Что где когда в алчевске. Карта Алчевска подробная — улицы, номера домов, районы

История города Алчевска

Алчевск - город областного подчинения, крупный индустриальный и культурный центр Донбасса. Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарок) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО).

Основателем Донецко-Юрьевского завода, как и акционерного общества ДЮМО, был известный украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский. Поборник ускоренного развития отечественной промышленности, патриот родной земли, А.К.Алчевский горячо любил Украину и ее народ, был сторонником просвещения народных масс, жертвовал на это благородное дело значительные средства. Не выдержав конкуренции с господствующими в Донбассе иностранными компаниями и разорившись, Алчевский в 1901 году покончил жизнь самоубийством. Обесценившиеся акции Донецко-Юрьевского общества постепенно сосредоточились в руках франко-бельгийских капиталистов.

В память об основателе завода ДЮМО железнодорожная станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской поселок, превратившийся впоследствии в город. В сентябре 1996 года Алчевск отмечал свое 100-летие. К этой дате местными властями принято решение открыть в городе памятник А.К.Алчевскому.

Название города несколько раз менялось. В 1931 году он стал называться Ворошиловском - в честь К.Е.Ворошилова, начинавшего здесь свою революционную деятельность; в 50-е годы именовался то Алчевском, то Ворошиловском; с 1961 года по 1991 год- Коммунарском. 1 декабря 1991 года на городском референдуме население высказалось за возвращение городу старого названия - Алчевск. Волю населения подтвердил Президиум Верховного Совета Украины своим постановлением от 26 марта 1992 года. В этом акте нашли отражение и закрепление не только заслуги А.К.Алчевского, но и его семьи, которая отличалась демократизмом и образованностью, играла заметную роль в общественной и культурной жизни нашего края и страны.

Жена Алчевского, Христина Даниловна, была видным педагогом, организатором воскресных школ для взрослых на Украине; открыла в Харькове женскую воскресную школу, которой руководила около 50 лет; построила на свои средства школу в селе Алексеевка близ Алчевска, оказала помощь школе в селе Васильевка (ныне микрорайон Алчевека). Христина Даниловна пользовалась большим авторитетом в педагогических кругах. Когда в 1910 году Юрьевско-Алмазное общество "Просвещение" открыло в Алчевске среднее учебное заведение, его учредители считали своим долгом доложить об этом Христине Даниловне. Алчевская ответила теплым письмом: "Тронутая до глубины души Вашим вниманием и памятью обо мне, спешу поздравить Вас с открытием Коммерческого училища и от всего сердца пожелать Вам успеха и процветания Вашего полезного учреждения". Под руководством Х.Д.Алчевской созданы учебные пособия, с одобрением встреченные прогрессивной общественностью. В 1910 году ее избрали вице-президентом Международной лиги просвещения.

Не одну яркую страницу в истории отечественной культуры вписали дети Алчевских. Григорий известен как украинский и русский педагог-вокалист и композитор, Иван - певец с мировым именем, один из самых выдающихся представителей украинской и русской музыкальной культуры, Николай - театральный критик и педагог, Христина - украинская поэтесса, переводчик и педагог.

И если город металлургов в донецкой степи назван Алчевском, то в этом названии не только имя основателя завода ДЮМО - нынешнего Алчевского металлургического комбината, но и частица всех Алчевских - талантливых представителей украинской интеллигенции.

Алчевск в конце XIX - начале XX века состоял главным образом из бараков и казарм - так называемой Старой колонии. Исключение составляла Административная колония с ее каменными домами для специалистов-иностранцев и администрации завода ДЮМО - тоже, в большинстве, состоявшей из иностранцев. В старой колонии не было ни водопровода (воду привозили в бочках), ни канализации, ни мощеных улиц. Везде копоть, угольная, железорудная и шлаковая пыль, а в ненастье - непроходимая грязь. По свидетельству известного металлурга академика М.А.Павлова "все здесь было убого и мрачно, как и во всех других заводских поселках Донбасса, лишенных, к слову, какой-либо зелени".

Со временем появилась Новая колония, мало чем отличающаяся от Старой.В 1913 году из 5135 рабочих завода ДЮМО более 3000 жили в бараках, 540 - в казармах, остальные - в 270 "семейных домах".

Заводской поселок постепенно разрастался. Накануне первой мировой войны на станции Алчевское и в соседнем селе Васильевке действовало до 20 торговых заведений, частные склады керосина и нефти, лесной склад. Возле Васильевки обосновались мастерские медного и чугунного литья, при заводе - крупная бойня пропускной способностью свыше 17 тысяч голов скота в год.

Условия труда рабочих были чрезвычайно тяжелыми. На металлургическом заводе преобладал тяжелый физический труд, почти все делалось вручную. Рабочий день длился 12 часов. Нестерпимая жара в горячих цехах, сквозняки, антисанитария, отсутствие техники безопасности приводили к массовым заболеваниям, увечьям и гибели металлургов. Обслуживали пять с лишним тысяч рабочих и их семьи три врача, 5 фельдшеров, 3 акушерки и 2 аптекаря. 40-50 процентов рабочих в основных цехах не умели читать и писать, во вспомогательных цехах - и того больше.

