Когда восстановили храм христа. История и время работы храма христа спасителя

8 июня 1883 года, 130 лет назад, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя. Вспоминаем главные факты о главном кафедральном соборе Русской православной церкви.

Идея создания Храма Христа Спасителя

Илл. План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е годы

Храм Христа спасителя – это мемориал воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Идея построения храма-памятника участникам войны, которую впервые назвали «Отечественной», и исход которой решало общенародное движение, воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

Первый Храм Христа Спасителя

Проект Храма Христа Спасителя предложенный архитектором А.Л. Витбергом

Между разгромом наполеоновской армии и началом строительства Храма в центре Москвы прошло довольно долгое время: почти 27 лет. Не так широко известно, что в эти годы был проведен международный конкурс на постройку Храма, был выбран проект, и даже приступили к самому строительству. Однако это должен был быть другой храм - не тот, копию которого мы видим сейчас на Волхонке. Конкурс, который в 1814-м году провел Александр I, выиграл 28-летний Карл Магнус Витберг. Витберг был готов архитектурно выразить всемирную миссию России, призванной нести истинный свет мира, разума и христианской любви для борьбы против революционной заразы, охватившей цивилизованный мир в обличье Бонапарта. Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. В 1817 году, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка именно такого Храм. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а сразу после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

Первый миф о Храме Христа Спасителя

Фото А.А.Тон. Храм Христа Спасителя

Хотя работы на Воробьевых горах были свернуты, от самой идеи возведения Храма Николай I не отказался, но лично выбрал для него и место - Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона. Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря. В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год. Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Клавдия могла разразиться в такой момент проклятиями. Другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря, кажется более достоверным. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что народ воспринял это как дурное предзнаменование.

Второй Храм Христа Спасителя

Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год

Строительство Храма продолжалось почти 44 года: он был заложен в 1839 году, а освящён - в1883-го. Он был уникален: высотой 103,5 м., он мог вместить до 10 тысяч человек. Стены его были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, роспись внутри была выполнена Верещагиным, Суриковым, Крамским, Васнецовым. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Такого грандиоза в московском церковном зодчестве до тех пор не было. Храм был виден из любой точки города, звон его разносился далеко за пределы Москвы. При храме была собрана большая библиотека. Храм просуществовал в своем первоначальном виде 48 лет. В 1931 года он был взорван.

Второй Миф о Храме Христа Спасителя

Илл. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола

Перед тем как взорвать Храм у научной общественности взяли показания о том, что он не имеет художественной ценности. Академики-архитектуры публично клялись, что он не является произведением искусства. В числе немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов. Росписи, барельефы, колонны разошлись по московским учреждениям и новым музеям. Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», соборным мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд», а скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Разрушение Храма

Илл. Проект Дворца Советов

В атмосфере антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - он должен был стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100-летие самого Храма – большевикам эти памятные даты не давали покоя. Храм вероломно разрушили. Но строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить: после начала войны каркас его фундамента из сверхпрочной стали пошел на изготовление брони танков «Т-34». Затем, на месте храма, с 1960 года функционировал открытый плавательный бассейн «Москва». Нынешний Храм Христа Спасителя не дал пропасть этому пространству: в нем расположен нижний храм, музей Храма, стоянка, зал церковных соборов и другие помещения.

Третий Храм Христа Спасителя

Илл. Гвоздь Креста Господня

С 1994 по 1997 год Храм Христа Спасителя в Москве был отстроен заново на том же месте и освящён 19 августа 2000 года. В Храме постоянно находятся такие святыни как Риза Господня и Гвоздь Креста Господня.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.

Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

Храм Христа Спасителя - когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве - по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя - спроектировали в 1817 году . Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем - устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй - был воздвигнут в 1883 году , выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя - размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте - и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя - 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади - 60 на 60 метров - этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси - 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде - 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас - 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше - 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг - колоннады, пантеоны (в том числе - монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти - из-за ненадежности почвы, а отчасти - из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов - включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, - один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался - на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте - уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но - абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение - Дворец советов - поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров - в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они - исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) - дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн - кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне - почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя - за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя - расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя - «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован – указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.

Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением – территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.

Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы – уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.

Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV-XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте – в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.

Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.

Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.

Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.

Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов – защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.

5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году.

Я понимал, что этот храм должен быть величественен и колоссален, должен перевесить, наконец, славу храма Петра в Риме. Надлежало, чтоб каждый камень его и все вместе были говорящими идеями религии Христа, чтоб это была не груда камней, искусным образом расположенная; не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский.

