротами, силуэтами домов-башен и крышами на абстрактном голубом фоне.
«И когда восстановились его силы, и он вышел, по обычаю надев красивую новую одежду, ему повстречался некий воин, прежде прославленный, а теперь обнищавший и бедно одетый, и он был поражен пылким состраданием к нищете этого человека и тут же, разоблачившись, отдал ему свою одежду, тем самым в одно мгновение исполнив две обязанности милосердия: прикрыл позор достойного воина и облегчил нужду бедного человека»
3 сцена: Сон Святого Франциска о дворце
«В ту же ночь, погрузившись в сон, он по милости Божией увидел огромный и пышный дворец с множеством воинского оружия, украшенного знаком креста Христова, и так было ему предуказанно, что милосердие, которое он во имя любви к Вышнему Царю оказал бедному солдату, будет оплачено ни с чем не сравнимой наградой. Он стал спрашивать во сне, чей это дворец и откуда он взялся, и услышал ответ и подтверждение свыше, что все это будет принадлежать ему и его воинству»
Как и в предыдущей сцене Джотто утверждает свою манеру изображения тканевых драпировок: складки одеяла, укутывающе ноги спящего переданы невероятно реалистично для того времени. Как и в других сценах, изображающих сновидения, иинтерьер алькова изображен так подробно и тщательно, что заставляет предположить, Джотто изобразил что это современную ему обстановку спальни.


4 сцена: Распятие из Сан Дамиано
«И вот однажды он вышел в поле поразмыслить и в размышлениях своих дошел до церкви святого Дамиана, обветшавшей и почти развалившейся от крайней старости, и вошел в нее, воспламенившись духом, для молитвы, и когда он распростерся перед образом Христа, дух его получил в молитве немалое облегчение. Глазами, полными слез, взирал он на крест Господень, и тогда с креста раздался голос, трижды провозгласивший (а он внимал эти словам телесным ухом): «Ступай, Франциск, отстрой дом мой, - ты видишь, он почти разрушился!» Кроме Франциска, в церкви в тот час никого не было, он содрогнулся и замер, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, он лишился памяти и упал без чувств»
В сцене Распятия из Сан Дамиано церковь с Распятием на алтаре и молодой коленопреклоненный Святой Франциск образуют две составные части этой истории, словно они были совершенно отделены друг от друга. Церковь Сан Дамиано, передана в ракурсе наглядно воссоздающем ее разрушенное состояние. Святотй Франциск символически находится внутри церкви, поскольку совершенно не соотносится с ней в масштабах. Примечательно, как Джотто подчеркнул в этой сцене обращение Христа к Франциску с креста: распятие наклонено в сторону Франциска.
5 сцена: Святой Франциск отказывается от имущества

«Уже отобрав у него деньги, все-таки попытался отец, родивший сына по плоти, отвести его на суд к епископу этого города, чтобы под рукой епископа он объявил, как поступил он с отцовским достатком и чтобы возвратил все, что захватил. Истинный же последователь бедности с готовностью согласился на это испытание и, представ перед епископом, не потерпел никакой задержки, и сам ни в чем не промедлил, не ожидал ни слова епископа, ни его знака, но тут же снял с себя все одежды и передал их отцу. И все увидели, что под тонкими одеждами муж Божий носил на нагом теле власяницу. И тогда, опьяненный небывалой отвагой и пылким духом, он сорвал с себя даже подштанники и предстал перед всеми обнаженный, сказав отцу так: «До сих пор я звал тебя отцом на земле, теперь же я могу с уверенностью говорить: Отче наш, сущий на небесах!» [Мф. 6: 9], ибо Ему я вверяю все мои сокровища и на него возлагаю все надежды». Епископ, увидев это и восхитившись все превосходящим усердием человека Божия, поднялся ему навстречу и с рыданием заключил его в свои объятия, распознав в нем мужа доброго и благочестивого. Он прикрыл его наготу своим плащом и велел слугам принести для Франциска что-нибудь, чем он мог бы одеть свое тело, и они принесли ему дешевый и плохонький плащ, принадлежавший какому-то земледельцу из числа услуживших епископу, и Франциск принял его с радостью, и, прежде чем надеть, осенил его знаком креста, превратив это одеяние в покров для распятого человека и для нагого бедняка»
Вся композиция разделена на две части, это противопоставление двух фигур усиливается двумя группами фигур за спиной у каждого из главных действующих лиц - богатого отца и добровольно обрекающего себя на бедность сына.В Отказе от имущества очень правдиво изображены эмоции отца: его патриархальное достоинство, и гнев выраженный в напряженном лице, в том, как он подобрал одежду, собираясь броситься на сына, и особенно в откинутой для удара руке, удерживаемой его другом, и ее сжатом кулаке.
6 сцена: Явление во сне Иннокентию III Святого Франциска, поддерживающего церковь

Именно сцена сна папы Иннокентия III содержит самое впечатляющее лицо всего цикла - это лицо Святого Франциска, поддерживающего Церковь.Святой Франциск на этой фреске подобен титану, поддерживающего своими плечами готовое рухнуть здание, динамизм построения композиции сна, напряженная поза Святого Франциска являет контраст пассивности фигуры спящего Иннокентия III. Когда Святой Франциск со своими первыми одиннадцатью братьями пришел в Рим чтобы представить папе строгий устав нового ордена, Иннокентий III был смущен столь тяжелыми обетами монахов-францисканцев. Он отослал их, велев молиться Богу, пока совет кардиналов будет рассматривать их устав. Накануне совета Иннокентию III приснилось, что Латеранский собор начал рушиться, к нему подбежал человек в нелепой одежде и поддержал его, подставив плечи, которые вдруг стали исполинскими. Первосвященник едва поверил своим глазам, когда, увидев изнуренное, излучавшее свет лицо бедняка из Умбрии, узнал человека из его сна.
7 сцена: Утверждение устава францисканского ордена

Примечательно расположение коленопреклоненных монахов позади Святого Франциска рядами, уходящими в глубину. До Джотто участники многофигурных сцен всегда располагались горизонтальными рядами параллельно живописной поверхности.Кардиналы, сидящие вокруг папы, смотрят на Святого Франциска в ошеломлении. Никогда не слышали они, чтобы столь и простыми и дерзкими словами говорили о Боге и о душе, а все же ни проповедь, ни устав его ни в чем не противоречила Писанию. Устав был одобрен.
8 сцена: Чудесное явление Святого Франциска братии

"Перед лицом этой героической святости Бог не замедлил явить Свое присутствие через чудо, показав, сколь угодны Ему Франциск с собратьями. Однажды, когда Святой поднялся в Ассизи, чтобы после молитвы в соборе обратиться к народу, Господь погрузил его в экстаз. Одновременно братья, находившиеся в Ривоторто, увидели его на блистающей колеснице, от которой во все стороны исходил сверхъестественный свет; колесница трижды объехала небольшой их домишко, после чего исчезла из виду. Сердца их исполнились священного восторга, они благословили Господа, Который таким образом прославил своего раба Франциска" .

