Морские порты сирии на карте. Сирийский порт тартус обещано передать в аренду россии

Объявлено более чем официально, на уровне вице-премьера российского правительства: порт Тартус в Сирии в течение ближайшей недели будет передан в аренду России. На 49 лет. Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов после своей встречи с президентом Сирийской республики Башаром Асадом.

Порт для военных и порт для бизнесменов

Мы очень хорошо продвинулись в этом вопросе и надеемся, что в течение недели контракт будет подписан и на 49 лет порт Тартус перейдёт в эксплуатацию российского бизнеса,

Объявил Юрий Борисов.

При этом он обозначил интересы не только России и её военных, которые уже несколько десятилетий используют Тартус в качестве пункта материально-технического обеспечения флота: «Я надеюсь, что это будет играть в пользу, в первую очередь, сирийской экономики».

Как это будет выглядеть конкретно, вице-премьер не объяснил, но отметил, что использование порта Тартус - «ключевой вопрос, который должен дать положительную динамику».

Ю. Борисов. Фото: www.globallookpress.com

Борисов рассказал, что соответствующее решение было принято на заседании межправительственной комиссии в декабре 2018 года. Нынешняя его поездка в Сирию «закрепила все эти договорённости», что, впрочем, указывают некоторые аналитики, может означать на деле, что «эти договорённости» не были всё же закреплены на надёжном официальном уровне, и нынешний анонс такого значительного события со стороны в целом не очень разговорчивого вице-премьера означает некий дополнительный узелок ради укрепления достигнутых позиций.

Напомним, что Россия ещё в советские времена держала в Тартусе пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) флота. Хотя это часто называют базой, на деле это именно место стоянки и заправки-загрузки кораблей, нисколько не экстерриториальное по отношению к стране пребывания. То есть никак не военная база с соответствующим правовым положением, оборонительными структурами, собственной военной администрацией и так далее.

Шаг в направлении развития ПМТО к статусу военно-морской базы был сделан в начале 2017 года, когда было подписано соглашение о расширении и модернизации пункта обеспечения в Тартусе. Оно было заключено на 49 лет, а далее должно было автоматически продлеваться на очередные 25 лет, если ни одна из сторон не уведомит другую в письменной форме и - что важно - по дипломатическим каналам о намерении прекратить его действие.

Правовой режим аренды

С точки зрения международного законодательства все обитаемые территории нашей планеты подразделяются на 3 типа: государственная территория, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.

Тартус. Фото: www.globallookpress.com

Аренда же территории - это «временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории». В этих обстоятельствах арендованный участок продолжает оставаться государственной территорией арендодателя, но государство-арендатор может осуществлять на этом участке свою юрисдикцию в соответствии с соглашением об аренде.

Это означает, что порт Тартус становится территорией со смешанным режимом, а по факту - территорией, где будут действовать законы Российской Федерации и осуществляться российская юрисдикция.

Между прочим, на похожих условиях - за исключением того, что на арендуемой территории действует российское законодательство с некоторыми исключениями, - по договору от 1962 года Финляндия арендует у России русскую часть Сайменского канала, соединяющего бассейн Сайменской озёрной системы в Финляндии с Выборгским заливом. Это самый крупный канал у соседей, часть которого проходит по нашей территории и за эксплуатацию которого они платят нам арендную плату.

Говоря проще, Россия получает свой порт в Средиземном море. Можно сказать, личный. Пусть и под верховным правом государства-суверена, то есть в данном случае - Сирии.

Дальше конкретики договорённостей мы не знаем, но, надо полагать, в самом Тартусе тоже должен быть выделен - или построен - отдельный район для проживания персонала российского порта, с соответствующими инфраструктурными, общественными, образовательными, правоохранительными и оборонительными пунктами. То есть в некотором смысле Россия получает и свой город в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Корабли ВМС России. Фото: www.globallookpress.com

Геостратегический и геополитический момент

Итак, порт Тартус становится портом российским. Причём не только военным, но и гражданским. Что это означает для российских геополитических интересов?

Читайте также:

"Но как, Холмс?!": в США не могут поверить, что русские подлодки "загоняли" британцев в Средиземном море Спустя почти год после инцидента в Средиземном море эксперты в США не могут поверить в то, что русские...

