Засекреченные тайны египетских пирамид. Египетские тайны Таинственная смерть фараона Тутанхамона

Немногие цивилизации имеют более загадочную репутацию, чем древний Египет. Конечно, человечество уже немало узнало о стране иероглифов и священных кошек, но многое еще предстоит разгадать. Возможно, однажды мы найдем ответы на все вопросы, но пока нам остается только строить догадки.

1. Как умер Тутанхамон?

Тутанхамон – наверное, самый известный из всех фараонов, несмотря на раннюю смерть. Но как он умер? У нас есть несколько догадок. Рентгеновские снимки 1968 года и компьютерная томография 2005 года показывают сломанные ребра и ногу. Упал с колесницы? Несчастный случай? Вандализм грабителей пирамид? Вторая теория: плохая наследственность как результат кровосмешения, ведь его родители были братом и сестрой.

2. Где могила Александра Великого?

Мы действительно понятия не имеем, где он похоронен. Александр хотел быть брошенным в реку Евфрат после его смерти в 323 году до н.э., однако военачальники предпочли похоронить его. Сначала Александр был погребен в Мемфисе. Затем перемещен в новую гробницу в Александрии, и потом еще раз перезахоронен в Александрии. В 215 году н.э. римский император Каракалла посетил его могилу, и это последнее о ней упоминание в истории.

3. Какое было первоначальное имя Сфинкса?

На сегодняшний день мы не узнали о Сфинксе почти ничего. До 1817 года все, что мы могли видеть, – это его голову, выглядывающую из песка. Мы даже не знаем, как древние египтяне его называли. «Сфинкс» – это греческое слово, которым его стали именовать гораздо позже. И еще мы не знаем, что он символизирует и зачем его возвели.

4. Для чего в храме была спрятана обувь?

В 2004 году команда археолога Анджело Сесаны нашла кувшин, намеренно спрятанный в небольшом пространстве между двумя кирпичными стенами внутри храма в Луксоре. Внутри было семь пар обуви. Зачем там обувь, и какова судьба её владельцев? Эксперт по Египту Андре Вельдмайер оценил обувь как дорогую и явно не для простолюдинов. Мы также точно не знаем, сколько обуви лет, но явно не меньше двух тысяч.

5. Что с мумиями, чьи лица застыли с маской боли?

«Кричащие» мумии с открытым ртом – не редкость. Они даже не «кричат» на самом деле. Многим мумиям открывали рот во время бальзамирования, чтобы человек мог есть, пить и дышать в загробной жизни. Однако есть одна мумия, которая похоже действительно кричала, как в агонии. «Неизвестный мужчина E» был обнаружен в 1886 году, и некоторые исследователи считают, что он, возможно, был отравлен или похоронен заживо.

6. Что случилось с королевой Нефертити?

В течение многих лет Нефертити управляла Египтом вместе с фараоном Эхнатоном, пока она просто не исчезла. После 1336 г. до н.э. упоминаний о ней нет. Нет даже ее могилы или мумии, хотя египтяне очень уважительно относились к умершим. В 2015 году министр древностей Египта заявил, что в гробнице Тутанхамона предположительно есть дополнительная камера, и одна из них вполне может оказаться склепом Нефертити.

7. Сколько камер в Великой пирамиде?

Все знают Великую пирамиду Гизы – это единственное оставшееся из семи чудес света. В ней три камеры: камера Короля, камера Королевы и Большая галерея. Но совсем недавно было обнаружено, что там есть еще минимум две камеры. Скорее всего, в Великой пирамиде гораздо больше скрытых помещений и тоннелей, чем мы думали.

8. Кем были «Народы моря»?

Итак, в Египте жили «Народы моря». И мы мало знаем о том, кем они были. На самом деле мы вообще ничего не знаем о них. Якобы это была группа пиратов, бороздивших Средиземное море, а Египет для них являлся лакомым кусочком. В египетских текстах времен Рамзеса II упоминается только лишь, что «они пришли с моря на своих военных кораблях, и никто не мог противостоять им».

9. Где именно было королевство Ям?

Где-то в Египте, более 4000 лет назад, существовало таинственное и процветающее королевство под названием Ям. Египетский казначей Хархуф упоминал, что он вернулся из Яма с шикарными вещами: «триста ослов, загруженных ладаном, эбеновым деревом, благовониями, зерном, шкурами леопарда, бивнями слона, множеством бумерангов и прочими прекрасными подарками». Где находилось это райское место – нам неизвестно. Во всяком случае, никаких его следов не осталось.

10. Кто похоронен в Курне?

В 1908 году в Фивах британский египтолог Флиндерс Петри наткнулся на неизвестную царскую гробницу, и вот спустя столетие мы все еще не знаем, кто там был похоронен. Захоронение относилось к XVII или XVIII династиям, т.е. тела были на 250 лет старше Тутанхамона. Одна мумия – это молодая женщина, а другая – предположительно её ребенок. Они обе носили украшения из золота и слоновой кости. К сожалению, надпись на гробнице была нечитаемой, кроме слов «великая жена фараона».

ХРАМ ДЕНДЕРЫ

Крыша храма Хатхор поражает мощностью перекрытий — несколько слоев блоков, достигающих по несколько десятков тонн весом. Повторная поездка лишь укрепила версию о использовании ее центральной части, выступающей над более низким периметром, в качестве посадочной площадки для каких-то летательных аппаратов.

Сомнения в создании этого храма лишь во времена Нового Царства порождают не только мощные блоки перекрытий. На гораздо более почтенный возраст указывают, например, водостоки, создание которых в сухом климате Египта в этой местности в это время было абсолютно бессмысленным. На крыше эти водостоки выглядят просто сквозными дырками в окружающих стенах, а снаружи декорированы фигурами львов.

Довольно длительное размышления вызывают следы инструментов на блоках плотного песчаника, из которого сделаны перекрытия крыши храма Хатхор. Вроде бы следы обычного зубила, и вроде бы указывают как раз на ручную обработку. Но… почему тогда местами они настолько редкие? И почему в одном месте требовалось наносить много ударов подряд, продвигаясь в довольно легко обрабатываемом песчанике за один раз очень небольшое расстояние?

Их можно сравнить со следами маленького отбойного молотка… или имитацию ручной работы. Например, как имитирована та же ручная работа на блоках мостовой в Долине Царей.

Можно было бы предположить, что выборочность мест следов зубила обусловлена тем, что в этих местах срубали лишние выступы, подготавливая поверхность к шлифовке. Однако тут возникает очередное «но». Дело в том, что на некоторых блоках того же перекрытия сохранились явные следы того, что для получения ровной поверхности применялась вовсе не шлифовка, а совсем иная технология — верхний слой не стирался, а срезался (!) сразу на 2-3 сантиметра! А при такой технологии выравнивания поверхности предварительное скалывание каких-то выступающих участков становится просто лишней и бессмысленной работой.

Небольшой храм справа сразу за входом в дендерский комплекс практически наполовину уже разобран. Ничего особенно технологичного в нем нет. Он может вызвать лишь полушутливую версию опытного образца. По крайней мере именно на эту мысль наводят многочисленные признаки незаконченности барельефов на стенах — где-то частично, а где-то и полностью. Будто кто-то показал египтянам, что можно сделать, и оставил несколько примеров. А остальную часть стен оставили нетронутой, как бы провоцируя подражание и развитие.

Хотя, конечно, общую картину можно объяснить и гораздо проще, приняв версию специализации рабочих (одни делают стены, другие — картинные барельефы, третьи — наносят надписи и мелкие детали и т.д.)

Еще один небольшой храм — непосредственно за главным храмом Хатхор — не представлял бы из себя вообще ничего интересного, если бы в нем не обнаружился базальтовый блок в основании двери. Блок аналогичный такому же в храме в Абусире. Базальтовый блок, у которого ради того, чтобы дверь не терлась своей нижней частью по всему камню, оставлены полукруглые выступы возле мест крепления дверей. И ради этого со всей остальной части блока снят материал толщиной меньше сантиметра; и снят настолько ровно, что получается «утопленная» на этот самый сантиметр плоскость!

Блок настолько контрастирует с окружающей его небрежной кладкой из песчаника, что наводит на мысли о вторичном использовании или о создании храма на остатках какого-то гораздо более древнего сооружения.

С внешней стороны комплекса — «почтовый ящик» из черного базальта. стены из необожженных глиняных кирпичей на заднем фоне выглядят по сравнению с ним просто жалкой пародией технологий.

Еще несколько интересных снимков с Храма Дендеры.

