Андреевский мужской монастырь. Андреевский ставропигиальный мужской монастырь ставропигиальный мужской монастырь

Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика.

Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков.

В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны. В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила).

По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом».

Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых.

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

В 1900 году по инициативе настоятеля храма Воскресения Христова священника Николая Молчанова была открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая до упразднения советской властью.

В 1918 году богадельню упразднили, а в ее корпусах разместили дома-коммуны 1-й московской фабрики «Гознак». В 1920–1930-е годы храмы – святого Андрея Стратилата, Воскресенский, Иоанно-Богословский – постепенно закрывали, приспосабливали под различные учреждения, некрополь был полностью уничтожен.

С 1964 года в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря обосновалась московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. Для нужд института стали проводиться реставрационные работы.

14 августа 1991 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре было открыто Патриаршее подворье. С 8 марта 1992 года были воз-обновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение было совершено 22 апреля 1992 года.

В 1993 году в обитель переехала незадолго до того воссозданная Синодальная библиотека Московского Патриархата – главное книгохранилище Русской Православной Церкви, ныне носящее имя Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество сам открыл и освятил читальный зал библиотеки. Ее фонды насчитывают более 140 тысяч единиц хранения и постоянно пополняются. От Святейшего Патриарха Кирилла регулярно поступают издания, имеющие особую ценность.

В декабре 1996 года правительство Москвы возвратило Церкви комплекс строений Андреевского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование. В 1999 году, в продолжение традиций, здесь была открыта негосударственная общеобразовательная школа с преподаванием ряда дополнительных предметов – Закона Божия, церковно-хорового пения, основ православной культуры; одновременно была образована воскресная школа.

На территории монастыря размещены Учебный комитет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, телеканал «Союз» и другие церковно-общественные учреждения.

Определением Священного Синода от 16 июля 2013 года Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы. В настоящее время в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы.

Старинный монастырь с размытой и длинной историей. Андреевский храм находится в Москве недалеко от Воробьевых гор. Самый красивый вид на достопримечательность открывается со стороны Москва реки и Воробьевых гор. Отличается он тем, что здесь была открыта первая в Москве просветительская школа для мирян еще в середине XVII века. Традиция до сих пор сохранилась, духовная школа при Андреевском монастыре работает и по сей день регулярно набирает и готовит учащихся по основным направлениям. Андреевский монастырь расположился в тихом уютном месте, он скрыт в зелени и новостройках.

История

Здание повидало множество событий и несколько раз было переориентировано: тут находилась тюрьма, сумасшедший дом, дом для сирот, богадельня, метрологическая лаборатория, клуб, дома-коммуны.

До конца XVI века местность у Воробьевых гор и реки пустовала. В 1591 году Москва была освобождена от нашествия хана Кызы-Гирея, и случилось это в день мученика Андрея Стратилата. В честь этого события был возведен деревянный храм, который в 1675 году сменился каменным. Он был назван во имя святого мученика Андрея Стратилата, поэтому монастырь носит название «Андреевский». В течение XVIII столетия монастырь трижды переориентировался и закрывался. В найденных документах того времени было указано: «Бывший Андреевский монастырь», то есть, упраздненный.

В 1900 году настоятель Николай Молчанов открыл при монастыре церковно-приходскую школу, она закрылась в 1918 году, после чего в корпусах расположились дома-коммуны Московской фабрики, в 1925 году был открыт клуб. С 1967 по 1971 годы велись работы по реставрации объекта. И только в 1996 году правительство Москвы постановило о передаче Андреевского монастыря в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

Архитектура и территория

В 1648 году была построена Воскресенская церковь, в 1675 — церковь мученика Андрея Стратилата . Фасадная часть второй церкви была создана белорусскими мастерами. Недалеко от Воскресенского храма велись работы по строительству Покровской церкви, но она вскоре была снесена, на ее месте началось построение корпусов. В 1748 году на территории появилась колокольня по заказу графа Шереметева. Изначально она была четырехгранная с арочными проемами и четырехскатным шатром, на вершине которого располагался шар и крест. В самой колокольне в нижнем ярусе была открыта церковь Иоанна Богослова.