С точки зрения военной всё достаточно понятно и даже, как ни странно, прозрачно. В порту остаётся пункт МТО для ВМФ России, но теперь это становится чисто техническим понятием. На деле русский флот - на фактически своей территории - может развернуть полноценную военно-морскую базу. Это, в свою очередь, означает большие возможности увеличить радиус действия русских подлодок класса «Варшавянка», которые пока обладают ограниченной автономностью. Это означает возможность постоянного присутствия надводных кораблей - как стержня будущей Средиземноморской флотилии. Эта флотилия с этой базы будет в состоянии в течение суток поставить завесу вплоть до острова Крит. То есть всё Восточное Средиземноморье становится подконтрольным русским.

Для Сирии арендованный русскими Тартус становится дополнительным гарантом безопасности. Это тоже достаточно очевидно.

Менее очевидно место здесь для бизнеса, о чём, однако, не преминул специально упомянуть Юрий Борисов. Однако и тут прослеживаются довольно очевидные следствия принятого решения.

Разумеется, первыми в Тартус придут закрепляться не Джамал и не Гурген со своими беляшами и хачапури. Хотя и не исключено, что и весь город за портом будет объявлен зоной свободной торговли. Этакой Одессой времён XIX века.

Фото: www.globallookpress.com

Но всё же первым туда откроет дорогу явно крупный государственный бизнес - нефтяные и газовые корпорации, транспортные компании, торговые трейдеры. Довольно прозрачно просматривается перспектива сделать Тартус большим нефте- и газотранспортным хабом, куда будет подаваться, например, иранская, иракская, а то и кувейтская нефть. А далее, глядишь - и саудовская. И катарский газ. В конце концов, эти бородатые ребята в белых бурнусах так долго кормили гражданскую войну в Сирии как раз для того, чтобы проложить через неё продуктопроводы для своих природных ресурсов. Теперь им могут сказать «пожалуйста!» - только уже под сирийской (точнее, сирийско-российской) юрисдикцией и контролем.

В будущем Тартус вполне может стать одним из важных центров для китайского транспортного проекта «Один пояс - один путь».

Наконец, порт Тартус может - скажем, и должен - стать воротами на Ближний Восток для грузов из России. Зерна, машин, оружия. В общем, того, чем мы богаты и рады - получить за это денежки.

Ну, и из Сирии, конечно, есть что вывезти. Особенно, если путём определённых скидок и известных бизнес-технологий поднаправить сюда экспортные потоки с Ближнего Востока.

Говорят, первые корабли с товарами уже пошли…

Заявил, что в течение недели должен быть подписан контракт, после которого сирийский порт Тартус на 49 лет перейдет «в эксплуатацию российского бизнеса». Об этом сообщает РИА «Новости.

«Ключевой вопрос, который должен дать положительную динамику, — это вопросы по использованию порта Тартус. Поездка закрепила все эти договоренности. Мы очень хорошо продвинулись в этом вопросе и надеемся, что в течение недели контракт будет подписан, и на 49 лет порт Тартус перейдет в эксплуатацию российского бизнеса», — отметил вице-премьер после встречи с сирийским президентом .

Кроме того, российский политик выразил надежду, что это подписание документа пойдет на пользу сирийской экономике. Он добавил, что договор в значительной степени повлияет на сирийско-российский товарооборот.

В конце 2018 года сирийские власти сообщили о том, что российские компании построят аэропорт в портовом городе Тартус. Об этом сообщил глава сирийского управления по планированию и международному сотрудничеству Имад ас-Сабуни газете Al-Watan.

По его словам, на месте сельскохозяйственного аэродрома будет возведен аэропорт. Данное решение принято в рамках сотрудничества BOT (Build-operate-transfer).

Как ожидается, 30 проектов, которые вошли в «дорожную карту» соглашения о промышленном и торговом сотрудничестве с Россией, будут реализованы с 2019 по 2021 год. Строительство будет вестись в рамках договоренностей, заключенных на заседании межправительственной комиссии.

Кроме постройки аэропорта, как отметил чиновник, будут обновлены железные дороги от фосфатных шахт до порта Тартуса, Кроме того, будет приведен в действие один из самых важных в сфере промышленности, по словам ас-Сабуни, проект по восстановлению шинного завода в Хаме. Помимо этого, будут построены цементный завод в Алеппо и российско-сирийская лаборатория по производству вакцин.