АСУАН

Пирамида III династии на о.Элефантина

Практически ничего от пирамиды не осталось. Да и называть эту постройку пирамидой скорее всего стали после того, как стало известно о пирамидах вообще. Жалкое подобие пирамиды. Налицо неспособность человека создать нечто подобное.

«Стела голода» на о.Сехель

В так называемой «стеле голода», относящейся ко времени Птолемеев, на скале на острове Сехель у первого порога Нила, речь идет о голоде, имевшем место в далекую от времени написания текста эпоху фараона III династии Джосера. Здесь излишне касаться вопроса о том, является ли этот текст фальшивкой времен Птолемеев или копией древнего документа. В тексте рассказывается о том, как бог Хнум, верховное божество области первого порога, явился к спящему фараону Джосеру и обещал прекратить голод.

Северные каменоломни

Серый гранит сохранил следы разнообразных инструментов и технологий — от самых примитивных до таких, которые превышают уровень современных методов обработки твердых каменных пород. Вот несколько снимков.

Многие, наверное, с подачи Эриха фон Дэникена знают изображение «танка, самолета, вертолета», который в Храме Сети в Абидосе.

Так вот, это не то, чем кажется на первый взгляд. В этом месте поверх старой надписи была нанесена новая. Вот что представляли из себя эти иероглифы первоначально.

О самом Храме Сети чуть позже.

АСУАНСКАЯ ПЛОТИНА

Ходят слухи, что в Асуане древнейшим артефактом является плотина, все остальные камни напилены после ее постройки.

Там илистое дно и под плотину валили бесчисленное количество скальной породы. Использовалась совершеннейшая техника для резки камня. Теперь слегка замаскированные карьеры показывают любителям древностей.

Но это касается только Абу Симбел.

В 60-х годах была проведена уникальная операция — храмы в Абу Симбел были аккуратно распилены и перенесены на новое более высокое место — сейчас они стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега, иначе их поглотило бы водохранилище Насера, появившееся после возведения Асуанской плотины. Так вот, слух гласит, что храмы не переносились, а строились заново, то есть этот памятник, выдаваемый за древний — новодел.

Видите вертикальные полосы на камнях и стенках карьера? Технология проста и эффективна — бурится ряд шурфов, затем в шурфы одновременно загоняют стальные клинья — блок откалывается. Затем на заводе гигантская фреза ровняет эти блоки. Если нужен обычный лом горной породы — это делают взрывным методом. Короче, в асуанских каменоломнях применялись технологии отличные от наших. И были они задолго до строительства ГЭС.

Обелиск Хатшепсут.

Сравните качество на обелиске и саркофаге.

Вот снимки обелиска:

Для сравнения: надпись на кварцитовом саркофаге той же Хатшепсут

Обелиск сделан из гранита, саркофаг из кварцита. И хотя кварцит — уникальный по своим свойствам камень, обладающий большей прочностью и износостойкостью, чем другие природные камни, и даже гранит уступает ему по прочности, но тем не менее, сделать рисунки на таких породах одинаково сложно. Так почему такая разница в методе нанесения надписей?

Возможно, разная техника нанесения, разные эпохи, разный инструмент, а может быть и все вместе. Возможно, даже, что сама Хатшепсут никак не связана с обелиском, и ее имя на нем появилось позже.

Многие спросят: как же такое может быть, ведь всё на одном языке написано? Но ведь египтяне могли и позаимствовать язык от предков. Это не исключается.

Технология строительства по всем континентам прослеживается одна, а сохранившиеся «фирменные» надписи на постройках разные. Нельзя утверждать, на одном или на разных языках говорили представители тех цивилизаций. Дело в том, что надписи на древних сооружениях есть только в Египте. В Индии все сплошь украшено изображениями людей, животных и орнаментом. В Перу, где, на мой взгляд самые интересные сооружения — надписи напрочь отсутствуют. В Мексике — изображения животных. В Китае и Японии, вроде, тоже без подписей. Из дольменов по всему миру тоже ни один не подписан.

Вот еще один любопытный факт из жизни Царицы Хатшепсут. Благодаря настенным надписям известно, что в правление египетской царицы Хатшепсут в сказочную страну Пунт, известную как Страна Бога, была отправлена целая флотилия кораблей. В некоторых источниках сообщается, что экспедиция длилась несколько лет и благополучно завершилась. Путь египетского флота лежал вдоль всего побережья Африканского континента. Экспедиция делала несколько длительных остановок, высаживала зерновые культуры, собирала урожай и продолжала свой путь. В конце своего путешествия египтяне преподнесли дары своей страны правителям «Пунта» и, наряду с большой коллекцией различных экзотических животных в Египет для пересадки было доставлено 31 живое мирровое дерево, и тем самым экспедиция успешно завершилась.

ХРАМ ХАТХОР В ДЕНДЕРЕ

В 1969 г. В фундаменте Египетского храма Хатхор, который построен в период правления Клеопатры VII до н.э. в Дендере были найдены узкие камеры шириной чуть больше метра. Археологи ничего не могут сказать о назначении этих помещений, но здесь на стенах они обнаружили странные рисунки очень похожие на рисунок электрической лампочки.

Подземная камера расположена у самой дальней стены храма, двумя этажами ниже под землей. В нее можно попасть через узкую шахту. Ширина этой камеры 1 метр 12 см, длина — 4 метра 80 см. Почему именно в такой неприглядной труднодоступной, узкой камере, на настенных барельефах, изображен — процесс электрического освещения?

Этих барельефов три. Все они находятся в одном зале и посвящены одной теме: группа людей (жрецы?) занята действием с некими предметами. Первая аналогия, возникающая при виде этих предметов – электрическая лампа.

На них изображены люди держащие большие, прозрачные,колбообразные предметы, внутри них видны извивающиеся змеи, вытянувшись по всей длине объекта, являют собой символическое изображение витой нити накаливания.

Острые хвосты змей введены во что-то вроде цветков лотоса. Под «лампами» находятся весьма необычные предметы называемые Джед (потом были найдены образцы Джед, на которых висели медные провода), похожие на изоляторы, на которые как на колонны, опираются колбы.

От лотоса-патрона отходят кабели в полосатой оплетке, ведущие к «ящику» (в текстах этот кабель назван «барка бога солнца Ра»). Солнечное божество, изображенное на коробке-«генераторе» – Хех или по иной версии Атум-Ра, указывает на сопричастность данного ящика к некой энергии.

Подобно Джеду, Хех являлся олицетворением вечности, его имя означает «миллион» или вообще очень большое число. В то время как изолятор-Джед символизирует «постоянную» вечность, Хех олицетворяет вечную смену циклов, что может символизировать, ну очень большой ресурс данного источника энергии.

Справа на рельефе стоит демон-павиан или бог Гор с собачьей головой и держит в руках ножи, которые можно истолковать как и охраняющую силу или опасность исходящую от ящика.

Что касается «ламп», можно идентифицировать их как трубки Крукса. Британский физик Уильям Крукс одним из первых начал изучать распространение электрического разряда в стеклянных трубках, наполненных разреженными газами. При подключении к высоковольтной обмотке индукционной катушки такие трубки испускали яркое свечение.

Существует мнение, что подобные лампы использовались во время нанесения изображений в различных постройках древнего Египта, на стенах которых не было найдено следов от копоти,которую «должны» были оставить обычные лампы. С одной стороны это аргумент в поддержку выше приведенной гипотезы, с другой доподлинно неизвестно какими лампами пользовались древние египтяне, и возможно что помещения тщательно очищали от копоти. Более того, были найдены списки по ведению расходов, в которых указывалось количество выданного рабочим, масла, для освещения работ.

Судя по содержанию иероглифических надписей сопровождающих барельефы, те кто их вырезал уже плохо представляли истинный смысл рисунков, вероятнее всего, что изображения эти, доставшиеся в «наследство» от ранней цивилизации, стали «каноническими» и на протяжении времени копировались, лишь повторяя канон еще более древних, священных изображений.

