Описание Свято-Иоанно-Богословского монастырь в с. Пощупово

Сегодня я хочу рассказать об уже «раскрученном» месте Рязанской области - Иоанно-Богословском мужском монастыре. Этот монастырь я называю «своим домашним», потому что ездим мы туда часто, раз в месяц точно. Особенно когда надо принимать важные решения: пройдешься, подумаешь и как-то сразу становится понятно, какое из них верное.
Когда-то сюда на богомолье ходил со своей бабушкой маленький Сережа Есенин. Это его слова: «Монастырь на высокой горе».
Проехать к монастырю довольно просто. В Рыбном, за бывшим постом ГАИ (со стороны Москвы) поворачиваем по указателю на Константиново (мимо не проедете, это большой стенд с портретом Есенина), далее едем по указателям на Константиново до поворота направо на Новоселки. Там стоит указатель уже на саму обитель, ну а дальше по указателям на монастырь.


Монастырь относится к одним из самых древних на Рязанщине: датой основания считается конец XII - начало XIII века. Ученые полагают, что заложили его греческие монахи. С собой они принесли икону святого апостола Иоанна Богослова, которая долгие годы была святыней обители. К сожалению, сейчас она утрачена.
В 1237 году на Рязань обрушился Батый. Город был разорен, а монастырь остался стоять целым и невредимым. Говорят, что хану явился сам Иоанн Богослов, и устрашенный этим Батый обитель миловал. Впрочем, в дальнейшем татары не раз ее разоряли.
Изначально обитель была деревянная, и только во второй половине XVII века началось каменное строительство, а уже концу 17 века монастырь был назван третьим среди монастырей Рязанской епархии. Но затем в его истории начались годы запустения, к середине 19-го века обитель погрузилась в беспросветную нищету, многие на Рязанской земле и не знали о ее существовании.
Вероятнее и остался бы монастырь захудалым, но в 1859 году Давид Иванович Хлудов купил около обители дачу, и вот он то и приложил много усилий для возрождения монастыря. По его просьбе настоятелем стал архимандрит Виталий (Виноградов). И именно они к концу XIX столетия сделали монастырь одним из самых красивых в Рязани. Тогда же при монастыре было открыто училище для крестьянских детей, именно эти «дети» и спасли монастырь от закрытия после революции.
Обитель «продержалась» до 31 мая 1931 года, тогда монахов арестовали и отправили в ссылку, избежать ее удалось только 82- летнему архимандриту Зосиме (Мусатову). Следуя советской традиции, в монастыре «перебывали» разные учреждения. К концу восьмидесятых годов прошлого столетия здесь царила полная разруха.
Возрождение обители связано с именем архимандрита Авеля (Македонов). Он родился он в селе Никуличи Рязанской области. Долгое время возглавлял Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, а с 1989 года возглавил Пощуповский монастырь. Скончался он в декабре 2006 года, но в обители его чтут и помнят: под алтарем Иоанно-Богословского собора, в Серафимовском храме находиться его могилка, так же в домике архимандрита сделан небольшой музей (к сожалению, я туда ни разу не попала).


Монастырь окружен каменной оградой в виде неправильного семиугольника. Территория обители небольшая, но очень ухоженная.






В основном паломники приезжают к Новым Святым вратам, и оттуда начинают осмотр монастыря. Если Вы одеты неподобающе, охрана выдаст Вам юбку и платок. Фотографировать на территории обители запрещено, но я это делала не раз (но не в наглую), лично меня никто не выгнал.



Сразу за колокольней нас встречают старинные Святые врата, а сейчас Часовня иконы Божией Матери Иверская, очень часто они открыты, можно подойти к иконе, помолиться, поставить свечку.


Старая появилась в середине 17 столетия, в Пасху, все желающие могут позвонить в колокола. Однажды, мы это тоже делали, только получается какофония, все- таки, красиво звонить в колокола – это искусство.

Новая колокольня была построена в 1901 году Цеханским в псевдорусском стиле. В высоту она около 76 метров, что всего на 5 метров меньше знаменитого Ивана Великого.

В обители два основных храма: Иоанно-Богословский и Успенский соборы.

