Путешествуем по Беларуси. Давид-Городок

Давид-Городок – один из самых южных городов Беларуси. Впервые упоминается в 1127 году. Получил название в честь князя Давида Игоревича, который основал поселение. Небольшой город, скорее местечко, раскинулся вдоль берега полноводной реки на автодороге Житковичи – Туров – граница с Украиной (пункт пропуска Верхний Теребежов). В Давид-Городке две СШ, детский сад, школа искусств, ДЮСШ, Дом детского творчества, две библиотеки. Есть больница, поликлиника, две аптеки, почта, два банка, два кафе, гостиница.

Главная достопримечательность Давид-Городка – это церковь Святого Георгия. Построена в 1724 году, памятник народного деревянного зодчества. Находится недалеко от моста через озеро Сежка, при движении со стороны Турова слева. Пройдите по возвышенности, на которой стоит Храм, полюбуйтесь творением рук предков. Но на службу в церковь вы не попадёте, так как она сейчас недействующая. А вот дальше, перед мостом через Горынь, тоже слева расположена вторая, каменная, красно-белая церковь. Она возведена в 1913 году и освящена в честь иконы Казанской Божией матери. Этот Храм также представляет культурно-историческую ценность. Воскресная служба начинается в 10 часов, можно зайти, поставить свечи, помолиться перед чудотворными иконами.

Есть в Давид-Городке и костел, датируемый 1935-36 годами. Сейчас во время реконструкции костел можно посмотреть только снаружи. В центре города стоит величественный памятник князю Давиду, который, кажется, только что приплыл на корабле, встал на возвышенности, осматривает местность и, возможно, в этот момент решает: Здесь быть городу!

Сохранилось древнее городище, которое относится к 12 веку. Сейчас выглядит как небольшой холм на Замковой горе. Пройти сюда можно от памятника основателю города. Известно, что под землей находятся остатки древнего поселения. Здесь недавно установили три креста на месте сгоревшего в 30-х годах прошлого века Храма. Первые паломники уже побывали на этом святом месте.

В урочище Хиновск, где во время Великой Отечественной войны были убиты евреи Давид-Городка и окружающих деревень, в 1986 году установлен памятник. Сюда приезжают люди из разных стран, чтобы почтить память невинно убиенных. Посетите музей истории Давид-Городка. Здесь узнаете о прошлом городка, увидите некоторые предметы быта, старинное оружие. Есть небольшой музей и в СШ № 2.

Самое интересное мероприятие, проводимое в Давид-Городке — «Коники». Это народное костюмированное гулянье. Люди, переодетые в различные маски, останавливают и проезжающие мимо машины, поют, пляшут. Ну, за это, конечно, дают им небольшую денежку. На площадке проходят концерты. В это время в Храме служится благодарственный молебен в честь начала года. Карнавал проходит ежегодно в ночь с 13 на 14 января. Плохо, что зимой. К услугам отдыхающих есть палатки, где они могут купить напитки, еду, сувениры. В прошедшие годы на маскараде было замечено много приезжих из зарубежья.

От Давид-Городка, когда едешь в сторону Турова, на расстоянии восемь километров находится «огуречная столица» Беларуси – агрогородок Ольшаны. Это очень большой населенный пункт. Много магазинов, есть «Ольшанское поместье» с хорошими гостиничными номерами, рестораном. В агрогородке множество фермерских хозяйств, можно посетить хозяйство «Бродок», чтобы удивиться достижениям в сельском производстве.

Если вы свернете после моста через озеро Ольшанское направо, проедете четыре километра, въехав в агрогородок Ремель, повернете влево, то попадёте на конеферму. Здесь можно увидеть очень дорогих лошадей, покататься на пони или на обычной лошади. Этот объект часто посещается туристами.

Проехав Ремель и Мочуль, попадёте в деревню Теребличи. Здесь, в глубинке Полесья, можно увидеть один из пятнадцати самых необычных музеев Беларуси. В нем собрано около тысячи предметов быта, которыми пользовались наши предки. Руководит музеем Почетный полешук Иван Филиппович Супрунчик, высекающий обыкновенным топором деревянные скульптуры. Изделия Супрунчика изображают местные предания и обряды.

После музея вы можете отправиться в лес. Прямо из центра деревни гравийная дорога заведёт в урочище Язвинки. Там в гостевом домике можно отдохнуть, из окон благоустроенных комнат любоваться красотами природы. А хотите – пройдите по лесной тропинке. Увидите маленькую церквушку, подниметесь на обзорную вышку высотой 52 м.