В конкурсе участвовали Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди. Но только Витбергу удалось угадать желание императора Александра I создать храм, одушевленный религиозной идеей, и заставить камни говорить. Замысел архитектора был настолько гениальным, что граничил с безумием.

Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела; его наружность представляла тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе, в дикой необработанной природе. Дневной свет скудно падал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества. В этой крипте должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году, вечная панихида должна была служиться о убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых. На этом гробе, на этом кладбище разбрасывается во все стороны равноконечный греческий крест второго храма - храма распростертых рук, жизни, страданий, труда. Колоннада, ведущая к нему, была украшена статуями ветхозаветных лиц. При входе стояли пророки. Они стояли вне храма, указывая путь, по которому им идти не пришлось. Внутри этого храма были вся евангельская история и история апостольских деяний. Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа, невозмущаемого покоя, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом. Тут не было ни образов, ни изваяний, только снаружи он был окружен венком архангелов и накрыт колоссальным куполом.

По сравнению с современным храм Витберга предполагался в 3 раза больше и включал пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн и пирамиду из трофейных пушек, памятники монархам и видным полководцам. Разместить церковь планировали на Воробьевых горах. А средства на строительство выделили огромные - 16 миллионов рублей от казны и народные пожертвования.

12 октября 1817 года заложили первый камень будущего храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Путеводитель по архитектурным стилям

Поначалу строительство шло бойко, но скоро темпы снизились. В итоге за 7 лет не удалось завершить даже нулевой цикл, а деньги уходили неизвестно куда (уже позже комиссия насчитала 1 миллион рублей растрат).

Были большие сложности с материалами: камень для строительства храма везли из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского на баржах по Москве-реке. Чтобы поднять уровень воды, построили плотину. Но во время работ засорили камнями поля, и владелец села Яковлев подал на Витберга в суд. Как известно, беда не приходит одна: по пути в Москву затонули баржи.

Пришедший к власти Николай I в 1825 году остановил строительство. Официальной версией стала недостаточная надежность почвы. Одновременно с этим началось судебное разбирательство - Витберг и руководители строительства были признаны виновными в растратах. В 1835 году архитектора сослали в Вятку, а его имущество конфисковали. Идеи Витберга с пирамидой и памятниками полководцам так и не были воплощены. Даже свезенные в Москву трофейные пушки остались лежать возле стен .

Новый конкурс на строительство храма Христа Спасителя проводить не стали: в 1831 году Николай I лично определил архитектором Константина Тона. После истории с Витбергом важно было строить не гениально, а экономно. А Тон много раз получал премии за сокращение издержек.

Новое место для церкви Николай I выбрал лично - поближе к . Для этого пришлось снести располагавшийся там Алексеевский женский монастырь и перевести монахинь в Сокольники. Работы шли 44 года, не останавливаясь ни на день, а на создание внутреннего убранства ушло 20 лет. Константин Андреевич Тон почти 50 лет провел в трудах по строительству главного храма России. Он умер, не дожив совсем немного до его освящения.

Церковь расписывали В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский. Скульптурные горельефы изготовили П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и другие именитые скульпторы. Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений - при Тарутине, Бородино, Малоярославце. На стенах появился пантеон Святых заступников Руси - Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, . Были среди горельефов и образы Богоматери - Смоленской, Владимирской, Иверской.

А в стенах нижней части храма Христа Спасителя поместили 177 мраморных плит, где были описаны все прошедшие сражения, перечислены состав войск, имена командования, убитых, раненных и награжденных. На стенах церкви можно было даже прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов - о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.

Новый храм получился огромным! Внутри могла бы целиком поместиться колокольня . Высота храма составила 103 метра, а диаметр главного купола - почти 30 метров. На колокольнях находилось 14 колоколов. Самый большой из них весил 1 654 пуда. А во время богослужения в храме могло находиться 7 200 человек.

В 1880 году у церкви появилось официальное название - Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. А к 1881 завершили работы по устройству набережной и площади вокруг храма. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Но освещению церкви помешала гибель императора Александра II от рук террористов.

Освятили храм Христа Спасителя уже при Александре III. И новая церковь сразу стала центром многих культурных событий. Например еще за год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя впервые исполнили Увертюру Чайковского «1812 год».

Но современники церковь воспринимали неоднозначно. Тарас Шевченко сравнивал его с «толстой купчихой в золотом повойнике», Александр Чаянов - с тульским самоваром, Александр Герцен - с «пятиглавыми судками с луковками вместо пробок».

