Электронный журнал. "Московский любовный треугольник": какие тайны хранит Спиридоновка Проверяем даты, наличие мест и цены

Хлебный пер., 21/4
1909-1910, арх. К.А. Грейнерт, М.Г. Гейслер

На пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулка стоит небольшой комплекс из трех зданий. Это городская усадьба одного из братьев Тарасовых, известнейших екатеринодарских купцов 1-й гильдии, – Михаила Аслановича (Афанасьевича) Тарасова.

Интересный неоклассический особняк, декоративная орнаментика которого навеяна мотивами графики «Мира искусства». Гладь стен, волнообразная фактура заполнения подоконных филенок второго этажа в сочетании с «густым» ампирным декором карнизов и тонкими поясками, «бусами», гирляндами аттиков создают оригинальный и, по-своему, уникальный вариант неоклассической стилистики.

Главный дом усадьбы был выстроен в 1909-1910 годах по проекту инженера Михаила Гейслера. Интересно, что Гейслер никогда не считал себя архитектором. Он был владельцем солидной строительной конторы. Возможно, его компания выступала лишь как генподрядная организация. Дело в том, что, судя по фотодокументам 1910 года, существующая планировка, а Ряд исследователей полагают, что настоящий автор здания - Карл Грейнерт.

Фасады двухэтажного, частью трехэтажного с подвалом и антресолями кирпичного главного дома городской усадьбы, сохранили первоначальную композицию и декоративную отделку в формах неоклассицизма начала ХХ века, с многочисленными стильными деталями (вазоны, размещенные в эдикулах, маскероны, гирлянды, лепные фризы и пр.). Основные оси фасадов акцентированы балконами; в уступе южного дворового фасада устроена терраса, антаблемент которой поддерживается спаренными колоннами ионического ордера.


Животный мир этого особняка тоже богат. В частности, присутствуют грифоны, которые имволизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню.
Обратите внимания и на людей. Такие скромные атланты, которые прячутся в стене и ничего не поддерживают. Такие изображения людей характерны больше для модерна, они как будто с картинок лучших иллюстраторов того времени - Билибина или Васнецова, но здесь они остроумно сочетают и классицистические мотивы: их бороды превращаются в листья аканта. Примечательны также лебеди, орлы и бараньи головы.


Из оценочной описи 1914 года известно, что подвал и первый этаж занимала квартира домовладельца Михаила Тарасова, состоявшая из 12 комнат. На втором и третьем этажах находилась квартира некоего господина Бера. В здании до сих пор сохранилось два входа: из Малого Ржевского переулка – парадный вход в квартиру домовладельца, и из Хлебного переулка – вход в квартиру на втором этаже. Также на первом и втором этажах сохранилась историческая планировка с анфиладами парадных помещений и жилой зоной. После революционных событий 1917 года в усадьбе разместился «комиссариат по польским делам» в составе народного комиссариата по делам национальностей. Позже знания были отданы детскому дому и, наконец, бельгийской миссии.


Хотелось бы отдельно рассказать о клане Тарасовых, к которому принадлежал хозяин здания. Их можно поставить в один ряд с Морозовыми и Рябушинскими. На Спиридоновке, Поварской или Никитской в начале XX века просто так было уже не поселиться, а уж тем более построить шикарный особняк. Тарасовы были армянской семьей из Армавира. Говорят, что изначально фамилия звучала как Тарасян, но позже с появлением богатства «русифицировалась». Основателем династии считается Аслан Тарасов, занимавшийся различным бизнесом на юге России, его сыновья в свою очередь основали Мануфактуру братьев Тарасовых и перебрались в Москву, где Гавриил Асланович Тарасов прославился благодаря особняку на Спиридоновке. Однако же в Москву они приехали еще далеко не миллионерами. Их знакомый предприниматель-коллекционер Н.П.Щукин вспоминал: «Вначале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которым питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками…»

18 мая - День исторического и культурного наследия. Сегодня открываются двери старинных особняков, и нам, благодаря проекту "Выход в город", удалось заглянуть к Гавриилу Аслановичу Тарасову.
Шикарный особняк, выстроенный по мотивам известного итальянского палаццо архитектором И.В.Жолтовским, несомненно украшает улицу Спиридоновка и придаёт ей особый шарм.