На ряде сооружений древнего Египта можно видеть загадочные рельефные изображения в нескольких вариантах (на колоссах Рамсеса II, Мемнона, и др.). На изображениях можно видеть, что по обе стороны технического устройства стоят рабочие и поочерёдно тянут на себя верёвку, средняя часть которой делает петлю вокруг вертикального стержня. Стоя на земле одной ногой, они второй ногой опираются на выступающее внизу сооружение, в которое входит нижний конец вертикального стержня. Внимательный анализ нескольких вариантов изображённой конструкции показывает, что выступающее сооружение состоит из шарнирно закреплённых двух створок, на внутренней стороне которых закреплены по 3 бруска из материала, подобного янтарю. При трении вращающегося стержня о бруски возникает поток статического электричества. Поток статического электричества зависит прямо пропорционально от скорости вращения стержня и от силы нажатия на створки. Энергопоток статического электричества направляется вверх в накопители. Об этом указывают цветки растений и иероглифы, находящиеся рядом. Подобное вращение стержня посредством верёвки используется с древних пор до наших дней. Возможно вместо веревки также использовали и обруч.

ГИЗА

Возле храма 2-й пирамиды.

Артефакт Данна. Честно говоря, артефакт больше похож не на «диванчик» (с которым его сравнивает Кристофер Данн), а на перекладину дверного проема в форме валика. Форма — достаточно типичная для египетских сооружений как в настоящих проемах, так и у ложных дверей мастаб.

В любом случае качество исполнения подобной штуки из гранита высочайшее. Данн проводил целую серию довольно тщательных измерений закругленного внутреннего угла, соединяющего округлую часть валика с остальной частью блока. Его вывод: для изготовления этого артефакта применялось машинное оборудование, которое было способно перемещать режущий инструмент в трех (!) плоскостях. Ныне таких инструментов еще нет.

Совсем рядом — странная «яма лодки». При достаточно стандартизированной длине — очень узкая прорезь в скальной породе. Причем, судя по форме, ее размеры в ширину и не предполагалось увеличивать.

Немного в стороне — водосток — абсурдный элемент в сухом климате Египта времен фараонов. Свидетельство того, что «храм» построен как минимум на несколько тысячелетий раньше.

Некрополь

По большому счету, довольно жалкие руины столь же жалких сооружений. Редкий турист добирается до середины некрополя.

От всех сооружений некрополя резко отличаются две мастабы по соседству. Одна из них раздета, а другая сохранила свою облицовку, качество выравнивания которой просто поражает. Проем между мастабами некогда был заложен, но затем одну из мастаб раздели таким образом, что умудрились вынуть облицовку прямо из-под перемычки.

Просто странность. Почему выравнивание облицовки не выполнено до конца?.. Причем оставлены невыровненными даже те части блоков, которые находятся на углу мастабы, что кардинально портит весь эстетический вид.

Известняковые саркофаги у мастаб 5-й династии. Примитивный ручной труд. Чувствуется явная разница в обработке камня.

Пол — основание Великой пирамиды с ее восточной стороны. Выравнивание поражает.

Южный некрополь и область каменоломен

Из всего, что есть здесь, выделяется лишь мастаба последней принцессы 4-й династии (по принятой датировке). Подход к мастабе закрыт, но за деньги могут впустить. Качество обработки гранитных блоков перед входом оставляет желать лучшего, следов высоких технологий не видно. Пожалуй, единственный странный элемент — в нижней части облицовка идет непосредственно вокруг скалы.

Следы инструментов в каменоломнях абсолютно не соответствуют высоким технологиям, встречаемым на плато. Как и объем вынутого материала. Все указывает на то, что если каменоломни и имеют какое-то отношения к части сооружений, то только к примитивным мастабам.

Мастабы рядом со Сфинксом

Датируются как раз Древним Царством. Сфинкс находится с противоположной стороны дороги. Совсем рядом. При этом характер эрозии стенок траншеи возле Сфинкса резко отличается от видимого на приводимых ниже снимках. Тут абсолютно никаких следов водной эрозии. Поскольку все рядом и в одном и том же материале, это — дополнительное свидетельство сооружения Сфинкса гораздо раньше времен фараонов.

САККАРА

Водосток возле пирамиды Усеркафа. Еще одно свидетельство создания ядра пирамиды и сооружений вокруг во времена сильных дождей — задолго до периода фараонов.

Следы пилы и закругленной фрезы в храме:

Остатки пола храма из черного базальта. Кладка очень качественная, хотя вплоть до полигональности и наклонных боковых граней, но сочленение идеально, но отполирована. Есть какая-то странность в способе, избранном для сборки пола храма — излишняя мозаичность, усиливаемая в некоторых местах специальными небольшими вставками; какой-то особой необходимости именно в подобной кладке (значительно усложняющей процесс сборки) вроде нет, но мы ее можем просто не понимать. Блоки пола чрезвычайно разнообразные по габаритам и по высоте (во многих местах — следы «подкладки» из бута и раствора). При этом верхняя поверхность пола очень и очень ровная. Догадка: ровняли чем-то (опять же типа лазера или чрезвычайно высокоточной и высококачественной фрезы) верхнюю поверхность специально лишь после укладки всего пола.

Рядом с полом — странный «двускатный» известняковый блок неправильной конфигурации; назначение абсолютно непонятно:

На одном блоке выступающее ребро двух «распилов» на одной грани. Впечатление, что грань создавалась некоей «лазерной пилой» — плоскости на грани очень ровные. Необходимости делать их таковыми не было никакой, а вручную исполнять подобное без специальной шлифовки тоже не было никакой необходимости.

Гранитные блоки со сложными вырезами + просверленные отверстия порядка 7 см диаметром со следами сверления. Это явно не ручная работа.

У прорези в гранитном блоке с восточной стороны пирамиды Унаса неожиданно обнаружилось продолжение на нижележащем блоке.

Первая версия: блок в прорезями находится на своем родном месте.

Версия вторая: блок с прорезями находился ранее все-таки в другом месте, а только затем его поставили сюда, подработав нижележащий блок. В пользу этой версии говорит как небольшая глубина «дополнительной» прорези, так и ее гораздо более низкое качество (по сравнению с верхним блоком). Хотя это низкое качество может являться и результатом эрозии.

В любом случае по форме «дополнительной» прорези можно восстановить форму отсутствующей ныне задвижки — что-то вроде очень сильно сплюснутой заглавной буквы «омега» с длинными «ножками»

На южном краю восточной стороны пирамиды Унаса — остатки стены припирамидного храма. В отличие от всех других случаев здесь стена храма связана кладкой непосредственно с облицовкой пирамиды. Качество обработки образующегося при этом внутреннего угла — великолепное.

Восточная сторона пирамиды Унаса — дыра внизу во внутренней кладке. Один из блоков вышележащего ряда полностью висит в воздухе, зажатый соседними блоками. Это — за счет формы; он расширяется кверху.

На западной стороне пирамиды кое-где облицовка имеет стыки, существенно наклоненные под углом к вертикали.

Вся пирамида: странное сочетание больших блоков облицовки (и в некоторых местах внутренне кладки) с общих видом простой горы мелкой щебенки.

Ступенчатая пирамида:

Восточная сторона пирамиды: Отдельный «кусок» очень неплохой — прямоугольные блоки, плотно уложенные без следов какого-либо раствора — внутренней кладки, который окружен низкокачественными, практически наваленными камнями с раствором.

Там же: аналогичная кладка образует самый внешний слой (толщиной 2 — 2,5 метра), который качественно отличается от всей остальной внутренней кладки. Версии: 1) была какая-то древняя конструкция, к которой просто пристроили пирамиду; 2) был внешний облицовочный слой такой толщины, который впоследствии разобрали (куда пошел материал — не известно; но пирамида явно выглядела совсем по другому)

По «внутреннему двору» разбросаны блоки (часто круглой формы) в которых следы большой дрели — диаметр 7-9 см. Очень похоже на следы обычного сверла, только большие. Цель «сверления» совершенно непонятна: как будто кто-то что-то просверливал НА этих блоках (сверло просто проходило сквозь просверливаемый предмет и оставляло следы на блоках, которые выполняли роль «подложки». Следы явно от машинной «дрели», но смотрители ничего не знают о каких-либо подобных работах здесь.

Пирамида Тети:

(фотографирование запрещено)

У саркофага плоскости завалены, но следы пилы и фрезы в разных местах; внутри не отполирован;

На дальней стене «погребальной» камеры тексты идут выше какого-то орнамента без признаков письменности;

Стены «погребальной» камеры покрыты штукатуркой, и тексты нанесены поверх нее; надписи не очень ровные;

Звезды на потолке — грубо процарапаны, а не выступающий барельеф — подражательство;

Там же: следы примитивного стесывающего инструмента имеют более белый цвет, нежели поверхность в промежутках между этими следами (признак древней «зачистки»);

Везде — впечатление зачистки и повторного использования;

Камера в конце нисходящего коридора: на потолке следы древнего ремонта — участок со следами замазки покрыт внушительным слоем копоти — работали при факелах;

На входе в горизонтальный коридор на полу странные «следы от трактора» — проходящие под углом к стенкам с некоторой регулярностью выступы различной высоты в известняковом блоке; возможную причину образования подобных форм определить не удается (шаркающие ноги посетителей такие следы оставить не могут).

