Что на шпиле петропавловской. Шпиль Петропавловской крепости: интересные факты и фото

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О Советском Союзе говорят как о стране, накрытой сетью тотального контроля. Но в сети были и прорехи. Например, в диапазоне средних волн, где, невзирая на запреты, начиная с середины 1960-х годов в разных областях страны кроме государственных радиостанций можно было слышать голоса нелегальных радиопередатчиков. Их владельцы называли себя свободными операторами, каждый выходил в эфир под своим позывным. О том, как это было, рассказывает один из них - «Риголетто» из Ташкента, тогда шестнадцатилетний подросток, а сегодня московский журналист Александр Попов.

В 2018 году Эстонская Республика отпраздновала 100-летие с момента обретения независимости. Скептические мнения со стороны историков, которые указывают на долгое нахождение Эстонии в составе СССР, не помешали официальному Таллину провести множество мероприятий, приуроченных к этой круглой дате. Особым пунктом стало увековечивание памяти Ивана Поски, благодаря которому Эстония в 1920 году обрела свои современные границы.

Нередко бывает так, что имена и прозвища, равно как и названия, присваиваются нами чему бы то ни было весьма произвольно. Пример с Америкой, названной в честь Америго Веспуччи, а не в честь её первооткрывателя Колумба, стал хрестоматийным. Но, оказывается, и в военном деле подобных странностей тоже немало. Весьма показательна в этом плане история гранаты «лимонки», ставшей в XX веке исключительно популярным оружием.

Мы помним об автопробегах как об ударном оружии «по бездорожью и разгильдяйству» благодаря легендарному роману «Золотой телёнок». Но старт автопробегам в Советском Союзе был дан задолго до выхода в свет романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они начались практически сразу после появления на планете автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Первым, кто пытался «ударить автопробегом» в СССР, был… потомственный аристократ, министр путей сообщения в правительстве Николая II князь Михаил Иванович Хилков.

С юности Адольф Шлагинтвейт увлекался таинственным Востоком, его манящими загадочными культурами, мечтал о дальних странствиях. Но вряд ли он подозревал, чем закончится это его увлечение…

Даже человеку, лишь поверхностно знакомому с древнерусской историей, известно имя княгини Ольги - первой правительницы Руси, принявшей христианство. Да, личность запоминающаяся. Как она отомстила древлянам за смерть Игоря, своего мужа! Целый город сожгла, не пожалела Искоростеня. А потом ещё и с послами древлян расправилась. Да так жестоко, что невольно закрадываются сомнения: неужели так могла поступить будущая христианка?

Вопреки официальному мифу, Макаренко никогда не был членом партии и умер беспартийным. Произошло это в 1939 году, в поезде, по дороге в Москву. На вокзале его ждали чекисты. Ждали, чтобы арестовать. Знал ли об этом Антон Семёнович - неизвестно. Он прилёг на скамейку, почувствовав себя нехорошо, и до прихода врача скончался. После вскрытия тела оказалось, что сердце его, как яблоко, разорвано на две половинки…

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.

Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обеими руками за флюгер) и украшал шпиль колокольни до 1756 году, пока не погиб при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756–1790 гг. бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода. Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам сейчас, и держал крест в правой руке.

В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Петр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов, чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щелкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию, характерный жест, приглашающий выпить.

В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля, и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра - именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991–1996 и 2000–2003 гг. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий - наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года… Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами. С 11 февраля 2003 года на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый латинским, а не православным, восьмиконечный крест? Почему?

На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась никем, кроме старообрядцев (раскольников). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ) :

«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».

Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II). А Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции - это именно европейская, латинская традиция; в-третьих (возможно, это главное), Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассматривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла…

Тоскуя по друзьям и облакам,
Со шпиля ангел о пощаде молит...
Но словно бабочка приколот
Крестом к земле, на Невских берегах...

мАе

В С-Петербурге много прекрасных храмов и дворцов.
Но самым главным является Петропавловский собор, как самый самый первый символ Петербурга.

В 1829 году при обследовании Петропавловского собора выяснилось, что за прошедшие сто лет из-за осадки повредилась часть иконостаса, что срочной починки требует шпиль, особенно его самая верхняя часть - крест с фигурой ангела. От постоянного вращения флюгера крест у основания слишком обтерся и опустился вниз, а у ангела сильным порывом ветра оторвало крыло.

Как быть не знали... требовалось строить наверх леса, что заняло бы уйму времени и государственных средств, так как высота Петропавловского собора вместе со шпилем до креста 122,5 м.