И перед прогулкой внутри дома небольшой рассказ о семействе Тарасовых. Тарасовы были армянской семьёй из Армавира. Изначально фамилия звучала как Тарасян, но позже русифицировалась, и все они стали Тарасовыми. Основателем династии считается Аслан Тарасов, занимавшийся бизнесом на юге России. Его сын, Гавриил Асланович Тарасов, стал владельцем Екатеринодарской Большой мануфактуры. Основное богатство ему принесла торговля ватой, затем профиль деятельности расширился.

Тарасовы перебрались в Москву из Екатеринодара и в 1902 г. купили участок земли на Спиридоновке у армянской семьи Харатьянов. В 1909 г. архитектор И.В.Жолтовский и его помощник - инженер А. Н. Агеенко - начали строительство особняка. Внутреннее убранство получилось гораздо интересней лаконичного, даже мрачноватого фасада. Самое богатое убранство в комнатах, расположенных вдоль Большого Патриаршего переулка. Эта часть предназначалась для проживания самого Г.А.Тарасова и его семьи. Он не дожил до конца строительства - скончался в 1911 г. Достраивали особняк его сыновья. Московская городская управа оценила владение в огромную, непосильную для них сумму, которую необходимо было выплатить для вступления в наследство. Сыновья пытались снизить стоимость этого здания, писали заявления в управу, но им не удалось этого сделать. В 1917 г. сыновья Гавриила Аслановича покинули Россию.
Сейчас единственная ветвь Тарасова проживает во Франции. Один из его потомков вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя, французского писателя, лауреата Гонкуровской премии и члена Французской академии.

Потомки Тарасова в этом доме не бывают, а память о их некогда известной фамилии живет в горделивой надписи на фасаде по-латыни «GABRIELS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI» (Гавриил Тарасов построил в год нашей эры).

После революции и до 1937 г. здание занимал Верховный Суд СССР, потом, перед Великой Отечественной войной, особняк был передан дипломатическим службам. Некоторое время здесь располагалось посольство Германии, затем Польши. Институт Африки получил это здание в 1979 г. и занимает до сих пор.
И теперь можно пройтись по особняку.
Не зря это здание называют итальянским дворцом, есть в нем и внутренний дворик - характерная черта настоящих палаццо.

В центре его расположен фонтан и садовые скульптуры, вокруг которых цветут сирени и сливовый сад. Когда они появились точно не известно, скорее всего, во времена посольств.

На месте этих огромных окон были проездные арки с Большого Патриаршего переулка. Над арками были террасы, соединяющие две части дома. Поскольку эксплуатировать открытые проезды в нашем климате было сложно, их заложили, и теперь там находится библиотека. Террасы тоже были закрыты.

В библиотеке сохранились сводчатые потолки, колонны ионического ордера, а также большой уличный фонарь...

и... золотой ключик! Раньше им открывали входную дверь, а теперь запирают библиотеку.

Из библиотеки (а если мыслить объемами времен Тарасова - из входа проездной арки) попадаем в холл. Внимание привлекает огромное зеркало, в котором отражается большая часть комнаты, что увеличивает пространство.

Оформление стен белыми пилястрами лаконично. И тем контрастнее выглядит потолок, окрашенный под дерево, ограниченный по периметру темно-синим фризом с растительным орнаментом.

Люстра - тоже произведение искусства, которую нельзя оставить без внимания.

Проходим в "Синий зал". Поднимаем взор на потолок и..

Только ради этого вида можно было сюда прийти! Роскошный кессонированный потолок, украшенный лепниной и росписью, вдоль фриза которого танцуют милые путти.

Из Синего зала есть проход в залы приёмов, который сейчас закрыт шкафом. Мы вернулись в холл и уже из него попали через Большой сначала в Малый зал приёмов, занятый читальным залом. Потолок в нем расписан по мотивам мифов Древней Греции и повествует о рождении Персея и его подвигах. Под сценами из мифов видны надписи на латыни.

Убийство Медузы Горгоны.

Встреча с Атлантом.

Персей и Андромеда

Налюбовавшись великолепными росписями, переходим в Большой зал для приёмов, использующийся для собраний института. Он стал таким в то время, когда этот дом занимал суд, а до этого был поделен на две комнаты, граница которых отчетливо видна (выступ стены).

В первой части потолки расписаны музами и девушками с музыкальными инструментами. Скорее всего, здесь была комната отдыха.

В дальней части комнаты была столовая. По обе стороны от камина находятся двери. В одну из них вносили новые блюда, в другую - выносили.
Потолок здесь также кессонированный, отделанный деревом и множеством мельчайших картин. Это была работа учеников Строгановского училища, поэтому все картинки уникальны и не повторяются.