Теперь монастырь представляет собой прямоугольное строение из нескольких зданий. Внутри располагается колокольня постройки XVII столетия в стиле барокко (в XVIII веке она была перестроена). Она украшена капителями, карнизами, прорезными окнами, лепниной. Под колокольней находится церковь архангела Михаила. Воскресенская церковь была отреставрирована, после чего сменился декор под куполом, но стиль нарышкинское барокко сохранился. Надвратный храм мученика Стратилата подвергся реставрации в 1961 году, в ходе которой были незначительно изменены декоративные элементы. Три богадельни сохранились по сей день еще с 1805 года.

В начале XXI столетия около монастыря отстроили элитный жилой квартал «Грин Хиллс», но территория достопримечательности осталась нетронутой. Здесь высажены декоративные кустарники, цветы, газон, местность выглядит ухоженной, но весьма скромной. На небольшой территории находятся фрагменты старого кладбища, подземелий, три храма.

На фоне быстрой жизни Москвы и шумной Набережной достопримечательность остается тихим, спокойным и умиротворенным местом, куда можно прийти и отдохнуть от суеты, посетить храм или просто ознакомиться со старой архитектурой. Посетители могут вкусно пообедать в местной недорогой столовой.

Расписание богослужений в Андреевском монастыре в Москве

На территории монастыря есть 3 храма, которые действуют и проводят богослужения ежедневно с понедельника по пятницу в 08:00, в субботу и воскресенье — в 09:00, в 17:00 в субботу и воскресенье — Вечерня и Всенощное в праздники. Посетить храм может любой желающий.

Видео «Андреевский монастырь у Воробьевых гор»

Что посмотреть рядом

Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской , Новодевичий , Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького , дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы , открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.

Как добраться до Андреевского мужского монастыря

От метро «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) пешком добираться 15 минут.

Автобус № 144, 255, М1, 905, Т47, 308, 907, М6 останавливается непосредственно у Андреевской набережной. В пешей доступности находится остановка «Хамовнический Вал 2» , добраться до которой можно на автобусах и маршрутном такси № 132, 255, 64. На автобусе № 64, 216, 255, Т79, С12 следует доехать до «Лужнецкая набережная» , а через мост и реку будет находиться Андреевский монастырь.

На такси можно быстро добраться до ворот монастыря из любой точки столицы, оформив заказ автомобиля в приложениях Uber, Yandex taxi, Maxim taxi, Gett. В Москве доступны следующие службы такси: «Две столицы», «Уютное такси», «Славянское», «такси-Апельсин», Optimal, VeryWell.