Неожиданно выход из трудного положения отыскался сам собой: к директору строительного комитета Петербурга пришел молодой кровельщик Петр Телушкин и сказал, что может попробовать исправить все повреждения на шпиле Петропавловского собора. У строительного комитета не было выбора, ведь других возможностей исправить поломки на самом верху собора никто предложить не смог.
Те лушкин, как бедный мастеровой, не имея залога, необходимого для подрядчиков на строительные работы, «заложил, — как выразились „Санкт-Петербургские ведомости“, — жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела».

За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложение Телушкина приняли, тем более что вариантов выбора было, мягко говоря, мало.

О самом мастере известно не очень много: весной 1829 года 23-летний кровельщик пришел в Петербург на заработки из Ярославской губернии.

Известно, что родом он был из деревни Мягра Мологского уезда Ярославской губернии, из семьи Михаила Стахеева. Помещица Трусова продала его купцу Телушкину села Вятское Даниловского уезда той же губернии, расплатившись полученными деньгами с казной за долги.

У Телушкина был определенный опыт подобной работы, будучи мастером кровельного цеха, имел опыт высотных работ — ему приходилось ремонтировать купола церквей и колоколен. Он был невысок, но запросто поднимал 13 пудов.

Работа началась 8 октября 1830 года. Вначале Петру Телушкину нужно было сделать самое трудное - подняться к концу шпиля, где и находится крест с ангелом, и закрепить там веревочную лестницу, по которой потом можно будет подниматься наверх. Мастер обвязал себя веревкой, закрепил ее конец к внутренним конструкциям башни собора, и начал медленный и сложный подъем.

Когда мы смотрим на шпиль Петропавловского собора снизу, нам, конечно же, не видно, что он покрыт медными позолоченными листами, которые в местах стыков образуют вертикальные выступы. Кроме того, от основания шпиля до самого его яблока, на котором и находится крест с фигурой ангела, по всей длине шпиля расположены железные крюки. Этим и воспользовался Телушкин. Упираясь попеременно руками и босыми ногами в выступы, он накидывал веревку на крюки и закреплял ее при помощи хитроумных узлов. Так, поднимаясь от крюка к крюку, он понемногу двигался вверх. В первый день работы мастеру удалось подняться только до основания яблока.

Самую трудную работу, которую без преувеличения можно называть подвигом, Телушкин выполнил на следующий день, 9 октября. Ему предстояло обогнуть яблоко и подняться к кресту. Главная трудность заключалась в том, что шпиль возле яблока имеет в диаметре примерно 20 сантиметров, а диаметр же самого яблока около 80 сантиметров. Мастер сделал из веревки две петли, просунул в них ноги, и почти горизонтально повиснув над землей, стал забрасывать веревочную петлю на крест. Когда это удалось, он смог перебраться через яблоко к кресту и ангелу, где и предстояло вести починку. Теперь можно было закрепить веревочную лестницу для следующих подъемов. Шесть недель ежедневно мастер поднимался на шпиль собора и работал там. Он закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест. Если вспомнить, что первый день подъема пришелся на 8 октября, то получается, что мастер работал весь октябрь и почти весь ноябрь - время, когда в Петербурге не самая благоприятная погода - с Невы дует холодный ветер, часто идет дождь, порой со снегом, рано темнеет.

За работой Телушкина наблюдали тысячи петербуржцев, ведь шпиль Петропавловского собора виден издалека. Из окна своего дома на Гагаринской набережной (нынешней Дворцовой) за работой мастера внимательно следил тогдашний президент Академии Художеств и директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин. Он даже установил на окне подзорную трубу, чтобы лучше разглядеть все подробности. Он и попросил пригласить к себе мастера, чтобы тот подробно рассказал обо всех деталях своей необычной работы.

После этой беседы появилась статья Оленина, в которой он рассказал о подвиге Телушкина.

Получилось так, что до наших дней дошел и портрет Петра Телушкина - художник Г. Чернецов, написавший знаменитую картину "Парад на Царицыном лугу в С.- Петербурге в 1831 году", изобразил на ней многих знаменитых петербуржцев - государственных деятелей, знаменитых писателей, художников, петербургских красавиц.

Среди тех, кого художник "привел" на Царицын луг, есть и простой русский крестьянин Петр Телушкин, совершивший настоящий подвиг во славу Отечества.

В 1831 году и газета "Санкт-Петербургские ведомости" подробно описала с весь процесс подъема мастера на шпиль собора, при этом рассказ заканчивался словами: "Может быть, иной скажет: "Все это прекрасно, да надобно еще посмотреть, хорошо ли Телушкин исправил все повреждения?" Дело: для чего же нет! Он всегда готов свою работу показать тому, кто согласится влезть на яблоко у шпица по веревочной его лесенке, за неимением другого удобнейшего хода!"