В этом зале находится один из трёх каминов, причём действующий.

Из залов для приёмов ступаем на первую парадную лестницу. У нее низкие ступеньки, и, по заверениям сотрудницы института, по ней можно бегать без усталости целый день! Лестница сделана из искусственного камня, обладающего такой прочностью, что ступеньки не истираются вот уже более 100 лет.

На потолке повторяющиеся изображения орлов и дубовых веток.

Мозаичное панно - дар африканского народа институту.

На втором этаже в холле сохранились колонны из искусственного мрамора. Рисунок на мраморе таков, какой характерен для мрамора итальянского месторождения.

Здесь сохранился второй камин в особняке.

Через вторую парадную лестницу попадаем в жилую часть дома. На сводчатом потолке изображены основные стихии: воздух, земля, огонь.

Потолок холла перед жилой частью искусно имитирует мозаику, однако это умелая роспись.

В жилых залах стены отделаны также просто, а на потолки богато расписаны такими признанными мастерами, как Игнатий Игнатьевич Нивинский и Евгений Евгеньевич Лансере. Семья Тарасовых была известна как театралы, и, возможно, поэтому они заказали роспись театральным художникам.

Копия картины Тинторетто "Рождение млечного пути" украшает одну из комнат.

В последней комнате нас ждет третий камин. Кроме него и роскошного потолка в ней ничего родного не сохранилось, вся мебель от новых арендаторов.

На этом закончилось наше путешествие в "московскую Италию", в эпоху Ренессанса.

Использованы материалы:

«Этот помпезный, мраморный палаццо, выстроенный несколько лет назад, будто перенесся на тихую, чинную улочку прямиком из Венеции, разом потеснив и затенив вековые дворянские особняки с облупленными колоннами и одинаковыми треугольными крышами. Вот и сейчас, в предполуночный час, соседние строения тонули во тьме, а красавец-дом весь сиял и переливался, похожий на сказочный ледяной дворец: роскошный фронтон по самоновейшей американской моде подсвечивался электрическими огнями». Так в романе «Статский советник» Б. Акунин описывает особняк банкира Литвинова.


Похоже или нет, судите сами. В романе дом расположен на Трехсвятской улице, а поскольку такой улицы в Москве никогда не было, то почему бы и не здесь ему располагаться? А самое главное, у дома действительно имеется двойник, и не где-нибудь, а в Италии. Сравните эти две постройки – и если сумеете, найдите хоть пару отличий. Строился дом как частная резиденция купца первой гильдии Гавриила Аслановича Тарасова из Екатеринодара. Изначально фамилия звучала как Торосян, но позже, с появлением богатства, «русифицировалась». Основателем династии считается Аслан Тарасов, разбогатевший на торговле ватой, а позже занимавшийся зерном и нефтью. Его сыновья основали «Мануфактуру братьев Тарасовых» и перебрались в Москву.


Гавриил Асланович, желая иметь жилище не менее впечатляющее, чем у соседей по Спиридоновке, Морозова и Рябушинского, заказал проект академику Ивану Жолтовскому. Тот, будучи поклонником итальянского архитектора Андреа Палладио, взял за основу палаццо Тьене – дворец, построенный великим зодчим в середине XVI века. Правда, российский архитектор слегка изменил пропорции здания – у Палладио верхняя половина больше нижней, Жолтовский сделал наоборот. В соответствии с традициями средиземноморской архитектуры у дома есть заросший зеленью внутренний двор, а на крыше – терраса с балюстрадой и верандой. По ней раньше можно было перейти из одной части дома в другую, но российский климат подобных вольностей не прощает, так что, когда крыша потекла, террасы пришлось сделать крытыми (в советское время они превратились в конторские помещения).


В техническом отношении здание было весьма современным: рядом с черной лестницей имелся грузовой лифт, в подвале размещались нагревательные котлы, подававшие пар в радиаторы отопления, а горячую воду – в машины собственной прачечной. Жолтовский постарался сделать безупречную стилизацию под Ренессанс: от инкрустированных яшмой и гранитом дверных порталов до внутреннего дворика с террасами и небольшим фонтаном в виде каменной чаши с тремя морскими коньками. Образ дворца эпохи Возрождения создавали анфилады залов с огромными фресками на кессонированных потолках, люстры, изготовленные по специальным эскизам, антикварная мебель и светильники. Для росписи потолков (там разместились копии работ Пинтуриккьо, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо) были приглашены Игнатий Нивинский, Евгений Лансере и Викентий Трофимов.

