Стадион сталинец. О стадионе ЦК профсоюза Электромашиностроения ("Сталинец") в московском Черкизове - mcmxxxv — LiveJournal

С первых лет Советской власти государственные и физкультурно-спортивные организации при активном участии профсоюзов и комсомола активно принялись за осуществление программы массового развития физической культуры и спорта среди трудящихся во всех районах страны. Уже в 1920-х в СССР стали повсеместно проводится легкоатлетические турниры, велогонки, лыжные и другие массовые соревнования. В 1922 году состоялся первый чемпионат РСФСР по футболу, в 1923 - Всесоюзный праздник физкультуры, а в 1928 году прошла первая Всесоюзная спартакиада - всенародный смотр достижений советского физкультурного движения.

В связи со стремительным развитием спорта к началу 1930-х в Москве назрела острая необходимость в создании новых стадионов, отвечающих всем современным требованиям. Одним из важных московских спортивных комплексов, намеченных к строительству в первой половине 1930-х стал стадион ЦК профсоюза Электромашиностроения ("Сталинец") в Черкизове. Благоприятные природные условия участка, большой лесопарковый массив и близость воды позволили молодым архитекторам Г. Г. Вегману и А. Я. Васильеву создать интереснейший образец малого спортивного стадиона. Проектирование спорткомплекса началось в 1933 году, когда советские зодчие только начинали робко осваивать архитектурное наследие прошлого, поэтому первоначальный проект был выполнен Вегманом и Васильевым под воздействием постепенно уходящего конструктивизма. Архитектурные объемы были решены крупно и лаконично, без лишнего декоративного убранства. Элементы ордерной архитектуры присутствовали, однако были нарочито не монументальны: авторы прислушивались, но не следовали строгому классическому порядку. К 1934 году авторы переработали проект, обратившись к классическим образцам античных стадионов: архитектура "Сталинца" усложнилась, но объемы остались прежними. Стремясь обогатить архитектуру комплекса и следуя набирающей обороты теории "синтеза искусств", Вегман и Васильев щедро внедрили в проект скульптуру, гармонично вписавшуюся в первоначальный замысел. Благодаря живому и смелому подходу к проектированию и поискам нового стиля, существовавшему в первой половине 1930-х, архитектура стадиона получилась удивительно свежей и лаконичной. Бывшие конструктивисты Вегман и Васильев ловко переосмыслили античную архитектуру, найдя и раскрыв в ней принципы, родственные функционализму: метод модульных построений, первенство конструкции, а также стандартизацию и типизацию архитектурных деталей.

Главный фасад стадиона, 1935 г.







Проект спортивного павильона, 1933 г.




Проект спортивного павильона, 1933 г.




Проект детского павильона, 1933 г.




Проект стадиона, 1934 г.


Первая очередь спортивного комплекса была построена в рекордно короткие сроки и сдана в эксплуатацию уже в 1935 году. На окраине большого черкизовского лесопаркового массива появился стадион с футбольным полем, украшенный внушительной колоннадой, прекрасно завершившей архитектурную композицию трибун на 15 тысяч зрителей, легкоатлетический сектор, спортпавильон, 4 теннисных корта, а также баскетбольная и волейбольная площадки. В основу архитектурного замысла проекта была заложена классическая античная идея создания физкультурного сооружения, гармонично сливающегося с окружающей его природой. Авторам впервые в архитектурной практике СССР удалось создать стадион с трибунами на земляном основании, зеленые откосы которого с ритмически расположенными лестницами дали абсолютно новый архитектурный образ спортивного сооружения. Отказавшись от традиционных приемов использования подтрибунного пространства под обслуживающие помещения, архитекторы запроектировали специальный отдельно стоящий павильон, что позволило избежать часто встречающихся случайных по форме, непродуманных подтрибунных помещений. В композицию павильона впервые в практике отечественного физкультурного строительства был введен внутренний дворик-цветник для отдыха спортсменов на открытом воздухе как отсыл к традициям Древней Греции. На "Сталинце" проходило большое количество всевозможных спортивных состязаний регионального и всесоюзного масштаба, проводились домашние игры многих московских футбольных клубов, а в первые послевоенные годы именно этот стадион стал главной футбольной ареной столицы СССР.


Спортивный павильон, 1935 г.




Спортивный павильон, 1935 г.




Колоннада стадиона и барельеф на фасаде спортивного павильона, 1935 г.