Одним из важнейших селений Гагаринского района Юго-Западного округа Москвы является Андреевская слобода, возникшая поблизости от Андреевского монастыря, до сих пор находящегося под крутым берегом Москвы-реки, там, где она поворачивает от Воробьевых гор к Кремлю. Обитель имела уточнение в своем название-« что в Пленницах», и в литературе по этому поводу было высказано несколько точек зрения.
По мнению И.Е.Забелина подобное «книжное толкование» происхождения названия урочища не выдерживающим критики: «Пленицами в Москве и на юге, например, на нижнем Днепре, называют связки плотов или, собственно, плоты всякого леса, пригоняемого по весенней воде до назначенного места. Московское урочище Пленницы оттого и получило свое имя, что в этой местности искони собирались шедшие с верху реки плоты-пленницы, пригоняемые для городского потребления».
По другой версии, здесь издавна стояло небольшое сельцо Пленницы (за это говорит то, что в обители хранилась икона святого Андрея Стратилата с надписью, что данный образ был принесен их сельца Пленницы).
Точная дата основания монастыря неизвестна. Он впервые упоминается в известии о московском пожаре 1547 года., что дает возможность осторожно говорить об основании обители на рубеже XV -XVI веков.
Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века.
До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью
Места, лежащие неподалеку от Андреевского монастыря, были заселены еще в глубокой древности. Археологические раскопки показывают, что с середины I тысячелетия до нашей эры и по III-IV век нашей эры тут жили люди, принадлежавшие к «дьяковской культуре». По расположенной выше старинной усадьбе это поселение получило название «Мамонова городища». Как установили ученые, оно перестало существовать после большого пожара и больше уже не возобновлялось.
В 300-400 метрах от Мамонова городища по другую сторону от Андреевского монастыря на высоком мысу над оврагом, по части которого проходила Окружная железная дорога (теперь Третье транспортное кольцо), стояло древнее селище, возникшее еще до нашей эры. По археологическим данным, люди здесь жили и в раннефеодальное время
В IV части книги «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» об Андреевском монастыре сказано: «Трудно отыскать время основания монастыря сего, но нельзя не отнести его ко времени по крайней мере Великого князя Иоанна III Васильевича, ибо упоминается в летописях царствования Иоанна IV Васильевича Грозного как существующий уже давно». Однако это известие сомнительно, поскольку не говорится, что именно за летопись «времен Ивана IV» имеется в виду.
Странно: об Андреевском монастыре молчат и русские, и иностранные источники. Например, описывая набег Казы-Гирея в 1591 году, современники ни словом не упоминают находившуюся на берегу Москвы-реки обитель, которая (даже деревянная) могла бы стать одним из опорных пунктов обороны Москвы.
В «Историческом путеводителе» со ссылкой на В. Н Татищева сказано, что в Андреевском монастыре царь Борис Федорович завел первое в Москве училище для юношества. Опять ошибка, показывающая, насколько недостоверными данными иногда пользовался автор. Чувствуя это, он отодвигает возможное возникновение школы ко временам Алексея Михайловича.
Что касается В. Н. Татищева, в его «Истории Российской» нам подобного факта найти не удалось. Напротив, в «Лексиконе российском историческом, географическом, политическом и гражданском» историк пишет: «Андреевский монастырь, на реке Москве, от города, счисляя от Кремля, 5 верст, в приправочных и строельных книгах писано село. При Петре Великом во оном содержаны и обучаемы были зазорные дети». Василий Никитович, как известно, очень внимательно изучал русские летописи, в том числе и не дошедшие до нас.
К настоящему времени открылись некоторые исторические материалы, позволяющие приподнять завесу над историей урочища и Андреевского монастыря. Начнем с «Несвижского плана Москвы», гравированного в 1611 году в городе Несвиже Томашем Маковским по рисунку Шимона Ендрашевича Смутаньского. Согласно легенде, изложенной в заглавии плана, Шимон составил его, находясь в тюрьме вместе с послами короля Сигизмунда III, прибывшими на свадьбу Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Они въехали в Москву 12 мая 1606 года, а 27 мая Лжедмитрий был убит. Послов отпустили на родину только в начале августа 1608 года. По-видимому, в этот период «Несвияжский план» и рисовался. Он представляет большой интерес, так как, во-первых, создан раньше сожжения Москвы поляками, а во-вторых, на нем изображены некоторые детали окрестностей, лежавших за пределами Деревянного города и отсутствующие на планах Москвы начала XVII столетия. До его открытия сторонники легенды, высказанной И. М. Снегиревым, могли апеллировать к тому, что в Смутное время монастырь был разрушен. Действительно, Москва и Подмосковье тогда сильно пострадали. «Смута ураганом промчалась над окрестностями Москвы. Не миновали бесследно для них самозванцы, народные вожди вроде Болотникова, казаки, поляки. Описания Московского уезда в 10-х годах XVII столетия всегда сопровождаются безотрадным заключением: «а ныне все пусто», «села и деревни запустели от литовских людей», «а по новому дозору все пусто».
Как сообщает «Новый летописец», 24 августа 1612 года в районе нынешнего Крымского вала Козьма Минин с тремя дворянскими сотнями нанес ощутимый удар отряду гетмана Ходкевича, вынудив его отойти к Донскому монастырю: «И отойде к Пречистой Донской и стояше во всю нощь на конех. На утрие же побегоша от Москвы. Срама же ради своего прямо в Литву поидоша». Мы не знаем, что пострадало при отступлении поляков к Воробьевым горам.
На «Несвижском плане» показана часть местности юго-запада Москвы На правом берегу Москвы-реки, на том месте, где впоследствии возникла Андреевская обитель - группа строений, окруженных стеной. Из-за плохого качества печати трудно разобрать в деталях, что конкретно там изображено. Достаточно отчетливо различима высокая башня почти на самом берегу, увенчанная шатровой крышей. К ней с восточной стороны примыкает здание, к которому параллельно течению реки пристроено другое. За первым зданием - еще одно. От башни на юго-запад в гору идет стена или забор. От второго здания в гору же, перпендикулярно реке, тянется другая стена, состоящая из секций. Внутри охватываемой стенами территории - множество деревьев (снаружи, кстати, их почти совсем нет).