В январе 1918 года государство прекратило финансировать церкви. А 2 июня 1931 появилось распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Москвичи роптали, называя новый Дворец «чернильницей», но открыто против решения властей не выступали.


Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.

Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион -
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут -
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.

Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков - это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Идея Дворца Советов возникла из-за того, что в Москве не было подходящего помещения для сбора представителей Союзных республик. Объявили конкурс, на который представили 160 проектов.

Среди авторов были Ле Корбюзье, Гропиус, Мендельсон. А победил проект Бориса Иофана в любимом Сталиным классическом «большом стиле». Дворец высотой 415 метров должен был стать самым высоким зданием мира, а венчала бы его грандиозная статуя Ленина. Один только указательный перст вождя вытягивался вперед на 6 метров, а длина ступни достигала четырнадцати! Проект был монументальным во всем: огромные залы, лифты, поднимающие на смотровую площадку на ладони Ленина, гигантский паркинг, куда могли разместиться даже самолеты. А для устройства смотровой площадки создали специальный «институт правой руки».

По иронии судьбы местом для Дворца Совета выбрали холм над Москвой-рекой, где стоял храм Христа Спасителя.

Здание храма разбирали несколько месяцев, но церковь не поддавалась. Тогда решили взрывать. 5 декабря 1931 года грянуло 2 взрыва - после первого храм устоял. Все это происходило на глазах у жившего рядом Ильи Ильфа. Он вспоминал, что мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.

На разбор обломков ушло почти 1,5 года. Но материал не пропал даром: колокола и кровлю куполов переплавили для отливки скульптур на станции метро «Площадь Революции», плиты с именами героев 1812 года пустили на отделку Института органической химии АН СССР, устройство лестницы Третьяковской галереи и облицовку станций » и «Кропоткинская». Лишь отдельные фрагменты убранства перенесли в музеи (например, часть горельефов попала в Музей архитектуры - их и сегодня можно увидеть в северной стене Донского монастыря). Оставшийся мрамор покрошили на посыпку дорожек в парках.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и подготовленные уже металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей.

Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать, а после войны о Дворце Советов практически забыли. Из грандиозного проекта возвели лишь одноименную станция метро (сейчас - «Кропоткинская») и заправку на Волхонке.

В 1960 году на месте храма появился открытый бассейн «Москва». Острословы шутили: Был храм, потом хлам, а теперь срам. За спортивным объектом закрепилась дурная слава: там периодически тонули люди - якобы действовала группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. Также соседством с бассейном была недовольна администрация Музея имени Пушкина, так как зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Но это не помешало бассейну проработать более 30 лет.

В конце 1980-х появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. А 5 декабря 1990 года установили «закладной» камень, и в 1994 началось строительство.

Что есть что в церкви

Материалов для воссоздания храма было достаточно: много подлинных фрагментов спрятали в подвалах старого здания МГУ, а в архивах НКВД хранились фотографии и обмеры здания, сделанные перед разрушением.

Автор проекта воссоздания храма Денисов вскоре отошел от работы, уступив место Зурабу Церетели. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы. Это отступление от первоисточника вызвало много споров. Расписывали интерьеры также рекомендованные Церетели художники. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золоченую кровлю заменили на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма изготовили из полимерного материала. Все это сделали, чтобы избежать разрушения декора на храме, как уже было с мраморным и гипсовым убранством первой церкви.

Но эксперты говорили, что если раньше храм можно было читать как книгу, то сейчас ее страницы в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то вырвали.

Но все же история Отечественной войны 1812 года в архитектурном убранстве храма прослеживается четко: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты, вышедшие во время войны. Далее в хронологическом порядке описаны все сражения. Напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812 года. По южной и западной стороне расположены описания сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира. Восстановлена и галерея воинской славы - 177 мраморных досок с именами героев 1812 года.

Зураб Церетели участвовал в конкурсах на изготовление барельефов и на изготовление крестов. В обоих случаях он победил. При этом декоративное убранство не только эстетически и исторически проработано, но и продумано с инженерной точки зрения. Так, массивные двери храма доступны для открытия даже пожилому человеку (нужна сила, чтобы сдвинуть груз весом всего лишь 1,5 кг), а раньше для открытия дверей требовались усилия нескольких служек.

