Достопримечательность Мюнхена: кафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Фрауэнкирхе). Церковь Frauenkirche (Дрезден)

За мюнхенской русской православной общиной стоит долгая история. Речь не только о 1000-летней традиции со времен Крещения Руси, которое приход отметил выставкой и докладами, но и о традиции собственно мюнхенской.
Когда в 1798 году в Мюнхене на Ottostraße открылось русское посольство, то там, конечно, должна была быть по обычаю устроена часовня для проведения богослужений. Но если об этом ничего не известно, то исторически засвидетельствовано, что сотрудники посольства и их родственники, начиная с 1832 года посещали храм Salvatorkirche в центре города, который обслуживался греческим клиром. Это касается и Федора Ивановича Тютчева (1803-1873), поэта и дипломата, который в Сальваторкирхе венчался и крестил всех своих пятерых детей. В годы 1867-1881 существовала домовая церковь графа Адлерберга. После переезда семьи на озеро Тегернзее ее переместили туда. Эта домовая церковь была посвящена Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Ее походный иконостас был подарком царя Александра II, дружившего с семьей Адлербергов. Иконостас и литургические сосуды были взяты царем из его финской дачи.

Когда, спустя четыре года после революции, в 1921 году в Мюнхене образовалась община Свят. Николая, ей предоставили этот иконостас во временное пользование, а в 1942 году потомки Адлербергов (которые уже не были православными) подарили иконостас вместе с богослужебными сосудами и священническими облачениями мюнхенскому приходу. Сохранившиеся части иконостаса сейчас находятся в алтаре православной женской обители в Бухендорфе под Мюнхеном.
Временная община Свят. Николая официально была основана в 1922 году. Каждые две недели совершались воскресные богослужения в зале Матильденштифт (Mathildenstr. 5). Священники приезжали издалека, иногда даже из Польши, как иеромонах Филофей, ставший впоследствии архиепископом Берлинским и Германским. С 1937 по 1971 год о мюнхенском приходе заботился о. Андрей Ловчий, в монашестве Александр. В 1942 ему был присвоен сан игумена, а в 1943 году он был возведен в сан архимандрита.