В Южную Саккару доступ для туристов вообще закрыт. Попасть можно только со специального разрешения (+ верблюды или джип).

Пирамида Пепи II:

Кладка основной пирамиды полностью халтурная, но есть явные признаки древнего мегалитического ядра.

Судя по признакам, мегалитическое ядро было уже существенно разрушено ко времени создания пирамиды — в некоторых местах старые хорошо обработанные крупные блоки собирались уже примитивным способом в случайных местах.

Конструкции вокруг — древняя «реставрация», в которой перемешались вместе все различные материалы и элементы; старые обветшавшие конструкции «подреставрированы» и надписаны примитивными методами.

Пирамида Меренра:

Нераскопанная куча щебенки. В центре небольшая яма, в которой видна абсолютно примитивная кладка из мелких необработанных камней.

Пирамида Джедкара:

Есть явные следы мегалитического ядра (особенно на входе) и попытки подражать кладке больших пирамид (блоки похожи на кладку Абусира).

В храме имеются наглядные следы того, что пол «циклевался» — выравнивался уже после укладки.

Стиль кладки пола храма очень близок к стилю укладки пола храма Усеркафа, хотя в данном случае мы имеем дело не с черным базальтом, а с известняком.

Есть блок, который вызывает подозрения, что он был отштукатурен (тонкий слой серого цвета на поверхности более белого известнякового блока).

Пирамида Пепи I:

«Реставрация» ведется самым варварским способом — идет создание откровенного диснейлэнда.


Эти и последующие пирамиды, о которых я еще выложу информацию, служат явным доказательством того, что три знаменитые пирамиды Гизы строили не те египтяне, о которых нам рассказывают историки.

ДАШУР

Пирамида Сенурсета III

Доступа к ней для туристов нет — вокруг сплошная закрытая зона.

На поверхности облицовки Ломаной Пирамиды — более темные, как бы «мокрые» области с подтеками. Характерно, что именно в этих местах естественная эрозия известняка максимальна. Причина появления этих пятен не понятна. Теоретически возможно, что здесь имеет место выход влаги из внутренней кладки, но сама кладка имеет легкий уклон внутрь, и в таком случае необходимо предполагать наличие и капиллярного эффекта. Остается необъясненной и локализация странных выделений в ограниченных областях.

Северный вход в Ломаную пирамиду. Видно, что это — просто дырка в кладке, аналогичная западному входу. И никто эту дырку (как и западную) от посторонних посетителей не прятал. Но вход внутрь с обоих сторон, опять же, запрещен.

Храм Ломаной Пирамиды имеет по меньшей мере пару странностей. Во-первых, два вертикальных блока, которые историки считают стелами, не имеет абсолютно никаких надписей (что для стел вообще-то не характерно). Так что реальное их назначение остается под вопросом. И во-вторых, наличие в едином месте высококачественной кладки из мегалитических блоков и необожженных кирпичей — двух принципиально разных технологий. Напрашивается вывод, что сам «храм» (возможно, имевший совсем иные функции) был построен одной — более развитой — цивилизацией; а кирпичная «облицовка» и дополнительные стены храма — совсем другой, примитивной. И если одна часть требует достаточно высоких технологий, то вторая вполне под силу обществу времен фараонов, которые просто использовали руины более древнего сооружения.

Обломки кварцитового саркофага возле пирамиды Аменемхета II демонстрируют высочайшие технологии обработки твердых пород камня. Для примера: ныне не существует оборудования, с помощью которого можно было бы так качественно сделать внутренний угол, образуемый тремя плоскостями.

АБИДОС

Осирион:

С учетом уже накопленного опыта общения с профессионалами в области обработки твердых пород камня, можно уверенно заявить, что подобный распил может быть получен лишь при машинной обработке. Для этого потребовалась бы плоская пила длиной порядка 5-6 метров. Но скорее всего, здесь использовалась дисковая пила диаметром никак не меньше 2,5 метров в диаметре.

Принято считать, что Осирион построен в специально вырытом котловане. Это неизбежно вытекает из официально принятой датировки сооружения времена фараонов, поскольку ничем иным нельзя объяснить то, что Осирион находится на 15 метров ниже уровня пола соседнего храма Сети I. Однако если согласиться с местными преданиями, что именно здесь находится могила бога Осириса (правившего, согласно Манефону, более 10 тысяч лет назад), то может быть и другое объяснение разницы высоты двух конструкций: храм построен на уровне нанесенных за тысячелетия отложений. А это — именно осадочные рыхлые отложения, а не гораздо более прочный известняк. На снимке — стенка осадочных пород возле Осириона.

Храм Сети I

Помимо широко известного барельефа с вертолетом, танком и самолетом имеет немало других странных фресок.

Довольно широко известно изображение «джет-столба», который египтологи считают изображением позвоночника бога Осириса (символ прочности и власти), а сторонники иной версии — обычным электрическим изолятором только странной формы. И такое изображение вовсе не одно:

И столь же известно изображение трех сосудов соединенных вместе, из которых выходят зигзагообразные линии. У историков две версии. Первая: это — обычные сосуды с водой; вторая: это — символическое изображение источника жизненной силы, которую боги даруют фараонам. Однако воду из трех сосудов сразу наливать неудобно, да и нарисованы они вертикально (т.е. в положении, в котором вода просто не выливается). А символикой можно «объяснить» все, что угодно (а точнее: просто расписаться в собственной неспособности дать разумное объяснение). Альтернативная версия также (как и с «джет-столбом») сводится к электричеству. Это — некие источники питания; наподобие найденных в Междуречье электрических батарей возрастом более двух тысяч лет.


Вообще, то, что находится в руках у богов, весьма нередко имеет странную форму. С одной стороны, чаще всего их объявляют лишь символами или атрибутами соответствующего бога (или чего-то еще). Но с другой стороны, у них все-таки весьма «прикладной» и конкретный вид, наводящий на мысль о реально существовавших предметах сугубо практического назначения. Так что же это за предметы на самом деле?


КАРНАК

Довольно яркое свидетельство против версии изготовления колонн из бетона. Колонну сначала составляли из необработанных заготовок, а лишь потом выравнивали поверхность.

Кусок гранитной стелы или обелиска (лежит на боку). Имеет ряд отверстий диаметром порядка 1 сантиметра. Похоже, отверстия были сделаны для крепления декоративных пластин. Удивляет не только высокое качество надписей, но и глубина этих отверстий, почти доходящая до 10 см — технологически ненужное излишество. При этом отверстия выполнены очень качественно, с точки зрения обработки материала, но небрежно, с точки зрения направления отверстий — они уходят вглубь под разными углами, иногда резко отклоняясь в сторону от вертикали к поверхности блока. Такое впечатление, что мастерам обработка гранита не составляла абсолютно никаких проблем, и их не затрудняла лишняя работа. Ну, ушло сверло чуть дальше — так, ерунда.

Еще одно странное сочетание высокого качества и небрежности. В целом, обелиск поражает признаками высокотехнологичной обработки гранита. Но… на первом снимке можно видеть чуть заваленный правый угол верхней плоскости навершия обелиска. Кроме того, декоративные полосы местами выполнены также весьма небрежно.

Пожалуй, самая замечательная находка — отверстие, уходящее в глубину сантиметров на 30 имеет диаметр 17-18 см (!!!)

Ничего подобного встречать не приходилось — максимальный диаметр найденных ранее отверстий не превышал 10 см, а тут сразу в два раза больше. Но гораздо более значим след от режущей кромки трубчатого сверла. Режущая кромка практически не имеет толщины!!! Она представляла собой просто острый угол!!! Это требует просто неимоверной прочности материала инструмента. Ничего подобного нет в современной машинной индустрии.

При осмотре под разными углами складывается впечатление, что отверстие не сужается, а наоборот — расширяется (!) по мере увеличения глубины. Если это так, то это — еще одна загадка. Возникла даже версия некоего «мягкого» инструмента, способного менять форму. Но вполне возможно, что это — лишь субъективное впечатление. К сожалению, точно обмерять не удалось — всех уже выгоняли из комплекса.