Спортивный павильон и скульптура спортсмена, 1935 г.


Уникальный спортивный комплекс ЦК профсоюза Электромашиностроения просуществовал немногим более 30 лет. "Сталинец", признанный в 1935 году одним из лучших новых сооружений Москвы, был снесен в 1966 году, а на его месте возвели стадион "Локомотив", соответствоваший духу своего времени. Нелепо и бессмысленно, в пылу борьбы с "архитектурными излишествами" и полным отрицанием архитектурного наследия "сталинских" лет Москва потеряла одну из самобытнейших построек 1930-х. 03.02.2017, 23:27 Уроки истории 2535 12

Очевидно, что команда с московско-казанской железной дороги, а впоследствии Клуб Октябрьской Революции, являются прародителями футбольного клуба «Локомотив» Москва. Надо признать, что над доказательной базой ещё необходимо много и кропотливо работать. Наверняка существует «такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!! Броня!!!» (профессор Преображенский). К сожалению, такого документа до сих пор нет. Хочется надеяться, что работа в этом направлении не будет прекращена, а, наоборот, многократно усилена. В нашем случае история - точная наука, так как укладывается в ближайшее к нам столетие. Пора прекращать жаркие споры среди уважаемых футбольных историков и просто нечуждых клубу лиц, до сих пор не подкрепленные чёткой доказательной базой. И это беда не только главной железнодорожной команды страны.

К чему такое предисловие?

http://www.lokomotiv.info/blogs/310117/71737/

«17 июня состоялось еще одно историческое событие: «Локомотив» провел первый матч на своем стадионе — в том матче он назывался «Сталинец» (позже будет переименован в «Локомотив»), но находился там же, где и сейчас — Большая Черкизовская, 125. Свидетелями исторического матча против «Спартака» стали 10 тысяч зрителей.»

На каком своём стадионе, друзья? Зачем выставлять на посмешище историю прославленной команды. «В том матче он назывался «Сталинец» - формулировка достойна энциклопедии «Локомотива»? Негоже уважаемому и популярному ресурсу вводить в заблуждение не только болельщиков, но и президента клуба и его помощников, которые наверняка прочитали или прочитают этот текст. Не хотелось бы кидать гневные стрелы в адрес молодых ребят, пишущих о клубе. Это просто здорово, что тема многим интересна. Но, если взялся за материал, то изучи его вдоль и поперёк, не искажая их под свои цели и задачи.

Стадион на Большой Черкизовской стал принадлежать железнодорожному ведомству гораздо позже - во времена правления Хрущёва, когда легендарный Министр Путей Сообщения Борис Павлович Бещев принял на баланс огромной отрасли народного хозяйства спортивное сооружение со всей прилегающей территорией. Доподлинно неизвестно под какой формулировкой (опять-таки задачка для историков). Но можно предположить, что этим стадионом мог стать, допустим, дублёр «Сталинца» в Измайлово. И не было бы «нашего Черкизово». К счастью, всё случилось так, как и должно было случиться.

Билет с кубкового матча "Локомотив" - "Динамо" (Москва), состоявшегося на стадионе "Локомотив" (бывш. "Сталинец") в 1964 году

В 1923 году было создано первое ОРГАНИЗОВАННОЕ спортивное объединение железнодорожников, получившее название «Клуб имени Октябрьской революции» (сокращенно - КОР). «Казанка», по неподтверждённым данным, вошла в его состав. Помимо футбола, клуб развивал и другие виды спорта (баскетбол, плавание, лыжи и т.д.). Начали коровцы свой «крестовый поход» с самого главного. Так как футбольных полей в то время не хватало, энтузиасты клуба решили построить собственную спортивную площадку. Вместе с рабочими депо «Сортировочная» Казанской железной дороги (кстати, инициаторами первого коммунистического субботника, названного В.И. Лениным «великим почином») они расчистили пустырь между Ольховской и Новорязанской улицей и оборудовали участок всем необходимым для проведения различных спортивных соревнований. Получился небольшой, но уютный стадион. Место было выбрано идеально, вблизи расположения трех железнодорожных вокзалов - Ленинградского, Ярославского и Казанского. Там на новеньком футбольном поле 12 августа 1923 года состоялась дебютная игра КОРа. Футболисты предстали перед публикой в светло-голубых рубашках и белых трусах (впоследствии это сочетание стало традиционной формой коровцев).