И действительно, проверить работу Телушкина никто не решился. А оставленную наверху веревочную лестницу мастеру приказали снять уже в мае 1831 года.

Через 110 лет верхолазы проверяли шпиль и на дубовом переплёте рамы, которая сохранилась и при позднейших переделках, они нашли сделанную краской роспись Телушкина. Фактически, Пётр Телушкин является первым известным русским промышленным альпинистом, а в народе его называли «небесный кровельщик».

На все работы мастеру была отпущена сумма 1471 рубль на приобретение материала. Мастера наградили 3 тысячами рублей ассигнациями и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".

Существует легенда, что ему была подарена также грамота, увидев которую были обязаны наливать бесплатно в любом кабаке, но он её потерял; тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами — отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя.

Известно, что Пётр Телушкин починил также кораблик на шпиле Адмиралтейства.

В мае 1831 года он был обвенчан с крепостной девицей Ираидой Фёдоровой.

Но слава и посыпавшиеся кровельные заказы (на 300—500 тысяч рублей) не пошли ему впрок: он скоро спился и осенью 1833 года умер...

Удивительная история чудо-кровельщика по имени Петр Телушкин, починившего ангела на шпиле Петропавловского собора самым необычайным образом.

Шпиль Петропавловского собора (первый крупный храм Петербурга, находящийся на территории Петропавловской крепости) долгое время этот соборсооружением в городе – сто двадцать два с половиной метра. На вершине его шпиля находится, естественно, крест и позолоченный ангел. Причём ангел – это флюгер, он вращается, показывает направление ветра.

И вот с этим ангелом произошла одна любопытная история.

Гид Алексей Пашков рассказывает удивительную историю починки ангела на шпиле Петропавловского собора.

Ремонт ангела на шпиле Петропавловского собора

Дело было в 1830-м году. Над Петербургом пронеслась сильная буря, ветер был очень сильный. И ангела ветром погнуло, почти сорвало его с креста. Ангела нужно было чинить. Но чтобы его починить, нужно было сначала как-то добраться туда. А как туда добраться? В то время способ был только один – строить леса во всю высоту шпиля. Но леса – это долго, дорого и некрасиво. И вот нашёлся доброволец; звали его Пётр Телушкин, который вызвался залезть туда без всяких лесов и ангела починить прямо там же, на месте, не снимая его с креста. Ему разрешили попробовать.

Как он лез?

Он начал с того, что выбрался на шпиль из самых маленьких окон, над которыми есть небольшой карниз. Он выбрался на этот карниз и, стоя на нём, начал обходить шпиль по кругу и обвязывать верёвку вокруг него. Он действительно шпиль обошёл, верёвку обвязал, привязался к ней сам. А дальше.. Знаете, как с помощью двух петель лазают по столбам: накинул – подтянул, накинул – подтянул? Вот так он полез наверх.

Он добрался таким образом до шара под ангелом, (золотой шар, или «золотое яблоко», как его называют). Снизу он кажется небольшим. На самом деле – два с половиной метра в диаметре. Конечно, через него было не перебраться.

Что он тогда сделал? Он отвязал себя от шпиля, оставил только одну верёвку, которая его под коленями привязывала. Затем он откинул тело назад, то есть он фактически повис вниз головой на шпиле. Находясь в таком положении, он на конце верёвки сделал петлю, раскрутил её, перебросил. Она зацепилась за крест. По ней перебрался через шар, добрался до ангела, и действительно починил его прямо там же, на месте, не снимая его со шпиля. За что и был, естественно, награждён.

Вполне реальная история, всё задокументирован о. Этого Телушкина, кстати говоря, даже Тургенев упоминает в романе «Дым» в одном месте. Причём интересно, что Тургенев — убеждённый западник – вкладывает в уста одного из своих персонажей рассуждение о том, что вроде бы и велика Россия, и талантами богата, и люди вроде Телушкина в ней есть… а живётся в Германии всё равно лучше! Потому что порядку больше. Что ж, у Тургенева была своя точка зрения на этот вопрос. А Телушкин так и вошёл в историю, как отважный кровельщик, петербуржский герой.

Петропавловский собор - одно из самых «открыточных» мест Петербурга, узнать его можно по одному лишь силуэту. Это центр сердца города - одноименной крепости, от которой Северная столица отсчитывает свою историю. Одновременно с этим собор - самая высокая постройка в центре города.

В истории его постройки вообще много всего «самого»..

Самый первый собор Петербурга

Собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в том виде, в каком мы его сегодня знаем, заложили 30 мая 1712 года. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини заняло 20 лет и продлилось до 1732 года.