Иоанно-Богословский собор был построен во второй половине XVII столетия, вероятнее всего в 1689 году. К середине XIX века храм пришел в полное запустение, поэтому после реконструкции его пришлось заново освещать в 1868 году. Второе возрождение храма было уже после 1988 года.
Последнее время я попасть в него не могу - на службу мы попадаем редко, но зато под его Алтарем есть мой «любимый» храм преподобного Серафима Саровского. Он очень маленький, там расположена могилка Авеля и останки монастырский братии (именно эти он мне напоминает Инкерманский монастырь), а так же икона Серафима Саровского.



Второй храм – Успенский, открыт практически всегда, поэтому ничего не препятствует Вам зайти, помолиться,

и насладиться видом великолепного фарфорового иконостаса.


Так же в монастыре есть очень много частиц мощей святых: Георгия Победоносца, святого Феофана Затворника, святого Николая Чудотворца, святого Иоанна Златоуста, святого Григория Богослова, преподобного Исаакия Далматского, святого Амвросия Медиоланского, преподобного Германа Валаамского, великомученика Феодора Стратилата.

После посещения монастыря можно отправиться на источник (если Вы не сделали этого ранее): на машине или пешком по дорожке вдоль стен монастыря или по тропинке, выйдя в калитку. Но учтите, до источника (какой бы Вы путь не выбрали, в том числе доехав на машине) идти придётся по крутым тропам, поэтому в гололед или после сильных дождей оцените свою обувь на возможность спуска, а то можно упасть и не раз.
Через эти ворота можно пройти на дорогу к источнику.


Через эту калитку – на тропинки.

Это вид на обитель со стороны тропинки.

Святой источник

К источнику можно пройти от монастыря или подъехать до стоянки на машине. Объясню, как проехать со стороны Рыбного, потому что мы обычно вначале заезжаем на источник, а затем едем в монастырь: для этого поворачиваем на следующем повороте после знака «Медведево» и едем до стоянки, где оставляем машину, а сами наслаждаемся видами, спускаясь вдоль деревьев к источнику.

Серая машина как раз напротив нужного поворота направо.






Святой источник славиться своей исцеляющей силой: жители окрестных сел очень давно стали приходить сюда, окунаться, брать воду. Многие исцелялись. По моему опыту – источник действительно дает какую-то силу: окунешься в холодную водичку (4 градуса), и выходишь, как заново родившись. Конечно, по правилам нужно три раза обойти источник внутри купальни, читая молитву, затем окунаемся три раза, затем опять обходим, и так три раза, но выдержать 9 купаний могут самые стойкие. В Крещение к источнику съезжаются со всей Рязанской области, и очереди здесь стоят просто огромные. Ну а теперь немного фотографий.

Правила поведения на источнике.

Скамеечка для отдыха.

Сам источник.



Часовня.


Здесь можно купить монастырские продукты, может и дороговато (навскидку полкило творога – 100 рублей, полтора литра кваса - 70), но все действительно очень вкусно. Травяной чай – освященный. Покупая черный хлеб, учтите, что он по настоящему ржаной (75%). Так же мы всегда покупаем чай на травах и блинчики, после купания очень здорово согревает. Раньше кушали на столах около киоска, а теперь появилась беседка.

Точная дата, когда был построен Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово), неизвестна. За свою многовековую историю он успел обрасти множеством легенд и преданий.

Легенда первая: возникновение обители

Одно из преданий гласит о том, что монастырь появился еще в конце XII или в начале XIII века. Считается, что на эти земли пришли христианские монахи-миссионеры с целью просветить здешних язычников. С ними была чудотворная икона святого в честь которого и названа основанная монахами обитель. Этот образ являлся одним из множества святынь, которые передала Константинопольская Церковь в дар Русскому государству. По преданию, она написана мальчиком-сиротой, жившем в Византии еще в VI веке, рукой которого управлял якобы сам апостол.

Сначала обитель находилась южнее теперешней, на склоне холма, над рекой Окой, в пещере. Естественно, что местность вокруг в те времена выглядела несколько иначе, чем сейчас: на высоких холмах росли многовековые дубравы, а остальное пространство занимали небольшие озера и старицы.

