Железный рог. Железный рог — уникальный мыс на юге Таманского полуострова

Одну из ночей нашего импровизированного мы провели на берегу Таманского полуострова, в десяти километрах южнее станицы Тамань. Вообще, если по честному, мы планировали заночевать на мысе Панагия, но по ряду причин попали на Железный Рог – самый крупный и высокий мыс на южном берегу Таманского полуострова.

Место интересное и перспективное в пейзажном плане. Даже при нашем тотальном невезении на красивый свет. К тому же, практически неизвестное широкой общественности.


02 . Собственно, мы сами попали на Железный Рог случайно, в какой-то момент просто поехав буквально по азимуту. К морю, ага.

03 . У мыса имеется два названия, одно из которых получило наибольшее распространение – Железный Рог, и другое, устаревшее и редко употребляемое – Кишла. Второе название перенесено на риф, отходящий от мыса в море. Своё название мыс получил благодаря залежам бурого железняка.

04 . Чтобы увидеть их, нужно спуститься вниз. И для этого здесь как бы предусмотрен только один как бы автомобильный спуск вниз. Он даже отмечен на викимапии. Для того, чтобы потом выбраться обратно, нам пришлось стравливать давление в шинах. Иначе никак – бедный «Санта» шлифовал глинистый песчаник, обиженно всхрюкивал и откатывался назад. Что было бы, если бы внизу нас застал дождь (обратите внимание на затянутую тучами вышку сотовой связи), гадать не берусь.

05 . Впрочем, до первых домов ближайшего посёлка Волна всего несколько километров, так что in_windows , если и волновался, то не подавал вида.

06 . На Кубани это единственное место выхода железной руды на поверхность земли. Пласт бурого железняка толщиной 3,5–4 метра под небольшим углом пересекает обрыв и уходит у южной точки мыса в море, где он образует рифы, заметные по бурунам. Пласты бурого железняка представляют собой крепкую ноздреватую породу с прослойками ракушняка. Лимонит (бурый железняк) Железного Рога содержит в среднем 32% железа.

07 . После радостного спасения из «западни» было довольно необычно стоять на краю 65-метрового обрыва и наблюдать как бесчисленные косяки бакланов пролетают существенно ниже тебя и все в сторону Крыма, куда ты не попал благодаря невесёлой перспективе простоять сутки в очереди на паром. На горизонте виден строящийся порт «Тамань», но о нём я расскажу позже, когда стемнеет.

08 . После покатушек вдоль изрезанного берега, стало ясно, что белый «Форд Транзит», заметный на некоторых фотографиях и, сам того не зная, передающий масштаб, занял самую выгодную позицию для установки палатки на ночь. Но, о чудо, пока мы выкарабкивались на склоны, он уехал и мы поспешили занять еще теплое местечко.

09 . Замечательно, не так ли? Правда, локация не без изъянов и главный трабл – с выбором места для туалета.

10 . На википедии опрометчиво сообщается, что на равнинной площадке мыса разбит виноградник, но на деле имеется только несколько чахлых деревьев.

11 . И совсем недалеко от нас раскинулся один небольшой «оазис», где расположились пару ветхих сараев с ржавыми табличками, сообщающими, что сие находится во владениях Министерства Обороны, маяк и упомянутая выше вышка сотовой связи. И хотя фото уже утреннее, она по-прежнему затянута низкими облаками.

12 . В остальном же ландшафт здесь ровный как стол. Кстати, на фото редкий случай, когда перед дождем на секунду вдруг светануло так, что я даже растерялся, что бы такого сфотографировать. В кадр попались птичка, степь, деревце, кусочек Черного моря и небесная феерия.

13 . После чего небо намертво заволокло и мы занялись ставшими позже такими привычными ежевечерними делами: готовкой ужина и обустройством ночлега. Василий починял примус горелку и варил макароны, а я накачивал матрас и разливал алкоголь. Как вдруг вдалеке, за причалами строящегося порта «Тамань», маленько разгорелось.