Стадион на «Разгуляе» (так в то время назывался район постройки) - настоящий домашний стадион нашего клуба на протяжении десятков лет практически с момента его основания. В 1936-ом году он также, как и вновь образованное добровольное спортивное общество, приобрёл имя «Локомотив» и на нём, как на одном из немногих крупных сооружений г. Москвы, проводились всевозможные соревнования по тем или иным видам спорта не только железнодорожниками, но и многими столичными спортсменами.

Чтобы не быть голословным посмотрите, где играл наш футбольный клуб в то великолепное время и вплоть до самой войны (а быть может и во время). Справочник посвящён осеннему чемпионату СССР по футболу 1936-го года. На «Локомотиве» он играл. На своём, родном и домашнем стадионе!

Ну а первый официальный матч чемпионата СССР на СВОЁМ стадионе железнодорожники провели 12 июля 1936 года против киевского «Динамо» (0:2). К слову, три игры победного розыгрыша Кубка Советского Союза состоялись там же.

Так что стадион «Сталинец» образца 1936 года к истории «Локомотива» не имеет ровно никакого отношения. Скорее всего, номинальным хозяином этого спортсооружения являлся одноименный клуб, отметившийся выступлениями в группе «А» в 1938-м.

История же стадиона "Измайлово", между тем, прелюбопытнейшая. Когда-то он назывался "Сталинец": по приказу вождя его начали возводить для Олимпийских игр 1936 года. Строили по большей части заключенные. Но Гитлер и тут переиграл Иосифа Виссарионовича - Олимпийские игры состоялись тогда в Берлине. Автор проекта "Сталинца" (известный архитектор Колли) был расстрелян, вместе с ним - на всякий случай - расстреляли десяток инженеров, участвовавших в строительстве, а само строительство было законсервировано.
К московской Олимпиаде 1980 года стадион был все-таки частично завершен. После Игр его отдали Институту физкультуры - с тем, что бы там тренировались новые поколения спортсменов.












СТАДИОН им.СТАЛИНА
В трущобах Черкизовского рынка находится стадион «ФОП Измайлово». Сейчас там свои домашние матчи проводит команда Спортакадем клуб, выступающая в третьей лиге (или ЛФК – следующий после второй лиги турнир). Стадион располагается примерно посередине между метро Черкизовская и Партизанская и с одной стороны окружен среднеазиатскими отстойниками, а с другой – развалинами рынка. Ничто здесь даже не намекает на то, что 75 лет назад в этом месте задумывалась одна из самых масштабных московских строек советской эпохи.
В Измайлово и его окрестностях по генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года планировали перенести столичную активность, район назывался тогда Сталинским, а Центральный Стадион Советского Союза (ЦССС) или Стадион имени Сталина должен был стать его центром. Станция метро Семеновская также называлась тогда Сталинской, а не Партизанская, на схемах метро 40-х годов носит название Стадион имени Сталина. Судя по фотографиям того времени и макетам станции метро «Стадион имени Сталина», спортивный комплекс задумывался в стиле «модных» тогда фашистких архитектурных тенденций – в Берлине к олимпиаде 36-го года строился Олимпиаштадион, крупнейший на тот момент стадион в Европе. Естественно, в Советском Союзе должен быть построен стадион, превосходивший Гитлеровский. Самый большой московский стадион 30-х годов Динамо вмещал 30-40 тысяч зрителей, Москва развивалась в Измайловском направлении, там и было решено построить суперстадион, на котором помимо спортивных мероприятий можно было бы проводить еще и военные парады.