1943 год был знаменательным: Арестовали группу студенческого сопротивления «Белая Роза» („Weiße Rose“). Какова ее связь с приходом в Мюнхене? Один из двух ее основателей, Александр Шморель (Alexander Schmorell), был другом Ханса Шолля (Hans Scholl) и одновременно с последним пребывал в России в 1942 году, когда служил в составе немецкой армии санитаром. А. Шморель родился в 1917 году в Оренбурге и был сыном немецкого врача и русской, дочери православного священника. Прибыл он в Мюнхен в 1921 году, и рос в мюнхенском православном приходе. В 1937-м он окончил в Мюнхене гимназию. У Александра было живое отношение к приходу. Протоколы допросов в гестапо и его письма из тюремной камеры смертников свидетельствуют о том, что его деятельность в сопротивлении основывалась на его православных убеждениях и любви к России. О. Александр Ловчий исповедовал его в тюрьме Штадельхайм,13 июля 1943 года, в самый день казни. День спустя, после того, как Шморель был обезглавлен, тот же о. Александр отпевал его в присутствии лишь нескольких членов семьи на кладбище «Ам Перлахер форст» (Am Perlacher Forst), находящемся рядом с тюрьмой. Он похоронен вблизи от других казненных участников «Белой Розы».
По южной границе этого кладбища проходит улица Линкольна (Lincolnstraße), на которой в наши дни и обосновался описываемый мюнхенский приход.
Приход, у которого несколько десятилетий не было постоянного адреса, приобрел в собственность здание храма в 1993 году – через 50 лет после казни Александра Шмореля, которого почитают мучеником наряду с Новомучениками Российскими.
С 1941 года богослужения совершались в бараке на Деннингерштрассе (Denningerstraße 5), принадлежавшем Евангелической церкви, но не использовавшемся. Поначалу не было возможности проводить службы еженедельно, но к августу 1942 г. игумен Александр Ловчий был переведен в Мюнхен. С этого момента совершались все воскресные и праздничные богослужения. По документам в 1942 году в Мюнхене насчитывалось 636 зарегистрированных прихожан. Это значит, что на самом деле их было существенно больше: далеко не все прихожане вносят свои фамилии в списки.
Приходская была активной: работала школа, существовали сестричество и миссионерский комитет, регулярно (в течение двадцати лет) выпускался «Воскресный листок». Вплоть до окончания войны приход (совместно с берлинским миссионерским комитетом) брал на себя духовную опеку военнопленных и так называемых «остовцев» («восточных рабочих»): печатались иконы, Евангелия и молитвословы, была организована штамповка алюминиевых крестиков. И все это – в условиях военного времени: мюнхенцам приходилось обращаться к главе Германской епархии митрополиту Серафиму (Ляде) в Берлин с просьбой прислать вина и муки для Божественной Литургии.
После того как немецкие войска заняли Грецию, Сальваторкирхе была закрыта. Баварское министерство культуры очевидно было недовольно тем, что православные лишились богослужебного места. Проведение богослужений в Сальваторкирхе было предложено Германской епархии Русской Зарубежной Церкви, за которой еще в 1936 году был закреплен статус «корпорации публичных прав». Благодаря этому храм был опять открыт 22 мая 1943 г. (и в феврале 1946 года официально возвращен грекам).
В военное время в Мюнхене служило три священника. Оба богослужебных места (Деннингерштрассе и Сальваторкирхе) были переполнены. Молились тысячи верующих. В понедельник православной Страстной седмицы, 30 апреля 1945 года, Мюнхен был освобожден. В ночь с 5 на 6 мая 1945 года православное пасхальное богослужение глубоко впечатлило кардинала Фаульхабера. Живя рядом с Сальваторкирхе, он из своего окна наблюдал за крестным ходом и слушал пение большого хора.
Сразу после окончания войны приход, действующий в двух храмах, окормляли 8 священников. Всего в Мюнхене насчитывалось 14 общин. Большинство из них были организованы в лагерях беженцев («ди-пи», displaced persons). В августе 1946 года в Мюнхене, напротив замка Блутенбург (Blutenburg), обосновался мужской монастырь преп. Иова Почаевского. С 1946 по 1950 год здесь же в Мюнхене на Донауштрассе находился и Синод Русской Зарубежной Церкви (Donaustr. – в наше время здание принадлежит австрийскому консульству).
В феврале 1946 года Свято-Николаевскому приходу согласно его прошению были выделены бывшие торговые помещения рядом с Сальваторкирхе. Сегодня это «Дом литературы». До войны в этих помещениях была американская церковь и библиотека, но их во время войны закрыли, а потом здание было повреждено налетами. Помещения пришлось основательно перестраивать. 22 мая 1947 года – опять в праздник перенесения мощей Святителя Николая из Мир-Ликийских в Бари (1187 г.) – Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, Митрополит Анастасий (Грибановский), торжественно освятил храм при сослужении Митрополита Серафима (Ляде), и рукоположенного во епископы Александра Ловчего, а также 12-и священнослужителей. И все же приход рассматривал это место лишь как временное пристанище, ведь уже в 1943 году начали думать о строительстве собственного храма… Но денежная реформа разрушила эти планы. А кроме того вышла проблема обеспечения верующих священнослужителями.
Барачную церковь на Деннингерштрассе пришлось в октябре 1949 года вернуть протестантам. В последующие 1950-е годы происходил массовый исход беженцев в разные страны Южной и Северной Америки и в Австралию. По мере убывания людей Свято-Николаевский приход на Сальваторплац в центре Мюнхена начал приобретать большее значение. В мае 1952 года епископ Александр стал главой Германской епархии. 22 мая 1952 он был возведен в чин архиепископа Берлинского и Германского, а храм его получил статус Кафедрального собора.