9 сцена: Видение небесных престолов

Как-то поздним вечером в Треви святой вошел в заброшенную церковь. Он решил провести здесь ночь и попросил своего спутника, брата Пачифико, оставить его одного, вернуться в больницу для прокаженных, а на следующее утро придти за ним в церковь. Святой Франциск очень дорожил свободой и ночами, которые посвящал беседам со Всевышним, но на сей раз в этой заброшенной церкви нечистый использовал против него весь свой арсенал мерзких видений. Чтобы избавиться от них, святой вышел из церкви, перекрестился и приказал дьяволу именем Божиим оставить его в покое. На рассвете брат Пачифико застал Франциска на коленях перед алтарем. Пачифико тоже стал молиться, но на хорах, и вот напротив Распятия он увидел райскую сферу и множество сияющих престолов. Один из них был выше других и искрился самоцветами. И голос сказал ему

«Брат Пачифико, брат Пачифико, этот престол был Люциферов, а будет смиренного Франциска».

Видение исчезло, и еще не пришедший в себя Пачифико приблизился к учителю и упал у его ног, как перед святым, сложив руки крестом на груди:

— Отец, отец, прости меня и моли Бога о мне.

Милосердно и мягко святой Франциск поднял его с колен. Брат Пачифико, все еще восхищенный в Боге, спросил его каким-то далеким голосом:

— Что ты о себе думаешь, брат?

— Ах, — отвечал без промедления Франциск, — мне кажется, что нет большего грешника на всем белом свете.

— Вот подтверждение виденного тобой. Место, что было отнято у Люцифера за его гордость, будет принадлежать этому человеку за его смирение.

10 сцена: Изгнание демонов из Ареццо

Как-то раз он не мог войти в Ареццо — там не на жизнь, а на смерть сражались враждовавшие партии, а из окон лилось кипящее масло — и остановился в поле, около города. Ясные глаза его видели невидимое, и он увидел бесов, в ликовании натравливавших горожан друг на друга. Тогда он сказал брату Сильвестро, который был вместе с ним:

— Пойди к воротам и именем Всевышнего прикажи бесам немедленно выйти вон.

Святой Франциск возложил эту обязанность на брата Сильвестро, ибо считал, что священник сумеет изгнать бесов лучше него. Брат Сильвестро покорно послушался и закричал у ворот города, населенного бесами:

— Именем Бога и отца нашего Франциска, заклинаю вас, бесы, изыдите все!

И тогда Франциск увидел, как бесы уносятся с башен и дымовых труб, словно полчище летучих мышей; а в городе тотчас же утихли страсти, души успокоились, и воцарился мир. Были ли это настоящие бесы? Они ли мучили Ареццо? Во всяком случае, это были дьявольские силы, а молитва святого прежде, чем проповедь, помогла рассеять их.

В фреске Изгнание демонов из Ареццо в привлекает внимание огромный город на возвышенности - сплошного нагромождения домов, башен, гребней крыш и открытых террас на крышах - тесного и лишенного пространства.


11 сцена: Испытание Святого Франциска огнем перед султаном

Святой Франциск Асизский, следуя за Христом, хотел следовать за Ним до конца, в глубине души надеясь окончить свою земную жизнь мученичеством.

В 1219 г. он решил отправиться с проповедью Благой Вести к мусульманам и прибыл в Египет, где в это время находилась армия крестоносцев.

Он обратился к кардиналу Пеладжио Галвани, папскому легату в Святой Земле с тем чтобы тот позволил проповедовать султану. Кардинал, не желавший брать на себя ответственность за их жизнь, сперва отказал, но, побежденный его мольбами, отпустил Франциска с товарищем, сказав им: «Старайтесь держать сердце и разум ваш всегда обращенными к Богу, ибо лишь Он один может спасти вас. И помните о том, что не я вас послал на это».

Христиане, напуганные ненавистью сарацин, обеспокоились. «Не ходите, не ходите! — говорили крестоносцы. — За голову христианина у них платят один золотой бизант».

Святой Франциск перекрестился и вместе с братом Иллюминато, ступил на территорию врага, распевая псалом Давида: «Если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною».

На дороге они увидели двух овец, которые брели им навстречу и воодушевленный Франциск сказал товарищу:

— Брат мой, доверься Богу, ибо в Евангелии сказано: «Я посылаю вас,как овец среди волков».

Как только они пришли в сарацинский лагерь, их схватили, связали и избили, и блаженный Франциск, возрадовавшись этому, думал: «Вот чудесное начало»; но, решив обратить Мелек-эль-Камела, закричал: «Султана, султана!» — и сарацины, подумав, что у него есть послание для их повелителя, или что он хочет сделать ему признание, провели его в шатер.

— Вы пришли просить мира, или же вы хотите сделаться почитателями Аллаха? — спросил султан, смерив взглядом двух странных пришельцев.

И человек Божий с уверенностью ответил:

— Я послан Всевышним, а не человеком мира сего. Я должен наставитьтебя и народ твой на путь истинный во имя спасения душ ваших, а кроме того, открыть тебе истину Евангелия о Христе — и прочел ему проповедьстоль вдохновенно, что султан, умный и образованный араб, слушал его свосхищением, и рассудил, что этот бедняга-христианин достоин украситьего двор, известный своими мудрецами.

И султан предложил Франциску остаться с ним, ибо добродетель святого Франциска была столь велика, что всякий, кто узнавал его, будь то даже сарацин, уже не мог себе представить жизнь без него. Вдохновленный Богом, Франциск ответил:

— Если ты хочешь обратиться в христианскую веру и обратить в нее народ твой, я охотно останусь с тобой. Если же ты сомневаешься в том, стоит ли тебе оставить веру в Магомета ради веры в Христа, то прикажи разжечь большой костер, а мне и магометанским священнослужителям войти в огонь, и избери веру того, кто выйдет живым из погребального костра.

Если бы султан был древним тираном, он с удовольствием, развлечения ради, устроил бы это испытание огнем, но он был разумен, а кроме того, увидел, что кое-кто из его мудрецов, услыхав это предложение, попросту сбежал, и ответил так:

— Боюсь, что ни один из служителей Аллаха не подвергнет себя такойопасности ради нашей веры.

Святой Франциск предпринял последнюю попытку:

— Хорошо, ради того, чтобы ты уверовал, я брошусь в огонь, и если сгорю в нем, то знай, что я поплатился за грехи мои, если же я останусь невредимым, ты признаешь Христа истинным Богом и Спасителем мира.

Тогда султан, который никогда прежде не встречал человека, готового ради его души броситься в огонь, предложил ему золота, серебра, шелков и других драгоценностей, и велел ему выбрать все, что ему угодно. Конечно, святой Франциск отверг эти дары, к величайшему изумлению султана, который желая испытать его до конца, предложил ему всяческие почести и удовольствия, но Франциск с твердостью отвечал отказом на все соблазны.

И тогда Мелек-эль-Камел созвал влиятельных и набожных придворных, чтобы спросить их о двух пленниках, и те сказали, что им следовало бы отрубить голову, не испытывая при этом никакой жалости, ведь в своих проповедях они выступают против магометанского закона, султан же, как страж этого закона, не должен позволять богохульства.

— Господа мои, — сказал Египетский султан двум братьям, — мудрецы советуют мне казнить вас, но я никогда не обрек бы на смерть тех, кто готов отдать жизнь за спасение моей души.