Тяжелые условия жизни и труда, полное политическое бесправие не могли не вызвать недовольства и возмущения трудящихся. Сначала это были стихийные выступления, носившие чисто экономический характер, и только постепенно, исподволь они превращались в организованную политическую борьбу с существовавшим самодержавным строем. В 1898 году на заводе ДЮМО возник подпольный социал-демократический кружок, руководителем которого был рабочий-революционер литейщик И.А.Галушка, а после его отъезда в Ростов - молодой крановщик литейного цеха К.Е.Ворошилов. Рабочие Алчевска приняли активное участие в трех российских революциях.

В ходе революции 1905-1907 годов металлурги избрали для руководства борьбой с царскими приспешниками Делегатское собрание (Совет рабочих депутатов), создали боевую дружину, в которую записалось 2000 человек, профсоюз, рабочий кооператив. Делегатское собрание, председателем которого был литейщик Д.К.Паранич, некоторое время руководило всей жизнью в Алчевске.

В декабре 1905 года боевая дружина Донецке-Юрьевского завода и станции Алчевское приняла участие в Горловском вооруженном восстании. Командовали боевой дружиной члены Делегатского собрания литейщик И. А. Кротько и машинист электрического крана И. Мирошниченко. Мирошниченко был убит в бою с царскими войсками, а осужденный на 15 лет каторги Кротько погиб в тюрьме. Паранич получил 8 лет каторги, <милостиво> замененной ему вечным поселением в Восточной Сибири. Жестокие расправы не запугали народ. Борьба продолжалась. Насквозь прогнившее царское самодержавие пало в феврале 1917 года. Народные массы обрели долгожданные политические свободы. На арену политической жизни в Алчевске вышли социал-демократы - большевики и меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры), украинские социал-демократы, анархисты, бундовцы - еврейские социал-демократы.

За реальную власть на Украине и в Донбассе после свержения царизма боролись три силы: представители Временного правительства, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Украинская Центральная Рада. Такое переплетение трех властей еще больше запутывало и без того сложную обстановку, в которой простому обывателю трудно было разобраться. Алчевск и и совет, в котором преобладали меньшевики и эсеры, высказывался за создание в стране однородной социалистической власти -коалиционного правительства с участием всех социалистических партий. Политические дискуссии были прерваны новой революцией - октябрьским 1917 года переворотом в Петрограде, когда II Всероссийский съезд Советов низложил Временное правительство и провозгласил власть Советов.

Алчевские металлурги приветствовали первые декреты Советской власти и не поддержали Украинскую Центральную Раду. В начале 1918 года большевистская организация насчитывала 450 человек. Ей противостояло около тысячи меньшевиков, эсеров, анархистов, украинских социал-демократов и бундовцев. Обострилась межпартийная борьба, произошло резкое размежевание политических сил. Такое же положение сложилось во всей стране. Свергнутые классы не хотели терять своей собственности и привилегий. Началась гражданская война, усугубившаяся иностранной военной интервенцией.

В годы гражданской войны власть в Алчевске менялась неоднократно: 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские полчища, в декабре 1918 года - белогвардейские войска генерала Краснова, летом 1919 года - деникинцы. 26 декабря 1919 года в городе (в четвертый или в пятый раз и теперь уже надолго) установилась Советская власть.

После гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление крупных предприятий, Донецке-Юрьевский металлургический завод 3 мая 1923 года стал на консервацию. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения в Алчевске. К концу 1923 года здесь оставалось всего 8 тысяч жителей. В Алчевске открываются мелкие кустарные предприятия, главным образом частные и кооперативные. Наиболее значительным из них являлся государственный завод по ремонту и изготовлению сельскохозяйственных орудий <Земоруд>, располагавший литейным, кузнечным и механическими цехами.

В 1925 году Донецко-Юрьевский металлургический завод сняли с консервации, и в начале 1926 года здесь была восстановлена одна из домен (доменный цех стоял еще с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых мощных доменных печей и других объектов.

Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода. Вначале он создавался как коксовый цех металлургического завода, а в 1929 году выделился в самостоятельное предприятие. Возникла легкая и пищевая промышленность.

Вместе с предприятием рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16 тысяч человек, то к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. С 1932 года началось строительство многоэтажных домов, появились водопровод, канализация. Городской жилой фонд превысил в довоенном 1940 году 160 тысяч квадратных метров (против 38 тысяч квадратных метров в 1913 году). Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров. Быстрыми темпами развивалось народное образование, здравоохранение. В 1937 году было закончено строительство городской больницы - комплекса на 200 коек. Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений. Но фашистское нашествие помешало осуществлению новых планов.

С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Около 10 тысяч человек, не подлежащих призыву в армию по возрасту или по состоянию|, вступили в народное ополчение; предприятия города перестроили работу на военный лад. Металлургический завод, несмотря на бомбежки, давал металл для фронта.

В связи с опасностью захвата города фашистами оборудование металлургического и коксохимического заводов было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан. 12 июля 1942 года Алчевск оккупировали немецко-фашистские захватчики. Почти 14 месяцев чинили гитлеровцы чудовищные злодеяния, подвергая население грабежам и издевательствам. Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены: участник героической обороны Севастополя рядовой П.Н.Липовенко (посмертно), офицеры Н.А.Бабанин, В.И.Киселев (посмертно), В.И.Недбаев, В.С.Снесарев.

Отступая под натиском Советской Армии, фашистские палачи в ночь на 1 сентября 1943 года вывели из тюрьмы гестапо 83 человека, бросили их в яму и, облив бензином, заживо сожгли.