Уже в 1957 году было ясно, что город Мюнхен стремится к расторжению арендного договора с общиной. Но было достигнуто соглашение, что сперва приход подыщет для себя новое помещение, а городское управление согласилось взять на себя расходы по переезду. Поиски оказались трудными. Но и стремлению города превратить церковь в музей мод, русские люди, видевшие в СССР превращение храмов в музеи, действительно не очень-то радовались. Возникали все новые варианты, которые по разным причинам отпадали. Не переехали в разбомбленную церковь на Даменштифтштрассе (Damenstiftstr.), не переехали в старо-католическую церковь на Блуменштрассе (Blumenstr. – там сейчас обосновался румынский православный приход), до начала 1980-х годов велись переговоры под руководством нового епископа Павла (Павлова), а затем и епископа Марка (Арндта) об участке напротив северного кладбища на Унгерер Штрассе (Ungerer Str. – сегодня там стоит греческий храм). Наконец разрушился план расширения Интеримскирхе в Лайме (Interimskirche, Agnes-Bernauer-Str.), находящейся под охраной города как памятник старины, и переезда туда. Хотя соглашение об этом было достигнуто в 1988 году, договор, уже готовый к подписи, исчез в ящике стола одного городского парламентария, а в газете опубликовали заметку о том, что жители района Мюнхен-Лайм не желают у себя «иноприродной общины». После выборов, изменивших политический ландшафт, об этом проекте уже не было речи, а Интеримскирхе превратилась в клуб.
В 1970-е годы были заменены иконы в уже ранее обновленном иконостасе и вообще в храме вместо масляной живописи воцарилась иконография в древнерусском стиле. Продолжая строить планы на будущее, основали строительную комиссию и начали широкий сбор средств на строительство.
В ноябре 1981 года Русская Зарубежная Церковь прославила Новомучеников Российских, отдавших жизнь свою за Христа (Московский Патриархат провел аналогичную канонизацию в 2000 году), и было решено посвятить новый храм в Мюнхене российским святым Новомученикам. После неудачи с планами постройки в Лайме владыка Марк решил проводить регулярные молебны Богородице и свв. Новомученикам. Кроме того приход посещал могилу мученически убиенного Александра Шмореля. Его дело не нашлось в открывшемся после объединения Германии архиве штази среди дел гестапо по «Белой Розе». Где оно могло быть, оставалось загадкой.
Между тем выяснилось, что американцы будут резко сокращать присутствие своих войск в Германии. Русская община уже обратила внимание на американскую церковь в экстерриториальном военном поселке, которая была местом молитвы для всех признанных в американской армии религий. Здание еще использовалось таким образом, когда Свято-Николаевскому приходу удалось получить разрешение проводить там молебны. Однако сопряженные с этим надежды не оправдались, поскольку все освобождающееся имущество американской армии было передано в собственность министерства финансов федерации (Bundesvermögensamt, BVA). Потребовались новые длительные переговоры с новыми партнерами. А в городском управлении Мюнхена тем временем развивали новые планы по поводу помещений на Салваторплац и теперь подчеркивали, что арендный договор вполне может быть окончательно расторгнут после 50 лет. Было ясно: время не ждет.
В начале 1990-х годов были открыты секретные архивы, вывезенные из Германии в Москву после Второй мировой войны. В 1993 году немецкий историк случайно обнаружил в бывшем «Особом архиве» дело А. Шмореля.
Одновременно с этим переговоры по поводу храма, который между тем использовался в частности для съемок кино, приняли положительный оборот и в декабре 1993 года был подписан договор о покупке храма с участком. Тогда же выяснилось, что на кладбище «Ам Перлахер Форст» покоятся почти 500 русских военнопленных и «остовцев». Массовое захоронение времен Второй мировой войны, как и могила Александра Шмореля, находится в непосредственной близости к храму. В этом соседстве приход видит промысел Божий.
Храм с участком обошелся приходу и епархии почти в миллион немецких марок. Но на этом расходы не закончились. Требовалась значительная перестройка здания. Окна церкви можно было отнести к романскому стилю, а свод перед алтарем – к американизированной готике. В целом же строение напоминало помесь базилики с заводским цехом.
В первую очередь был воздвигнут православный осьмиконечный крест над башенкой над главным входом, которая хотя и имела вид колоколенки, но была пуста – до колоколов еще было далеко.
6 февраля 1994, в храмовый праздник свв. Новомучеников и исповедников Российских, в алтарной стене был укреплен мемориальный камень. Так началась перестройка. Работы выполнялись не только строительными фирмами, но и самими прихожанами. Всю перепланировку разработали три архитектора, тесно связанные с мюнхенским приходом.
На первом этапе переустройства внутренний вид помещения был приведен в максимально возможное соответствие с требованиями русской православной архитектуры: диагональные стропила были скрыты в вертикальных колоннах; установлен резной буковый иконостас; поднят пол в алтаре, а перед иконостасом возведен трехступенчатый амвон из рыжего камня… Зал рядом с храмом тоже нуждался в перестройке – но наконец у общины появился такой зал! Были устроены дополнительные помещения, столь необходимые приходу: среди прочего – классы для обучения детей Закону Божию, которое до тех пор приходилось проводить в монастыре преп. Иова.
Но внешне церковь первое время не изменялась – лишь продолговатые романские окна были на треть укорочены снизу. Шла разработка планов, проводились эксперименты с моделью храма – так вскоре уяснилась и концепция внешнего вида храма. (По сравнению с этими планами сегодня не хватает еще двух куполов).
К Троице, 12 июня 1994 года, Свято-Николаевский приход переехал. Торжественно были перенесены иконы верующими, а престол священнослужителями. Транспортировка осуществлялась городским автобусом: город, придерживаясь давнего соглашения, в значительной степени взял на себя расходы по переезду. Теперь приход принял имя «Кафедрального собора свв. Новомучеников и исповедников Российских».
Однако отказываться от своего покровителя, Святителя Николая, никто не хотел. Решили в северной пристройке поставить второй престол, посвященный ему. Этот малый храм подходил бы для немноголюдных богослужений в будни, особенно во время Великого поста. Предстояло устранить северную стену, чтобы расширить помещение на 1,70 м, построить апсиду вокруг алтаря и добавить расширенный вход в псковском стиле. Этот второй этап строительства был начат 4 декабря 1995 г. Одновременно на южной стороне храма были созданы дополнительные помещения и соответствующие стилю входы в зал, а также расширена кухня.