14 . Порт «Тамань» находится в состоянии строительства, но уже открыт для международного сообщения. По проекту к 2015 году мощность порта должна составлять 30 млн тонн грузов в год - это третье место в России. Виды деятельности - перевалка грузов на экспорт. Приоритетные грузы - нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно. Вы можете в деталях посмотреть панораму порта, т.к. на обычной фотографии всего не рассмотреть. Если панорама не отображается или не открывается во весь экран, прошу ко мне на сайт .

15 . Нельзя не сказать, что местные жители и "зеленые" всерьез обеспокоены тем, что у них под боком строят такой огромный и опасный объект. В сети пишут, что под чанами с аммиаком разлом, а при строительстве были уничтожены уникальные геологические объекты - стратотипические разрезы южнорусского неогена, что не были проведены и спасательные археологические раскопки, а при возможной утечке аммиака может пострадать весть курортный регион Тамани. О том, что когда только началась эпопея с аммиачным терминалом, властями Краснодарского края поселок Волна был внезапно лишен официального курортного статуса. Ну и о том, что зерновозы разбили асфальт во всей округе. Последнее можем подтвердить я, Вася и его «Санта Фэ».

16 . Надежды на красивый рассвет тоже не оправдались и Василий, расстроенный, пошел вниз, к морю, искать интересные передние планы, а я, побоявшись не вылезти потом обратно, не осилил последние несколько метров спуска, вскарабкался обратно и предался поискам туалета ракурсов.

17 . Между делом обратил внимание, что утром бакланы летали исключительно в противоположном своему вчерашнему направлении.
Не иначе эти пташки предпочитают ночевать в Крыму (до полуострова по прямой всего 22 км), а утром возвращаются обратно.

18 . В 1896 году акционерное общество Брянского завода арендовало Керченские рудные месторождения, в этом же году началась добыча руды и у мыса Железный Рог. Работы велись кустарно, на мелководье, так как большая часть доступной руды находилась в воде. Разработка месторождения с перерывами длилась до 1932 года.

19 . Мыс формируется под воздействием водной и ветровой эрозии, в результате наступления Чёрного моря на сушу. Под воздействием ветра и дождей регулярно происходят оседания и обрушения склонов. Подходить к краю обрыва довольно рискованно. Не делайте этого.

20 . В курортный сезон, пишут, у Железного Рога ныряет много дайверов. Здесь можно увидеть останки военной техники времен Великой Отечественной войны – советский катер, мотобот, торпедные катера, расположенные севернее рифа Тузла, остатки деревянного парусного судна начала XIX века, а еще античные якоря, обломки амфор, окаменевшие остатки растений и животных.

21 . Весной-летом 1943 года здесь разгорелись самые масштабные воздушные бои Великой отечественной – сражения за господство в воздухе над Кубанским плацдармом, впоследствии названные историками «Воздушными боями над Кубанью 1943 года». На сравнительно небольшом участке фронта было сосредоточено более 2000 самолетов с обеих сторон. Выход в Закавказье предоставил бы возможность немецким подразделениям установить связь с армией Турции, дивизии которой уже стояли наготове вдоль границы с Советским Союзом. Наступление на Кавказ немцы назвали красивым именем «Эдельвейс». В 1942 году немцы заняли Таманский полуостров и дошли до Новороссийска, где были остановлены. В 1943 году их погнали обратно.

22 . Ну, а мы возвращаемся в наше время, к Василию, который наснимал фотошедевров с передним планом и ND-фильтрами и собирается теперь взять штурмом этот неприступный с виду склон.

23 . Как пел небезызвестный Дима Билан: "Я знаю точно, невозможное возможно". Действительно, вниз кем-то проторена крутая, но различимая даже на фотографии тропка, по которой, при желании, можно спуститься вниз (в моем случае, за исключением пары последних метров) и подняться обратно. Крепкие ноги вам в помощь.

24 . Ну, а мы собираем лагерь и сквозь непогоду отправляемся дальше. Не переключайтесь.