В журнале «Архитектура СССР» в 1935 году главный архитектор проекта говорит: «Нужно было создать такую демонстрационную площадку, которая давала бы возможность проведения больших спортивных праздников, больших фестивалей, давала бы возможность проезда конницы, артиллерии, танков и т.д. С другой стороны, зритель должен быть поставлен в совершенно иные условия, чем в западноевропейских стадионах и римских амфитеатрах. Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой. Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха».
Планировалось построить стадион, рассчитанный на 120 тысяч «нумерованных» мест, который при желании мог бы вместить до 200 тысяч человек, что сделало бы его крупнейшим спортивным сооружением в мире.
Арена стадиона была огорожена трибунами только с трех сторон, а к востоку он открывался в окружающее парковое и городское пространство. Через него-то и могли въезжать на стадион танковые колонны. На трибунах, как в театре, предусматривалось три яруса зрительских мест: нижний партер на 36800 человек, верхний партер на 22000 человек и балконы на 70200 человек.
Строительство началось в 36-м году и приостановилось в 39-м в связи с Финской кампанией, потом началась Великая Отечественная Война, и стало не до стадиона. Успели построить только одну трибуну на 10 тысяч зрителей (сейчас это пластиковые сиденья на нижнем ярусе, верхний же, на который можно при желании загнать тысяч 30 болельщиков, без сидений, что гораздо удобнее) и кучу подземных сооружений, среди которых бункер Сталина, подземная стоянка для танкового полка и секретная ветка метро, засыпанная сейчас землей. Существует легенда даже о 17-километровом автомобильном тоннеле, соединяющем объект с Кремлем.
Станция Партизанская (бывшая Измайловская) проектировалась изначально с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. Загадочный дополнительный третий рельсовый путь на этой станции как раз и предназначался для тысяч посетителей огромного стадиона. На станции предполагалось два выхода, а не один, как сейчас. Вверх должны были идти 12 эскалаторов, по 6 в одну сторону, или по 3 с одной платформы на одну сторону. Вероятнее всего, стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. Метро строилось, а вот со стадионом не получилось, и что странно, после войны тоже. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Оформление станции было изменено, по сравнению с первоначальным проектом, и посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной Войны.
В 1960-е к проекту измайловского стадиона хотели вернуться, но не нашли денежных средств, к тому же в Лужниках уже был «стотысячник». Поле перед одинокой трибуной отдали Институту Физкультуры, а подземные сооружения использовали под склады.
На месте стадиона «Измайлово» и Черкизовского рынка собираются построить легкоатлетический комплекс мирового класса что, конечно, не может не радовать.

Здесь все еще можно видеть, что главный архитектор проекта был чертовски прав в далеком 35-м году. Обстановка, способствующая единению зрителя с окружающей природой!

Станция "Измайловский парк" мелкого заложения и строилась открытым способом. Павильоны расположены на Измайловском шоссе, вблизи Народного проспекта и Измайловского парка. В облицовке стен использован белый мрамор, а в художественном оформлении станции присутствуют темы партизанского движения в Великую Отечественную войну.
На станции "Измайловский парк" построено 3 пути и 2 платформы. Ранее станция носила название "Стадион народов" (или "Стадион Сталина"). В 40-е годы прошлого века планировалось, что рядом со станцией будет построен грандиозный стадион им. Сталина. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. На станции предполагались 2 выхода, вверх должны были вести 12 эскалаторов.
Стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. Строительство стадиона было заморожено и возобновлено лишь перед Олимпиадой-80 в очень скромных масштабах. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Теперь это стадион "СКИФ", расположенный рядом с ГЦОЛИФКом (Государственным центральным ордена Ленина институтом физической культуры). Кстати, прилегающий парк с лодочной станцией, колесами обозрения, летними эстрадами, кафе, тоже носил имя Сталина.

История стадиона:

Сталинец (1935-1966)

В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" в Черкизове был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. С какой стати так назвали не самый большой и не самый лучший (у "Сталинца" были земляные трибуны и неудобные раздевалки) стадион в нашем городе, построенный в предвоенные годы, - загадка. Может, потому, что известный ныне сталинский бункер совсем недалеко отсюда? Чем-то нравился "вождю народов" этот малонаселенный район на востоке столицы.

Стадион "Сталинец" на карте Москвы 1940 года (и проектируемый стадион им.Сталина):

Стадион "Сталинец" на немецких аэрофотоснимках Москвы времен ВОВ:

На "Сталинце" проводили домашние игры многие московские команды. А в первые послевоенные годы именно на "Сталинце" проходили игры самых знаменитых московских клубов (стадион "Динамо" был еще закрыт - на нем в дни войны организовали военно-учебную базу, а "Лужников" не было даже в проекте).

Первые матчи 1945 года ЦСКА - "Динамо" и "Торпедо" - "Спартак" - первые аншлаги на насыпных трибунах. Вдоль Большой Черкизовской еще стояла трофейная немецкая техника, которую любила обследовать московская ребятня. Публика ехала сюда от конечной тогда станции метро "Сокольники" на трамваях. Все подножки и открытые окна трехвагонных составов были облеплены людьми, самые отчаянные забирались на крыши. Непонятно, как перегруженным трамваям удавалось въезжать на Преображенскую гору? Тогда она была очень крутой. Легендарное время в истории московского футбола!