В Прощеное воскресенье, к началу Великого поста, было совершено малое освящение придела Святителя Николая. Двумя днями ранее был завершен резной дубовый иконостас, в который позже вставлялись, по мере их написания, большие иконы. В среду Страстной седмицы 1998 года на крыше придела установили большой купол с позолоченным крестом. Все освящения совершал правящий архиерей Германской епархии, архиепископ Марк. Уже в 2000 году весь придел украшала стенная роспись с мотивами из жития свят. Николая и акафиста Пресв. Богородице.
И при возведении придела, и еще больше при постройке звонницы с главным входом и папертью на стройке трудились православные мюнхенцы и их родственники. В бывшую надвратную башенку вставили винтовую лестницу, и она превратилась в выход к колоколам. Звонница, которая вместе с крестом возвышается на 25 м, ныне определяет внешний вид храма. Когда звонница была отштукатурена, члены прихода украсили стены храма арочными нишами, покрыли штукатуркой и покрасили тогда еще желтую церковь в белый цвет. На Пасху 2001 года она стояла среди зелени берез как невеста. С тех пор храм со звонницей, приделом и входами в зал составляет единое архитектурное целое Псковского стиля, наподобие двух других новопостроенных русских церквей в Германии – в Гамбурге и Франкфурте-на-Майне.
Но не хватало, кроме недостающего до сего дня центрального купола, колоколов. Еще тогда, когда заканчивалась кирпичная кладка звонницы, как некое чудо предподнесено было пожертвование на все колокола. 13 колоколов были отлиты братьями Шуваловыми в собственной мастерской в Романо-Борисоглебске под Ярославлем. Самый большой из них "Тихон", в честь ново-священноисповедника Патриарха Тихона, весит 100 пудов (1760 кг, диаметр 174 см). 1 декабря 2001 года колокола были торжественно освящены, подняты краном и укреплены на своих местах между колоннами двух верхних этажей звонницы. Звонят в колокола по русской традиции звонари и звонарки, и тогда по поселку разливается согласно уставу либо постный, либо праздничный звон.22 мая 2005 г. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, митрополит Лавр, в сослужении пяти архиереев и двавдцати священников освятил престол придела и весь придел великим освящением. В грядущие годы предполагается роспись большого храма, а затем и ее освящение.
29 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил мюнхенский Кафедральный собор. Из-за гонений на Церковь и подавления церковной жизни в СССР рассеянная по всему миру русская церковная диаспора почти девять десятилетий жила без официальной связи с Московским Патриархатом. Это положение, навязанное жестокими обстоятельствами и их последствиями, окончилось, когда Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр подписали 17 мая 2007 года в Москве "Акт о каноническом общении". Мюнхенский Кафедральный Собор стал первым храмом Русской Зарубежной Церкви, в котором совершил богослужение Святейший Патриарх Московский.
Настоятель Кафедрального собора – Берлинский и Германский архиепископ Марк. Кроме него сегодня в соборе служат два священника и два дьякона. При этом священнослужители выезжают на другие приходы в округе. В свою очередь многие верующие приезжают в Собор из области радиусом в 60 км и более.
Богослужения совершаются во все воскресные дни и праздники, большие и малые. В среднем при Соборе в год совершается около ста крещений, 15-20 венчаний и стольких же отпеваний. На воскресные богослужения собирается около 250 верующих, а на Пасху – больше тысячи. Главный язык – церковнославянский. Апостол и Евангелие читаются также и по-немецки. В среду совершается вечерня по-немецки, а ежемесячно и ранняя Божественная Литургия в приделе, на которой поет хор из православных немцев.
В приходской школе дети учатся и русскому, и церковно-славянскому языку. Программа включает также русскую историю и литературу. Закон Божий преподается с первого класса и на гимназическом уровне до абитура согласно программе, одобренной Баварским министерством культуры. Это значит, что оценки, полученные в приходской школе, заносятся в школьные табели. К 2008 году в приходской школе насчитывается 134 ученика. Создан детский хор, который порой поет часть богослужения, а иногда полностью всенощную или Литургию. После праздничных и воскресных Литургий следует трапеза в зале. Вечером в среду проводятся беседы о вере, катехизация (Закон Божий для взрослых). Организуются доклады. Ежегодно в конце декабря проводится "Православный съезд" – открытый семинар, на который собираются около ста человек из разных приходов Германии. Эта традиция родилась в 1981 году. До 1993 года, пока приход не обосновался на Линкольнштрассе, съезд проводился в монастыре преп. Иова в Мюнхен-Оберменцинге. Также с 1981 года в сотрудничестве с монастырем выпускается журнал "Вестник Германской епархии". Каждый номер выходит в двух изданиях – по-русски и по-немецки.
С притоком новых верующих в 1990-е годы приход перестал занимать исключительное, едва ли не монопольное положение, существовавшее в 1970-1980-х. В сегодняшнем Мюнхене и округе - не только ряд русских православных приходов, но даже два русских монастыря. Приход Кафедрального собора остается при этом крупнейшим.
Вообще в Мюнхене теперь опять 14 православных приходов: если причислить к русским греческие, румынские, сербский, болгарский и грузинский, тогда достигается снова то число приходов, которое имелось после Второй мировой войны. На праздник "Торжества Православия" в феврале 2008 года в мюнхенском русском Кафедральном соборе на певческую встречу собралось 11 православных мюнхенских хоров. В мае 2008 года соборный приход активно участвовал в праздновании 850-летия города Мюнхена. Сотрудничество с Богословским православным институтом мюнхенского университета также хорошо развивается.
Кафедральный собор свв. Новомучеников и исповедников Российских и Святителя Николая сегодня – живая часть не только православной и русской жизни в Мюнхене, но и мюнхенской жизни вообще.