2 сентября 1943 года 315 стрелковая дивизия 51 армии Южного фронта под командованием полковника Д.С.Куропатенко и части 91 стрелковой дивизии полковника И.М.Пашкова обходным маневром освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Перед освободителями встала картина страшных разрушений. Ущерб, нанесенный городу и его предприятиям, составил огромную по тем временам сумму в 523 миллиона рублей.

Сразу же после освобождения города началось его восстановление. Предстояло не только восстановить промышленные предприятия, но и реконструировать их на базе последних достижений науки и техники. На помощь алчевцам прибыли посланцы многих областей Украины, Челябинский восстановительный отряд, был создан специализированный строительно-монтажный трест "Алчевскстрой".

Восстановительные работы велись ускоренными темпами. Уже в начале 1944 года металлургический завод выдал первые плавки чугуна и стали. К первой годовщине освобождения Алчевска вступила в строй коксовая батарея на коксохимзаводе. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Это открыло перспективу дальнейшего развития экономики города. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. На карте города появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных и железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и другие. Бурное развитие промышленности повело за собой увеличение населения и, соответственно, строительство жилья, школ, больниц и поликлиник, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозяйственных товаров, различные бытовые мастерские и т.д. Алчевск обогатился дворцами культуры, библиотеками, кинотеатрами, стадионами, спортивными залами, другими учреждениями социально-культурного назначения.

В конце XIX - начале XX века Алчевск был еще не городом, а обычным для Донбасса рабочим поселком. Еще в 1890г. рядом со станцией Юрьевка Алексеевское горнопромышленное общество, одним из влиятельнейших членов которого батареи, а вскоре новое акционерное Донецко-Юрьевское металлургическое общество, созданное по инициативе Алчевского, начало строить в двух километрах от волостного села Васильевка крупный металлургический завод. Основой будущего города послужили небольшой железнодорожный поселок при станции Юрьевка и близлежащие населенные пункты: хутор Должик, село Васильевка, поселок Жиловского рудника. В связи со строительством металлургического завода возникла так называемая Старая колония, а затем Новая и Административная колонии. Есть данные, что Новую и Административную колонии проектировал зять А. К. Алчевского, женатый на его старшей дочери Анне, знаменитый харьковский архитектор А. Н. Бекетов. Он же строил корпуса некоторых заводских цехов, в частности литейного цеха (1900). Кстати, это единственное производственное здание, сохранившееся от старого завода ДЮМО.

На улице Кирова сохранилось также спроектированное Бекетовым здание заводской больницы (1902) - до недавнего времени там находился городской родильный дом. Бекетов спроектировал и очень красивый дом директора завода ДЮМО, прекрасно сохранившийся до сих пор. Как памятник архитектуры это здание охраняется законом и является украшением современного Алчевска.

Наряду с каменными домами Новой и Административной колоний, в которых проживали квалифицированные рабочие и служащие и администрация завода, были выстроены бараки и казармы для чернорабочих, их снесли только после Великой Отечественной войны. Население состояло преимущественно из работников металлургического завода - местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы, квалифицированные рабочие-металлурги, приглашенные с Юзовского, Брянского и других заводов, и обезземелившиеся крестьяне из ближних украинских, русских и белорусских губерний.

С расширением завода расширялся и рабочий поселок. Накануне первой мировой войны на станции Алчевское и в соседнем селе Васильевке действовало до 20-ти торговых заведений, частные склады керосина и нефти, лесной склад. Возле Васильевки обосновались мастерские медного и чугунного литья, при заводе ДЮМО - крупная бойня пропускной способностью свыше 17 тысяч голов скота в год.

В 1913г. жилой фонд Алчевска составлял 38 тысяч квадратных метров. Это были частные дома, в том числе хаты-мазанки и землянки и "казенные". Из 5135 рабочих завода ДЮМО 3000 чел. - в 270-ти каменных "семейных домах".

Уровень грамотности населения в Алчевске в начале XX века был невысоким. Даже в основных цехах завода ДЮМО 40-50 процентов рабочих не умели читать и писать; во вспомогательных цехах - и того больше. К моменту строительства металлургического завода в этой местности работала только одна небольшая церковноприходская школа в Васильевке. Вскоре появилась заводская школа на 700 учеников при 19-ти учителях. В 1910г. открылась васильевская земская школа и частное Алмазно-Юрьевское коммерческое (среднее) училище, в котором обучалось 190 человек.

Оставляло желать лучшего медицинское обслуживание. В 1900г. здесь работало 3 врача, 5 фельдшеров, 3 акушерки и 2 аптекаря, в больнице насчитывалось 20 коек. Правда, в 1902г. вступила в строй специально построенная больница на 60 коек, о чем уже говорилось выше.

И без того тяжелые условия жизни и труда еще более ухудшились с приходом на завод новых хозяев - франко-бельгийских акционеров. Иностранцы презирали местных рабочих, не признавали за ними человеческих прав.

Экономическое и духовное порабощение рождало в сфере рабочих гневный протест,подталкивало их к борьбе за свои права и человеческое достоинство. Рабочие Алчевска приняли активное участие в революции 1905-1907 гг.

В декабре 1905г. боевые дружины завода ДЮМО и станции Алчевское приняли участие в Горловском вооруженном восстании. Восстание потерпело поражение.