"Локомотиву" стадион достался в хрущевские времена. Пугая грачей на высоких березах, над чашей стадиона взрывался вопль "Давай, чугунка!" И "чугунка" в конце концов дала: "Локомотив" - одна из лучших команд России.


"Локомотив" (1966-2000)

На месте снесенного "Сталинца" с насыпными трибунами и монументальными колоннами возник красивый современный стадион, вмещающий порядка 30 тысяч зрителей (в середине 90-х, когда скамьи были заменены индивидуальными пластиковыми сиденьями, вместимость сократилась до 24 тысяч).

Торжественное открытие приурочили к матчу "Локомотив" - "Динамо" Киев. У входа на стадион гудела толпа обделенных судьбой болельщиков. Два кассовых окна закрывал лист ватмана с надписью от руки почерком Остапа Бендера: "Билетов нету" (собственно, это был первый, и последний, аншлаг на "Локомотиве" до 1977 года, пока в Черкизово не пожаловал по пути в высшую лигу "Спартак").

На протяжении всей истории на стадионе "Локомотив" проводили свои "домашние" матчи многие клубы, так, например, "Спартак" в знаменитом матче со швейцарским "Сьоном", когда после окончания матча (2:2) швейцарцы заставили судей измерить ворота и оказалось, что те чуть-чуть не соответсвуют мировым стандартам. УЕФА назначил переигровку, которая впрочем принесла успех "Спартаку" - 5:1. На "Локомотиве" также периодически выступала национальная сборная.

Стадион функционировал до конца 90-х. Потом его решили реконструировать. Тут следует отметить, что и прежний локомотивский стадион еще не устарел ни морально, ни тем более физически.

Скан с газеты "Локо" о реконструкции стадиона:

Но реконструкция себя не оправдала и решили возводить новую арену.

Главным конструктором локомотивской супермодели стал недавний глава МПС Николай Аксененко, при котором команда получила в Баковке суперсовременную дачу и затеяла строительство стадиона, аналогов которому в России нет.

Комитет легкой атлетики России отказался выделять деньги на обновление беговых дорожек и было принято решение строить чисто футбольный стадион. "Локомотив" играл на стадионе до конца первого круга сезона 2000. Потом его закрыли окончательно. К началу Лиги Чемпионов 2001/02 стадион обещали открыть, но дата открытия постоянно откладывалась. Реконструированный стадион "Локомотив" открыли в июле 2002 года.

Открытие стадиона

Первый матч на обновленном стадионе "Локомотив" состоялся 5 июля 2002 года. "Локомотив" принимал элистинский "Уралан".

Перед официальным открытием стадион осветила церковь.

Официально стадион введен в эксплуатацию 3-го августа. Торжественная церемония открытия спортивной арены состоялась перед началом матча 18 тура Чемпионата России по футболу "Локомотив" - "Торпедо".

Сразу же после открытия стадион "Локомотив" стал домашней ареной не только для клуба, но и для сборной команды России. Первый матч на новом стадионе на уровне сборных состоялся в сентябре 2002 года: в рамках отборочного турнира к ЧЕ-2004 сборная России с блеском переиграла ирландцев со счетом 4:2.

Настоящее стадиона "ЛОКОМОТИВ"


Стадион "Локомотив" расположен на территории спортивного комплекса "Локомотив" площадью 25 га.

Стадион удовлетворяет требованиям ФИФА и УЕФА и позволяет проводить международные матчи любого уровня. Является домашней ареной для ФК "Локомотив" и для сборной России.

Трибуны

Стадион представляет собой шестиэтажное сооружение с двумя ярусами трибун. Между верхним и нижним ярусом располагается этаж лож.

Трибуны разделены на 22 сектора, каждый из которых имеет свой вход. Публика максимально приближена к игровому полю: на стадионе нет привычных легкоатлетических дорожек, но вокруг поля предусмотрен ров безопасности, антивандальные стекла.




Вместимость - 30000 зрителей (нижний ярус - 15500; верхний - 14500):
- места для зрителей - 28810;
- места для представителей прессы - 156;
- VIP-ложи - 974 открытых места.
- кроме того, на стадионе имеется порядка 60 закрытых коммерческих VIP-лож вместимостью от 10 до 24 человек.