«Вестник Германской Епархии», № 4, 1993; Александр Шморель, Протоколы допросов в гестапо, февраль-март 1943 г., РГВА Ф. 1361 К. Оп. I, Д. 8808.
Данная статья написана на основе материалов "Вестника", и особенно в своей исторической части на основе исследований Г. Зайде (см. "Вестник", №№ 3, 4, 5, 1991 г.).

Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, также называемый Фрауэнкирхе (Frauenkirche), является одним из символов Мюнхена, а также самым высоким храмом города (99 метров). На собрании городских властей в 2004 году было принято решение запретить строительство зданий выше него.

Собор располагается неподалеку от площади Мариенплатц. История постройки имеет непосредственное отношение к монархической династии Виттельсбахов. Собор, помимо прямого назначения, должен был использоваться правителями Баварии как фамильный склеп.

Интерьер собора удивляет тем, что он выполнен в светлых тонах: обычно в средневековых готических храмах царит более мрачная атмосфера. Сквозь цветные витражи с изображениями святых льется дневной свет. 22 колонны держат свод здания. Когда стоишь у входа, окон из-за за колон почти не видно и кажется, будто свет струится из ниоткуда. Все это создает неожиданное ощущение простора и легкости. Внутри внимание привлекает надгробный памятник императору Священной Римской империи Людвигу IV Баварскому. Он украшен символикой династии и скульптурами коленопреклоненных рыцарей. Также стоит обратить внимание на украшенную барочной лепниной арку Бенно в центральном нефе у хоров. Имя этого святого также носит фонтан напротив входного портала. В том же стиле оформлен главный алтарь, расписанный изображением вознесения Девы Марии.

В одной из плиток каменного пола прямо у входа в собор имеется отпечаток ступни. С ним связано несколько легенд. Считается, что след оставил сам дьявол, пробравшийся в церковь в день окончания строительства. Не увидев окон, он расхохотался и ударил ногой. По другому преданию, архитектор заключил с нечистым договор о том, что тот поможет ему строить здание в обмен на душу первого прихожанина. В день завершения отказался выполнять условие, указав на отсутствие окон. Дьявол топнул от злости.