В ходе украинской революции 1917-1920 гг. власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 118г. в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 - белоказаки генерала Краснова, летом 1919 - деникинцы. В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919г. в городе установилась Советская власть.

После окончания гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление разрушенных крупных предприятий, Донецко-Юрьевский завод, ставший государственным, 3 мая 1923г. был временно законсервирован. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения: к концу 1923г. в Алчевске осталось всего 8 тыс. жителей. Открываются мелкие частные и кооперативные кустарные предприятия.

В 1925г. было принято решение о снятии металлургического завода с консервации и в начале 1926г. здесь восстанавливается одна из доменных печей (доменный цех стоял еще с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых мощных доменных печей и других объектов.

Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода, вступившего в строй 1929 году. Вместе с предприятиями рос и сам город. Если в 1926г. его население составляло 16 тыс. чел., то к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. С 1932г. началось строительство многоэтажных домов, появились водопровод, канализация.

Городской жилой фонд превысил в 1940 году 160 тыс. квадратных метров. Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров.

Быстрыми темпами развивалось народное образование, здравоохранение. В 1937г. было закончено строительство городской больницы - комплекса на 200 коек. Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений. Но фашистское нашествие в 1941 году помешало осуществлению намеченных планов дальнейшего развития города.

С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Около 10 тысяч человек, не подлежащих призыву в армии по возрасту или по состоянию здоровья, вступили в народное ополчение; предприятия города перестроили работу на военный лад. Металлургический завод, несмотря на бомбежки, давал металл для фронта.

В связи с опасностью захвата города фашистами оборудование металлургического и коксохимического заводов было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан.

12 июля 1942 года Алчевск оккупировали немецко-фашистские захватчики. Почти 14 месяцев чинили гитлеровцы чудовищные злодеяния, подвергая население грабежам и издевательствам. Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены: участники героической обороны Севастополя рядовой П. Н. Липовенко (посмертно), офицеры Н. А. Бабанин, В. И. Киселев (посмертно), В. И. Недбаев, В. С. Снесарев.

Отступая под натиском Советской армии, фашистские палачи в ночь на 1 сентября 1943 года вывели из тюрьмы гестапо 83 человека, бросили их в яму и, облив бензином, заживо сожгли.

2 сентября 1943 года 315 стрелковая дивизия 51 армии Южного фронта под командованием полковника Д. С. Куропатенко и части 91 стрелковой дивизии полковника И. М. Пашкова обходным маневром освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Перед освободителями встала картина страшных разрушений. Ущерб, нанесенный городу и его предприятиям, составил огромную по тем временам сумму в 523 миллиона рублей.

Сразу же после освобождения города началось его восстановление. Предстояло не только восстановить промышленные предприятия, но и реконструировать их на базе последних достижений науки и техники. На помощь алчевцам прибыли посланцы многих областей Украины, Челябинский восстановительный отряд, был создан специализированный строительно-монтажный трест "Алчевскстрой".

Восстановительные работы велись ускоренными темпами. Уже в начале 1944 года металлургический завод выдал первые плавки чугуна и стали. К первой годовщине освобождения Алчевска вступила в строй коксовая батарея на коксохимзаводе. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Это открыло перспективу дальнейшего развития экономики города. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. На карте города появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных конструкций, железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и другие. Бурное развитие промышленности повело за собой увеличение населения и, соответственно, строительство жилья, школ, больниц и поликлиник, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозяйственных товаров, различные бытовые мастерские. Алчевск обогатился дворцами культуры, библиотеками, кинотеатрами, стадионами, спортивными залами, другими учреждениями социально-культурного назначения.

Современный Алчевск - крупный промышленный центр Луганской области, научный и культурный город областного значения восточной Украины. Приехав в Алчевск, каждый путешественник и турист сумеет отыскать способ провести время с удовольствием, подобрав «развлекательную программу» и маршрут ознакомления с городом на свой персональный вкус. Погода в Алчевске располагает к пешым прогулкам. Вы сможете посетить местные музеи и памятные места славы, а если вас больше привлекают более современные способы досуга - город предложит услуги торговых центров, кинотеатров и ночных клубов.

Современный Алчевск - опора Луганской области

Будучи крупным центром промышленности в Луганской области, как и столица Словакии, Алчевск производит около 24% всего объема продукции в своем регионе. Главным столпом - основой промышленного потенциала этого мощного города являются Алчевский металлургический комбинат и Коксохимический завод. В современном Алчевске интенсивно работают 17 промышленных предприятий, деятельность которых направлена не только на металлургическую и коксохимическую сферы, но также и на строительную, электромеханическую, легкую и пищевую область производства.

Трудолюбивый город носит имя своего отца-основателя - знаменитого предпринимателя, промышленника и банкира, мецената Алексея Алчевского.

Как можно добраться до Алчевска

Доехать до Алчевска проще всего из крупных областных центров, располагающихся вблизи: Луганска или Донецка. Алчевск является городом сравнительно небольшим, и своего аэропорта не имеет. Однако от аэропортов Донецка и Луганска можно незатруднительно добраться за полтора часа на автобусе или автомобиле. традиционная для всей Украины.

В самом Алчевске есть железнодорожный и автовокзал, куда регулярно прибывают и откуда отправляются грузовые и пассажирские поезда, электрички и автобусы по всей Луганской области и в другие регионы страны. В советское время Алчевск носил название Коммунарск - именно поэтому железнодорожная станция именуется не так, как город в современности.