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно

На южном берегу Таманского полуострова расположена достопримечательность, которую никак нельзя пропустить всем тем, кто ищет живописную натуру для художественной фотографии и хочет отдохнуть у моря вдали от курортной суеты. На самом деле таких мест на Таманском полуострове много, но мыс под названием Железный Рог является в этом смысле наиболее выдающимся. Он врезается в Чёрное море полуостровом, площадь которого составляет пятьдесят четыре гектара, и является самым крупным на Тамани.

Мыс вытянут на расстояние почти два километра,
а его обрывистые склоны возвышаются над морем на высоту шестьдесят пять метров.

Уникальный памятник природы, где стоит побывать

Многие туристы используют мыс Железный Рог в качестве превосходной смотровой площадки, с которой можно любоваться чудесными морскими пейзажами и делать великолепные художественные фотографии. Верхняя часть мыса представляет собой достаточно ровную площадку с небольшим уклоном к западу, засаженную виноградниками. С неё открываются превосходные виды на бескрайнее море и бездонное небо. Особенно красивы морские панорамы во время восходов или закатов, когда солнце окрашивает пространство во все цвета радуги. Фантастических впечатлений добавляют многочисленные ночные огни Таманского морского порта, рассыпанные вдали. С верхней площадки мыса можно наблюдать за бесчисленными бакланами, которые сбиваясь в стаи, летят куда-то в сторону Крыма, благо, что до него всего лишь каких-то пару десятков километров. По-видимому, птицы летают туда на ночёвку, а в утренние часы возвращаются. Внизу, на юго-западном берегу мыса расположен небольшой, но очень удобный пляж.

Железо на мысе валяется буквально под ногами.

Однако не только чудесным пляжным отдыхом и великолепными природными красотами известен Железный Рог. Это памятник природы, единственное место в Краснодарском крае с естественным выходом железорудного пласта на поверхность. В этом смысле он полностью оправдывает своё название. Слой бурого железняка достигает здесь четырёх метров, под углом проходит через весь полуостров и в южной оконечности мыса выходит прямо в море. Здесь им образованы рифы, которые заметны по наличию постоянных бурунов. Пласты довольно твёрдой породы лимонита, так ещё называют бурый железняк, чередуются со слоями ракушечника и содержат порядка тридцати двух процентов железа. Сверху на мысе можно увидеть даже небольшой курган, образованный железной рудой.

Железная руда на мысе добывалось ещё эллинами.

Надо сказать, что железо в этом месте добывали с древности и вплоть до 1932 года. Добыча велась кустарным способом путём сбора на мелководных участках или на берегу кусков горной породы, отломившихся от основного слоя руды. Существует мнение, что добычей железной руды на этом мысе занимались ещё эллины. Здесь всё говорит о наличие железа. Особенно впечатляют многочисленные рыжие камни, которые покрыты густым налётом ржавчины, и представляют собой своеобразную «Курскую магнитную аномалию» в миниатюре.

Склоны мыса Железный Рог регулярно оседают и обрушаются, поэтому находиться на краю, прямо над обрывом или внизу, в зоне обвалов, рискованно.

Следует предостеречь, что формирование мыса происходит под действием эрозии. Постоянно наступающее на сушу море, сильные ветра и дожди приводят к регулярным обрушениям склонов, поэтому становиться на их края или подходить к ним вплотную снизу крайне опасно.

Место для дайверов и охотников за минералами

В целом поездка на мыс Железный Рог является увлекательным приключением, которое наполнено яркими впечатлениями и остаётся в памяти надолго.

В разгар сезона на Железный Рог приезжают многочисленные дайверы. Говорят, что на дне, чуть севернее тузлинского рифа, можно встретить затонувший советский катер, части военных судов, мотобот, обломки другой военной техники периода Великой Отечественной войны, а также парусное судно, датированное девятнадцатым веком и даже античные якоря.