Эдфу (Египет)

Местный храм знаменит «текстами строителей Эдфу», значительная часть которых посвящена описанию «времен, когда боги правили Египтом»

Некоторые из изображений на стенах храма напоминают объекты различного техногенного назначения: от электрических батарей до «летающих тарелок» и ядерных бомб.

Египетские иероглифы в Австралии

В Национальном парке Нового Южного Уэльса (Австралия), на Тихоокеанском побережье (!!!), находятся петроглифы. Эти петроглифы на протяжении почти ста лет были лишь частью местного фольклора, родившегося из рассказов очевидцев, лишь случайно их находивших. Петроглифы находятся в расселине скалы в форме своеобразной «трещины» шириной от двух до четырех метров. Эта расселина, благодаря скату скалы чем-то похожа на пещеру. Кустарник, густо растущий у входа в эту «пещеру», скрывает как ее саму, так и петроглифы на ее стенках от взгляда случайного путешественника.

В самом факте существования иероглифов не было бы ничего удивительного, если бы это не были… древнеегипетские иероглифы!!!

Обе стены расселины густо усеяны более чем 250 иероглифами. Время почти стерло иероглифы на южной стене, но на северной они хорошо сохранились. Часть из них легко узнаваема, а часть — нет. Причем относятся они к самой архаичной из известных нам форм древнеегипетской письменности, которая имеет много сходств с древнешумерской письменностью и с которой знакомо лишь очень ограниченное количество египтологов, поэтому даже появилась версия, что данные иероглифы являются современной подделкой.

Однако вскоре египтологам удалось перевести «австралийские» надписи. Как выяснилось, на стенах зафиксирована хроника древних египетских путешественников, потерпевших кораблекрушение «на странной и враждебной земле», а также сведения о преждевременной кончине их предводителя. Как следует из надписи, этот руководитель принадлежал к царскому роду и являлся сыном фараона Джедефра, сменившего во главе Египта широко известного нам фараона Хуфу (Хеопса), которому официальная академическая история приписывает строительство Великой пирамиды. Подробно описана как сама гибель предводителя от змеиного яда, так и ритуал его погребения.

По сути, данная надпись является подтверждением факта того, что уже 5 тысяч лет назад (!!!) люди совершали длительные морские путешествия (пусть и вдоль материка и от острова к острову, как это можно сделать в случае путешествия из Египта на восточное побережье Австралии), а следовательно, и имели соответствующие корабли.

В 1875 году экспедиция Шеверта обнаружила мумифицированный труп и каноэ, использованное в обряде погребения на острове Дарнлей. Исследования мумии показали, что и разрезы, и метод бальзамирования — те же самые, что практиковались в Египте во время 21-23 династий (т.е. почти три тысячи лет назад!)

А в 1931 году сэр Графтон Эллиот-Смит исследовал череп мумии, найденный в новозеландской пещере, и пришел к выводу, что череп принадлежит египтянину, жившему по меньшей мере 2000 лет назад.

Таким образом, гипотеза некоторых исследователей (которую вместе со всеми подобными австралийскими артефактами старается замалчивать академическая наука) о том, что суда древних египтян не только плавали по Нилу, но и совершали трансокеанские переходы, находит зримые и неоспоримые доказательства на австралийском континенте.

Основные выводы по теме.

1. Цивилизация Древнего Египта периода фараонов строилась на руинах гораздо более древней очень высокоразвитой цивилизации, уровень которой возможно превосходил даже наше современное общество. Фараоны лишь «присваивали» себе то, что осталось от их предшественников, местами что-то достраивая, что-то реконструируя или реставрируя. Но методы этой «достройки» (как и ее результаты) явно примитивные и не идут ни в какое сравнение с древними сооружениями. И фактов, свидетельствующих об этом так много, что весь Египет ими буквально кишит.

2. Доступ к основной массе таких фактов закрыт. Туристические маршруты проложены так, чтобы максимально обойти места, где наличие древней цивилизации просто очевидно. Хотя порой достаточно сделать лишь несколько десятков шагов в сторону. Места эти просто объявлены зоной археологических раскопок (хотя никаких реальных раскопок в 90 с лишним процентах случаев там не ведется), и под этим предлогом там запрещены видео и даже фотосъемки. На все требуется специальное (!!!) разрешения Хавасса — главы Комитета по Древностям. (Да здравствует местная коррупция, многократно превышающая нашу и пока позволяющая эти запреты обходить)

3. Режим запрета постепенно усиливается. Многие объекты, доступные для любого туриста буквально пару лет назад, ныне закрыты. Даже Каирский Музей доступен только для осмотра — запрещены не только видео, но и фотосъемки. Справка: Вопреки распространенному даже в научных книгах мнению, в Древнем Египте не было стоматологии. Исследование более 500 египетских черепов из музейных коллекций выявило ужасающую картину состояния зубов древних египтян. На челюстях не обнаружено никаких следов лечебного воздействия. Так что если у кого-то из жителей богатейшей и культурнейшей империи начинали болеть зубы, оставалось только сжать их и терпеть.

Точно так же рисовали и шумеры:

Информация: Один любопытный факт из жизни Царицы Хатшепсут. Благодаря настенным надписям известно, что в правление египетской царицы Хатшепсут в сказочную страну Пунт, известную как Страна Бога, была отправлена целая флотилия кораблей. В некоторых источниках сообщается, что экспедиция длилась несколько лет и благополучно завершилась. Путь египетского флота лежал вдоль всего побережья Африканского континента. Экспедиция делала несколько длительных остановок, высаживала зерновые культуры, собирала урожай и продолжала свой путь. В конце своего путешествия египтяне преподнесли дары своей страны правителям «Пунта» и, наряду с большой коллекцией различных экзотических животных в Египет для пересадки было доставлено 31 живое мирровое дерево, и тем самым экспедиция успешно завершилась.

Такова в общих чертах история экспедиции, которая была организована царицей Хатшепсут.

Скудость сведений об экспедиции и о царствовании знаменитой царицы объясняется тем, что все официальные документы и надписи на стенах поминального храма Хатшепсут были уничтожены, попросту затерты, как считается, в период правления её сына Тутмоса III и по его указанию. Что невозможно, так как древние египтяне относились к словам, тем более написанным, с большим уважением и трепетом. Скорее всего, уничтожение документов об экспедиции произошло намного позже, по непонятным пока причинам.

В 300-50 г. до н. э. существовало Понтийское царство (Понт) на южном берегу Черного моря. Некоторые утверждают, что именно «черноморский Понт» мог быть той страной, куда царица Хатшепсут направляла свою экспедицию. Но, время существования Понтийского царства и дата правления в Египте царицы Хатшепсут не совпадают. Разница между двумя датами составляет более 1000 лет. То есть во время правления Хатшепсут Понтийского царства еще не было.

Куда плавала Хатшепсут остается тайной до сих пор.

Абу-Симбел


Принято считать, что знаменитые колоссальные статуи в Абу-Симбеле изображают фараона Рамзеса II. Между тем эти статуи не похожи на другие, менее крупные статуи, изображающие этого фараона, вопрос о принадлежности которых не вызывает сомнения в связи с их поразительным сходством с его сохранившейся мумией. Судя по ней, знаменитейший фараон эпохи Нового царства имел узкий орлиный нос и тонкие, властные губы. Такими же чертами обладало и лицо его отца Сети I, что хорошо видно на одном из сохранившихся древнеегипетских барельефов. Более того, Рамзес II был блондином, о чем свидетельствует как дошедшая до нас цветная фреска, на которой его волосы изображены желтыми, так и светлый цвет волос его мумии.


Колоссы же в Абу-Симбеле изображают человека с куда более толстыми губами и более широким носом, что в большей степени роднит его с африканскими неграми, среди которых блондинов на то время не было.


А между тем известно, что Рамзес II прославился не только своими военными подвигами и бурной строительной деятельностью, но и непреодолимой страстью присваивать себе творения своих предшественников. Так, он приказал стереть их имена на всевозможных монументах и сооружениях и написал вместо них свое имя. Весьма примечательно, что Геродот, восхищаясь статуями и сооружениями, воздвигнутыми по повелению Рамзеса II, ни разу не называет среди них ни упомянутую ранее тысячетонную статую, ни колоссов в Абу-Симбеле.


Далее, многие считают, что в Асуане древнейшим артефактом является плотина, а все остальные камни напилены после. Да, ходят такие слухи, но он касаются они только Абу Симбел.