Внутренние росписи доверили Церетели после того, как Илья Глазунов в беседе с мэром отметил, что неправильно, если художники, которые раньше рисовали Ленина, будут рисовать Христа. Претендентов, которые не рисовали вождей, оказалось немного.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя завершили. Но в отличие от исторического предшественника, сооружение стало двухуровневым, с храмом Спасо-Преображения на цокольном этаже.

Считается, что таким образом удалось избежать проклятья игуменьи Алексеевского монастыря.От старого храма практически ничего не уцелело: после разрушения церкви новая власть попыталась искоренить всю память о нем. Но чудесным образом сохранились 6 больших картин художника Верещагина и написанная на цинковой плите икона «Нерукотворный Образ Спасителя» художника Сорокина.

Перед тем как взорвать храм, митрополита Александра Введенского вызвал Луначарский, и разрешил взять из церкви что-то на память. Митрополит взял именно эту икону. Она долго хранилась в его семье. А во время воссоздания храма Христа Спасителя, потомки Введенского обнаружили в старых вещах хорошо упакованный сверток. Так нашли образ Спасителя. Сейчас икона расположена в Преображенской церкви храма Христа Спасителя.

Нынешний храм Христа Спасителя почти не отличается от предыдущего. В плане он выглядит как равносторонний крест шириной около 85 метров. Высота собора с главным куполом и крестом - 103 метра. Роспись внутри занимает около 22 000 м 2 , и почти половина позолочена.

В храме также работает автомойка и патриарший музей церковного искусства. В зале Церковных соборов проводят конференции и концерты. А под куполом действует смотровая площадка, откуда открывается интересный вид на Москву.

Говорят, что... ...когда царские солдаты пришли поджигать руины Алексеевского монастыря, игуменья отказалась покинуть обитель. Ее попытались увести силой, но она приковала себя цепями к старому дубу и предрекла: «Не бывать здесь ничему, а быть здесь луже!». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». Инокиня сгорела со своей обителью, а проклятье действует до сих пор, и храм находится в постоянном ремонте.
...о воссоздании храма сам Юрий Лужков рассказывал как о чем-то мистическом.
Однажды в конце 1992 года в кабинет мэра вошла интеллигентного вида старушка с авоськой. Она достала увесистый газетный сверток, в котором оказалась старая книга в кожаном переплете.
Старушка пояснила, что это один из первых экземпляров Библии на Руси. Книга принадлежала ее покойному мужу, и теперь она хочет подарить ее Лужкову.
Юрий Михайлович начал отказываться, но собеседница его перебила:
- Вы не поняли.Я ничего от вас не хочу. Просто сейчас передаю книгу. А потом, когда построите храм, отдадите ее Патриарху. Мой муж перед кончиной велел сделать именно так: передать книгу тому, кто будет восстанавливать храм Христа Спасителя, чтобы тот - то есть вы - передал ее настоятелю.
- Храм? Какой храм? Мы вовсе не собираемся восстанавливать храм Христа Спасителя! - возразил Лужков.
- Мой муж сказал, что будете. А он в таких вещах никогда не ошибался.
Наконец Юрий Михайлович сдался:
- Единственное, что могу обещать, что, когда закончу свое пребывание на посту мэра, передам книгу преемнику. А тот своему. И так далее по цепочке. Может быть, когда-нибудь кто-то действительно восстановит храм. Тогда и передаст книгу настоятелю. И можно будет считать, что воля покойного выполнена. А пока не вижу другого выхода. Только так.
Старушка ушла. А мэр тем временем стал интересоваться историей возведения храма и его разрушения. Оказалось, с этим местом было связано много событий и народных преданий. Касались они прежде всего «стародевичьего» Алексеевского монастыря, который был выдворен отсюда в связи со строительством храма Христа Спасителя. В народе еще долго ходили слухи о страшном проклятии: мол, все, что выстроят на этом месте, будет порушено.
Во время исследовательских работ обнаружили, что фундамент для Дворца Советов хорошо сохранился. И был он заложен гораздо ниже нулевой отметки разрушенного храма. Так возникла идея: воскресить на этом подхрамовом пространстве Преображенский храм «стародевичьего» монастыря.
А 4 января 1995 года в Успенском соборе Московского провели молебен о воссоздании храма Христа Спасителя. А затем на месте будущего храма состоялись крестный ход и закладка капсулы. И тут-то вновь появилась загадочная старушка. Она стала каждый день приходить на стройку. А когда открылся нижний храм, и в нем начались богослужения - не пропустила ни одного. Наконец 31 декабря 1999 года состоялось освящение храма Христа Спасителя.