Еще в начале 2017 года Россия и Сирия подписали соглашение о размещении российского Военно-морского флота в порте Тартус на 49 лет.

Этот соглашение «автоматически продлевается на последующие 25-летние периоды, если ни одна из сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам другую сторону о своем намерении прекратить его действие», говорится в документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно документу, в порту одновременно могут находиться 11 военных кораблей, включая корабли с ядерной энергетической установкой.

В октябре 2016 года статс-секретарь — заместитель министра обороны России Николай Панков заявил о том, что в Тартусе Россия планирует создать военно-морскую базу, действующую на постоянной основе. «В Сирии у нас будет на постоянной основе военно-морская база в Тартусе. Соответствующие документы подготовлены, они проходят процедуры межведомственного согласования», — сказал он тогда.

В конце 2017 года президент России подписал закон о ратификации соглашения с Сирией, согласно которому предусматривается расширение территории пункта материально-технического обеспечения российского Военно-морского флота (ВМФ) в районе сирийского порта Тартус.

Акватория и территория порта перешли под российскую юрисдикцию. Таким образом имущество российской базы стало в этом месте неприкосновенным и было освобождено от обыска, досмотра и ареста. Россия, в свою очередь, обеспечивает защиту с воздуха и охрану морских границ территории, а Сирия занимается внешней охраной базы.

Тогда же в сообщили, что на расширение базы ВМФ в сирийском Тартусе потребуется 3,2 млрд руб. ежегодно. «Расходы — 3,2 млрд руб. в год. Они предусмотрены в бюджете», — сообщили в министерстве.

Отметим, что еще в 1971 году СССР и Сирия подписали документ о размещении военной базы в Тартусе. Создавалась она, прежде всего, для ремонта кораблей, снабжения их топливом и расходными материалами. В 1977 году база ВМФ начала там функционировать.

Президент Сирии Башар Асад встретился с вице-премьером России Юрием Борисовым в Дамаске в субботу, 20 апреля. На встрече речь шла о торгово-экономическом сотрудничестве, в частности в сферах энергетики, промышленности и расширения торговых связей.

Президент Асад обсудил с Борисовым практические механизмы преодоления всех препятствий, будь то административных или тех, которые возникли из-за санкций, введенных в отношении Сирии.

Россия и Сирия могут в ближайшую неделю подписать договор об аренде порта Тартус на 49 лет. Об этом по итогам встречи с сирийским президентом Башаром Асадом заявил вице-премьер России Юрий Борисов. В 2017 году Федеральное Собрание РФ ратифицировало соглашение с Дамаском об укреплении военного присутствия России на воздушных и морских базах в Сирии.

Россия и Сирия договорились о расширении и модернизации пункта материального обеспечения российского ВМФ в сирийском Тартусе. Вице-премьер России Юрий Борисов заявил, что соглашение об аренде морского порта Тартус в Сирии на 49 лет будет подписано в течение недели.

«Мы очень хорошо продвинулись в этом вопросе и надеемся, что в течение недели контракт будет подписан, и на 49 лет порт Тартус перейдет в эксплуатацию российского бизнеса», — отметил вице-премьер. Российская военно-морская база в Тартусе — единственное воплощение российского присутствия в Средиземноморье.

Несколько дней назад сирийская пресса сообщила об урезании квот на бензин и длинных автомобильных очередях на заправках из-за нехватки бензина. Это часть трудностей, с которыми сталкиваются сирийцы из-за проблем с импортом нефти и остановки кредитной линии с Ираном.

«Сирия постоянно координирует свои действия с Ираном», — заявил министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллем.

Контекст

Eesti Päevaleht: Эстония хочет взыскать с России ущерб за «советскую оккупацию»

Eesti Paevaleht 03.02.2019

SANA: ПВО Сирии отразили израильскую атаку

Sana 05.09.2018

Российские корветы с ракетами «Калибр» направились в Тартус

ИноСМИ 19.06.2018

С другой стороны, известие об аренде порта Тартус вызвало массовое недовольство среди сирийцев, которые уже две недели страдают от бензинового кризиса. Двоюродный брат сирийского президента Дураид Асад написал в своем аккаунте в Фейсбук: «Порт Латакия — иранский. Порт Тартус — российский. А мы, сирийцы, довольствуемся рыболовецким портом в Джебле». Местные источники в Тартусе сообщили, что работники порта обеспокоены своим будущим после установления контроля России над портом. Слухи о намерении России арендовать торговый порт Тартус начали ходить две недели назад, но официальное подтверждение получили в субботу.