В 60-х годах ХХ века была проведена уникальная операция — храмы в Абу Симбел были аккуратно распилены и перенесены на новое более высокое место — сейчас они стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега, иначе их уничтожило бы водохранилище Насера, появившееся после возведения Асуанской плотины. Так вот, слух гласит, что храмы не переносились, а строились заново, т.е. этот памятник, выдаваемый за древний — новодел.


Храм Сети


Я уже писал о нём выше. Храм Сети знаменит также тем, что здесь расположен один из немногих династических списков фараонов Египта (абидосский список). На стенах коридора вырезаны картуши 76 египетских царей. Список начинается с первого фараона, объединителя Египта, Менеса и заканчивается именем самого Сети. На основании этого списка была построена периодизация истории Древнего Египта. Абидосский список отличается от трех остальных уцелевших списков тем, что он начинается с имени первого фараона Менеса, тогда как в остальных списках эпохи первой династии царей предшествуют другие периоды, которые уходят на десятки тысячелетий вглубь времен.


Никто не спорит о способностях египтян строить изумительные сооружения. Но на своих темах про Египет, я не раз указывал на то или иной различие в технологиях строительства. Любой египтолог подтвердит, что цари Древнего Египта без всякого смущения выбивали свои имена на более древних памятниках или изделиях. Присутствие «автографов» на стенах сооружений ни в коем случае не является прямым свидетельством того, что именно этот царь построил данное сооружение.


Опечатка


Я видел такой иероглиф, но только с одной птичкой, а здесь сразу три. Я не смог выяснить существует такой иероглиф или нет. Но если нет, то это место больше похоже на сбой машины во время нанесения надписи,чем на ошибку древнего египтянина, который так и не нашёл правильного месторасположения этого знака. Причём каждую ошибку он исполнил полностью.


Кстати, на многих камнях (как и на этом) параллельно надписям, с обоих сторон имеются два тонких, еле заметных следа в виде бороздок. Их делали вручную?


Кто то из исследователей обратил внимание, что какие то дефекты иероглифов повторяются. Это могло означать только одно — оттиск по сырому бетону. Какой то дефект был на форме, он и повторился.


Вот еще один любопытный факт. Красная Пирамида. По ее углам современные археологи сделали ряд раскопов, и увидели самые нижние камни облицовки. Это плиты из белого известняка толщиной около 50 см. Именно на них, как на основание опираются остальные блоки облицовки. Но небольшой подкоп под сами плиты показал, что, по крайней мере, в двух местах эти блоки опираются не на твердое скальное основание, как сделал бы любой грамотный строитель, а просто на плотно слежавшийся грунт. Если это не случайное совпадение и большая часть облицовки действительно построена в буквальном смысле на песке, не может быть и речи, что она возводилась теми же, кто складывал основной объем, так как всей массы пирамиды подобный «фундамент» просто не выдержал бы.




Версия Дэникена о том, что здесь хоронили кости монстров, которых заливали битумом не совсем правдоподобна. Может что то и есть в других саркофагах, но тот, который открыт — пуст. И плюс, слишком уж чисто внутри саркофага. Так вычистить битум, тем более из углов — практически невозможно. Понадобилось бы промывать большим количеством бензина или другого какого-то растворителя. У египтян их не было, а археологи вряд ли стали бы это делать. И потом, должен был остаться хоть какой-то запах.

Цивилизация пирамид, сфинксов и мумий по-прежнему ставит перед исследователями ряд неразрешённых загадок.

Откуда пришли египтяне

Самая первая загадка – древнеегипетская цивилизация возникает как бы вдруг и ниоткуда. Если в Передней Азии можно проследить длительную и непрерывную преемственность культур, начиная от «неолитической революции» (перехода к земледелию и скотоводству), то в долине Нила первая земледельческая культура (бадарийская) возникает без всяких местных корней только в начале IV тысячелетия до н.э. В это время в Месопотамии уже сложились города-государства. Но уже спустя всего тысячу лет Египет превращается в единое централизованное государство и становится лидером мирового развития.
Правда, первая культура, в которой занимались собирательством дикорастущих злаков, существовала в долине Нила ещё в XIII тысячелетии до н.э., но потом она исчезла. В период между XII и IV тысячелетиями ещё не было пустыни Сахара, климат областей, окружающих долину Нила, был достаточно влажный. Можно предположить, что древнейшие обитатели Египта пришли в долину Нила по мере того, как происходило иссушение климата, и окрестные степи превращались в пустыню. Можно также полагать, что древнейшие следы земледельческих культур Египта навсегда погребены под слоем илистых наносов. Но всё это пока только предположения.

Как строили пирамиды

Следующую по времени загадку доставляют сами пирамиды. Древнеегипетская цивилизация сразу заявляет о себе этими величественными постройками. Удивительное дело: самые большие, совершенные и лучше всего сохранившиеся до наших дней пирамиды – самые древние. Самые маленькие и разрушенные – наиболее поздние. Опять же, странным образом получается, что строительная техника древних египтян достигла своего расцвета в самом начале эпохи Древнего царства, а в дальнейшем она лишь деградировала, пока не пошла на подъём уже в эпоху Нового царства, но в ином направлении – пирамид египтяне уже не строили.
«Пирамида имела или имеет в высоту приблизительно 481 фут, – отмечал выдающийся египтолог Б.А. Тураев, – и каждая сторона её квадратного основания имела в длину около 755 футов. Средняя ошибка – менее одной десятитысячной стороны в отношении точной длины, квадратной формы и горизонтальности… Глыбы в несколько тонн сложены друг с другом так, что промежутки между ними значительной длины равняются одной десятитысячной дюйма и представляют грани и поверхности, не уступающие работе современного оптика, но в масштабе акров вместо футов или ярдов материала».
Как египтяне сумели так подгонять многотонные блоки один к другому и устанавливать их на значительную высоту, если из всех металлов им была знакома только мягкая медь? Какими пилами, какими «строительными кранами» они пользовались? А ведь, если верить преданию, пирамида Хеопса была построена всего за два месяца!

Когда и зачем их строили

Сооружения древнего Египта скрывают также тайны своего возраста и предназначения. До сих пор неизвестно, когда были возведены великие пирамиды. По принятой ныне у египтологов хронологии время правления Хеопса относится к XXVI веку до н.э. Радиоуглеродный анализ материалов внутри пирамиды (неизвестно, относятся ли они к моменту строительства) датирует их XXIX-XXVII вв. до н.э.
Рядом с пирамидами стоят Сфинкс и Гранитный храм. Считается, что все они относятся к одному комплексу построек. На стенках котлована, выбитого в скальной породе для изваяния Сфинкса, обнаружены следы обильных водотоков, а в Гранитном храме был сделан сток для дождевой воды. Однако, согласно нынешним представлениям, последние регулярные дожди шли здесь в V тысячелетии до н.э., за тысячу с лишним лет до общепринятой даты постройки эти сооружений.
Ещё интересный факт. Не обнаружено ни одной древнеегипетской надписи, запечатлевшей возведение великих пирамид. Первые исторические сведения о них сообщил Геродот в V веке до н.э., то есть спустя две с лишним тысячи лет. А может быть, пирамиды были сооружены намного раньше, и лишь позднейшая легенда связала их с именами известных фараонов? Ведь в пирамидах не найдено ни одного захоронения!
В недошедшей до нас древнеегипетской истории Манефона, написанной в эллинистическое время, утверждалось, что первые фараоны воцарились более 48 тысяч лет назад. Древние историки некритически принимали эту цифру. Но для христианских историков, веривших в сотворение мира всего несколько тысяч лет назад, она оказалась неприемлемой. Исаак Ньютон, как истово верующий человек, предпринял попытку математически развенчать языческий миф о большой древности египетской цивилизации и доказал, что она возникла не ранее 4000 лет до рождения Христа. С Ньютона и идёт традиция «короткой хронологии» древнеегипетской истории, в ХХ веке испытавшей тенденцию к дальнейшему (ещё на тысячу лет) сокращению. Но что, если исторически известной цивилизации древнего Египта предшествовала более ранняя, а её памятники – такие как пирамиды, например – были затем приспособлены египтянами для своих целей?

