Московский воскресенский храм на успенском вражке. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335) Словущего на успенском вражке

13 сентября по старому стилю православная церковь вспоминает торжество по случаю обновления и освящения храма Воскресения Христова, сооруженного святыми равноапостольными царем Константином Великим и матерью его царицей Еленой. История храма возводит нас к временам вольных страданий, крестной смерти и воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Эти места, освященные земной жизнью Иисуса Христа, нарочито попирались язычниками. В 70 году Иерусалим был завоеван и разрушен римским императором Титом. Позднее римский император Адриан (117 – 138), ревностный язычник, построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, назвав его в свою честь Елий-Капитолина Публия Элия Андриана и Капитолийской триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы). Местное население было уничтожено или рассеяно, иудеям было запрещено его посещать (кроме как один раз в год), а планировка практически разрушенного города сильно изменилась. Андриан уровнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним он насыпал земляную платформу, на которой поставил святилище Юпитера Капитолийского. А на Голгофе был построен храм Афродиты-Венеры. Иерусалим превратился в один из центров языческого культа. Нечестивый царь все делал для того, чтобы люди забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес.

Прошло около 200 лет после этих событий, и на царство вступил Константин Великий (306 – 337), первый из римских императоров, признавших христианскую религию. В 313 году он прекратил гонения на христиан, им даровалась свобода вероисповедания. Кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости. Константин Великий вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим, очистив все связанные с памятью Спасителя места от скверных языческих культов и все их освятить. Царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I (313 – 323), в котором просил всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Иерусалимский епископ Макарий, человек весьма энергичный, поставил себе целью истребление языческих культов. Идея поиска гроба Господня на месте, где в его время стоял храм Венеры, принадлежала именно ему. В 325 году на Никейском соборе он добивается от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поиска гробницы. Снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них была местом погребения Иисуса. Их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой, остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. В I веке такая плита была редким новшеством, ее могла себе позволить только очень богатая семья. В Евангелии от Матфея сказано: «И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60). Глагол προδχυλιω имеет значение «прикатывать, приваливать».Вероятно, что именно употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века.

Святая царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень. Рядом с засыпанным Гробом Господним обнаружили лобное место на Голгофе, как об этом свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором никто еще не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19: 41-42). Вблизи было найдено три креста и гвозди. Чтобы определить, который именно из трех крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел по очереди возлагать найденные кресты на мертвеца, которого проносили мимо на место погребения. Как только крест Христов коснулся мертвеца, он тотчас ожил. Царица, с радостью приняв честный Крест, поклонилась ему и облобызала его, также и все бывшие с нею начальники и вельможи воинские и гражданские. Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности увидеть и облобызать святой Крест и просили чтобы, по крайней мере, издали показали бы его им. Тогда Макарий, патриарх Иерусалимский, став на возвышеннейшем месте, воздвигая Крест, показывал его народу. А народ восклицал: «Господи помилуй!» Отсюда и получил свое начало праздник Воздвижения честного Креста Господня. По исследованиям агиологов, это было приблизительно в конце мая 326 года. Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленой в Иерусалиме православная церковь празднует 6 марта.

На месте обретения святынь очень быстро было возведено три величественных храма. Главным сооружением являлся возведенный на месте Святого Гроба Господня храм Воскресения или “Анастасис”. Особой красотой отличалась находившаяся внутри храма часовня-кувуклия из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью. Чтобы погребальная пещера могла войти под своды храма, Елена принуждена была отсечь ее от скалы и выступающего из нее притвора. Внутренность пещеры царица оставила без изменений, но снаружи выровняла отсеченные стены, кверху свела их в виде заостренной пирамиды и обложила ее дорогим мрамором, золотом и драгоценными камнями.

На вершине Голгофы был возведен обнесенный балюстрадой цикличный храм, посредине которого возвышался крест. Посетители Святых Мест называли этот храм «Крестом», но в истории он сохранился под названием «Лобный». Невдалеке от храма Воскресения, с восточной стороны возвышался и третий из возведенных святым Константином храмов – базилика «Свидетельства», позже названная базиликой «Святого Константина». Храм был украшен большим количеством обрамленных золотом мраморных колонн.

Здание храма Воскресения строилось 10 лет, и святая царица Елена так и не увидела его оконченным. Возвратившись к сыну, она скончалась в 327 году. Когда храм Воскресения Христова был вполне закончен, царь Константин Великий повелел собраться епископам всех стран в Иерусалим. Святители прибыли из Вифании, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта, из стран Африки и Персии. При большом стечении народа храм был с великим торжеством освящен 13 сентября 335 года, и весь город Иерусалим обновлен и освящен. Собравшиеся святые отцы постановили на все последующие времена праздновать день обновления и освящения Великой Иерусалимской церкви, воздвигнутой на священных местах страдания, крестной смерти и славного Воскресения Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Ибо как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище – Святое Святых от осквернения Сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (1 Макк. 4: 36-59), о чем в Евангелии упоминается: «Быша же тогда,- сказал Господь, - обновления во Иерусалимех» (Ин. 10:22); так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.