Сирийское арабское информационное агентство SANA сообщило о расширении горизонтов экономического сотрудничества между двумя странами. Президент Асад обсудил с Юрием Борисовым практические механизмы преодоления всех препятствий, будь то административных или тех, которые возникли из-за санкций, введенных в отношении Сирии, в дополнение к расширению горизонтов сотрудничества с целью включения новых секторов.

В 2017 году Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе на 49 лет.

Россия и Иран борются за влияние в Сирии. Россия объявила о своем намерении арендовать порт в Тартусе после того, как сирийский режим отдал Ирану морской порт в Латакии. В феврале президент Сирии Башар Асад прибыл с неожиданным визитом в Тегеран, где встретился со своим иранским коллегой Али Роухани. В ходе встречи было подписано соглашение, позволяющее Ирану осуществлять контроль над торговым портом Латакия. Его заключение вызвало гнев российской стороны, которая контролирует военный аэропорт Хмеймим и окрестности Латакии, рассчитывая впоследствии расширить контроль над всем сирийским побережьем.

Россия хочет участвовать в разработке нефтяных месторождений в Турции, Ираке, Ливане и Сирии, а также стремится установить сухопутный мост в Европу через Ближний Восток, чтобы усилить свою роль в качестве основного поставщика газа в Европу и расширить свое влияние. Россия рассчитывает на расширение газопроводных сетей на сирийской территории. Она также обращает внимание на Ливан, который за последние два года удвоил объем торговли с Москвой. Кроме того, Россия присматривает за нефтяным месторождением в порту Триполи, находящийся в 30 километрах от сирийской границы и в 60 километрах от сирийского порта Тартус, который поможет обойти санкции, наложенные на Сирию.

«Передача порта Тартус в аренду России — это четкое разделение сфер влияния и контроля. У России и Ирана есть интересы, связанные с использованием сирийской территории для расширения газопроводов в регионе и возобновления проекта по соединению железных дорог Ирана, Ирака и Сирии. И если между российской и иранской сторонами есть разногласия, то сейчас они стремятся заполучить „свой кусок пирога" в этих проектах», — сообщают информированные сирийские источники.

Ближневосточные СМИ сообщают о боевых столкновениях между иранскими и российскими военными, но их сообщения были опровергнуты сирийским военным источником. Он объявил, что Сирия полностью отрицает распространенную некоторыми сайтами и СМИ информацию о столкновениях между российскими и иранскими силами в Дейр-эз-Зоре и Алеппо. По словам источника, все эти данные не точны и безосновательны. Заявления военного источника последовали после сообщений о задержании российского военного конвоя Корпусом стражей исламской революции в Дейр-эз-Зоре, что привело к столкновениям. В результате перестрелки погибли два иранских бойца и ранено четверо российских военных полицейских. Упоминается также конфликт между иранскими и российскими силами в районе аэропорта Алеппо, который последовал после того, как российские военные потребовали от Революционной гвардии покинуть территорию аэропорта.

Сразу же после объявления об аренде порта Тартус сирийские активисты обратили внимание на то, что порты Тартус и Латакия управлялись филиппинской компанией International Container Terminal Services Inc, которая была вынуждена вывести своих работников из Сирии после того, как порты Латакия и Тартус были признаны опасной зоной в 2011 году.

Сирийские прорежимные активисты называют «невежественными» тех, кто критикует сдачу порта в аренду и считают подобное решение «тактическим шагом Сирии на фоне объявленной ей экономической войны». Сдача Тартуса в аренду восстановит активность в полупарализованном порту, поскольку Россия сможет доставлять продукты и нефть в Сирию без ограничений. Также они говорят, что аренда Россией порта в Тартусе «положит конец коррупции среди местных служащих», но вместе с тем они называют переход Тартуса под контроль России «русской оккупацией».


© РИА Новости, Дмитрий Виноградов

Близкая к сирийскому правительству газета « » несколько дней назад опубликовала статью о сирийской нефти. 25 марта 2019 года Минфин США ввел новые санкции в отношении нефтегазового сектора Сирии. Санкции распространяются на все корабли, поставлявшие нефть в Сирию с 2016 года и по сей день. Следует отметить, что сирийский режим использует сложную схему по доставке нефти в Сирию в обход американских санкций.