Но как ни старались строители и художники, отпраздновать новоселье заказчику не довелось: он умер до окончания работ в 1911 году. На фасаде особняка, обращенном на Спиридоновку, осталась гордая надпись на латыни GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI, то есть «Гавриил Тарасов построил в год нашей эры», но дату так никто никогда и не проставил. Не довелось пожить в этом доме и сыновьям Гавриила Аслановича – Георгию и Саркису. Желая уменьшить сумму налога на наследство, наследники попытались занизить стоимость дома, но эти цифры были опротестованы, и начавшаяся судебная тяжба затянулась на несколько лет – до самой революции, одним махом снявшей все имущественные вопросы семьи Тарасовых.


После переезда советского правительства из Петрограда в Москву здесь работал Наркомат по иностранным делам, потом администрация американской помощи (АРА) и Верховный суд СССР, Комитет по физической культуре и спорту, посольства Польши и Германии, а с 1979 года здание занимает Институт Африки. Из первоначальной обстановки дома до наших дней не дошло ничего, но потолочные фрески хорошо сохранились. Как ни удивительно, в бурях и войнах минувшего века род Тарасовых тоже сумел уцелеть. Представитель другой ветви этого семейства, Аслан Александрович, после революции вывез семью из Москвы и через Константинополь добрался до Парижа. Там вырос его сын Леон, ставший французским писателем. Удостоенный Гонкуровской премии, избранный в члены Французской академии, он вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя.


Оставшиеся в России потомки Гавриила Тарасова не только не пропали, но и сумели сохранить фамильную «коммерческую жилку». В годы перестройки, едва в СССР открылась возможность заниматься частным предпринимательством, один из первых кооперативов зарегистрировал Артем Михайлович Тарасов. Не прошло и двух лет, как телепрограмма «Взгляд» представила его стране в качестве первого легального миллионера.

Даже у знающих людей этот дом вызывает культурный шок: внешне, особенно со стороны улицы Спиридоновки, он очень, даже слишком, похож на палаццо Тьене в Виченце (Италия) архитектора Андреа Палладио. Практически все архитектурные формы заимствованы у итальянского оригинала. Поначалу кажется, что это полная копия, в духе тех копий XIX века, в которых присвоение прошедшей эпохи шло через ее буквальное воспроизведение (храм Тезея в Афинах, репродуцированный в Вене, дворец Питти во Флоренции, повторенный в Мюнхене, то же палаццо Тьене, воспроизведенное в Ньюгейтской тюрьме в Лондоне). Но внимательный осмотр уличного фасада показывает, что перед нами не копия, а сложнейшая стилизация, направленная на постижение и даже, возможно, на трансляцию самого духа архитектуры Палладио, а не на археологическо-обмерное воспроизведение фасадов.



Известно, что архитектор Жолтовский в доме Тарасовых изменил пропорциональные отношения верхнего и нижнего этажей. Об этом рассказывает (вероятно, со слов самого архитектора) Г. Д. Ощепков в прижизненной книге 1955 года о Жолтовском: «Общую композицию этого дома мастер задумал выполнить в полном соответствии с палаццо Тьене, выстроенным Палладио в Виченце, но совершенно изменив при этом его пропорции. Об отношениях так называемого «золотого сечения» он знал в то время еще очень мало. Зато он помнил, что при изучении Дворца дожей в Венеции ему очень понравилось пропорциональное соотношение его верхней и нижней частей. По произведенному тогда в натуре промеру И. В. Жолтовский установил, что нижняя часть этого дворца на 1/13 больше по высоте, чем его верхняя часть. Палаццо Тьене, наоборот, имеет небольшую нижнюю и большую верхнюю часть. Для вновь проектируемого дома Тарасова зодчий принял пропорциональные отношения венецианского Дворца дожей. Аналогичные изменения пропорциональных соотношений он внес и в остальные элементы здания. Таким образом, хотя выстроенное Жолтовским сооружение своим внешним обликом и напоминает палаццо Тьене, оно имеет совершенно другие пропорции. Благодаря этому оно представляет собой не механическую копию, а творчески переосмысленное произведение».

Итак, дом Тарасова был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867–1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов. К моменту начала строительства дома на Спиридоновке он был уже вполне признанным сорокалетним мастером.