Итак, он отпустил их, снабдив фирманом о том, что святой Франциск и его братья могут беспрепятственно проходить через все сарацинские земли.

11 сцена: Экстаз Святого Франциска
"... несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружен ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нем желание подражать образу жизни малых братьев"
13 сцена: Торжественное празднование Рождества в Греччо

Франциск понимал, что если бы все люди имели в своем сознании реальный и ясный образ Спасителя, они любили бы Бога на деле, а не на словах. Вернувшись из крестового похода, вспоминая о Святых Местах, он думал, как возродить веру, и решил, что помочь тут могут не одни лишь проповеди, — надо воссоздать некоторые события из жизни Христа. Это отвечало не одной лишь его апостольской цели, но и настоянию его души, которая стремилась воплотить в действие мысль об истинной любви.

Приближалось Рождество 1223 года и святой Франциск, всегда с особенным трепетом преклонявшийся перед тайной детства Христова, вспоминал Вифлеем в скиту Фонте Коломбо. Там и сказал он Джованни Велита, терциарию знатного происхождения, своему другу и почитателю (а они были у него повсюду):

— Мессер Джованни, если ты поможешь мне, в этом году мы отпразд нуем самое прекрасное Рождество, какое только можно представить себе.

— Я охотно помогу тебе, отец, — ответил тот.

— В одном из твоих лесов, — сказал Франциск, — окружающих скит Греччо, есть пещера, похожая на Вифлеемскую. Я хочу воссоздать Рождество и собственными глазами увидеть нищету, в которой Младенец Иисус вошел в мир, лежал в яслях между осликом и волом. Я имею позволение Святого Отца воссоздать это во славу Рождества Христова.

— Я понял, — сказал Джованни. — Предоставь это мне, отец мой.

В рождественскую ночь на колокольнях Реатинской долины звонили еще громче, чем обычно, и жители округи, привлеченные невиданным празднованием, спешили по каменистым тропам из деревень, из замков и дальних хуторов в морозной, но ясной ночи; спешили, как Иудейские пастухи, почтить младенца.

А в это время из Фонте Коломбо, Поджо Бустоне, других мест шли колонны францисканцев с зажженными факелами, и любопытствуя, и восторгаясь, с литанией на устах. Когда они вошли в пещеру, приготовленную мессером Джованни Веллита, как замыслило вдохновение святого Франциска, то встали, словно завороженные. Вот ясли и солома, а выше — камень для мессы, вот вол и ослик, но нет ни Младенца, ни Пречистой Девы, ни Иосифа, ни ангелов. Их заменил святой Франциск. В торжественном облачении дьякона читал он Евангелие столь дивным, чистым и мелодичным голосом, что все этой великой ночью подумали о горах Иудеи и о Славе Небесной. Потом он заговорил о рождении нищего Царя с таким чувством и жаром, что охваченная восторгом толпа почувствовала, будто ее отнесло на тринадцать веков назад, к началу нашего Искупления.

Ночь была праздничной, весь лес сиял и пел, и казалось, что Младенец Христос вернулся на землю. Одному человеку удалось увидеть Его. На соломе, пустовавшей оттого, что не было на ней Сына Человеческого, блаженный Франциск увидел новорожденного, такого белоснежного и холодного, словно он мертв. Он взял его, прижал к сердцу, согрел отеческим теплом, и младенец ожил, открыл глазки протянул ручки к бледному лицу Своего бедняка. А святой Франциск заговорил так, что все расплакались, и если голос его дрожал от слез, то слова его возродили в сознании людей Младенца Иисуса, словно он присутствовал среди них. Руки Франциска держали Его, глаза — видели, и сердце святого полнилось любовью и благодарностью.

14 сцена: Чудесное открытие источника

Святой Франциск особо почитал Св. Михаила Архангела, и в его честь он соблюдал особый пост, сопровождаемый молитвой, с пятнадцатого августа до двадцать девятого сентября, на которое и приходится праздник св. Михаила Архангела. В 1224 году, когда, постоянно продвигаясь вперед по пути святости, он достиг такой высоты, что его тело и душа жили только с Богом, и величайшая скорбь для него отождествлялась с совершенной радостью, когда, устранившись даже от дел Ордена, он думал уже лишь о подготовке к смерти, он решил провести праздник Успения и пост св. Михаила на Берне, дикой горе, подаренной благочестивым графом Орландо. Он избрал трех спутников: брата Массео, брата Анджело и брата Леоне; назначил гвардианом и старшим брата Массео, самого сведущего в практических делах, и сказал: «В этом походе мы будем соблюдать обычай, т. е. читать положенные молитвы, говорить о Боге или хранить молчание, и не будем думать о еде, питье и сне. И только когда придет время позаботиться о ночлеге, мы вкусим немного хлеба, остановимся и отдохнем в том месте, которое Господь для нас приготовит».

Братья, привыкшие к такого рода путешествиям, приняли предложение учителя, перекрестились и отправились в путь. Тропинка, ведущая вверх, становилась все круче и извилистей, и святой Франциск падал от слабости. Они нашли для него осла, которого привел горец, с душою очерствевшей, как его скалы. По дороге, отчасти от тяжелого подъема, отчасти из-за жары, горца охватила безумная жажда, и он запричитал, что умрет, если не напьется. Святой Франциск, который не мог спокойно видеть даже страданий паука, слез с осла, встал на колени, простер руки к небу и не сдвинулся с места, пока не почувствовал снизошедшей благодати. Тогда он сказал горцу: «Беги вниз, к той скале, и там найдешь воду живую, которую Господь, по милосердию Своему, исторг из камня». Жаждующий горец побежал вниз и, окуная губы в ключевую воду, почувствовал, как иная волна омывает его душу. Это была благодать Божья и доброта святого Франциска, доброта, исторгающая слезы из каменных сердец.

Эта фреска расположена непосредственно у главного входа, поэтому в течение веков она значительно пострадала от климатических условий. Отдельные ее части (например, лицо Св. Франциска) и в основном краски сильно стерлись, поблекли.

Каменистый пейзаж - византийское наследство - впервые находит свое воплощение в столь объективированных формах именно в цикле фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, среди них Чудесное открытие источника, Дарение плаща бедному дворянину, Стигматизация. Резко освещенный сверху крутоступенчатый скалистый пейзаж с находящимися на разных уровнях фигурами передает глубину пространства. Впервые в исскустве Средневековья пейзаж так реалистичен.
15 сцена: Проповедь птицам

Неоднократно Святой Франциск проповедывал животным и птицам-сестрам. Однажды он прочел замечательную проповедь:

Сестрицы мои птички, — сказал он, — вы — любимицы нашего Создателя, Господа Бога, и потому всегда должны прославлять Его, ибо Он сохранил род ваш в Ноевом ковчеге и дозволил вам летать, куда вам угодно, отдав вам в распоряжение чистое небо.

Птицы обернулись в его сторону с деревьев, кустов, лугов и изгородей и внимательно его слушали, вытянув шейки и склонив головки, словно были наделены разумом.