Сомнительно, чтобы подобные строения выполняли какую-либо оборонительную функцию: они располагались под горой, откуда прекрасно простреливались. Что же это тогда такое? Можно предположить: перед нами - подмосковная боярская усадьба.
Остается только догадываться, что произошло с усадьбой во время смуты. Она могла быть, о чем уже говорилось выше, сожжена отходившим отрядом гетмана Ходкевича. Не исключено, что хозяин запятнал себе содействием полякам, после чего усадьбу конфисковали.
В. И. и Г. И. Холмогоровыми найден ряд ценнейших документов, касающихся истории Андреевской церкви. Самый ранний из них датирован 1625 годом: записка об уплате «по окладу денег 6 алтын и 2 деньги» попом Иваном. Следует иметь в виду, что основным видом сборов с духовенства была ежегодная дань, размер которой зависел от численности прихода и его доходности. Названная сумма мала. Но если она уплачивалась, значит, Андреевская церковь имела пусть маленький, но приход.
Наиболее ценным является документ, извлеченный Холмогоровыми из писцовых книг Ратуева стана и относящийся к 1627-1629 годам: «На реке на Москве, у Воробьевых круч, церковь Андрея Стратилата, древяна клецки. А в церкви образы и свечи и книги и на колокольнице колокола - все государево. А у церкви во дворех: поп Иван Кондратьев, поп Алексей Денисов, церковный дьячек Тимошка Иванов, место пономарское пусто, место просвирницыно, да тут же на церковной земле во дворе бобыль. Да на церковной же земле сараи, а в них жгут кирпичье. Да сарай попа Ивана Кондратьева, а в нем зжет кирпичь сам поп на продажу; да другой сарай попа Алексея Денисова, а в том же сарае жеребий дьяконской, и тот жеребий в споре у попа Алексея с церковным дьячком с Тимошкою. А поп Алексей отдает свой сарай на оброк в наем торговому человеку Ивану Истомину сыну Котельного ряду. Пашни церковные земли в поле 56 чети, а в дву потомуж, земля середняя. Да к церкви Андрея Стратилата вотчина в Сосенском стану, пустошь Катеринкина с пустошьми, да в Торокманове стану пустошь Косилово с пустошьми»
Более подробные сведения об Андреевском монастыре дошли от середины XVII века и связаны с именем Федора Михайловича Ртищева (1626-1673).
В возобновленном им им в 1648 году Андреевском монастыре он открыл училище, куда пригласил из Киева ученых монахов, чтобы организовать обучение « языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии» Успех начиная Ф.М. Ртищева был очевиден.
При Ртищеве в монастыре возводиться Преображенская церковь а в 1675 году было завершено строительство надвратной церкви св.Андрея Стратилата. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской церкви была построена новая (освящена в 1703); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел великомученика. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась ц. Покрова (построена в 1701), впоследствии. разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня с церковью Михаила Архангела была возведена в 1748 году на пожертвования графа С.Б.Шереметева.
Однако после смерти Ртищева школа в Андреевском монастыре просуществовала недолго и в 1685 году была перенесена в Заиконоспасский монастырь в Китай –городе.
При Петре I строения монастыря частично использовали для содержания незаконнорожденных детей и подкидышей. Андреевский монастырь был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках монастыря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. монастырь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. В 1764 году монастырь был упразднен, а главная церковь Вознесения Христова (возведена в 1689-1703 гг.) стала приходской. Что касается бывших монастырских зданий, при Екатерине II они использовались для различного рода исправительных учреждений.
Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 году, на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы.
По указу императрицы Екатерины II в 1775 году в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола.
В 1788 году по словам английского путешественника Вильяма Кокса, а Андреевском монастыре содержались « распутные женщины», которые жили там в продолжение двух и трех недель, занимаясь тем, что вьют веревки для адмиралтейства» Тогда же, по его словам, в обители находился» приют для солдатских вдов» на который « императрица дает на каждую женщину по 4 копейки в день; в приюте девяносто вдов».
В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение «Богадельного дома» для лиц обоего пола, а с 1805 года по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса Богадельни. Число призреваемых в ней со 150 человек в 1805 года увеличилось до 956 в 1906 году. Поздний по времени юго-западный корпус Богадельни был построен по проекту архитектора Московского купеческого общества А.С. Каминского в 1878 году.
В храмах обители, находившихся в ведении Богадельни, служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в ней, но и жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной.
До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.
В 1918 году Богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак.
В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм Святого мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта
В 1925 году «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба.
В храме Святого апостола Иоанна Богослова Богослужения совершались до конца 1930-х годов.
Некрополь обители в основном был уничтожен в 20-40-е годы XX века. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.
В 1964 году в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, Апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и Мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Донского монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко.
В 1996 г. комплекс бывшего. Андреевского монастыря передан Русской Православной Церкви для размещения Синодальной библиотеки Московского Патриархата. С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».
16 июля 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев)