На обзорную площадку Южной башни можно подняться на лифте, однако до лифта придется пройти по лестнице. Проход на башню осуществляется с 1 апреля по 31 октября. В католические праздники в соборе проводятся богослужения.

Фотографии Фрауэнкирхе




Время работы: с субботы по среду с 7.00 до 19.00, в четверг с 7.00 до 20.30, в пятницу - с 7.00 до 18.00. Стоимость билетов: вход в собор бесплатный. Подъем на башню стоит 3 евро для взрослых, для детей – 1,5 евро. Как добраться: рядом находится станция метро Marienplatz. Адрес: Frauenplatz 12, 80331 München, Германия Сайт.

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) — самый высокий собор в МюнхенеВ 2004 году на референдуме было принято решение, запрещающее строительство в городе зданий выше 99 метров. Почему именно 99 метров? Да потому, что такова высота самого высокого собора и символа города - Собора св. Богородицы , или, как его чаще называют, Фрауэнкирхе . На момент окончания строительства (в 1525 году) в соборе могло поместиться 20 тысяч человек, в то время как население Мюнхена составляло лишь 13 тысяч. Конечно, размеры Фрауэнкирхе поражают и сейчас, а о том, какое впечатление произвела церковь на своих современников, легко догадаться.




Фрауенкирхе - это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика - это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы - «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.

"Здесь как-то голо!", - испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует - женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.

Но еще более знаменитой церковь стала благодаря следу дьявола на полу собора. Легенда объясняет это договором между сатаной и архитектором, при котором последний должен построить храм без окон, который должен всегда быть освещен, и тогда дьявол не будет вмешиваться в его работу. Когда строительство было окончено, архитектор показал храм, в котором не было ни единого окна, и в то же время был светел, как днем. Дьявол рассердился и топнул ногой, после чего на полу собора остался след от его правой ноги.

Считается, что если наступить на этот отпечаток во время пребывания во Фрауэнкирхе, то весь последующий год будет на удивление удачным.

Вообще-то легенд было сразу две. По первой легенде, когда собор был построен, но не освящен, слонялся в этих местах сам Дьявол. За каким-то чертом, простите за тавтологию, занесло его в церковь. Зашел он в притвор - а там, если посмотреть на фотографию, есть место такое, где окна скрыты колоннами - и стал хохотать над незадачливыми строителями, которые так облажались, соорудив храм без окон. Ржал Сатана и ногой притоптывал. Так появился след черной пятки. Когда церковь освятили, стал туда валить народ. Сатана заинтересовался, снова прискакал, да увидел, что окна у церкви таки имеются, да еще какие! Рассвирепел демон, обратился ураганом и попробовал снести собор. Но силенок адовых не хватило. С тех пор все не унимается дьявол и иногда закручивается смерч возле ворот, да тщетно.

По второй легенде заключил Дьявол с архитектором церкви Гангхофером пакт. Со стороны Сатаны обещалась всяческая помощь в постройке здания, архитектор в свою очередь пообещал душу первого человека, который войдет в церковь. После завершения строительства хитроумный архитектор привел Сатану на то самое место в притворе и упрекнул "партнера", что он, дескать, натурально лоханулся и построил церковь без окон, и что хрен он получит, а не душу. Сатана распсиховался и коптыцем топ! Но поздняк метаться, контракт расторгнут!

Само кирпичное здание, построенное в стиле поздней готики, более ста метров в длину, 40 метров в ширину и почти 37 метров в высоту. По размерам почти, как дачка Шойгу, но скромнее, конечно. Интерьер церкви не создает впечатления бесконечного пространства, скрываемое 22 шестиугольными колоннами:

Интерьер очень аскетичен, но светел и легок, чего не ожидаешь от готических церквей.

Витражи показывают прихожанину различные сценки из жизни девы Марии:

Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм - это не балаган, - говорит церемониарий Антон Хеклер. - Месса во Фрауенкирхе - пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?

По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100-200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15-20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она - символ герцогской власти.

Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», - улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.

Главный орган в западной эмпоре. Построен в 1994-м году. Выглядит модерново:

Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра - любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.