— Птички, сестрицы мои, — продолжал святой, и они внимали ему, — прославляйте же Бога, ибо вы не сеете и не жнете, а Всевышний дает вам реки и источники, чтобы вы утоляли жажду, высокие деревья, чтобы вы вили гнезда, горы и долины для отдохновения вашего. Вы не прядете и не шьете, и Всевышний одевает вас и детей ваших в теплое платье из перьев, пригодное ина лето, и на зиму. Смотрите же, как любит вас Создатель, но опасайтесь,сестрицы мои, греха неблагодарности и всегда прославляйте Бога.

Птицы, кивая головой, открыв клюв и распахнув крылья, сперва запищали вразнобой, потом громко защебетали, словно огромный хор, — так ответили они согласием на слова святого. Франциск же в изумлении радовался; он ходил среди них и задевал их полой, но ни одна из них не испугалась, ни одна не улетела. Наконец, он поднял руку для благословения и позволил им улететь.

Братья, задрав головы, дивились этому чуду, и думали о том, что их учитель — истинный святой, раз он умеет говорить с тварями Божьими и вдыхать в них душу.

— Какую прекрасную проповедь ты прочел птицам, — сказал брат Массео.

— А какую прекрасную проповедь прочли они нам,— ответил святой Франциск. — Мы должны проповедовать крест Христов во всех четырех сторонах света и жить как птицы небесные, ничем не владея в этом мире и посвящая нашу жизнь лишь Промыслу Божьему.

Тишина на фреске становится сверхъестественной. Здесь персонажами являются также только две человеческие фигуры, но Франциск изображен не в центре и не лицом к зрителю, а, скромно повернутый боком, на краю картины. Глубоко растроганный, он беседует с птицами. Эта картина - непревзойденное изображение поэзии средствами изобразительного искусства.
16 сцена: Смерть дворянина из Челано
"Франциск, прибыв в Челано, чтобы проповедовать там, был остановлен неким дворянином, скромно, но настойчиво звавшим его разделить с ним трапезу. Франциск извинялся и отказывался, но в конце концов, был побежден его доводами. Час обеда настал и стол был накрыт. Хозяин был счастлив, и вся его семья радовалась гостям, пришедшим вкусить обед вместе с ними. Франциск же поднялся, устремил взор в небеса и сказал дворянину: «Брат хозяин, я пришел в твой дом по твоим молитвам, чтобы обедать с тобой, но слушай же внимательно меня сейчас, ибо суждено тебе будет обедать не здесь, а в другом месте. Иди и исповедуйся как можно быстрее, и не оставь ничего в тайне из того, что бы ты приберег для последнего исповедания. Господь воздаст тебе сегодня, за то, что ты принял его людей в своем доме с такой любовью». Прислушавшись к его святым словам, дворянин позвал священника, сопровождавшего Франциска, и исповедался ему. Он привел свой дом в порядок и стал ждать, когда свершится по слову святого. И когда все сидевшие начали есть, дворянин перекрестился и протянул руку к хлебу. Но прежде чем он прикоснулся к нему, его голова упала и дух покинул тело" .
Персонажи сцены далеки от византийской традиции: у них приземистые тела, круглые, а не удлиненные лица, правильный разрез глаз.
17 сцена: Проповедь перед папой Гонорием III

Представ перед ним, Франциск рассказал о том видении, какое ему было в Порциунколе и о желании привести души в рай.

— На сколько лет ты просишь эту индульгенцию?

— Святой Отец, — отвечал Франциск, — не годы мне потребны, а души. Просьба было необычной. Такая индульгенция давалась только тем, кто, взяв крест, отправлялся в крестовый поход — освобождать Гроб Господень. И все же Папа, несмотря на возражения курии, дал индульгенцию. Франциск, ликуя, уже собрался удалиться:

— Послушай, простец, — сказал ему Папа, — куда же ты идешь без документа, удостоверяющего наше разрешение?

— Святой Отец, мне довольно вашего слова. Мне не нужно бумаг. У меня вместо бумаг — Пресвятая Дева Мария, вместо нотариуса — Христос, вместо свидетелей — ангелы.

Джотто наделяет Святого Франциска на своих фресок достоинством, спокойствием и самообладанием, эмоции разных персонажей отчетливо выступает с предельной убедительностью.Жест Святого Франциска, который некоторым может показаться вульгарным, бесспорно не считался таковым во времена Джотто. Эта живая непосредственная манера указывать на что-либо рукой с оттопыренным большим пальцем вновь повторяется в известнейших живописных произведениях.



Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315—1320 годах. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Они посвящены прославлению добродетелей святого Франциска, восстановителя евангельских норм.

Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение. Венец цикла — Прославление святого Франциска, где святой вступает в Царствие Небесное. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто (итал. La Basilica di San Francesco d"Assisi) - главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия, административный регион Умбрия). Является одной из шести великих базилик (лат. Basilica maior) Католической церкви. Храм получил всемирную известность благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Св. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками. Церковь Сан-Франческо вместе с монастырём Сакро-Конвенто в Ассизи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Храм, построенный в XIII веке, является, по сути, двухэтажным. Верхний ярус, который принято называть Верхней церковью, - это видимая часть здания, возвышающаяся на холме, в то время как Нижняя церковь скрывается в его толще и рядовой застройке монастыря. Её единственный элемент, остающийся на виду, - южный портал, выходящий на Нижнюю площадь Св. Франциска, замощённую камнем. Вход в Верхнюю церковь находится с восточной стороны, с Верхней площади Св. Франциска, покрытой газоном.

Оба яруса представляют собой однонефные базилики с трансептом. План нижней церкви усложнён многочисленными капеллами и криптами. Из церкви можно спуститься ещё ниже - в крипту, где погребён Св. Франциск. У южного фасада церкви возвышается 60-метровая колокольня. Контрфорсы и аркбутаны, обрамляющие здание, видны с северного фасада, а со стороны Нижней площади теряются между колокольней и вспомогательными сооружениями.

Характеристика стиля

Если стиль погружённой в полумрак нижней церкви восходит к древней традиции римской крипты, то интерьеры просторного верхнего храма несут в себе новые эстетические ценности, которые позднее подхватят архитекторы Средней Италии. Эта двухъярусная церковь с точки зрения планировки довольно точно следует современным ей образцам французской готики, таким как, например, Сент-Шапель в Париже, однако в же время сохраняет преемственность с итальянскими базиликами романского периода.

По-видимому, итальянские зодчие сознательно избегали радикальной готики, столь модной в ту эпоху при дворах северных феодалов. Не пытаясь маскировать вес строительных конструкций, они сместили архитектурный акцент в сторону чёткой структурированности подкупольного пространства. Устои храма примыкают к мощным стенам, которые, однако, не препятствуют проникновению в храм солнечного света. «Тонкие пучки связанных колонн поддерживают нервюры сводов, перекрывающих четыре прямоугольных пролёта».
Таким образом, внешний облик церкви является синтезом романики и французской готики, отражая многие типичные черты итальянского готического стиля.
История постройки

Строительство францисканского монастыря Сакро-Конвенто и обеих базилик Сан-Франческо в Ассизи началось в 1228 году, практически сразу после канонизации основателя ордена и уроженца этого города Святого Франциска. Земельный участок на западе города, куда из города удалился умирать Святой Франциск, был подарен францисканцам Симоном ди Пукьярелло. Бывшее место казни преступников, известное в Ассизи как «Адский холм» (Collo d’Inferno), стало называться «райским холмом».