Сирия ежедневно нуждается в 4,5 миллионах литров бензина, 6 миллионах литров дизельного топлива, 7000 тонн топлива и 1200 тонн газа. Общая сумма составляет около 200 миллионов долларов в месяц.

Москва настаивает на политическом процессе, в том числе на проведении выборов и разработке новой конституции как способа прекращения конфликта. Однако Асад стремится уменьшить участие в этом процессе оппозиции, поддерживаемой Турцией или другими иностранными государствами.

Министерство иностранных дел России сообщило, что президент Сирии Башар Асад в пятницу встретился со специальным посланником президента России по Сирии Александром Лаврентьевым, заместителем министра иностранных дел России Сергеем Вершининым и сопровождающей их делегацией.

Сообщается, что российские чиновники обсудили с Асадом запуск работы конституционного комитета. В прошлом году сирийская оппозиция согласилась присоединиться к разработке проекта новой Конституции Сирии под эгидой ООН после проведения мирной конференции в Сочи, но официальные сирийские СМИ об этом не упоминали.

Сирийское информагентство SANA сообщило, что встреча Асада с российскими чиновниками была посвящена очередному раунду переговоров в рамках нурсултановского формата. В них примут участие Сирия и ее союзники — Россия и Иран, а также Турция, которая оказывает поддержку вооруженным оппозиционным группировкам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Немецкое издание Contra Magazin задается вопросом, из-за чего Россия прикладывает в Сирии столько усилий? Стоит ли кусок пустыни, немного нефти (немного больше, чем необходимо для самообеспечения), немного средиземноморского пляжа такого вложения сил. Нет, это само по себе не стоило бы усилий.

Вы можете подумать, что Сирия является важным этапом в контексте китайской инициативы нового Шелкового пути, так что, возможно, речь идет об экономических интересах. Китай уже очень силен в Ливане и теперь может стать очень экономически сильным в Сирии. Это может быть причиной, но это не так. На самом деле есть еще одна, гораздо более важная причина.

Проблема для НАТО. Россия подписала соглашения о базах в Сирии — для Латакии как базы военно-воздушных сил и для Тартуса — военно-морской базы. Соглашения будут работать с 2017 года — на 49 лет.

У России есть противовоздушные батареи типа С-400 — размещены в Латакии. Эти зенитные батареи закрывают турецкую базу НАТО Инджирлик, а также базу ВВС Великобритании Акротири на Кипре. То есть авиация НАТО летает там только потому, что русские пассивно это позволяют — они могут перехватить любой самолет, вылетающий оттуда.

Сирийский порт Тартус всегда был важен для России. Ранее, в советское время, здесь находился экипаж из 50-60 человек с ремонтным судном, который в случае необходимости выходил в Средиземное море, чтобы помочь военным кораблям. Это своего рода база поддержки для военных кораблей, это было раньше, а не во время войны.

В настоящее время Россия расширяет Тартус — в военный порт, чтобы принять любой военный корабль ВМФ России, в том числе и подводные лодки (с аккумуляторной станцией).

Тартус должен стать главным морским портом для Черноморского флота России, после которого Россия больше не нуждается в Черном море. С одной стороны, Черное море контролируется Россией наземными самолетами, а с другой стороны наземными батареями.

Российские батареи С-400 и Бастион доминируют на Черном море. Больше не нужны свои военные корабли в Черном море. Кстати, одна и та же система работает в Балтийском море — все перекрывается с земли авиацией и батареями.

Российский Черноморский флот может использовать Россией как «Восточно-средиземноморский флот» с главным портом в Тартусе, чтобы бросить вызов морскому правлению НАТО или даже отнять военно-морское господство НАТО в этом районе.

Связанное с этим доминирование России над восточным Средиземноморьем — и, следовательно, над северным входом в Суэцкий канал — является военное присутствие ближайшего союзника России. Китай имеет военную базу в Джибути — ВМС и ВВС — с разрешением на развертывание до 10 000 человек. Китай контролирует южный вход в Суэцкий канал.

На севере Суэцкого канала русские, на юге, китайцы, реальность, которая является кошмаром для НАТО. Кошмар, из которого НАТО хотели бы как можно быстрее выбраться. Вот почему Запад прикладывает все усилия, чтобы уменьшить влияние России в Сирии.