Каменный собор построили через несколько лет над деревянным. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако свою историю храм ведет от момента основания города - деревянный собор появился в крепости на Заячьем острове еще в 1703 году. Грандиозный размах Петра требовал монументальных масштабов - собор должен был превзойти по размерам Меншикову башню и колокольню Ивана Великого в Москве.

Деревянный храм простоял в крепости меньше десяти лет, после чего вокруг него была сооружена основательная каменная постройка (деревянных храм оставался какое-то время внутри каменного). С учетом этой преемственности Петропавловский собор можно считать самым старым храмом Петербурга.

Самая высокая постройка в центре

Как известно, петербуржцы очень дорожат «небесной линией города» - горизонтальной перспективой, которая позволяет окинуть взором половину Северной столицы из любой точки в центре города. При этом в панораму не вмешивается ни один небоскреб или слишком высокий бизнес-центр. Для сохранения этой линии был внедрен так называемый высотный регламент, который действует по принципу «чем ближе к центру - тем ниже здания».

На окраине можно встретить и трехсотметровые постройки, но в радиусе нескольких километров от Невского проспекта регламент действует строго, поэтому шпиль Петропавловского собора так хорошо виден издалека.

Высота каменного здания в 1720 году составляла 112 метров и оказалась на 32 метра выше колокольни Ивана Великого в Москве. Однако знаменитый шпиль увенчал храм только через 13 лет, уже после смерти Петра I. Сегодня высота здания вместе со шпилем составляет 122,5 метра.

Самая большая царская усыпальница

Все, кто хотя бы раз заходил внутрь собора, несомненно, помнят ряды величественных надгробий членов императорской семьи.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится царской усыпальницей. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софья-Шарлотта-Кристина, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

Здесь же покоится и сам основатель собора Петр I. В 1908 году, когда внутри собора для надгробий не осталось места, рядом с храмом построили новую усыпальницу и связали с ним коридором. Здесь было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести восемь захоронений из правого нефа собора и похоронить пятерых преставившихся великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов. После революции 1917 года собор надолго прекратил выполнять свои ритуальные функции. В 1992 году здесь похоронили члена дома Романовых Владимира Кирилловича. Последней здесь похоронили супругу императора Александра III Марию Федоровну - в 2006 году ее останки были перевезены в Петропавловский собор из Дании.

В соборе сегодня покоятся 48 членов царской семьи. Еще 17 захоронений расположены в Великокняжеской усыпальнице.

Самый большой ангел

Ангел на шпиле Петропавловского собора по праву может конкурировать с корабликом на шпиле Адмиралтейства по своей туристической популярности.

Шпиль появился на крыше собора только в 1733 году, а украсить колокольню фигурой ангела Доменико Трезини предлагал еще за 11 лет до этого. Архитектор создал чертеж, а фигуру создавали обычный крестьянин и серебряных дел мастер. Правда, их работа Трезини не устроила, и ангела переделали приглашенные европейские мастера. Они совместили его с флюгером: фигура ангела держалась двумя руками за ось и была снабжена поворотными механизмами. Флюгер был действующим и по размеру был гораздо меньше нынешнего ангела.

Глядя с земли, сложно поверить, что рост ангела - более трех метров. Фото: Commons.wikimedia.org

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При Петре III ангела восстановили по первоначальным чертежам.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Тогда он поменял положение и перестал быть флюгером, хотя при порывах ветра до сих пор может немного вращаться. В последний раз ангела уже вместе со шпилем заменили в 1858 году.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Самый сложный в восстановлении иконостас

Иконостас Петропавловского собора, своеобразный памятник победе России в Северной войне, выполнен в виде триумфальных ворот. По сложности композиции он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

Иконостас Петропавловского собора реставрировали более 25 лет. Фото: Санкт-Петербургская Митрополия РПЦ

Иконостас был создан по указу императора Петра I. Он выполнен из дуба, липы и хвойных пород дерева. Слева и справа от Царских врат расположены позолоченные фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Высота позолоченного иконостаса - почти 20 метров. Изготовили его в 1722-1726 годах в Москве по чертежу Доменико Трезини. В его состав вошли 43 иконы и объемная скульптура.

За почти 300-летнюю историю иконостас трижды ремонтировался. Большая реставрация планировалась на 1987 год. Были восстановлены иконы, но на скульптуры и орнаменты не хватило денег. В 2011 году реставрация возобновилась благодаря помощи благотворителей и средствам из федерального бюджета. В общей сложности работа над реставрацией иконостаса велась 25 лет и была закончена только несколько лет назад.