От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном сооружение эпохи крестовых походов. Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это все одно здание, и нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда под властью арабов, и там находятся сразу и храм Воскресения, и место на Голгофе, где нашли Крест. Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе. С 335 года, когда было освящение храма Воскресения Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день, 14-го сентября. И первоначально праздник обновления был первым и главным днем общего празднования в честь Креста и Воскресения. Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а праздник Воздвижения Креста становился все более и более значительным.

В России праздник обновления храма в Иерусалиме почему-то назывался Воскресение Словущее. Название не вполне объясненное. Московский митрополит Филарет (Дроздов) полагал, что это не церковное, а народное название праздника. А “словущий” означает “так называемый”, то есть не настоящее воскресение, а слывущее за таковое. В «Словаре русского языка XI-XVII веков» и в словаре В.И. Даля “словущий” означает “прославленный, знаменитый, славный”. При таком словоупотреблении “Воскресение Словущее” может относиться только к Воскресению Христа.

В переулке Брюсова, который расположен между двумя улицами Никитской и Тверской, когда то, в XVI веке был очень глубокий и длинный овраг. Неподалеку от него стоял небольшой деревянный храм. Храм стоял уже очень давно и был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта местность получило название "Успенского вражка", т.е. оврага. Это место стало одним из самых древних в "Белом городе" Москвы.
Храм был посвящен святому празднику Воскресения Словущего. В Иерусалиме в 335 году был восстановлен храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), этому и был посвящен праздник. Храм Гроба Господня, как гласит история, был построен на месте реальных событий, которые произошли с Иисусом и его воскрешением, поэтому в других городах и странах запрещалось давать такое же название. Допускалось только давать название храмам в честь самого праздника.

Первое свидетельство об этом храме появилось только в 1548 году. В большом московском пожаре этот небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы сгорел 10 апреля в 1629 году. Через 6 лет (1634 г.) был заново отстроен на том же месте уже каменный храм, который существует и по сей день. Два века в храме не было никаких изменений и перестроек, но в 1816 - 1820 гг. были перестроены и оборудованы колокольня и трапезная.
Русский царь Михаил Федорович встретился со своим отцом Патриархом Филаретом, который вернулся из польского плена. В честь этого события в 1620 году был построен еще один деревянный храм, рядом с уже опоминавшимся, и назван был храмом пророка Елисея.
Храм Елисея был заново перестроен в каменный в 1636 году, и в таком состоянии он простоял до XIX века. Есть несколько версий о том, как проходило освящение храма. Одни источники говорят о том, что его престол был перенесен в Воскресенский храм, ведь Москва тогда только восстанавливалась после войны с Наполеоном в 1812 году. Другие говорят о перенесении престола в соседний храм Воскресения Словущего.
Вскоре храм решили сделать более современным. Для этого были сделаны килевидные обрамления для окон, все было выдержано в русском стиле. Приглашенный в 1897 году архитектор А.Ф. Мейснер, по проекту заменил верхние ярусы колокольни на новые. Они были псевдоклассических форм, и это придало храму совсем другой, новый вид.

На улице Неждановой в 1930 году проживало очень много артистов и известных людей. И только по их многочисленным просьбам и прошениям власти не закрыли храм, но колокола сняли.Несколько лет в храме были реставрационные работы(1963-1964гг., 1979г., 1982 - 1986гг.).

Главной реликвией и святыней в храме является чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших". Слава иконы разнесена на многие километры, каждый день люди приезжают к этой святыне, в надежде получить помощь. Чудотворная икона помогает пьющим, больным и запутавшимся людям. Многие приезжают с просьбами о счастливом браке, хорошей

работе, исцелении детей и родственников. Царица Небесная помогает всем искренне просившим о помощи. Об этом рассказывают люди, которые несут ей дары в знак благодарности. Серебряная риза иконы полностью увешена крестиками, кольцами, цепочками и медальонами. С утра до вечера ее посещают верующие, которые уже получили помощь и которые в ней нуждаются.

Есть еще несколько немаловажных и редких святынь в этом храме. Образ княгини Анны Кашинской, которая хранит частичку ее мощей. Так же почитают в храме образы Божией Матери "Утоли моя печали" , Знаменской, Боголюбский, Коневский, Страстной, Иверский , Смоленский и Казанский акафистный. Еще существуют образы чудотворцев святых Дамиана и Космы, мученика Трифона и

великомученика Никиты, великомученика Георгия Победоносца и преподобного Саввы Сторожевского . Икона святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца с частицей его мощей , является редкой московской святыней. Самой древней иконой храма с конца XVI века - образ Николы Можайского.
Храм, существующий с XVII века, был открыт и проводил службы во все времена. Этот небольшой пункт очень примечательный для нашего времени.