Мыс Железный Рог имеет статус памятника природы с некоторыми запретами на время пребывания в его границах. На него нельзя въезжать автотранспортом, хотя на самом деле многие путешественники на внедорожниках этого требования не придерживаются и на свой страх и риск съезжают вниз, ближе к морю, рискуя не выбраться обратно по крутой и зачастую влажной грунтовой дороге склона. На мысе запрещено добывать полезные ископаемые, но при этом любоваться выходами минералов на поверхность ещё никто не запрещал. Поэтому для тех, кто увлекается минералогией, мыс Железный Рог представляет собой большой интерес. Здесь нельзя разводить костры и даже пользоваться химическими препаратами для борьбы с насекомыми.

Уникальный природный объект возле станицы Тамань – мыс Железный рог – феноменален всех отношениях, и по сложной, редкой географии, и благодаря широким возможностям отдыха и туризма. Он малоизвестен среди путешественников, что придает ему особое очарование.

Где находится Железный рог на карте?

Карта Таманского полуострова показывает его нам в южной части, ближайшие хутора и селения – Волна, Таманский и Артюшенко. Неподалеку также обустроен порт «Тамань», раскинулось озеро Соленое.

Географические особенности

Железный рог – наибольший на юге Таманского полуострова мыс. Он растянулся на 1,3 км вдоль кромки Черного моря, имеет высоту 65 м над уровнем воды, являет собой редкостное образование: здесь на поверхность выходит железная руда, благодаря чему его можно считать исключительным по геологическому строению. Тут видны целые пласты обнаженного бурого железняка – крепкой горной породы с тонкими жилками ракушечника.

В этом виде рудного ресурса содержится 32% железа. Как следствие, с 1896 по 1932 гг. его здесь добывали, но очень простым, кустарным методом – рабочие возле берега собирали отломившиеся куски породы для их дальнейшей обработки. Сегодня мощность не подверженного размыву пласта минерала составляет 4 м.

В 1984 г. Железному рогу был присвоен статус памятника природы регионального значения. Площадь особо охраняемой территории – 19,3 га. Ландшафт формируется под регулярным воздействием на него ветра и воды со стороны моря: склоны постоянно обрушиваются и оседают, так что находиться возле края обрыва опасно. Верхняя терраса мыса ровная, с небольшим уклоном на запад. Площадка частично засажена виноградниками, а остальная ее часть поросла невысокой травой – это очень удобное место для разбивки лагеря, небольшого пикника или ночевки в палатке.


Второе название мыса – Кишла. Сейчас его практически не услышать, так как оно устарело и в большей мере теперь относится к рифу, отходящему от выступа в море. На самом деле подобных уголков на полуострове достаточно, но по красоте открывающихся панорам и уникальной географии выделяется именно тот, что находится близ ст. Тамань. Железный рог нельзя назвать очень популярным. Он завораживает спокойной, тихой обстановкой, подойдет тем, кто хочет отдохнуть душой и телом вдали от шумных курортных зон и переполненных пляжей, набережных.

Отдых на Тамани – в районе мыса

    Железный блеск - Гематит «кровавик» Разновидность гематита красная стеклянная голова. Мичиган, (США) Формула Fe2O3 Сингония Тригональная Цвет Металлический серый, до коричнево красного … Википедия

    Родина (шахта, Кривой Рог) - У этого термина существуют и другие значения, см. Родина (значения). Строительство ш. «Родина». 1970 г … Википедия

    Тамань (порт) - Координаты: 45°07′30″ с. ш. 36°41′00″ в. д. / 45.125° с. ш. 36.683333° в. д. … Википедия

    Меч - Меч один из самых почитаемых предметов древности. Не располагая сведениями о том, как он был изобретен, рассмотрим здесь первые средневековые формы меча и их последующие трансформации. Меч (нем. Schwert) вид холодного оружия с… … Энциклопедия средневекового оружия