Кенотаф (символическая могила без останков) Императора Баварского Людвига. Останки императора находятся здесь же в крипте церкви:

Кенотаф построен в 1622-м году по заказу герцога Альбрехта четвертого. Во главе ансамбля находится бронзовая статуя самого Альбрехта, из чего становится ясно, что Альбрехт энтот не такой уж и ровный пацан с уважухой к старшакам, а просто самовлюбленный эгоист, торгующий своей образиной на могиле авторитетного пацана в законе Людвига:

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) - крупнейший кафедральный собор Мюнхена, усыпальница династии Виттельсбахов и современный туристический символ баварской столицы. Необходимо уточнить, что название «Фрауэнкирхе» является простонародным, тогда как официально именуется Собор Пресвятой Девы Марии (Dom zu Unserer Lieben Frau).

Содержание
содержание:

Фрауэнкирхе представляет собой классический образец бескомпромиссной и холодной готики. Фрауэнкирхе - это величие пространства, строгость линий и суровый аскетизм. Удивительным является тот факт, что изначально собор был рассчитан на 20 000 прихожан, хотя в период постройки население города составляло всего лишь 10-15 тысяч человек. В наше время внутри установлены сидячие места для 4 000 верующих, хотя на воскресные службы собирается не более 200-300 посетителей.

Началом строительства Фрауэнкирхе является 1468 год. Основная часть сооружения была готова уже через 20 лет, что для того времени являлось рекордно быстрым сроком. Однако затем работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. Недостроенными оставались две башни-колокольни. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы собрать необходимые денежные средства. Окончательное строительство Фрауэнкирхе завершили в 1525. Длительное время столб северной башни являлся ориентиром и точкой отсчёта для всех территориальных замеров Баварии (например, при определении земельных участков).

Несмотря на внушительные размеры собора, которые составляют 109×40 метров, внутреннее пространство достопримечательности не производит ошеломляющего впечатления. Визуально помещение уменьшается за счёт двух рядов восьмиугольных колонн, удерживающих соборную крышу. Для готических сооружений подобных размеров такое архитектурное решение абсолютно не свойственно, ведь опорные колонны всегда находились снаружи. Также не свойственным является и строительный материал - кирпич, а не камень. Последний факт объясняется отсутствием поблизости Мюнхена каменоломни, способной удовлетворить столь масштабное строительство.

От других готических построек Фрауэнкирхе отличают и купола. Согласно первоначальному проекту, венчать две 99-метровые башни-колокольни должны были заостренные шпили, схожие с теми, что украшают Кёльнский собор, однако под влиянием зарождающегося стиля Возрождения от готических архитектурных идей отказались. За основу взяли купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме, которые, в свою очередь, были скопированы с византийских храмов. Купола Фрауэнкирхе стали ярким контрастом общей архитектурной стилистики, и до сих пор неоднозначно воспринимаются жителями Мюнхена. В наше время в городе запрещено строить здания и сооружения превышающие по высоте выше башни Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе - символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац . Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

И один из важнейших центров европейского туризма, известный огромным количеством достопримечательностей, среди которых в первую очередь выделяются соборы и церкви, музеи и картинные галереи, дворцы и парки. Предлагаем Вашему вниманию краткий обзор всех самых выдающихся туристических мест для посещения.

Со времен основания Мюнхена в 1158 году центром города является площадь Мариенплац (Marienplatz), на которой расположены новая и старая ратуши, мраморная колонна с позолоченной скульптурой Девы Марии (Mariensäule), покровительницы Баварии, Рыбий фонтан (Fischbrunnen), универмаги и магазины.

Старая ратуша (Altes Rathaus)

Первое упоминание о старой ратуше (Altes Rathaus) датируется 1310 годом, с тех пор она несколько раз перестраивалась в различных архитектурных стилях в соответствии с веяниями времени. В настоящее время в башне здания, реконструированного в готическом стиле, находится музей игрушек (Spielzeugmuseum), где можно увидеть модели железных дорог, плюшевых зверей, кукол, кукольных домов и многое другое. Создатель музея – Иван Штайгер (род. 26 января 1939 года), чешско-немецкий карикатурист, художник, иллюстратор, автор и режиссер.


Новая ратуша (Neues Rathaus)

По причине недостатка помещений в старой ратуше было принято решение выстроить новую (Neues Rathaus), где и сейчас трудятся обер-бургомистр, члены городского совета и городского управления. Строительство неоготического здания началось в 1867 году, а последняя реконструкция прошла в конце 1990-х годов. Фасад длиной почти 100 м богато украшен орнаментом и скульптурами, с 85 метровой башни, оснащенной лифтом, туристам открывается великолепный вид на город. Но больше всего гостей Мюнхена привлекают куранты (Glockenspiel) новой ратуши. Ежедневно в 11 и 12 часов, а с марта по октябрь и в 17 часов, во время боя часов разыгрывается целое представление с участием механических фигур, повествующих об исторических событиях и обычаях города.