Заказчиком дома-палаццо был Григорий Григорьевич Тарасов, богатейший купец, совладелец крупнейшего торгового предприятия «Тарасов и сыновья», преобразованного в «Братья Тарасовы». О Тарасове мало что известно, он принадлежал к третьему поколению Тарасовых и начал строить дом на Спиридоновке в 1909 году, а скончался в 1911-м. Достраивали дом (окончен вчерне в 1912 году) уже сыновья Г. Г. Тарасова, которые пожить в нем не успели – из-за революции. В Москве начала века больше был известен Николай Лазаревич Тарасов, денди и покровитель Художественного театра.

Мы не знаем, как он объяснял заказчику значимость выбранного образца, уговаривал ли он его или ему было достаточно указать на признанное великолепие вичентинских палаццо Палладио. Как бы то ни было, но Жолтовский избрал впервые конкретный образец, хотя при этом он придерживается этого образца только в одном, уличном фасаде, да и то – заменив пропорции. Получается, что для Жолтовского в Палладио скрыт источник архитектурной красоты, не безусловной, но высшей.

Палладио для Жолтовского – новая античность. В этой несколько даже экзальтированной убежденности была необычайная сила, которая и позволяла архитектору убедить своих заказчиков соорудить среди стилистически чуждой его экспериментам Москвы неопалладианское здание, а в будущем – продолжить служение духу Палладио и в сложнейшие советские годы, когда убеждать надо было партийно-хозяйственных большевистских руководителей, а не тянущихся к культуре купцов, с удовольствием позволявших зодчему написать на главном фасаде горделивую надпись по-латыни «GABRIELS TARASSOF FECIT» (Гавриил Тарасов сделал).

В интерьерах дома Тарасова тоже нет возможности говорить о копийности: планировка только очень отдаленно напоминает палаццо Тьене, скорее это Палладио вообще. Узнаются отдельные «узлы» лестниц, своды, камины, группы колонн, рисунок кессонов деревянных потолков, четверти пилястр в углах, камины. Созданные постоянным сотрудником Жолтовского художником И. И. Нивинским росписи сводов и потолков, а также живописный фриз большого зала, написанный Е. Е. Лансере, помогают этому «узнаванию» ренессансной Италии, вводят посетителя в круг образов Возрождения.

В этих залах разного размера, на этих лестницах, странновато затерянных среди переходов, кажется, что попал в Италию, может даже и в Виченцу, но непонятно, в какое палаццо, скорее – в некую неконкретную мысль о палаццо, о жизни среди прекрасной архитектуры, перенесенной, воссозданной, переосмысленной как в результате художественного наития, так и в результате ученой работы с самими итальянскими памятниками и их обмерами.

В настоящее время в доме располагается Институт Африки РАН. Попасть внутрь (если очень повезет!) можно раз в год на День культурного наследия Москвы по предварительной записи.

  • Адрес: улица Спиридоновка, 30/1.
  • Ближайшее метро: "Баррикадная", "Краснопресненская", "Маяковская".

по Москве автобус пешком

Увлекательная авторская экскурсия - возрождающее, вдохновляющее (и вкусное!) путешествие по Москве итальянской! Столичные архитектурные шедевры итальянского барокко и ренессанса - солнечные творения итальянских гениев и их российских последователей, и увлекательная попытка разгадать родство русской души с Италией, определить истоки русской любви ко всему итальянскому… С эксклюзивной экскурсией в «итальянское палаццо эпохи Возрождения» - особняк Тарасова и атмосферным обедом из блюд вкуснейшей итальянской кухни.