    НАРОГАТИТЬ - НАРОГАТИТЬ, нарогулить что, приставить рог, рожон или рогулю. Нарог? муж., ниж. мак. стрела, пускаемая с лука. | зап. сошник, лемех. Нарожник муж. доска, накладка на рога бодливой корове. | Железный рог, рожон, на деревянные вила; оковка на… … Толковый словарь Даля

    СВАЯ - жен. огромный кол, палисада, заостренное и иногда окованное с острия в башмак бревно, забиваемое в землю, как пал, каба или кава, для причалки судов и пр. или для ограды, частоколом, или под основанье здания, кладки, стройки и пр. Шпунтовые сваи … Толковый словарь Даля

    меч - а; м. 1. Старинное холодное оружие в виде обоюдоострого длинного прямого ножа с рукояткой. Широкий меч. Взмахнуть, рубить мечом. Ножны меча. 2. Высок. О том, кто или что карает, наказывает кого л. Меч правосудия. Меч закона. Карающий меч. ◊… … Энциклопедический словарь

Мыс Железный Рог - самый крупный (в основании 1,3 км) и высокий (65 м) мыс на южном берегу Таманского полуострова. Он вдается в Черное море небольшим полуостровом, как бы оттягивая к югу прилежащие берега.
С геологическим строением его можно познакомиться на прекрасном обнажении восточного обрывистого берега. Привлекает внимание пласт бурого железняка мощностью 3,5 - 4 м, под небольшим углом наклона, пересекающий обрыв и уходящий у южной точки мыса в море, где он образует рифы, хорошо заметные по бурунам. Именно выходом пласта бурого железняка, трудно поддающегося размыву, и объясняется происхождение мыса. Здесь же обнажаются глины и небольшие по мощности пропластки полупрозрачного гипса. Эти отложения киммерийского яруса неогена известны в литературе под названием «рудные слои». Они подстилаются светлосерыми глинами с прослоями мергеля и глинистых ракушников, причем переход от подрудных слоев к рудным происходит постепенно. По наличию многочисленных раковин моллюсков, главным образом кардид, заключенных в подрудных слоях, возраст их определяется как понтический. Отсюда можно сделать вывод, что понтичсское море, пришедшее на смену мэотическому, постепенно мелело, заполнялось глинистыми осадками и в киммерийскую эпоху превратилось в мелководные бассейны, в которых произошло отложение лимонита, по мнению некоторых ученых, в связи с жизнедеятельностью бактерий.
В течение нескольких десятилетий конца прошлого и начала нашего века (до 1932 г.) руда добывалась кустарным способом - путем простого сбора на мелководье отломившихся плит.
Пласты бурого железняка представляют или крепкую ноздреватую, или рыхлую глинистую породу с прослоями ракушняка, сцементированного железистым цементом: Лимонит Железного Рога содержит в среднем 32% железа. При проведении лабораторией аэрометодов аэросъемочных работ на южном побережье Таманского полуострова были установлены признаки пластов бурого железняка на морском дне и прослежены эти выходы на протяжении 45 км.
Берега Железного Рога, несмотря на сравнительно небольшую протяженность, едва достигающую 2 км, сильно разнятся морфологией. На востоке берег поднимается почти вертикальной стеной, оживляемой причудливыми колоннами бортового отпора и шлейфом мелкообломочной осыпи у подножия. На западе и частично на юге большая крутизна сохраняется, но склоны осложнены узкими площадками оползневых террас и вертикальными стенками отрыва, наиболее четко выраженными в верхней части берега. Волноприбойная ниша развита только в южной части мыса. Ее длина в октябре 1978 года достигала 30 м, глубина - 1 м. У юго-западного поворота берега образован небольшой пляж. Равнинная верхняя площадка мыса имеет легкий наклон на запад. Она занята виноградниками и осложнена только небольшим курганом из руды, сохранившимся, вероятно, еще со времен разработки месторождения.
Перечисленные выше особенности позволяют отнести мыс Железный Рог к редким природным образованиям Краснодарского края, ибо только здесь можно видеть выход железной руды на дневную поверхность.