Церковь симеона столпника на поварской. Арбатская церковь спаса на песках Здесь венчался Салтыков-Щедрин

Первое упоминание о церкви относится к 1625 году, но предполагается, что она возникла еще в конце XVI века. Скорее всего, ее посвящение связано с тем, что венчание Бориса Годунова на царство в 1598 году пришлось на день святого Симеона Столпника. В память об этом в Москве появилось две симеоновских церкви – одна за Яузой, а другая в Поварской слободе. Деревянное здание сгорело в Смутное время, но вскоре было заново отстроено. Каменный храм возведен на средства казны по указу царя Федора Алексеевича в 1676–1679 годах.

Структура церкви выполнена традиционно: шатровая колокольня с запада примыкает к широкой трапезной с двумя одноглавыми приделами, а с востока расположен четверик с тремя алтарными апсидами. Основная часть храма увенчала пятиглавием, покоящимся на горке кокошников. Внимание привлекает карниз: он выполнен из кирпичей, поставленных под углом друг к другу. В южной и северной стенах церкви сохранилось несколько белокаменных надгробных таблиц XVII–XVIII веков – напоминание о существовавшем здесь приходском кладбище.

После создания каменного храма Симеоновским стал только один из приделов в трапезной. Главный же престол храма был освящен в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Еще один придел изначально был Никольским, а в 1759 году оказался переосвящен во имя святого Димитрия Ростовского.

Церковь известна как место венчания многих деятелей российской истории и культуры: в 1816 году здесь сочетались браком писатель С.Т. Аксаков и О.С. Заплатина, в 1866 году – будущий обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев (его дед был священником Симеоновского храма) и Е.А. Энгельгардт. Но самое известное венчание происходило здесь в 1801 году: в брак вступили граф и его крепостная, актриса П.И. Жемчугова-Ковалёва. Церемонию пришлось проводить тайно: молодые не желали скандала, связанного со столь «неравнородным браком», в среде российского дворянства.

Были у Симеоновской церкви и знаменитые прихожане. Прежде всего, Н.В. Гоголь: он жил в доме Толстых на Никитском бульваре и перед смертью в 1852 году его причащал настоятель храма. В деревянном доме, стоявшем с севера от церкви до 1960-х годов, проживал известный русский актер П.С. Мочалов. В 1829–1832 годах на Малой Молчановке вместе со своей бабушкой жил – в этом доме сегодня располагается музей.

В 1938 году церковь святого Симеона Столпника была закрыта и назначена к сносу. Эти планы не были реализованы, но здание сильно пострадало, лишившись глав и шатрового завершения колокольни. Внутри расположилась столярная мастерская. Во время строительства в 1961–1964 годах Нового Арбата церковь опять едва не снесли, но, в результате вмешательства деятелей культуры, напротив даже приступили к реставрации. К 1966 году Симеоновский храм обрел свой исторический облик, но без крестов на главах. Их восстановили только в 1990 году, когда начался процесс возвращения здания общине верующих. Вскоре церковь была заново расписана изнутри, воссозданы иконостасы главного храма и приделов, возобновились богослужения. Сегодня храм святого Симеона Столпника остался один на Поварской улице – все ее остальные церкви были уничтожены в ХХ веке. Историческое окружение храма также почти утрачено – его окружает Новый Арбат.

Эта улица – одна из главных достопримечательностей Москвы. Считается, что она одна из немногих сохранила свой исторический облик. Но мало кто знает, сколько храмов здесь уничтожили.

На месте церкви – «Ленинка»

Свой путь мы начнем почти от стен московского Кремля. На пересечении Моховой улицы и Воздвиженки (которая когда-то считалась частью Арбата), там, где ныне возвышается комплекс зданий Российской государственной библиотеки, стояла удивительной красоты шатровая церковь, освященная в честь великомученицы Ирины. Это был домовый храм боярина Стрешнева, известный с 1629 года. После наполеоновского нашествия его упразднили, а в здании устроили квартиры, сдававшиеся внаем. Позднее все усадебные постройки передали в ведение Министерства иностранных дел, и после научной реставрации старинного храма в нем возобновились богослужения. Вскоре после прихода большевиков к власти церковь вновь закрыли, а в начале 1930-х снесли в связи с началом строительства библиотеки.