Кем был самый одиозный фараон

Есть загадки и в более поздней истории Египта. Одна из самых увлекательных это личность фараона Аменхотепа IV и предпринятая им религиозная реформа.
С древнейших времён египтяне поклонялись самым различным богам. Но один из богов как бы возвышался над всеми остальными. Чаще всего это было связано с тем, какой город долины Нила находился во главе очередного объединения страны. Тогда бог, больше всех почитавшийся в данном городе, становился главным общегосударственным богом, а его жрецы – самым привилегированным духовным сословием. К началу царствования Аменхотепа IV (1379 или 1351 г. до н.э.) таким богом в Египте был Амон.
На втором году правления Аменхотеп внезапно решил сделать самым почитаемым богом Атона – второстепенное божество солнечного диска, правда, иногда отождествлявшееся с Ра и Гором – основными богами Древнего царства. Аменхотеп повелел воздвигнуть в Фивах величественный храм Атону. На шестом году правления Аменхотеп принял новое царственное имя – Эхнатон («Дух Атона») и приказал построить себе новую столицу (Ахетатон). В дальнейшем культ Атона стал не только общеобязательным, но и единственным разрешённым. Эхнатон повёл решительную борьбу с поклонением другим богам, прежде всего – Амону. Обстоятельства смерти Эхнатона смутны, по одной версии он был убит. Второй преемник Эхнатона – Тутанхатон («угодный Атону») – сменил имя на Тутанхамон, восстановил культ Амона и искоренил память о религиозной реформе.
Эхнатон почему-то всегда изображался с женскими пропорциями тела и сильно уплощённой с боков головой. Было ли это реальным физическим дефектом или только доведённой до гротеска стилизацией – неизвестно. По поводу идентификации его останков египтологи ведут нескончаемые споры, так же, как и вокруг предпринятой им реформы.

4 ноября 1922 года археологи открыли гробницу Тутанхамона. История этого захоронения обросла загадочными слухами и предположениями. Об усыпальнице самого юного фараона и о других тайнах Древнего Египта, будоражащих умы, мы расскажем вам сегодня

Гробница Тутанхамона – это, пожалуй, самое главное археологическое открытие XX века, споры о важности которого не утихают и по сей день! Говард Картер, археолог, который обнаружил захоронение, сказал: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». Тутанхамону, на момент его смерти было лишь 19 лет, так что фараон был действительно слишком юн, чтобы успеть за время своего правления совершить какие-либо великие деяния.

Но именно из-за столь малого возраста египетского правителя, после того как гробница была найдена, история о нем обросла огромным количеством слухов, предположений и различных мистификаций. Начать хотя бы с того, что молодой возраст фараона указывал на явную неестественность его смерти. Это позволило выстроить множество предположений о дворцовых интригах Древнего Египта. Ну а, самая мистическая история, связана с проклятием гробницы. После того, как в 1923 году лорд Джордж Карнарвон, который финансировал раскопки, умер в номере своей гостиницы в Каире от воспаления легких, вокруг его смерти почти что сразу возникли слухи. Версии выдвигались самые разные, вплоть до «укуса таинственного москита». Пресса, конечно же, с удовольствием эти версии мусолила и всячески поддерживала, что в итоге выросло в большой миф о «проклятии фараона», а число «жертв проклятия» стало насчитывать уже порядка 22 человек, так или иначе причастных к вскрытию усыпальницы.

Египетские пирамиды – главная достопримечательность страны. Пирамида Хеопса и вовсе является одним из семи чудес света. По сей день не разгадано, каким образом были возведены эти монументальные гиганты, и, конечно же, за неимением знаний, история о постройке древних пирамид и об их предназначении окутана бесконечным множеством тайн и мистификаций, начиная от проклятий гробниц и заканчивая версиями о том, что истинное предназначение гигантов – связь с иными цивилизациями.

Большой Сфинкс – древнейшая монументальная скульптура, сохранившаяся на Земле. До сих пор изначальное назначение и название Большого Сфинкса остается загадкой для историков. Вообще, слово «сфинкс» — греческого происхождения. Согласно мифологии Древней Греции, это существо женского пола, душительница с телом кошки и головой женщины. Но, по версии ученых, лица египетских сфинксов изображают правящих монархов, в частности, Большой сфинкс — фараона Хефрена, пирамида которого находится рядом. Правда, впоследствии эта версия тоже была подвергнута сомнениям.

Абу-Симбел – легендарная скала на западном берегу Нила. В ней высечены два древнеегипетских храма, которые, по версии историков, являются свидетельствами победы Рамзеса II над хеттами и его огромной любви к своей единственной жене — царице Нефертари. Благодаря точным расчетам два раза в год — в день рождения Рамзеса, 21 марта, и в день его коронации, 21 сентября, ровно в 5 часов 58 минут лучи восходящего солнца пересекают линию у входа в храм, и, проникая сквозь все комнаты святилища, освещают левое плечо статуй Амон-Ра и Рамзеса II. Затем, на несколько минут лучи света задерживаются на лице статуи фараона, и возникает ощущение, что он улыбается.

Луксорский храм — одно из самых удивительных и волшебных мест в мире. Во-первых, он просто поражает своими исполинскими размерами: его стены запросто смогли бы вместить целую деревню. Он был построен еще в 14 веке до нашей эры, как дань уважения верховному египетскому божеству Амону. На протяжении веков в стенах храма совершались самые таинственные обряды Древнего Египта. И по сей день многие считают этот величественный храм одним из главных сакральных мест Земли, и тысячи паломников со всего света съезжаются сюда, дабы прикоснуться к тайнам и загадкам древнейшей цивилизации.

Древний Египет чарует наше воображение с тех самых пор, как мы стряхнули песок с лап Великого Сфинкса. В течение двух последних столетий он был навязчивой идеей многих археологов и историков. Это земля, на разгадывание тайн которой были потрачены многие годы.

Однако и после этого осталось ещё многое, чего мы не знаем. Некоторые из самых больших реликвий древнего мира по-прежнему лежат под песками Египта, ожидая, когда их найдут. Но чаще всего такие находки лишь создают ещё больше загадок и порождают ещё больше вопросов.

Потерянный лабиринт Египта



2500 лет назад в Египте был огромный лабиринт, который, по словам одного из тех, кто его видел, «даже превосходил пирамиды».
Это было массивное здание высотой в два этажа. Внутри было 3000 различных комнат, и все они были связаны извилистым лабиринтом проходов, настолько сложных, что никто не смог бы найти выход без гида. Внизу был подземный уровень, который служил гробницей для царей, а венчала строение массивная крыша, сделанная из одного гигантского камня.
Многие древние писатели рассказывали, что лично видели лабиринт, но сейчас, спустя 2500 лет, мы даже не знаем, где он был расположен. Существует массивное каменное плато шириной 300 метров, и есть предположение, что оно была фундаментом лабиринта. Если это так, то верхние этажи были полностью уничтожены временем.
В 2008 году группа специалистов по геолокации обследовала плато и обнаружила, что под ним находится подземный лабиринт, как это и описано у одного из писателей древности. Однако на данный момент его ещё никто не попробовал откопать. Пока кто-нибудь не попадёт в лабиринт, мы не можем сказать точно, действительно ли было найдено величайшее археологическое чудо Египта.

Неизвестная царица Египта



В 2015 году археологи наткнулись на гробницу женщины, расположенную среди великих пирамид Древнего царства. Надписи на гробнице указывают, что женщина была «женой царя» и «матерью царя». При своей жизни (4500 лет назад) эта женщина была одним из самых важных людей на планете. У неё было больше власти, чем у любой другой женщины страны. Тем не менее, никто не знает, кто это.
Историки окрестили её «Хентакавесс III», исходя из предположения, что она была дочерью царицы Хентакавесс II. Возможно, что она была женой фараона Неферефра и матерью фараона Менкаухора, но это только предположение.
Если её действительно звали Хентакавесс III, то о ней нет никаких других упоминаний. Кем бы она ни была и какой властью ни обладала бы, для нас она остаётся большой загадкой.

Сфинкс в Израиле



В 2013 году на библейском холме Тель-Хацор, который расположен в Израиле, археологи обнаружили находку, которую никто не рассчитывал увидеть так далеко от Египта: египетского сфинкса возрастом 4000 лет. Точнее, это были фрагменты сфинкса, в частности, лапы, опирающиеся на пьедестал. Считается, что все остальные части были сознательно уничтожены тысячи лет назад. Однако до того как кто-то разбил сфинкса, он был высотой 1 метр и весил около полутонны.
Никто не знает, как оказалась египетская статуя в Израиле. Единственная подсказка – это надпись на пьедестале, на которой можно разобрать имя фараона Микерина, правившего Египтом примерно в 2500 г. до нашей эры.
Вероятность того, что Тель-Хацор был завоёван египтянами, крайне мала. Во времена правления Микерина Тель-Хацор был торговым центром в Ханаане, на полдороги между Египтом и Вавилоном. Он был жизненно важен для экономик двух крупнейших держав того времени.
Скорее всего, статуя была подарком. Но в таком случае неясно, кому и зачем его отправил царь Микерин и кто был так разозлён, что разбил эту статую. Единственное, что нам известно абсолютно точно, так это то, что по неизвестной причине статуя сфинкса оказалась на расстоянии 1000 километров от Великого Сфинкса Гизы.