Что есть что в церкви

До конца XVI века обитель называли Преображенской пустынью, а после чудесного бегства войск крымского хана Кызы-Гирея от стен Москвы в 1591 году в день памяти Андрея Стратилата здесь построили деревянный храм в честь этого святого. В 1675 его сменила каменная надвратная церковь, украшенная многоцветными изразцами. С тех пор монастырь называют Андреевским.

Расцвет обители пришелся на середину XVII века, когда по инициативе боярина Федора Ртищева здесь открыли «Учительное братство». Оно объединяло образованнейших монахов того времени. Ртищев вызвал 30 ученых монахов из Киево-Печерской лавры, Межигорского и других монастырей и поселил их на Воробьевых горах. Здесь они занимались переводами, обучали желающих славянской, греческой и латинской грамматикам, риторике, философии и другим наукам. Тогда же в Андреевской обители появилось духовное училище, прообраз Славяно-греко-латинской Академии.

Когда в XVIII веке академию перевели на Никольскую, Андреевский монастырь превратился в заведение для содержания подкидышей.

Путеводитель по архитектурным стилям

Во время эпидемии чумы 1771 года на территории Андреевского монастыря устроили кладбище для родовитых горожан. Там были похоронены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и насельники московских монастырей.

В 1803 году на территории обители разместилась богадельня. Хотя, по словам английского путешественника Уильяма Кокса, в Андреевском монастыре находились «распутные женщины», которые делали веревки для адмиралтейства. Здания богадельни строили много лет и завершили в 1878.

В 1918 году богадельня Андреевского монастыря превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак.

В 1923 году закрыли храм Андрея Стратилата, разобрали часть монастырских построек и уничтожили некрополь. В Андреевской церкви устроили школу, в храме Воскресения Христова - клуб.

В 1960-х на территории обители работал Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов. В корпусах богадельни жили люди.

Сейчас обитель действует вновь. Тут размещается Синодальная библиотека, действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».

Восстановлены несколько храмов: Воскресения Христова в стиле московского барокко 1689–1701 годов постройки, надвратный храм Андрея Стратилата и церковь Иоанна Богослова, перестроенная в 1865 году на средства купца Михаила Сеткина. А в центре монастырской территории возвышается барочная колокольня с церковью Михаила Архангела, построенная в 1748 году на пожертвования графа С.Б. Шереметева.

Андреевский монастырь на фотографиях разных лет:

А что об Андреевском монастыре знаете вы?

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: 1648, 2013 годы
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова в Пленницах, церковь Иоанна Богослова в колокольне, церковь Андрея Стратилата
Координаты: 55°42"42.5"N 37°34"29.9"E
Объект культурного наследия РФ

На юго-западе столицы, у подножья Воробьевых гор стоит монастырь, основанный другом царя Алексея Михайловича - боярином Федором Ртищевым. Православная обитель стала первым просветительным учреждением Москвы , и в наши дни она имеет статус памятника архитектуры.

Андреевский монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря

По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия. В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.

В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями . Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.

Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки

В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство - объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.

В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.

С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.

К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».

Церковь Андрея Стратилата

В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.

Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».

В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы - Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.

Собор Воскресения Христова в Пленницах

С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.

Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.

Вид на монастырские купола

Главным в обители считается старинный храм Воскресения Христова, возведенный на рубеже XVII-XVIII веков. Красивая одноглавая церковь оформлена в традициях московского или «нарышкинского» барокко и возвышается в западной части монастыря. Она состоит из высокого подклета, лаконичного четверика, крытой галереи и трехчастной абсиды. Внутри храма хранится одна из монастырских святынь - икона Казанской Божией Матери.

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам - в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.