Собор Пресвятой Девы Марии или Фрауэнкирхе (Dom zu Unserer Lieben Frau, Frauenkirche)

Одним из главных символов Мюнхена является Собор Пресвятой Девы Марии, часто называемый просто Фрауэнкирхе (Dom zu Unserer Lieben Frau, Frauenkirche). Обе башни высотой почти 99 метров видны практически из любой точки города. Строительство началось 9 февраля 1468 года на месте старой церкви, уже не способной вмещать большое количество верующих. Новая церковь первоначально была рассчитана на 20000 прихожан, но сейчас здесь, сидя на установленных позднее лавках, одновременно помещаются 4000 человек. Собор выкрашен изнутри в приятные светлые тона, в нем находятся картины, памятники, крипта. Снаружи собор поражает своей величественностью, монументальностью, притом что основное строительство было завершено уже через 20 лет, что, несомненно, очень мало для того времени и подобных масштабов.


Церковь Святого Петра (Sankt-Peter-Kirche)

Старейшей приходской церковью Мюнхена является церковь Святого Петра (Sankt-Peter-Kirche), строительство которой началось ещё в XI веке. Со смотровой площадки башни, в народе прозванной Старина Петр (Alter Peter) и расположенной на высоте 56 м, в ясную погоду открывается чудесный вид на 100 км вдаль. Известный баварский комик, автор и куплетист Карл Валентин (4 июня 1882 – 9 февраля 1948) пошутил как-то по поводу восьми размещенных на башне циферблатов, будто бы они нужны для того, чтобы восемь человек одновременно могли посмотреть, который час. Благодаря множеству окон внутреннее убранство церкви, картины, фрески, скульптуры, равномерно залито солнечным светом. За время существования церкви, ее неоднократно перестраивали, и теперь она отличается гармоничным сочетанием различных архитектурных стилей.


Иезуитская церковь святого Михаила (Jesuitenkirche St.Michael)

В иезуитской церкви святого Михаила (Jesuitenkirche St.Michael), возведение которой продолжалось с 1583 года по 1597 год (из-за падения башни строительные работы были прерваны на четыре года), хранятся мощи святых, покоятся правители знаменитых династий. Внутри церковь украшают истинные произведения искусств: скульптуры, картины, росписи. Фасад был выполнен в переходный период от Ренессанса к барокко, на нем можно увидеть пятнадцать статуй покровителей церкви, а также статую архангела Михаила у самого входа в здание. В XVI веке церковь была духовным центром контрреформации в Баварии.


Церковь святого Каетана или Театинеркирхе (die katholische Stiftskirche St.Kajetan, Theatinerkirche)

В стиле позднего барокко начато было строительство придворной церкви святого Каетана (die katholische Stiftskirche St.Kajetan), она же церковь ордена театинцев Театинеркирхе (Theatinerkirche). Ее возведение началось 19 апреля 1663 года в благодарность за рождение наследника престола, будущего курфюрста Макса Эмануэля. Само здание было построено довольно быстро, но оформление фасада из-за разногласий проектировщиков и духовных лиц затянулось на несколько десятков лет, и это в итоге привело к тому, что окончательный вариант фасада выполнен уже в стиле рококо. Сейчас в Театинеркирхе можно восхититься чудесными скульптурами и картинами величайших европейских мастеров того времени, здесь же находится княжеская усыпальница.


Чрезвычайно красива изнутри и снаружи церковь св. Иоанна Непомука (St.-Johann-Nepomuk-Kirche), также называемая Азамкирхе (Asamkirche), воздвигнутая представителями немецкого позднего барокко братьями Азам. Космас Дамиан Азам (1686-1739) и Эгид Кверин Азам (1692-1750) были талантливыми скульпторами, штукатурами, художниками, архитекторами, в чем можно убедиться во время осмотра этой небольшой по площади (на участке всего 22 м на 8 м) церкви. Братья строили церковь, первоначально задуманную как капеллу для себя самих, не по чьему-либо заказу, а по своему усмотрению, на свой вкус. Яркие краски, блеск золота, нестандартные архитектурные решения порадуют глаз даже самых взыскательных посетителей.


Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)


Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)

Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)