Схема территории стадиона: fclm.ru/ru/club/scheme_area

Название - Центральный стадион "Локомотив"
Прежнее название - "Сталинец"
Архитектор - Дмитрий Буш
Первый матч - "Локомотив" - "Уралан" 05.07.2002
Размеры поля - 104х68 метра
Вместимость - 28 800 человек
Травяной покров - Desso DLW (Голландия)
Гостевой сектор - 2345 человек
VIP ложи - 60 коммерческих (от 10 до 20 мест)
Количество ТВ позиций - до 15


фото - 1963 год

Решение о сооружении в Лужниках спортивного комплекса было принято Правительством СССР 23 декабря 1954 года. В январе 1955 года началось проектирование, проект был составлен за 90 дней, и в апреле 1955 года развернулось строительство. 31 июля 1956 года состоялось торжественное открытие спорткомплекса, была проведена I Спартакиада народов СССР. Спорткомплекс построен в рекордно короткий срок — всего за 450 дней.


Открытие станции метро "Спортивная" возле стадиона "Лужники", 1957 год


Футбол в "Лужниках", вторая половина 1950-х гг

Довоенный стадион "Динамо"

Был построен в 1928 году по проекту архитекторов А. Я. Лангмана и Л. З. Чериковера для первой Всесоюзной спартакиады. Стадион изначально имел форму подковы, открытой к Петровскому парку и закрытой со стороны Ленинградского проспекта. Только в 1936 году была построена Восточная трибуна, замкнувшая стадион. До в 1956 года, когда появились "Лужники", оставался главной ареной страны.


Футбол на "Динамо", вторая половина 1930-х гг


Стадион "Динамо", 1936 год


"Динамо" против "Команды красной армии", май 1941 г.

Стадион "Динамо" закрыт в 2008 году, на его месте к чемпионату мира-2018 будет возведена новая арена, названная в честь одного из национальных банков. Недавно в одном из сообществ о Москве были выложены фото того, что на данный момент осталось от легендарной арены :

Стадион "Торпедо" имени Эдуарда Стрельцова

Стадион "Торпедо" был построен в 1959 году и использовался в качестве тренировочного поля для одноимённой футбольной команды. Первый матч на стадионе состоялся 15 апреля 1977 года: "Торпедо" в матче высшей лиги чемпионата СССР играло с "Черноморцем". С 1978 по 1997 годы и с 2010 года по настоящее время — домашний стадион "Торпедо". 21 июля 1997 года стадиону "Торпедо" присвоено имя легендарного торпедовца Эдуарда Стрельцова.


Стадион "Торпедо", 1985 год

Стадион "Сталинец" ("Локомотив")

В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. Многие московские команды проводили там свои домашние матчи.

Стадион "Сталинец", вторая половина 1930-х гг

У "Сталинца" были земляные (насыпные) трибуны и неудобные раздевалки. При этом, судя по протоколам игр 30-х годов, по 30 000 зрителей собирал и этот стадион.

Стадион "Сталинец", 1954 год

В конце 50-х годов стадион был переподчинён Министерству угольной промышленности, сразу после чего сменил своё название на "Шахтёр". В 1966 году на его месте построили стадион "Локомотив" вмещающий порядка 30 тысяч зрителей (в середине 90-х годов, когда скамьи были заменены индивидуальными пластиковыми сиденьями, вместимость сократилась до 24 тысяч).

Стадион "Локомотив", 1980 год

В 2000-2002 годах велось строительство нового стадиона "Локомотив", после завершения которого арена приняла свой нынешний вид.

Ну и, конечно стадион ЦСКА имени Григория Федотова, "Песчаное"

Был построен в 1961 году по инициативе маршала Георгия Гречко и открыт в том же году. Из-за близости с тогда еще действующим аэродромом Центральный на Ходынском поле стадион возвели без осветительных мачт, чтобы самолеты, идя на посадку, не рисковали врезаться в мачту. По этой причине, матчи на стадионе проводились только днем. Первая официальная игра прошла 6 ноября 1974 года: ЦСКА сыграл с алма-атинским "Кайратом" 0:0. До середины 90-х на стадионе вместо сидений были деревянные скамейки, выцветавшей от солнца красной-синей расцветки. К сезону-1997 на "Песчаном" поставили пластиковые кресла, однако ЦСКА по-прежнему играл там нерегулярно. С 2001 года РФПЛ запретило играть на этом стадионе командам высшей (премьер) лиги. Последний официальный матч на "Песчаном" был сыгран 28 октября 2000 года. В 1/8 финала Кубка России ЦСКА уступил "Анжи" - 1:3.