Православный храм в историческом центре Москвы. Посвящён празднику Воскресения словущего.

История

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский. (По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году).

Николай Найденов (1834-1905) , Public Domain

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

в XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня ) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) - типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 гг.

Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.

Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.

Координаты : 55°45′34″ с. ш. 37°36′26″ в. д.  /  55.75944° с. ш. 37.60722° в. д.  / 55.75944; 37.60722 (G) (Я)

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Воскресенская церковь ) - православный храм в историческом центре Москвы . Посвящён празднику Воскресения словущего . Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии . Настоятель храма - протоиерей Николай Балашов .

История

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея , построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета , возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский . (По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году).

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

в XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка , между улицами Никитской и Тверской , проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище ») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего , посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного во всём мире как Храм Гроба Господня ) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа , церкви в других городах не могли якобы иметь такое же название . Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением . Но редкие случаи возведения Храмов Воскресения Христова всё же имеют место.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) - типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками , строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида , а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 гг. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой . Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками , завершенными фронтонами .

Святыни

Приделы

  • Воскресения Словущего (главный)
  • Пророка Елисея (южный)
  • Николай Чудотворца (северный)

Галерея

    Church of the Renewal of the Temple of the Resurrection in Uspensky Vrazhek 04.jpg

    Вид со стороны Брюсова переулка

    Moscow, Bryusov 15 (2).jpg

Напишите отзыв о статье "Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.
– Ежели бы не было Багратиона, il faudrait l"inventer, [надо бы изобрести его.] – сказал шутник Шиншин, пародируя слова Вольтера. Про Кутузова никто не говорил, и некоторые шопотом бранили его, называя придворною вертушкой и старым сатиром. По всей Москве повторялись слова князя Долгорукова: «лепя, лепя и облепишься», утешавшегося в нашем поражении воспоминанием прежних побед, и повторялись слова Ростопчина про то, что французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, что с Немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем итти вперед; но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише! Со всex сторон слышны были новые и новые рассказы об отдельных примерах мужества, оказанных нашими солдатами и офицерами при Аустерлице. Тот спас знамя, тот убил 5 ть французов, тот один заряжал 5 ть пушек. Говорили и про Берга, кто его не знал, что он, раненый в правую руку, взял шпагу в левую и пошел вперед. Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер, оставив беременную жену и чудака отца.

3 го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривающих голосов и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. Пудренные, в чулках и башмаках ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряженно старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими, самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами. Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей – преимущественно молодежи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов, который был опять семеновским офицером. На лицах молодежи, особенно военной, было выражение того чувства презрительной почтительности к старикам, которое как будто говорит старому поколению: уважать и почитать вас мы готовы, но помните, что всё таки за нами будущность.
Несвицкий был тут же, как старый член клуба. Пьер, по приказанию жены отпустивший волоса, снявший очки и одетый по модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам. Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними.
По годам он бы должен был быть с молодыми, по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных гостей, и потому он переходил от одного кружка к другому.
Старики из самых значительных составляли центр кружков, к которым почтительно приближались даже незнакомые, чтобы послушать известных людей. Большие кружки составлялись около графа Ростопчина, Валуева и Нарышкина. Ростопчин рассказывал про то, как русские были смяты бежавшими австрийцами и должны были штыком прокладывать себе дорогу сквозь беглецов.
Валуев конфиденциально рассказывал, что Уваров был прислан из Петербурга, для того чтобы узнать мнение москвичей об Аустерлице.
В третьем кружке Нарышкин говорил о заседании австрийского военного совета, в котором Суворов закричал петухом в ответ на глупость австрийских генералов. Шиншин, стоявший тут же, хотел пошутить, сказав, что Кутузов, видно, и этому нетрудному искусству – кричать по петушиному – не мог выучиться у Суворова; но старички строго посмотрели на шутника, давая ему тем чувствовать, что здесь и в нынешний день так неприлично было говорить про Кутузова.
Граф Илья Андреич Ростов, озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапогах из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными лицами, которых он всех знал, и изредка отыскивая глазами своего стройного молодца сына, радостно останавливал на нем свой взгляд и подмигивал ему. Молодой Ростов стоял у окна с Долоховым, с которым он недавно познакомился, и знакомством которого он дорожил. Старый граф подошел к ним и пожал руку Долохову.