Здесь венчался Салтыков-Щедрин

Пройдем чуть далее по Воздвиженке в сторону Арбатской площади и остановимся у подземного переход рядом с Военторгом. Обратите внимание на небольшой пустырь среди исторической застройки – когда-то здесь находился вход в один из старейших монастырей столицы – Крестовоздвиженский, который и дал название этой части улицы. По преданию, его основал князь Ховрин на своем дворе в XV–XVI веках. Главный Крестовоздвиженский храм известен со времен Ивана Грозного (тогда он еще был деревянным). При Петре I обитель украсил новый каменный собор в стиле барокко. После нашествия французов разграбленный монастырь более не возродился, а его главный храм стал приходским. В этих святых стенах М.Е. Салтыков-Щедрин венчался с Елизаветой Болдиной. В 1934 году величественный храм был разрушен богоборческой властью. До 1979 года еще сохранялись монастырские ворота, однако вскоре и они были утрачены из-за строительства подземного перехода.

Где молился Иван Грозный

Выйдя на Арбатскую площадь, подойдите к небольшому памятному знакучасовне. Его установили в 1995 году в память о разрушенной Борисоглебской церкви, которая стояла ранее в том месте, где ныне находится подземный переход рядом с кинотеатром «Художественный». Первый каменный храм здесь появился в 1527 году. Иван Грозный очень любил эту церковь и часто молился в ней. Когда здание пришло в ветхость, на его месте по проекту архитектора Карла Бланка возвели новый храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и Воскресения Словущего. Он достоял до 1930 года…

В 1997 году правительство Москвы решило восстановить церковь, но не на историческом месте и по иному проекту. 6 августа того же года торжественное освящение часовни совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Изначально Арбатской улицей называли нынешнюю Воздвиженку, но потом Арбатом стали именовать часть Смоленской дороги между Смоленскими и Арбатскими воротами.

У Арбатских ворот

Совсем близко от предыдущего храма, на месте наземного вестибюля станции метро «Арбатская» Филевской линии до 1934 года стояла Тихоновская церковь, что у Арбатских ворот. Первый храм тут появился в 1689 году. Он имел два придела – Тихона Амафунтского и Николая Чудотворца. В середине следующего столетия храм расширили и в новой его части устроили придел в честь Воскресения Словущего. Во время наполеоновского нашествия храм разграбили. Однако уже в следующем году Тихоновскую церковь освятили вновь, и она обрела трехъярусную колокольню (ее точная копия сохранилась у храма Николая Чудотворца на Щепном дворе, что в Первом Смоленском переулке).

Пешеходы твои –
люди невеликие,
каблуками стучат –
по делам спешат.

Никола Явленный

Осмотрев Арбатскую площадь, мы направляемся на старый Арбат и между домами 14 и 16 вновь видим прерывание исторической застройки улицы. Дело в том, что вплоть до 1931 года здесь находилась одна из красивейших церквей Москвы – храм Николы Явленного, что на Арбате. Основание его приписывают самому Борису Годунову. Он был воздвигнут в 1593 году и стал первым каменным храмом на Арбате. Называли его «Новою Прощей» или «Явленным». Рядом находилась Покровская церковь, на месте которой позже появилась часовня, впоследствии ставшая приделом Никольской церкви (при очередной реконструкции). Еще через некоторое время храм обрел придел Ахтырской иконы Божией Матери. Эту икону приходу пожертвовала императрица Елизавета. В XIX веке в церкви была устроена новая трапезная, а затем освятили придел святителя Митрофания Воронежского. После сноса на месте храма планировали построить поликлинику Наркомата обороны, однако святое место и по сей день пустует. Относительно недавно священника Никольского храма Василия Соколова причислили к лику святых, память его совершается 13 мая.

В Плотницкой слободе

Далее наш путь лежит к пятиэтажному серому зданию под номером 45. На его месте плоть до 1932 года находился еще один Никольский храм. Первая деревянная церковь тут появилась в 1625 году, когда в этом уголке столицы располагалась Плотницкая царская слобода. Позднее был выстроен каменный одноглавый храм. Среди прихожан были семьи Пушкиных и Хомяковых. В годы Октябрьской революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьев, дед нынешнего ректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Владимира Воробьева.

Ты течешь, как река.
Странное название!
И прозрачен асфальт,
как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты – мое призвание.
Ты – и радость моя,
и моя беда.

Трагически сложилась судьба и этого храма при Советской власти. В 1929 году его закрыли, а позже снесли, чтобы на его месте возвести жилой дом – многим москвичам это здание знакомо по магазину «Диета».

Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый

Череду арбатских святынь замыкал храм Живоначальной Троицы, который стоял на углу Арбата и Денежного переулка. Церковь возвели мастера монетного двора и стрельцы, жившие в этой части улицы. В 1650 году первый деревянный храм сменил каменный, возведенный стараниями стрельцов полковника Леонтьева. Уже в первой половине следующего столетия по проекту И.Ф. Мичурина построили новое здание, которое в свою очередь пережило еще не одну реконструкцию. Среди его прихожан были семья Александра Пушкина, Андрей Белый и Сергей Рахманинов.

От любови твоей
вовсе не излечишься,
сорок тысяч других
мостовых любя.

Троицкая церковь разделила судьбу других арбатских храмов и была снесена в 1931 году. На ее месте вырос дом Общества пролетарского туризма и экскурсий, который впоследствии встроили в северное крыло высотного здания МИДа.

Даниил Силенко

Между Старым и Новым Арбатом есть маленькая площадь, как раньше говорили, площадка. Названа она по имени церкви Спаса Преображения, "что на Песках", - Старопесковской. Каменная церковь, которую мы видим сейчас, была построена в начале XVIII века на месте старой деревянной церкви. Если внимательно посмотреть на заглавную фотографию, то в памяти обязательно всплывёт очень известная картина знаменитого русского художника, - настоящий символ Москвы, которой нет. А церковь эта - одна из уцелевших на Старом Арбате. Наверное, вы уже догадались, что это за картина.
Именно эта церковь изображена на картине Василия Поленова "Московский дворик", - но только в начале лета. Поленов так описывал историю создания картины: "Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его". Потом этюд был переписан на холсте.


В.Д. Поленов. Московский дворик, 1877. Третьяковская галерея

А вот той церкви, которая видна справа вдалеке, действительно нет. Это церковь Николая Чудотворца, что в Плотниках, - утраченный православный храм, находившийся на Арбате, на месте нынешнего жилого дома по адресу №45/24.


Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, 1881

Спасопреображенский храм был построен в 1711 году. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года.

Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили.

В 1849 году была сооружена церковная ограда. В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви.

Этот традиционный московский пятиглавый храм с шатровой колокольней стал одним из последних, завершенных до введённого Петром I запрета на каменное строительство.

Архитектура храма характерна для московских церквей конца XVII века. Четверик (основной объём) с пятиглавием и шатровую колокольню соединяет низкая трапезная. Приделы храма расположены несимметрично. Это классический образец московской посадской церкви рубежа XVII-XVIII веков.

Элементы декора церкви соответствуют духу XVII века

Спасопесковский храм закрыли в 1933 году. Здание церкви отдали под мастерские "Союзмультфильма". В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был передан Патриархии.

На фотографии - красивая церковь на Новом Арбате. В советское время ее не снесли только чудом. Особенно красивой она становится сейчас вечером, когда всё кругом темнеет, а сам храм подсвечивается мощными лампами и белый камень на фоне окружающей темноты становится еще более белым.

Полное название церкви - храм Симеона Столпника на Поварской - потому что формально церковь хотя и ассоциируется с Новым Арбатом, но приписана к Поварской, которая отходит от Нового Арбата под углом, и располагается с другой стороны храма.

Храм на Новом Арбате - история

В истории этой церкви важны, наверное, два момента

  • ее возраст: она возведена еще в первой половине 17 века
  • и то - что ее не снесли в Советское время.

То, что ее не снесли в Советское время - действительно чудо, потому что проект Нового Арбата - это была масштабная идея советского правительства, которая подразумевала: сносится всё, что относится к старине - все кварталы, дома, постройки, - и на это месте прокладывается огромный проспект, который подчеркивается высокими зданиями.

Храм в эту концепцию не вписывался, его собирались уничтожать, как и множество кварталов. Но церковь на Новом Арбате выстояла. Говорят, люди, буквально, ложились в сам ковш экскаватора, который приехал рушить храм, и сидели в нем, пока не был принесен приказ об отмене сноса.

Церковь на Новом Арбате сейчас - это один из символов Москвы. Возможно, в первую очередь именно из-за возникающего контраста. Кругом: колоссальные советские постройки из железа и бетона, и вдруг - старый русский храм…

К слову говоря, Новый Арбат должен был быть только первой ступенью к масштабной переделке Москвы. Но то, что получилось, испугало даже саму Партию - и после этого они не только отказались от идеи сноса старинных зданий внутри Садового, но и ввели во «внутрисадовом» пространстве лимит на многоэтажность.