Говоря о передвижениях по самому городу, перед туристом предстает выбор между услугами троллейбусного и автобусного депо, маршрутных такси. Троллейбусное движение в Алчевске открыто с 1954 года. В этом плане город стал истинным дебютантом в Луганской области! До сих пор троллейбусы остаются главным городским общественным транспортом. Это самый дешевый и надежный способ добраться из одной точки города в другую: нужно отметить, что нумерация маршрутов автобусов и рейсовых такси не всегда бывает понятна, да и стоимость проездного билета на таких маршрутах обычно дороже троллейбусного билета.

Цены на гостиницы и шопинг в Алчевске

Алчевск невозможно назвать городом туристическим: это трудовой центр, не отвлекающийся от производства круглый год в каждый сезон. Поэтому стоимость продуктов, обедов в ресторанах, шопинга, жилья в городе для любого путешественника, привыкшего к накручиванию цен и сдиранию денег с туристов, станет настоящим подарком судьбы. Алчевск в этом плане как никто честен, открыт и гостеприимен. Недорого здесь арендовать посуточно жилье в какой-либо из многоэтажек в центре, не завышены и цены на номера в отелях (которых, к слову, в Алчевске очень немного).

Всех приезжих встречает главный отель города - «Спорт» на улице Липовенко, 14а. Альтернативой ему может послужить разве что двухзвездочная гостиница «Юбилейная» на улице Кирова, 15. Оба варианта предлагают достойные условия проживания за очень маленькую стоимость, что не может не радовать гостей города-трудяги. Располагаясь в центральной части города, они предоставляют своим постояльцам превосходную возможность осмотреть все примечательные и интересные места в городе.

Какие интересные достопримечательности посмотреть в Алчевске

Пожалуй, самой главной бесценной достопримечательностью Алчевска можно назвать идеально сохранившуюся и уникальную по своим традиционным тенденциям и формам советскую архитектуру. К примеру, пройдясь по проспекту Ленина, вы непременно будете восхищены его стилем «сталинский ампир»: здесь здания украшены карнизами, розетками, колоннами, вазами и прочими характерными декоративными элементами. Один конец этого проспекта упирается в красивый фонтан с современной подсветкой (около ДК Химиков), второй же приводит к Стелле, приуроченной 20-летию Великой Победы.

На востоке возле города раскинулось Исаковское водохранилище - главная курортная зона для всех горожан и путешественников, приехавших сюда отдохнуть. Туристам будет интересно оценить потрясающую храмовую архитектуру города: Свято-Николаевский Каедральный Собор, Храм Веры, Любви, надежды и Матери их Софии, Свято-Георгиевский храм.

В основном в Алчевске располагаются памятники, посвященные определенным событиям и бесстрашным героям войны: Шпиль (монумент в воде штыка, расположенный на площади 40-летия Победы), СУ-100 - самоходная артиллерийская установка; Памятник жертвам Чернобыля.

Организовать свой досуг с познавательной точки зрения туристам позволяет наличие музеев города Алчевска: Городской исторический - на улице Калинина, Геолого-минералогический, а также музеи истории при главных заводах города - коксохимическом и металлургическом. Наконец, не дадут провести скучно вечер имеющиеся в городе кинотеатры: «Мир» на проспекте Ленина и кинотеатр, расположенный в ТРЦ «Столица».

Алчевск - второй по величине город ЛНР (113 тыс. жителей) на краю огромной и совершенно полицентрической агломерации промышленных городов, тянущейся до самого прифронтового Первомайска - в совокупности она крупнее, чем сам Луганск, о мрачных окрестностях которого я рассказывал . Алчевск же войной почти не затронут, хотя и сыграл в ней роль как оплот легендарного "Призрака", де-факто лишь после гибели своего командира Алексея Мозгового подчинившись ЛНР. Но интересен Алчевск не этим, а вещами куда более традиционными: его ещё называют "город с ползучим центром", так как за неполных полтора века истории центр Алчевска смещался трижды, от чего город превратилвся в настующую летопись градостроительства Донбасса. Расскажу о нём в двух частях, по два центра на каждую.

Первым центром Алчевска можно назвать его железнодорожную станцию, которую я уже показывал в посте о железной дороге Донбасса. Станция называется Коммунарск, а изначально была Юрьевка - у Алчевска не только 4 центра, но и 4 названия. Первый поезд пришёл сюда в 1878 году, и до последних лет 19 века будущий город оставался пристанционным посёлком.

Станция полностью отделена от города грандиозной промзоной, и вокзальчик, вроде как довоенной постройки, но обложенный свежим кирпичом в 1990-е годы, глядит в тихое и неуютное предместье Жиловка - это не сокращение от "жилгородок" (советское название Жиловки - посёлок имени Горького), а вполне дореволюционный топоним - шахтёрский посёлок разросся в начале ХХ века на землях помещика Жилло. Он просуществовал всего-то 10 лет (1899-1909 годы), но жизнь здесь были ключом - как железнодорожные "ворота" шахтёрского конгломерта будущей Центрально-Луганской агломерации он привлекал не только работяг, но и всяческих дельцов, да шахтёры шли на поезд с заработанными деньгами в карманах. Дошло до того, что здесь появились не то что гостиницы и рестораны, а даже целые театр и цирк (!), само собой первые и долгое время единственные в Донбассе. Но дальше что-то изменилось - то ли кризис в Российской империи подкосил, то ли конфигурация железных дорог изменилась, а на 10-й год жизнь отсюда начала стремительно утекать, театр и гостиницы сгорели, а из кирпичей заброшенного цирка при Советах построили нынешний вокзал.
От станции Жиловку отделяет пространство пустырей, станция тут вообще как бы висит в пустоте. С городом её связует в первую очередь старейший на Луганщине троллейбус (1954), видавшие виды машины которого - неотъемлемая часть алчевского пейзажа:

Я помню, как в 2011 году, проезжая здесь ночным поездом Луганск - Кривой Рог, мы увидели в окне гигантские силуэты цехов и доменных печей, над которыми в темноте горели тусклые и быстрые белые факелы, незаметные при свете дня, и хотя мы видели тогда много впечатляющих промышленных пейзажей, этот вид остался одним из сильнейших впечатлений поездки. Доменные печи, казалось, стоят совсем рядом, будто прямо из вагона можно выйти к их подножьям, и на наши востороги с незлобной ухмылкой смотрел пролетарский мужик на соседней полке. Алчевский металлургический комбинат вытянут узкой полосой на 7 километров вдоль железной дороги, и за ним - сам город.

Станция Юрьевка стала станцией Алчевской в 1903 году, а в 1961 получила нынешнее название Коммунарск. У города переименования были хитрее: как заводской посёлок он оформился в том же 1903-м, при Советах поначалу числился ПГТ Алчевское, в 1932 году стал городом Ворошиловском (в Ворошиловоградской области), а в 1961 году был переименован в Коммунарск, коим и оставался до 1991 года, когда получил новое название со старым корнем - уже не Алчевское, а просто Алче вск, и история, стоящая за этим названием, для Донбасса уникальна.

Не секрет, что большинство донбасских городов и крупнейших заводов основали самые что ни на есть европейцы: британец Джон Юз , французы и бельгийцы , а в Мариуполь так и вовсе всё оборудование привезли и смонтировали американцы из города Провиденс, где свои работяги стали настолько прожорливыми и привередливыми, что не хотели работать сколько скажут, спать где придётся и есть что дают. И вот в этот почти колониальный край и пришёл в конце 19 века Алексей Алчевский - украинец из Сум, он начинал свой бизнес в Харькове с чайной лавки, а всё свободное от торговых время посвящал самообразованию, и уже через несколько лет удачно "попал в струю" как банкир, основав например первый в России за пределами Москвы и Петербурга банк коммерческих кредитов и первый в России вообще ипотечный банк. В 1879 году разбогатевший Алчевский обратил взор на индустрию, и основанное им Алексеевское горнопромышленное общество с центром в нынешнем Торезе по объёму добычи угля вышло на третье место в Донбассе. Кульминацией карьеры Алчевского стало Донецко-Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО), в 1895 году развернувшее строительство одного из крупнейших металлургических заводов Донбасса у станции Юрьевка. Иными словами, Алчевский единственный из крупнейших промышленников Донбасса представлял здесь русский капитал, но финал его был печален: в 1901 году ДЮМО было на грани разорения, он ездил в Петербург просить помощи у государства, и получив отказ, там же бросился под поезд... по другой версии, впрочем, упасть на рельсы ему "помогли" - хотя сейчас бытует мнение, что царь отказал Алчевскому из-за его поддержки харьковского украинства, более вероятным мне кажется то, что у всех этих "Унионов", "Провиденсов" и прочих было в столице куда более мощное лобби. Самому ДЮМО "утонуть" не дали, переведя под управление временной администрации, в 1904 году оно вошло в "Продамет", в 1910 досталось французским инвесторам, а накануне революции им вновь завладел русский предприниматель - легендарный Николай Второв , первым и последним в России достигший американского успеха.

Как бы то ни было, АМК был одним из лучших заводов Донбасса и в те времена, и сейчас. При Украине, с уровнем производства около 4 миллионов тонн стали в год он входил в пятёрку крупнейших металлургических комбинатов страны - после Криворожского и двух мариупольских, наравне с запорожским и днепропетровским, и явно превосходя донецкий или енакиевский. Ситуация с собственника же, как и раньше, остаётся весьма хитрой: в 1990-х годах он был в эпицентре весьма кровавых криминальных войн, а ныне принадлежит "Индустриальному союзу Донбасса", контрольным пакетом акций которого владеет одна швейцарская компания, принадлежащая одному российскому олигарху, в свою очередь участвующему в "Евразе".

Из-за узкой и длинной формы комбината как на ладони вся его производственная цепочка, вытянутая с запада на восток - аглофабрику (которая с оранжевым дымом, принятым мной за дым мартенов) и коксохим, на кадрах выше в обратном порядке видны ТЭЦ, домны и бывшие мартены с рядом труб. А с другой стороны уходят вдали прокатные цеха, которые предваряет построенный вместо мартенов конверторный цех:

Мы шли по краю пустырей, любуясь промышленной мощью, и наконец дорога привела нас ко входу в тоннель, построенный в 1954-57 годах между городом и станцией под комбинатом:

Подобное я уже видел , и здешний тоннель длиной 450м хоть и гораздо проще устроен (без выездов на площадку завода и гигантских вентиляторов), всё же не зря прозван "Алчевским метро" - он строился как часть троллейбусной системы:

Длина тоннель 450 метров, а воздух в нём не так ужасен, как может показаться - мы были в нём даже не единственными пешеходами. Южный "городской" портал тоннеля не имеет такой отделки, как северный "станционный", но потрясающе смотрится в сплетениях заводских коммуникаций:

Труба конверторного цеха периодически выдаёт огромный хвост белого дыма (как на одном из прошлых кадров), а иногда пышет тусклым оранжевым огнём с слышимым на весь город гудением - это мы увидим чуть позже.