Камень в основание постройки торжественно заложил 17 июля 1228 года папа римский Григорий IX, хотя к этому времени работы уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илия Бомбардоне (Elia Bombardone), один из первых спутников Святого Франциска, имевший опыт строительства для крестоносцев в Сирии.
Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году. На Троицу 25 мая нетленное тело основателя ордена было перенесено туда из временного пристанища в церкви св. Георгия (теперь базилика Святой Клары). Верхняя базилика строилась в период после 1239 года и до 1253 года. Над убранством церкви работали лучше мастера своего времени - от Чимабуэ до Джотто (см. ниже).

В 1288 году папа Николай IV, который был до этого главой ордена францисканцев, присвоил базилике статус папской церкви.
Украшение церкви
Создание знаменитого фрескового цикла церкви заняло более полутора веков. Художники начали с росписи стен Нижней базилики (Чимабуэ, мастер Св. Франциска), чтобы затем переключиться на украшение стен Верхней (Чимабуэ, Джотто). Закончив работы в Верхней церкви, мастера вернулись в Нижнюю церковь и пристроенные к ней новые капеллы (Джотто, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти).

Краткая хронология работ
1226 год - смерть Св. Франциска.
1228 год - начало строительства.
1230 год - завершение нижней базилики. Перезахоронение в ней мощей святого.
1235 год - освящение церкви папой римским.
1239 год - начало строительства верхней базилики.
1253 год - завершение верхней базилики.
1270 год - мастер Св. Франциска расписывает стены Нижней церкви.
прибл. 1278 год - Чимабуэ расписывает стены Верхней церкви
1282 год - первый период работ Джотто
1296 год - второй период работ Джотто
прибл. 1298 год - 28 «францисканских историй» на стенах верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (предположительно работы Джотто).
1322 год - фрески Симоне Мартини в Нижней церкви.
прибл. 1326 год - фрески Пьетро Лоренцетти в Нижней церкви.
1368 год - фрески мастера Андреа в Нижней церкви.

Нижняя церковь
Своим внешним видом, близким по типу к крипте, Нижняя церковь обязана викарию ордена брату Илии, который приобрёл большой опыт сооружения массивных каменных склепов в Сирии.

Вход в неё осуществляется через портал на южном фасаде, выполненном в готическом стиле (2-я половина XIII века) с двумя резными деревянными дверями (умбрийская мастерская, XVI век).

Капелла Екатерины Александрийской

В противоположном конце вестибюля находится капелла, построенная на средства кардинала Эгидия Альборноса, папского легата в 1350-1367 гг. Она посвящена Святой Екатерине Александрийской. Фрески с 8-ю эпизодами её жития были созданы в 1368-1639 гг. мастером, подписавшимся «Andreas pictor de Bononia». Вероятнее всего, это был Андреа де Бартоли (ок. 1349-1369), придворный художник кардинала Альборноса (иногда эти работы ошибочно атрибутируются Андреа Болонья). Святые в этой капелле были написаны Паче ди Бартоло Ассизским (1344-1368).

Капелла св. Себастьяна

По левую руку от входа находится небольшая капелла Святого Себастьяна с полотнами Жакомо Джоржетти, стены которой украшены эпизодами из жизни этого святого работы Джероламо Мартелли. Справа находятся два надгробия: Джованни де Черчи и Иоанна де Бриенна, короля Иерусалимского.

Мастер св. Франциска: неф

Центральный неф базилики окружен несколькими капеллами с полуциркульными арками. Фрески, украшающие неф, считаются самыми древними в храме. Их создатель оста""лся неизвестным и по основному живописному сюжету стал фигурировать в истории искусств как Мастер Святого Франциска. На правой стене им написано 5 сцен из Страстей Христовых, а на левой - 5 моментов из жития Св. Франциска. Такое расположение сюжетов друг против друга на взгляд францисканцев должно было подчеркнуть роль основателя их ордена как второго Христа и их сходство.

Потолок нефа небесного цвета и расписан золотыми звёздами. Перечисленные фрески, выполненные темперой по сухой штукатурке, относятся к 1260-1263 гг. и признаются лучшими образцами тосканских настенных росписей периода, предшествующего Чимабуэ. Многие изображения в нижней части стен сильно пострадали или практически уничтожены. Исключение составляют несколько фрагментов «Мадонны с младенцем и ангелом» кисти Чимабуэ. С ростом популярности церкви между 1270 и 1350 гг. многие благородные семейства стали заказывать свои капеллы, пристроенные к главному нефу, уничтожая таким образом фрески на главных стенах.









Доселе мы с вами осматривали в Болонье исключительно церкви, во многом это объяснялось предпочтениями автора. Но каким был религиозным фанатиком не был автор, он не в силах забыть о том, что Болонья - это прежде всего город университетский. Более того, Болонский университет - старейший в христианской Европе, его основание относят аж к 1088 году. Теперь, напомнив об университетской славе города, могу честно признаться, что самой запоминающейся чертой Болоньи для меня стали даже не знаменитые портики, а памятники глоссаторам (https://en.wikipedia.org/wiki/Glossator , есть русская версия) - средневековым знатокам римского права. Уж сколько я повидал в жизни старинных памятников бандитам с большой дороги королям и принцам, жертвам ПГМа преподобным мужам и женам, тупым солдафонам грозным полководцам а вот средневековые монументы в честь ученых доселе мне не попадались. Итак, мы с вами отправляемся в западную часть исторической Болоньи, на площадь Сан-Франческо.


Видите башенки с остроконечными крышами? Все уже, думаю, свыклись с тем, что "парадные" гробницы почему-то называются в Италии "арками". Так вот перед вами арки, в которых покоятся глоссаторы.

Движемся слева направо.

Здесь захоронены сразу два прославленных юриста - Аккурсий (https://en.wikipedia.org/wiki/Accursius) и его сын Франческо (https://en.wikipedia.org/wiki/Franciscus_Accursius).

Следующая арка принадлежит Одофердо (Одофредусу, https://en.wikipedia.org/wiki/Odofredus):

Третья арка - это гробница Рональдино деи Романци:

Романские львы занимают особое место в моем сердце, а поэтому еще два снимка последней арки:


Заметили, как пусто на улице? А ведь снято всё вечером 2 января, в праздничный день...Дело в том, что дождь шел весь день, и туристы, которыми кишела Болонья, предпочитали бродить по тем улицам, где можно было укрыться под портиками. Я был одним из немногих героев, что решился "выйти в поле")))

Арки глоссаторов стоят позади еще одной большой болонской церкви - Сан-Франческо. Благочестивым моим читателям сообщаю, что из всех храмов центра Болоньи по воскресеньям здесь служат самую раннюю мессу - в 7-30 (в Сан-Петронио первая месса - в 8-00, в соборе - в 8-30). Поскольку на воскресенье у меня был запланирован большой выезд с нечестивым паломничеством в Бризигеллу и честнЫм - в Форли, мне нужно было уехать пораньше, так что пришлось забить на Сан-Петронио и пойти к францисканцам))) Коль уж речь зашла о благочестии, публично покаюсь в том, что в эту поездку я практически все храмы посещал, не снимая перчаток. И даже фотографировал в них же (пришлось научиться этому). А в Сан-Франческо я и в литургии принимал участие в перчатках, а снял их только перед причастием. В свое оправдание скажу, что было жутко холодно, и, самое главное, cosi fan tutti e tutte (так поступали все - и мужчины, и женщины).