Иоанно-Богословский монастырь, Пощупово. Историческая справка

До наших дней сохранился целый комплекс обжитых пещер, предположительное время их заселения - конец XII века. И этот факт позволяет сделать предположение, что иноки действовали так же, как и их собратья во время основания Киево-Печерского монастыря, который впоследствии стал деревянным.

Легенда вторая: золотая печать

Двинувший со своим войском на русские земли, встретил ожесточенное сопротивление жителей Старой Рязани, которая оборонялась в течение пяти дней. Но все же город был взят и, конечно же, сожжен дотла (известно, что современный город возведен на новом месте). Затем хан с ордой подошли к монастырю и стали лагерем на ночь. Наутро они собирались ограбить и сжечь его. Как гласит легенда, Батыю приснился сон, где он увидел лик апостола Иоанна. Он и его воины были так напуганы видением, что отказались от своего первоначального замысла. Говорят, что хан очень боялся христианских святых.

Придя в храм, он увидел на иконе тот самый приснившийся ему лик апостола. После этого Батый наложил на святыню свою личную золотую печать, которая должна была охранять монастырь и всю его братию от многочисленных набегов и разорений. Иноки бережно хранили ее в течение 416 лет. Впоследствии она была переплавлена в чашу, используемую для причащений.

Легенда третья: пропавшая икона

Со временем власть в Орде поменялась, и золотая печать хана Батыя перестала быть защитой для монастыря. Участились набеги, приносящие с собой убийства братьев и разорение. Но каждый раз иноки с завидным упорством восстанавливали свою обитель.

Но в конце концов монахам это надоело, и они решили найти другое место для строительства монастыря. Собрали все свое уцелевшее имущество и отправились в путь. Но через некоторое время обнаружили, что чудотворная икона с ликом святого Иоанна Богослова пропала. И тут они усомнились в правильности своего поступка.

Братья решили возвратиться и во что бы то ни стало найти утерянную святыню. На обратном пути они, проходя через рощу, увидели на высоком дубе пропавшую икону. Восприняв это как знак свыше, они решили возвести новый монастырь на том месте, где обнаружили лик Иоанна Богослова. Теперь обитель находится немного севернее от первоначального ее расположения.

Из дуба, на котором обнаружили икону, сделали доску и поместили на главный престол в Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово). Позже ее перенесли в нововозведенный Успенский собор.

Строительство

Возведение монастыря на нынешнем месте началось в XVI веке. Вначале он был деревянным, а к концу XVII века начали строить уже каменные постройки. Сейчас Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово) полностью каменный.

К середине XIX века монастырь сильно обветшал и находился в запустении до тех пор, пока в 1859 году в этих местах не поселился Давид Иванович Хлудов. Он приложил все усилия, чтобы возродить его. В конце 19-го века он стал чуть ли не самым красивым в Рязанской епархии. Также была построена четырехъярусная колокольня высотой в 76 метров.

В это же время при монастыре организовано училище, где обучали крестьянских детей. Именно оно и спасло обитель от закрытия после Октябрьской революции.

Весной 1931 года Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово) все же закрыли, а монахов арестовали. А накануне из него пропала древняя чудотворная икона Иоанна Богослова, которая, кстати, до сих пор не найдена. В советское время в зданиях монастыря находились различные учреждения. Только осенью 1988 года он был возвращен обратно Русской Православной Церкви.

Иоанно-Богословский мужской монастырь села Пощупово

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста расположен на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани, и является одним из древнейших в Рязанской епархии.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам апостол, явившийся ему.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесен из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.

Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества - Рязани (старой) - вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую охранную печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при священномученике Мисаиле, архиепископе Рязанском и Муромском, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и в числе нескольких десятков золотых монет из "кошта" архипастыря употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся ныне в РИАМЗ.

В ХVI - первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место - село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.

Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения долгое время не давали возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50-е годы XVII века строятся каменные ограда и Святые ворота по проекту московского зодчего Юрия Корнильева Ершова. Фрески такой древности сохранились в Рязанской области только в 2-х местах: в Певческом корпусе Рязанского кремля и в Святых вратах Иоанно-Богословского монастыря.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор . В том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Иоанно-Богословский собор. 1689 г.