Напротив - кажется, самый огромный газгольдер, что я когда-либо видел - в нём хранится конвертерный газ. А у подножья дореволюционные здания, изначально скорее всего бывшие жилыми, так как имеют двойников в окрестностях - мы пришли во второй центр Алчевска, не имеющий как такового названия.

С юга к комбинату примыкают гигантские пустыри, на карте известные как проспект Карла Маркса, хотя даже в лучшем случае это площадь. Северную её сторону образует собственно комбинат:

Южную - гостиница "Сталь" (по виду конца 1950-х), Дом техники (вроде бы 1920-х годов) и директорский особняк, ныне занятый городским музеем:

Здесь же памятники "Слава труду металлургов" (1970) и собственно Карлу Марксу. Огромные пустыри - санитарная зона комбината, расчищенная на месте большей части старого посёлка. Вообще первое впечатление от Алчевска было тягостным - сизый воздух, ядовитая вонь, пустое пространство, въевшаяся в стены копоть... основное ощущение "Куда я попал?!".

Вид в обратную сторону, длинное здание справа - столовая, а за ней возвышается Инженерный корпус:

Кое-где остались бекетовки - так в Алчевске называли, видимо по архитектору, типичные для Старого Донбасса одноэтажные дома заводских посёлков:

Центральная проходная с памятником Алчевскому. Почему-то снова очень похоже на Новокузнецк:

Директорский дом в основе вроде бы ещё в 1895 года, и до сих пор не ясно, для какого директора она строился - всего ДЮМО (то есть лично Алчевского) или же конкретно завода? По факту жили здесь директора заводские, все были с иностранными фамилиями, и в истории этот особняк остался как "дом Журжона" по последнему директору перед революцией.

С обратной стороны к дому примыкает мемориал Героям-металлургам, причём даже интересно - щуп в руке регулярно чистят или же его прошлую версию кто-то украл:

Самая сильная часть мемориала - с обратной стороны, вписанной в склон. Табличка рядом извещает: "Здесь похоронены останки 83-х граждан города Алчевска, заживо сожжёных в сентябре 1943 года немецко-фашистскими варварами в период временной оккупации" - и текст её такой, и содержание, что читается срывающимся голосом, даже забывшим, что город тогда звался Ворошиловск. Мемориал стоит на братской могиле убитых мирных жителей, а сроки указывают на то, что расправу над людьми немцы устроили при спешном отступлении, возможно подожгли тюрьму вместе с узниками - Ворошиловск был освобождён 2 сентября 1943 года, чтобы пройти досюда 30 километров от Ворошиловграда, Красной Армии понадобилось полгода.

От проспекта Маркса ведут две параллельные улицы - Горького (прямо из заводского тоннеля) и Кирова от мемориала. Вторая интереснее, и мы пошли по ней - за ещё одной, на этот раз зелёной, "санитарной зоной" встречают расположенные между двух улиц красные здания заводской больницы (1937), непосредственно на Кирова - её поликлиника:

А в глубине квартала собственно больница фасадом на пруд, пересечённая насквозь водосбросом:

Прудов на Белой речке тут два, соответственно Больнийчный и Школьный, причём нынешняя больница глядит на второй - названия их более старые. Разделяет их дамба улицы Кирова, и с другой стороны через больничный пруд видны трубы аглофабрики и коксохима да их шлаковый отвал:

За прудами уже начинается третий по счёту, советский центр Алчевска, но всё же непосредственно по их берегам проходит "зона взаимопроникновения" и тут попадаются свои дореволюционные дома, почерневшие от копоти:

Правый пруд назван Больничным по дореволюционной ещё больнице, ныне занятый роддомом:

Вернее, это даже не сам роддом, а его Старый корпус, и рождаются ли дети непосредственно в этом здании - судить не берусь. Хотя конечно экзальтированные комментарии о том, какой ужас(тм) появиться на свет в таком здании с далекоидущими выводами о менталитете "донбасян" всё равно почти неизбежны.

На нынешнюю же больницу через Школьный пруд глядит вполне прилично выглядящая школа №1 1907 года постройки:

Вообще самые интересные здания Алчевска сосредоточены именно у этих прудов, и за улицей Горького на углу моста стоит уже советский кинотеатр "Металлург" (1950), построенный пленными немцами - причём в отличие от гостиницы "Украины" в Старом Луганске, здесь из пленных действительно был архитектор Ганс Кухенройтер. Роскошное здание, увы, заброшено, и заброшено явно задолго до ЛНР.

Скульптуры "Триумф Победы" на крыше когда-то были очень красивыми, а теперь, покрытые копотью и выщербленные кислотными дождями - жуткие, словно обугленные, я не могу отделаться от ассоциаций с жертвами Одесской трагедии.