Базилика Сан-Франческо была построена в 1236-1263 годах, имя архитектора остается предметом дискуссии. В 1796 году республиканцы церковь закрыли и использовали для различных гражданских нужд, фасады и интерьер серьезно пострадали. После изгнания Наполеона храм вновь стал действующим, а в 1886-1906 годах был отреставрирован. Во Вторую Мировую войну Сан-Франческо пал жервтой бомбардировки; нынешний вид - это плод послевоенного восстановления.


Справа к базилике примыкает большой клуатр; в бывшем монастыре нашлось место и каким-то гражданским службам, и францисканцам.

Обратите внимание на мраморные барельефы, обрамляющие центральный портал; они, как утверждается, аж VIII (восьмого!!!) века.


Меня немного напрягает такая датировка, уж большо хороши барельефы для лангобардской работы.

Об интерьере я вновь спою привычную песню. В болонских церквах туристов не любят: внтури или темно, или нельзя снимать, или то и другое вместе. Сан-Франческо относится к церквам первого типа: там просто не включают свет. Посему моих снимков нет, да и в Вики их немного.

Готическое ретабло в пресвитерии выполнено в 1388-1392 годах Пьерпаоло Мазенье (Pierpaolo dalle Masegne). Уж простите, но лучшей фотографии у меня для вас нет:

В одной из капелл амбулатория можно найти (вот уж неожиданность!) гробницу папы Александра V (1409-1410), до избрания именовавшегося Петр Филарг, уроженца Крита. Правда, царь-то ненастоящий папа этот в XX веке волшебным образом стал антипапой.

Как вы помните, в истории Римской церкви была Великая схизма, когда в течение нескольких десятилетий существовало две противоборствовавшие линии пап - в Риме (Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII) и в Авиньоне (Климент VII, Бенедикт XIII). Все это время понтифики клялись своим кардиналам и миру, что приложат все усилия для примирения. Но время шло, никаких положительных сдвигов не наблюдалось, и в итоге бОльшая часть кардиналов Рима и Авиньона бросила своих пап, собралась в Пизе на собор и объявила там о низложении упорных Григория XII и Бенедикта XIII. После этого римская кафедра как будто бы освободилась, и на нее выбрали Петра Филарга, который и стал Александром V. Но желаемого всеобщего воссоединения и примирения не получилось, теперь уже трое пап - римский, авиньонский и пизанский - считали себя преемниками святого Петра. Как вы опять-таки помните, дело кончилось Констанцским собором, во время которого римский папа от трона отказался, пизанского - судили и низложили, а авиньонского - низложили заочно, после чего был избран -наконец-то! - единый папа Мартин V.

Но Александр V к тому времени был уже в раю - он умер 3 мая 1410 года как раз в Болонье. Его преемником в "пизанской линии" стал Бальтазар Косса - Иоанн XXIII (тот самый, который продал материалы со стройплощадки Сан-Петронио). Вплоть до XX века официальный список римских понтификов того периода выглядел так: сначала шли папы "римской линии" (Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII); затем считалось, что Григорий XII был низложен в Пизе, и на кафедре сменяли друг друга Александр V и Иоанн XXIII; потом же утверждалось, что Иоанна XXIII сместили в Констанце. Именно в таком порядке эти понтифики изображены в римской базилике святого Павла за стенами. Но в 1958 году папой стал Анджело Ронкалли, взявший себе имя Иоанна XXIII, которое уже ранее носил Бальтазар Косса, и официальную историю пришлось переписать: сейчас Григорий XII считается законным папой вплоть до Констанцского собора, а его преемником называют Мартина V. Т.о., Александр V (Петр Филарг) и Иоанн XXIII (Бальтазар Косса) посмертно стали антипапами.

Меня, как всегда, занесло в исторические дебри, а ведь можно было просто показать вам гробницу Александра V.

Горжусь своим умением растянуть шестичасовую прогулку по городу на кучу отчетов, но надо и совесть знать. Посему, как ни была бы прекрасна Сиена, но пора с ней заканчивать. В этой части еще парочка великих базилик Сиены, крепость Медичи, лучшая обзорная площадка с видом на город, девушка в окне с сиськами (да-да) и, как обычно, куча живописных сиенских улиц.

Эта часть прогулки проходила с запада на восток Сиены. На карте достопримечательностей объекты из рассказа обозначены коричневым цветом.

1. Базилика Сан-Доменико

Готическая базилика Сан-Доменико уже мелькала на фотках в предыдущих отчетах. Она расположена на одном из сиенских холмов и из центра хорошо просматривается. По своему суровому виду церковь скорее напоминает небольшую крепость, отчасти это справедливо, сиенцы построили ее из расчета прикрыть север города от своих извечных врагов флорентийцев.

Главная святыня базилики - голова Св. Екатерины Сиенской, про нее . К сожалению, снимать внутри было запрещено, к тому же сейчас проходит реставрация и все было в лесах.

Как обычно, полный список произведений искусства удобнее всего смотреть в вики, вот ссылка, если надумаете зайти:
https://en.wikipedia.org/wiki/Basilica_of_San_Domenico,_Siena
На мой вкус особых шедевров я не заметил, поэтому могу сказать, что при дефиците времени, базилику можно и пропустить.

2. Обзорная площадка у Сан-Доменико

Но, вот, прекрасную обзорную площадку у стен Сан-Доменико я все-таки рекомендую не пропустить. Особенно красиво город отсюда смотрится на закате.

Рядом с обзорной площадкой находится несколько приличных ресторанчиков. Прямо с их веранды можно любоваться последними лучами солнца на Дуомо и стенах домов Сиены. В виду некоторой удаленности от туристического центра тут можно немного сэкономить на ужине и при этом выиграть в качестве.

Именно так я и поступил, засев на террасе в одном из ресторанчиков на фото ниже. Хотелось попробовать что-то местное, характерно для Сиены, поэтому я заказал тарелку пичи (Pici) с уткой. Пичи - это такие очень толстые сиенские спагетти.

Любоваться Сиеной с этой точки в хорошую погоду можно бесконечно.

Вниз от обзорки ведет лестница к Фотнебранде, этот средневековый фонтан я уже показывал в прошлой серии.

По дороге к Санта-Барбаре (нет, бесконечный сериал тут не причем, так называется местная крепость) я наткнулся на еще одну обзорную площадку, с которой виден не только Дуомо, но и Сан-Доменико.

3. Крепость Медичи

Крепость была построена в 16-м веке по инициативе семейства Медичи, чтобы держать сиенцев в повиновении. Для моего профанного взгляда в крепости ничего интересного не нашлось, возможно тут будет интересно специалистам по фортификационным сооружениям. Но я лично не люблю крепости этого (16-17 вв) периода, мне гораздо больше нравятся средневековые замки.