Цена: от 1590 RUB

Сегодня мы попытаемся разгадать загадку извечной и древней тяги русской души к Италии и всему итальянскому! Приглашаем вас на новую авторскую экскурсию - вдохновляющее, возрождающее (и вкусное!) путешествие по Москве итальянской, под звуки итальянской музыки, с дегустацией блюд знаменитой итальянской кухни.
Италия для русского человека всегда была «мечтой, … образом красоты и радости жизни». Ни одна из стран мира не имела (и не имеет!) такого культурного воздействия на Россию, как Италия. Итальянская культура, искусство и архитектура, итальянская музыка, итальянский язык и даже итальянская кухня таинственным и мистическим образом оказывали влияние на всю российскую культуру - и тысячу лет назад, с момента завязывания торговых связей с Италией, и после татаро-монгольского нашествия, и в XVII-XIX веках и, особенно, в наши дни.
Декорациями нашего увлекательного путешествия станут самые красивые улицы, площади и здания нашего города ! Вы увидите Кремлевские башни и Манежную площадь, Александровский сад и грот «Руины», Гостиный двор и Политехнический музей, историческое здание МГУ, храм Большое Вознесение, дом Жолтовского и особняк Рябушинского. Теперь не нужно ехать в Рим или Неаполь, чтобы окунуться в волшебную атмосферу уютных, опаленных солнцем узких улочек и классической архитектуры эпохи Итальянского Возрождения. Вот он - уголок любимой Италии в сердце Москвы! Вы побываете в московском «итальянском квартале» - это новый роскошный, элитный жилой комплекс Римский квартал. Вы увидите домик Чехова , который трижды бывал в Италии и полюбил ее всем сердцем, полюбуетесь зданием Новой Оперы в саду Эрмитаж, и впечатляющим шедевром Казакова и Бове - роскошным зданием Ново-Екатерининской больницы.
Особую достоверность и чарующую атмосферу нашему вдохновляющему путешествию придадут «музыкальные паузы», во время которых вы услышите выдающиеся классические шедевры в исполнении Робертино Лоретти, Пласидо Доминго, Энрико Карузо, а также хиты популярной музыки в исполнении любимых «итальянцев».В ходе увлекательного путешествия вы узнаете:
- какие здания Москвы являются самыми древними
- почему башни московского Кремля, построенного итальянцами, не имеют аналогов в Италии
- как превратить русский храм в итальянское палаццо,
- кого из итальянских архитекторов в Москве держали силой,
- сколько колонн украшает здание Старого Гостиного двора,
- какие детали итальянской архитектуры стали привычными украшениями московских зданий
- какое «непременное условие» путешествия в Италию упоминалось в старинных путеводителях
- кем был великий русский архитектор Осип Бове по национальностиОсобенной «итальянской» изюминкой нашего путешествия станет эксклюзивная экскурсия в особняк Тарасова на Спиридоновке (сегодня - институт Африки РАН). Это необыкновенное здание - почти точная копия итальянского палаццо Тьене, возведенного в Виченце (Италия) великим архитектором Андреа Палладио в 1553 году. Особняк Тарасова построил последователь палладианства, архитектор Жолтовский в 1912 году, а основной девиз строительства его заказчик промышленник Тарасов сформулировал так: «Главное - роскошь!»
Этот роскошный особняк многие видели снаружи и лишь немногие побывали внутри. Проходя по залам роскошного палаццо, вы услышите захватывающую историю владельцев особняка Тарасовых, увлекательную, как исторический роман. Узнаете о судьбе потомков этого влиятельного армянского рода, среди которых - знаменитый французский писатель Анри Труайя, богатейший нефтепромышленник и меценат Николай Лазаревич Тарасов и наш современник, первый «советский» миллионер Артем Тарасов. Самое впечатляющее украшение особняка - уникальные росписи по сырой штукатурке на темы греческой мифологии. Фрески выполнены знаменитыми театральными художниками Лансере и Нивинским. По периметру потолков пущены богатые фризы с росписями в технике гризайль, создающие эффект объемных барельефов, здесь же расположены сотни мельчайших картин учеников Строгановского училища, сюжеты которых не повторяются. Фрески палаццо Тарасова можно рассматривать часами…
Итальянская кухня считается одной из вкуснейших в мире! Невозможно представить наш, русский стол, без итальянской пасты и пиццы, вкуснейших итальянских сыров и роскошного вина! Именно поэтому наше итальянское путешествие завершится традиционным обедом в атмосферном итальянском ресторане , где вы отведаете национальные блюда Италии - тосканский традиционный суп "каччукко", спагетти "Помадори" со спелыми томатами и легендарный ликер "лимончелло".
Необыкновенное атмосферное "итальянское" путешествие, которое вы совершите, не покидая пределов Москвы!

Продолжительность экскурсии: ~ 4 часа (ориентировочно).
Стоимость программы:

взрослый - 1590 руб.

ребенок - 1590 руб.

C бор в 10:15, м. Новослободская (встреча с гидом у входа в Макдональдс), экскурсовод с табличкой "название тура ". О тправление в 10:30.
Окончание программы на ул. Спиридоновка.

В стоимость тура включено:

Дополнительно оплачивается:

итальянский обед 1200 руб.


Информация на сайте не является публичной офертой и носит информативный характер: для уточнения обратитесь, пожалуйста, к менеджерам.

Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

На всех экскурсиях необходимо иметь с собой паспорт, на детей - свидетельство о рождении.

Иностранные граждане должны иметь при себе миграционную карту.

Другие важные условия бронирования экскурсий.