Но в этом, отчасти, суть - Донбасс и без всякой войны край очень суровый и местами страшный, ещё в 2011 году он запомнился мне множеством образов промышленного ада. Алчевск с его металлургическими пейзажами выбил у меня в общем-то те же эмоции, что старый, но совсем не добрый Донбасс "до войны".

Вот только в идеологически-правильных Запорожской и Днепропетровской областях промышленные города типа бывшего немногим лучше, но донбасскую индустрию "политически активные украинцы" хотят на благо страны уничтожить, а поднепровскую - почему-то нет.

Снова вернёмся в район от комбината до прудов - старый металлургических посёлок здесь продолжает бывшее село Васильевка, известное, как и большинство селений исторической Новороссии, с 18 века. Здесь раскинулся базар:

Прямо на базаре - целая партия бекетовок, превращённых в склады:

А за базаром Никольский собор. В основе он 1808 года постройки, но в 1878-1910 несколько раз перестраивался по мере роста пристанционного и заводского посёлков:

И обратите внимание, как на базаре многолюдно. Вообще, какой город пережил войну, а до какого она не дошла, видно именно по многолюдности улиц - из нетронутых войной городов меньше людей уехало, а оставшиеся... вот не могу отделаться от ощущения, что в Луганске или Горловке люди просто меньше времени проводят на открытых местах, привыкнув хорониться от обстрелов даже там, где обстрелов давно уже нет.
Ещё одна фишка Алчевска - обилие ларьков:

Что же до войны, то ещё в луганской администрации, где я получал аккредитацию журналиста, услышав, что я поеду в Алчевск, меня сразу спросили - "К Призракам"? Хотя война в городе исчерпывалась парой авианалётов, Алчевск в ней оставил свой след. В прошлых частях я уже не раз говорил, что ЛНР первый год своего существования представляла собой весьма рыхлый "союз полевых командиров", объединённый общим врагом, но в его отсутствии враждующим друг с другом - сам Луганск остался за "умеренными сепаратистами" Валерия Болотова и позднее сменившего его Плотницкого, а более радикальные лидеры повстанцев продолжали идти в фарватере тогда ещё сидевшего в Славянске Стрелкова и разошлись с верными людьми по всей тогдашней республике. В самом Луганске оставался Александр Беднов по прозвищу "Бэтмен" (а его люди, соответственно, "Бэтмена"), в Антраците и Красном Луче высадились прибывшие из Новочеркасска донские казаки атамана Николая Козицына (оставившие там о себе исключительно недобрую память), Севродонецк и Лисичанск соответственно заняли казачий атаман-монархист Павел Дрёмов из Стаханова и коммунист Алексей Мозговой из Сватова, едва не устроившие там отдельную от ЛНР народную республику, если бы эти города не смогла отбить украинская армия. Все они, включая Козицына, родившегося в нынешнем Торецке (Дзержинске) под Горловкой были уроженцами Донбасса, да и в других этапах биографий есть немало общего. Коренной луганчанин Беднов служил в ОМОНе, прошёл все "горячие точки" агонии СССР, потом подался в ЧОПы; Козицын был родом из нынешнего Торецка (тогда Дзержинска) под Горловкой, к донским казакам примкнул ещё в Перестройку, в 1994 подписал договор с Дудаевым, но благодаря этим связям освобождал пленных русских солдат. Повоевал в Чечне и Дрёмов, накануне Русской весны работавший каменщиком.
Вот сюжет-отголосок тех времён - ополченец в казачьей шапке в алчевской маршрутке:

И один лишь Алексей Мозговой с его запоминающимися даже на фото внимательным взглядом, из этой разношёрстной компании не имел военного прошлого - он жил в Сватове в тех самых "не пророссийских" Северных района Луганщины, пел в народном хоре да писал стихи - не гениальные, но и не совсем уж бездарные, как например:
Не могу быть как все, вот досада,
Что-то, где-то не так как у всех....
И ведь делаю всё так как надо,
И случается в чем-то успех.

Не прижился к толпе, не притёрся,
И не смог приспособить себя.
- Эй, прохожий! Постой, познакомься.
Может быть я похож на тебя .

А с началом Русской весны внезапно взялся за оружие, и именно сватовские сыграли решающую роль при захвате правительственных зданий Луганска, а вот поднять восстание в самом Сватове не смогли, приехавший туда отряд без поддержки местных житедей был задержан и разоружён. Но именно созданный Мозговым "

Перед вами карта г. Алчевска с улицами. Входит в состав Луганской области Украины. Изучаем подробную карту Алчевска с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода

Подробнее об улицах Алчевска на карте

Подробная карта города Алчевска с названиями улиц показывает все маршруты и объекты, в том числе ул. Чайковского и Репина. Город расположен недалеко от .

Для детального рассмотрения территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема города Алчевска с адресами и маршрутами района, перемещайте её центр, чтобы найти улицы — Гмыри и Переездная.

  1. Октябрьский
  2. Артемовский
  3. Ленинский
  4. Каменно-Бродский

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры в городе - магазины и дома, площади и дороги. Городские ул. Южная и Горького тоже в зоне видимости.

Рядом находятся населенные пункты: Брянка, Перевальск, Артемовск, Зоринск, Стаханов

Спутниковая карта Алчевска (Alchevsk) с поиском Гугл ждет вас в своей рубрике. Вы можете воспользоваться поиском Яндекс, чтобы найти необходимый номер дома на схеме города и Луганской области Украины в реальном времени. Ранее таким же образом находили нужные