Внутри крепости Санта-Барбара обосновался какой-то бродячий парк аттракционов.

Вот, что здорово в крепости, так это виды с ее бастионов на город.

Тут даже можно сделать фотку три в одном: Торре-дель-Манджа, Сан-Доменико и Дуомо.

Бренд "Перестройка" оказывается до сих пор популярен на Западе.

Герб Медичи на стенах крепости Санта-Барбара.

Кстати, еще одна приятная вещь в крепости - это какая-то грандиозная винотека в подвале с местными сиенскими винами. Во всем городе на нее установлена реклама и указатели. Но я пишу "какая-то", потому что времени и сил на винотеку не хватило. Хотя после неоднократного посещения флорентийской винотеки этот формат заведения нам с товарищем очень приглянулся.

Расположенная в крепости винотека - Энотека Итальяна - одна из крупнейших в Италии. В древних погребах находится музей, где представлены значимые вина всех регионов Италии (вход в музей бесплатный), в баре можно продегустировать вина, в винотеке постоянно проходят семинары и мастер-классы.

Рядом с крепостью много зелени и парков. Хороший контраст с улицами исторического центра Сиены, в которых преобладают камни. Характерно, что и тут скульптуры лошадок, вот, что значит любовь к Палио.

У стен крепости Медичи расположен сиенский стадион. Кстати, местная баскетбольная команда в 2009-2013 гг была лучшей в Италии, а вот футбольная команда плетется где-то в низших дивизионах. Понятное дело, для сиенцев главное победа в Палио, при мне на стадионе тренировалась команда какой-то контрады.

Прошелся немного вниз по Via Montanini.

По дороге я старался проходить все ответвления от этой улицы, благо в ее окрестностях можно найти много интересного. например, церковь Сан-Донато 12-го века. Впрочем, фасад "под средневековье" тут поддельный, середины 20-го века, но площадь вокруг церкви очень приятная, см. фотку выше.

Как я уже замечал, Сиена не производит впечатление мертвого, сугубо туристического города. В стороне от центра жизнь продолжается даже вечером.

5. Девушка в окне

Одним из квестов в Сиене у меня был поиск "девушки в окне с сиськами". Я натыкался на нее в паре отчетов при подготовке, но нигде не было сказано, где ее можно найти.

Наконец, я нашел примерное место барельефа, где-то недалеко от базилики Сан-Франческо. Нашел, отметил на карте... и забыл в беготне по городу. Только случайно наткнувшись на девушку, вспомнил про свой квест.

Обратите внимание, что перед окном девушки свисает гранат. На фото не видно, но по гранату ползет толстая гусеница. В общем, вы уже догадались, что эта уличная работа не что иное, как один из символов местной контрады Гусеницы.

6. Базилика Сан-Франческо

Сан-Франческо 13-го века чуть более изящна, чем Сан-Доменико.

С базиликой Святого Франциска связано чудо. В 1730 году воры украли из церкви Святого Франциска в Сиене серебряную дароносительницу, в которой хранился литургический хлеб (просфора). Поиски продолжались три дня, после этого похищенное было найдено в церкви Санта Мария ди Провендзано в Сиене в ящике для сбора милостыни. На следующий день процессия доставила просфоры обратно в церковь Святого Франциска, где они находятся и по сей день. В 1780 году провели экспертизу, чтобы убедиться, что это те самые настоящие просфоры. Тогда и зафиксировали чудо, заключающееся в необычной сохранности освященного хлеба, который за 50 лет никак не изменился и оставался свежим. Надежная и неподкупная комиссия проверяла просфоры и в 1789, 1889, 1815, 1854, 1914, 1922 гг. И каждый раз она убеждалась, что 223 просфоры находились в отличном состоянии, изначально было 351 просфора. В 1950 г. просфоры поместили в новый драгоценный ковчег.

Внутри Сан-Франческо было абсолютно темно и также пустынно. Я находился совершенно один в огромной церкви. Неудивительно, что она на меня произвела гораздо большее впечатление, чем Сан-Доменико. Настоятельно рекомендую сюда зайти.

Здесь есть небольшой обзор произведений искусства Сан-Франческо на русском:
http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/1220/?q=497&plint=1220

Одна из дверей вела в симпатичный внутренний дворик.

Собственно, на это все про мою прогулку по Сиене. Но как-то не хочется заканчивать, давайте еще немного пройдемся по ее улицам в северо-восточной части города.

Снова она! Как видите, пока я осматривал Сан-Франческо успел пройти небольшой дождь, тучи рассеялись и выглянуло солнце. Если уж быть совсем честным, то я слегка нарушил хронологию прогулки. Дело в том, что у Сан-Доменико я был в пасмурное время, и после того, как увидел, что меня ожидает солнечный закат, я снова побежал туда. Так что фотки в начале отчета по времени позже тех, которые идут в конце отчета. Так вот я наматывал круги по городу ради закатных видов.

Интересно, что прямо напротив "сисек" находится еще один менее известный памятник. Сознаюсь, что не знаю кому эта скульптура. Похоже какой-то пират. На заднем плане видна упитанная гусеница - символ местной контрады. Все это дело находится под мостом, с улицы почти незаметно. Кто знает, что за мужик, просьба отписаться в комментариях.

UPD Рубрика "из писем читателей"
Мужика звали Франческо Аньоло (Francesco di Agnolo detto Barbicone)- ткач, предводитель восстания, свергнувшего правительство Сиены в 14 в. В нише - фонтан, один из целой системы.

Базилика Сан-Франческо в Ассизи — излюбленное место паломников со всего света. Чем прославился св. Франциск и почему в его честь названа церковь (фото).

Умбрия — удивительный край самого центра . Горы с востока плавно переходят в долины запада, создавая замечательный климат и благоприятные условия для выращивания винограда и оливковых садов. Ее история насчитывает более трех тысячелетий. На востоке Умбрии находится небольшой городок Ассизи.

Чем прославился Франциск Ассизский

В начале первого тысячелетия с южной стороны горы Монте-Субазно вблизи реки Киашо, берущей начало в горах, а затем наполняющей своими водами Тибр, это место стали обживать этруски. Об этом свидетельствуют развалины городских стен, некогда возведенные их руками, и хорошо сохранившийся портик храма Минервы. Этруски поклонялись этой богине.

Римская империя хорошо относилась к трудолюбивому народу. Этруски имели те же права, что и римляне, но после падения Империи жизнь Ассизи замерла.

Горы и отсутствие пролегающих вблизи главных дорог позволили сохранить неповторимость самобытного города. Развитие ремесел, торговля и наличие природного камня позволили строителям развить свой архитектурный стиль. Здесь каждый дом произведение искусства. К концу XII века город привлекает своим своеобразием многих известных живописцев, которые расписывают жилища богатых горожан и украшают построенные храмы.

Панорама Ассизи, центром которого стала базилика сан-Франческо

Поэт Проперцио воспевал в своих произведениях красоту города, где он родился. Епископ Ассизи Руфин один из первых, кто стал распространять христианскую веру. В 236 году он понес мученичество за свои христианские проповеди. Его называют покровителем Ассизи. Эти люди навсегда прославили свой город. История христианства в Ассизи тесно переплетается с именем еще одного великого человека — Франциска Ассизского.