Мозаичная икона на фасаде собора Иоанна Богослова

Мозаичная икона Иоанна Богослова на апсиде Иоаннобогословского собора

Главный (холодный) собор монастыря. Под его алтарной частью находится храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В усыпальнице погребены последние настоятели монастыря, управлявшие им вплоть до 1930-х годов.
В соборе хранилась древняя чудотворная икона Иоанна Богослова, принесенная на Оку из Византии.

Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Кости из уничтоженного большевиками некрополя.

Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Белое надгробие - архимандрита Авеля (Македонова), принявшего монастырь после советского разорения, стараниями которого он был восстановлен.

Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Надгробия последних настоятелей монастыря.

Из каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.

В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает лишь во второй половине XIX столетия.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н.В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862 года.

Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865 г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, а затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря – с аскетически строгими правилами.

В 1868-1870 годах на средства Д.И. Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868–1878 годах – новый трехэтажный братский корпус.




Храм Успения Пресвятой Богородицы

Фрагмент фаянсового киота в Успенском соборе

Фаянсовый киот в Успенском соборе

Интерьер Успенского собора

Вне монастырской ограды в 1867 г. были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности также предоставлялись за счет монастыря.

Уже после смерти Д.И. Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского строится 80-метровая колокольн я, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII-XVIII веков.

Колокольня

Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года. Тогда и началось восстановление.

За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной, в древнерусском стиле, иконостас работы рязанских мастеров. Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь. Отреставрирован Успенский храм. Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца.

Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская. XVII в.

Церковь Тихвинской иконы Богоматери, Николая Чудотворца и царя-страстотерпца Николая устроена в нижнем ярусе малой шатровой колокольни.

Старинный колокол перед входом в Тихвинскую церковь

Ворота ограды

Святые ворота

Главки над Святыми воротами

В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери .

Иверская часовня. XVII в.

Часть интерьера Иверской часовни

На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и во имя великомученика Пантелеимона. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989-2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» и «Тихвинская».

В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.

Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская костница, а также здесь погребен почивший в 2006 году архимандрит Авель (Македонов).

Деревянный дом наместника с домовой Знаменской церковью

Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.

Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.

Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние – сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.

В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.

Престольные праздники

Братский корпус с домовой Борисоглебской церковью

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области в 25 километрах от города Рязани и является одним из древнейших в Рязанской епархии.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону св. Иоанна Богослова - одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам явившийся ему апостол.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить связь факта основания обители с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь стал деревянным.

Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения Старой Рязани вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся сейчас в Рязанском Краеведческом Музее.

В ХVI - первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место - село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.

Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50 годы XVII века строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Ершова. Это единственные сохранившиеся на территории Рязанской области фресковые росписи такой древности.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.

В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй половине XIX столетия.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н. В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862г.

Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря, с аскетически строгими правилами.

В 1868 - 1870 годах на средства Д.И.Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868 - 1878 годах - новый трехэтажный братский корпус.

Вне монастырской ограды в 1867 были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности так же предоставлялись за счет монастыря.

Уже после смерти Д.И.Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С.Цеханского строится 80 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII - XVIII веков.

Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.

Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой Источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается исцеление 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, случившееся 21 мая 1872 года. В 1874 году над источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года; тогда и началось восстановление.

За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной в древнерусском стиле иконостас работы рязанских мастеров. Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь. Продолжается реставрация Успенского собора. Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В древних Святых вратах устроена часовня во имя иконы Божией Матери Иверской. На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989 - 2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение - Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а так же реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского и новомученика священномученика Иувеналия Рязанского. Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская гостиница, а также здесь погребен почивший в 2007 г. архимандрит Авель (Македонов).

Сведения о современной жизни монастыря. расписание богослужений.

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) - в 5.30, часы и Божественная Литургия - в 8.30. Вечернее богослужение - в 18.00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне - в 17.00, утром в 7.30 (по воскресным дням в 7.00) - утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9.00 - Часы и Божественная Литургия.

Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.

Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.

Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние - сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.

В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.

Престольные праздники.