Загадочная смерть фараона Тутанхамона



На момент смерти Тутанхамону было всего 19 лет, и никто точно не знает, что с ним произошло. Его смерть – абсолютная тайна, и не только потому, что она произошла в расцвете лет. Главная загадка заключается в том, что у фараона было столько болезней, что невозможно понять, какая из них оказалась смертельной.
У фараона Тутанхамона было ужасное здоровье. У него была малярия, перелом ноги, и он родился с таким количеством генетических отклонений, что историки убеждены, что его родители должны были быть братом и сестрой. Генетические отклонения были столь критичны, что, по мнению многих, его ранняя смерть была предопределена заранее.
Кроме того, у него был проломлен череп, и археологи долгое время считали, что это и стало причиной смерти. Сегодня считается, что череп был повреждён в процессе бальзамирования, но и вероятность убийства тоже не исключается.
Незадолго до смерти фараон сломал ногу, поэтому появилась теория, что он погиб в результате падения с колесницы. Но если это так, то непонятно, как он вообще забрался на колесницу. Его тело было настолько деформировано, что он не мог даже просто стоять без посторонней помощи.
Причиной смерти могло быть и сочетание всех этих факторов. Единственное, что мы знаем точно, – последний месяц жизни Тутанхамона был для него не очень удачным.

Тайная комната Великой пирамиды



Самая большая пирамида была построена 4500 лет назад для фараона Хеопса. Это массивное сооружение высотой почти 150 метров сложено из более чем 2,3 миллионов каменных блоков. До недавнего времени считалось, что внутри пирамиды расположены три камеры.
Если вам кажется, что это слишком мало для такой огромной конструкции, то в этом вы не одиноки. Нашлась команда учёных, которая в ноябре 2017 года решила ещё раз проверить пирамиду и убедиться, что никто и ничего не упустил. Над Большой галереей пирамиды они обнаружили признаки того, что возможно, существует ещё одна скрытая камера, размером с самую крупную камеру из уже найденных.
Кажется странным, что египтяне могли сознательно построить скрытую камеру и сделать её совсем недоступной. К ней не ведут никакие коридоры и галереи. Чтобы поместить что-нибудь внутрь такой камеры, требовалось это сделать ещё на этапе строительства.
До самой камеры пока ещё не добрались. Но, что бы там ни было, по-видимому, фараон Хеопсне хотел бы, чтобы это увидело солнечный свет.

Мумия, обёрнутая в иностранные рукописи



В 1848 году мужчина купил у лавочника в Александрии древнюю египетскую мумию. В течение многих лет он её демонстрировал, не понимая, насколько странным был этот артефакт. После того как несколько десятилетий спустя с мумии сняли несколько слоёв бинтов, учёные обнаружили нечто очень необычное. Мумия была обёрнута в страницы рукописи, и она была написана не на языке египтян.
Понадобились годы исследований, чтобы выяснить, что это был за язык, но сегодня мы знаем, что это был язык этрусков, древней цивилизации, которая когда-то существовала на территории современной Италии. Этот язык плохо изучен. Рукопись, в которую была обёрнута мумия, представляет собой самый длинный из когда-либо найденных этрусских текстов.
Тем не менее, остаётся много вопросов, на которые нет ответов. Прежде всего, мы так и не знаем, о чём говорится в тексте. Мы можем только понять несколько слов, которые, по-видимому, являются датами и именами богов, и кроме того, мы можем только гадать о том, как эта рукопись оказалась обёрнутой вокруг мёртвого тела.
Мы не знаем даже того, как вообще этрусская книга могла оказаться в Египте. Был ли захороненный этруском? Если да, то что он делал в Египте? И что он хотел сообщить в своём последнем обращении к миру?

Свет Дандары



На стене храма в египетском городе Дандара есть массивный барельеф со странным рисунком. На нём изображена, согласно общепринятой интерпретации, змея в большом огненном облаке, вылетающем из цветка лотоса, на котором стоит нога человека с оружием.
Это картина выглядит необычно. Она очень похожа на модель трубки Крукса, одного из осветительных приборов, изобретённых в XIX веке. Это настолько похоже на фонарь, что некоторые люди думают, что эта диаграмма могла быть инструкцией по его созданию.
Эту теорию отвергает большинство учёных, но у её сторонников есть веские аргументы.
Комната, в которой находится барельеф, является единственной комнатой во всём храме, в которой не предусмотрено мест для светильников. Многие следы указывают на то, что египтяне зажигали лампады во всех помещениях здания, кроме этого. И если у них не было чего-то вроде современного фонарика, то как они могли что-нибудь увидеть в этой комнате? А если комната была изначально задумана как тёмное место, то зачем было наносить на стену такой сложный барельеф?

Разрушенная пирамида



Вершина пирамиды Джедефра должна была возвышаться над вершинами всех остальных египетских пирамид. Так считал фараон Джедефр. У него не хватало ресурсов для строительства самой высокой из всех пирамид, но он нашёл небольшое обходное решение: он построил свою пирамиду на холме.
Однако, несмотря на то, что все остальные пирамиды Египта стоят уже тысячи лет, именно пирамида Джедефра стала единственной, которая по неизвестным причинам была уничтожена. От неё осталось лишь основание.
Никто не знает, что именно произошло, но существуют теории. Некоторые учёные считают, что Джедефр умер раньше, чем была выполнена большая часть работ, поэтому пирамида и осталась незавершённой. Другие высказывают предположение, что 2000 лет назад римляне брали из пирамиды каменные блоки для собственных нужд, сравняв таким образом с землёй исторический памятник. Но есть и ещё одно мнение: народ Египта настолько ненавидел Джедефра, что люди могли разрушить пирамиду просто из злости.

Исчезновение царицы Нефертити



Царица Нефертити стала легендой благодаря тому, что она была одной из немногих женщин, которые правили Египтом. Она была женой фараона Эхнатона и мачехой фараона Тутанхамона, но при этом, как полагают, всё управление страной было сосредоточено в её руках. Тем не менее, хотя гробницы других фараонов до сих пор возвышаются над песками Египта, усыпальница Нефертити осталась ненайденной.
Поиски её могилы продолжались годами. До 2018 года археологи были почти уверены, что нашли её могилу в секретной камере, спрятанной в гробнице Тутанхамона. Однако в мае они тщательно обследовали стену и обнаружили, что там ничего не было.
Любопытно, что в египетских летописях нет упоминаний о её смерти. После двенадцати лет правления её мужа Эхнатона все упоминания о царице был прекращены вообще. Некоторые считают, что это произошло потому, что она сама стала фараоном и взяла себе другое имя, но этому нет никаких доказательств.
Есть версия, что ответ на эту загадку более прозаичен, чем кажется. По словам доктора Джойса Тидзели, самым простым объяснением является то, что Нефертити никогда не была женой фараона. Д-р Тидзели полагает, что в 1920-х годах люди стали преувеличивать значение Нефертити из-за того, что скульптура её лица стала популярной, и людям хотелось верить в любые мифы.
Доктор Тидзели считает, что мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе Нефертити потому, что она вовсе не была важной персоной.

Потерянная земля Пунт



В древнеегипетских писаниях есть много ссылок на страну под названием Пунт. Это была древняя африканская страна, в которой было много золота, слоновой кости и экзотических животных. Всё это возбуждало воображение египтян, причём так сильно, что они прозвали Пунт «Землёй Богов».
Нет никаких сомнений в том, что Пунт реально существовал, в древних писаниях есть очень много упоминаний об этом. В одном из старых египетских храмов есть даже портрет царицы Пунта. Но, несмотря на всё могущество и влиятельность этого царства, его местоположение определить так и не удалось.
Единственные следы, которые остались от Пунта – это артефакты, которые сохранились в Египте. Отчаявшиеся выяснить местоположение царства учёные обследовали мумифицированные останки двух бабуинов, которых египтяне привезли из Пунта, и определили, что бабуины были родом из района современной Эритреи или Восточной Эфиопии.
Эти сведения дают хоть какую-то отправную точку в поисках Пунта, но для археологических раскопок эта область слишком огромна. И если мы когда-нибудь найдем руины царства Пунт, то они породят новую полноценную серию тайн.