Горожане гордятся, почитают и преклоняются перед самоотверженностью этого проповедника, причисленного к лику святых. Франциск родился в Ассизи, здесь прошла его юность. После долгих скитаний по миру он вернулся в Ассизи и основал монашеский орден, названный его именем — Орден францисканцев. В этом городе он прожил остаток дней и здесь находится его могила.

Алтарь базилики Святого Франциска сооружен из единого камня, который привезли из Альп Ломбардии. Готические арки поддерживают колонны, выполненные в разных стилях и украшенные орнаментом.

Франциск умер 4 октября 1226 года. Народ сразу стал почитать его как святого. Многие утверждали, что их молитвы доходят до Франциска, и он помогает людям. Официальная церковь два года спорила по вопросу его канонизации. В 1228 году папа Григорий лично провел ее, и Франциск был причислен к лику святых .

При жизни Франциск был скромным веселым добрым и неприхотливым человеком, свято верившим в Иисуса Христа и проповедовавшим добродетель. Он вел аскетический образ жизни, но при этом не искал уединения, а нес свою веру в народ.

Основав монашеский орден, он снискал великую любовь и уважение у своих духовных братьев. Близкий друг и преемник Франциска, Илья, решает возвести храм на холме в том месте, где нашли тело святого. Для этого он приглашает зодчего Якова из .

На высоком холме, были выделены земли основателю ордена для постройки монастыря. Этот холм, некогда носил название «холм ада», ибо на нем казнили преступников. После возведения монастыря, холм этот был переименован в «холм рая». Именно здесь и выросла в 1236 году красивейшая базилика Сан-Франческо в Ассизи, куда и перенесли тело святого Франциска.

Базилика в честь Св. Франциска

Центральный вход в базилику

Освящение церкви папой Иннокентием IV (бывшим монахом ордена францисканцев) прошло в 1253 году. Великолепие и изысканный вид интерьерам монастыря и церкви придали замечательные картины Чимабуэ и Джотто.

Храму было суждено стать главным святилищем францисканцев и самым красивым из всех церквей ордена. Церковь святого Франциска выстроена в готическом стиле и представляет двухэтажное здание.

Первый этаж скрытый внутри холма называется Нижней церковью. Вход в нее ведет через южный портал с Нижней площади Святого Франциска. Интерьер центрального нефа церкви Сан-Франческо с невысокими сводчатыми потолками и боковыми капеллами похож на крипту (склеп), украшающие ее неф фрески самые древние в базилике. Автор этих фресок достоверно неизвестен и поэтому ему дали имя Мастер Святого Франциска.

Подчеркивая сходство святого Франциска с Иисусом (которого святой считал своим господином) мастер изображает пять сцен с сюжетами, рассказывающими о последних событиях земной жизни Иисуса на правой стене. А на левой стене им описаны пять сцен из жизни св. Франциска. Ярко голубой свод, как мостик, соединяющий обе фрески, украшен золотыми звездами.

В конце достаточно просторного помещения находится капелла святой Екатерины Александрийской. Предположительно роспись капеллы принадлежит Паче ди Бартоло Ассизским (он писал святых) и Андреа де Бартоли изобразившим восемь сцен из жизни Екатерины.

Слева от входа в церковь Сан-Франческо расположена капелла святого Себастьяна. Джироламо Мартелли украсил ее эпизодами из жизни святого. Здесь же находится надгробие короля Иерусалимского — Иоанна де Бриенна.

Фрески Джотто стали настоящей достопримечательностью церкви

Капеллу Марии Магдалины украшают восемь фресок, описывающих жизнь Девы Марии, их написал Джотто. Ученики Джотто расписали хор. Левую часть трансепта расписывал приехавший из Сиены в 1315 году Пьетро Лоренцетти. Его цикл фресок написанных в Ассизе, считают одними из лучших в его творчестве, их сюжеты, рассказывают о последних событиях земной жизни Иисуса.

Сценами из жизни святого Мартина, украсил одну из капелл Симоне Мартини в двадцатых годах XIV столетия. В правой части трансепта о детстве Христа рассказывают фрески Джотто. А фреска «Мадонна с четырьмя ангелами и св. Франциском» — одна из самых лучших из известных работ Чэимабу.

Выдающимся украшением церкви является цикл фресок Джотто. В 28-ми фрагментах он описал жизненный путь св. Франциска. Создается впечатление трехмерности изображения.

Алтарь базилики Святого Франциска сооружен из единого камня, который привезли из альпийского региона Ломбардия. Готические арки поддерживают колонны, выполненные в разных стилях и украшенные орнаментом. Алтарь расположен в их окружении. Стены апсиды расписаны фресками с изображением библейского страшного суда, выполненные Чезаре Сермеи ди Орвьето.

Свод над алтарем расписан картинами, описывающими «Триумф св. Франциска» и аллегорическое изображение трех добродетелей, которым следовал всю сознательную жизнь св. Франциск — послушание, целомудрие и бедность.

Рака с мощами св. Франциска находится в склепе под алтарем. Склеп украшен и открыт для посещения. Совершенно другое ощущение вызывает Верхняя церковь. В нее можно подняться по одной из лестниц, или попасть с верхней площади св. Франциска. Эта церковь, выполнена в готическом стиле и наполнена дивным светом, льющимся сквозь большие витражные окна. Витражи сами по себе являются произведением искусства из стекла.

Церковь Сан-Франческо в плане представлена одним нефом с трансептом и многогранной апсидой. Голубые сводчатые потолки расписаны фигурами Иисуса, св. Франциска, Иоанна Крестителя и девы Марии . Весь интерьер заполнен воздухом и светом.

Фресками живописца Чимабуэ расписаны трансепт и апсида в правом западном крыле. Они едва различимы из-за плохой основы и красок, замешанных на оксиде свинца, темнеющем от времени. Тамже можно увидеть росписи других мастеров, имена которых потерялись в вечности, а творения живут по сей день. Джиакомо и Якопо Торрити, продолжатели наследия Чимабуэ в живописи, расписывали верхний ярус стен нефа. Эти фрески посвящены Пятидесятнице и Вознесению Христа, а также изображают 32-е сцены из Ветхого Завета.

Еще раз полюбуемся на собор Святого Франциска

Но самым выдающимся декоративным украшением церкви является цикл фресок созданный Джотто. В 28-ми фрагментах художник описал жизненный путь св. Франциска. Создается впечатление трехмерности изображения, ощущается восхищение и преклонение мастера перед величием святого Франциска.

Выйдя из базилики Сан-Франческо, еще раз окиньте ее скромный и в тоже время прекрасный вид. Белоснежная базилика на фоне высокого синего неба, изумрудной травы и окружающего пейзажа словно готовится к вознесению, и только стены примыкающего монастыря не отпускают ее.

Базилика Сан-Франческо на карте Италии

Какие еще церкви Италии заслуживают внимания:

  • Церковь
  • - украшение Венеции
  • Церковь
  • Римская церковь
  • в Риме