Посетите Давид – Городокский край — и вы получите массу впечатлений, познакомитесь с традициями жителей белорусского Полесья, которые сохранились до наших дней. После подготовки к областным «Дожинкам -2017» Давид-Городок стал ещё более красивым, благоустроенным.

Давид-Городок на реке Горыни возник в XI – XII вв. Его основателем считается волынский князь Давид Игоревич, от имени которого и названо поселение. Памятник князю Давиду (XX в.) сейчас возвышается в центре города

Памятник князю Давиду в Давид-Городке

Во время раскопок на городище Давид-Городка (XI – XII вв.) были найдены остатки срубных жилищ, деревянной церкви, деревянных мостовых, несколько богатых погребений. Там же ученые обнаружили множество украшений, оружия, изделий их металла. Сейчас на этом месте установлен валун с мемориальной табличкой.

Городище в Давид-Городке

Городище в Давид-Городке

Городище в Давид-Городке

Георгиевская церковь (1724 г.) считается прообразом многих культовых сооружений XVIII в. В ее архитектуре почти отсутствует декор, отделка интерьера также проста до аскетизма. Единственное исключение – богатая резьба алтарной части. Четырехъярусный иконостас (XVIII в.) – чудесный образец народного творчества.

Георгиевская церковь в Давид-Городке. Колокольня

Георгиевская церковь в Давид-Городке. Вид от церкви на ворота

Георгиевская церковь в Давид-Городке

Церковь Казанской иконы Богоматери (1913 г.) построена в псевдо-русском стиле. Ее нарядный красно-белый силуэт заметен издалека.

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке

Интересно также взглянуть на штаб польского пограничного батальона (1920 гг. ) и на рядовую городскую застройку (XIX – XX вв.) .Сохранилось немало деревянных домов, крыши которых украшают "солнышки".

Давид-Городок. Рядовая застройка

Рядовая застройка в Давид-Городке

К сожалению, к этому моменту в Давид-Городке уже уничтожен уникальный памятник белорусского деревянного зодчества - дом семьи Кулаг.

Добротный и большой дом в 1936 году построил для своей семьи колбасник Семён Кулага. С приходом большевиков дом был отобран, а самого Семёна и одного из его старших сыновей позже сослали в ГУЛАГ, откуда они не вернулись.

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке. Угловое окно

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке. И интерьерах сохранились старинные резные двери

Долгое время в доме Кулаг находились различные учреждения. Последней там размещалась гостиница. Затем здание пустовало, после чего его снесли. Произошло это несмотря на то, что Надежда Туровская, правнучка Семёна Кулаги, предлагала за дом прадеда любые деньги.

Сейчас в Беларуси практически не сохранилось двухэтажных деревянных домов начала прошлого века. Поэтому архитекторы в один голос признавали дом Кулаг в Давид-Городке уникальным.

Тем не менее, здание было уничтожено местными властями - специально к областному празднику "Дожинки". Подробнее об этой истории читайте .

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке

Посещение Давид-Городка лучше планировать на середину января, когда здесь проходит традиционный и зрелищный народный праздник «Коники» .

Давид-Городок в Столинском районе - одно из древнейших поселений на территории Беларуси. Здесь есть древнее городище (замчище), которое относится к XXII веку.

«Одноэтажный городок» (население всего около 6 тысяч жителей) раскинулся на живописных берегах полноводной реки Горынь - притока Припяти. Многоквартирных домов совсем мало, это двух-трехэтажки советских времен. Жители гордо именуют себя «городчуками». Это один из самых южных белорусских городов.


Крупнейшее промышленное предприятие города - ОАО «Давид-Городокский электромеханический завод», где производят электрические паяльники, обогреватели, звонки, приводы для СВЧ-печей, комплектующие к холодильникам «Атлант».

Пять поводов побывать в Давид-Городке

1. Увидеть деревянный иконостас

Построенная во второй половине XVII века мастерами Восточнополесской школы Георгиевская церковь - памятник деревянного зодчества. Она находится на старом городском кладбище и с внешней стороны выглядит скромно и просто. А в ее интерьере внимание привлекает резной деревянный иконостас с живописными композициями «Христос Пастор», «Пейзаж с горой», «Архистратиг Михаил», созданный в 1751 году в стиле барокко неизвестным мастером.


Иконостас имеет четыре ряда. Первый снизу разделен резными золочеными колонками на семь проемов: в центральном находились царские ворота (сейчас они находятся в Национальном художественном музее), расположенные по обеим сторонам иконы «Богоматерь Одигитрия» в окладе 1752 г., и «Христос Вседержитель» в окладе 1767 г..

Второй ряд праздничный. Он состоит из двенадцати композиций на темы жизни Матери Божией и Иисуса Христа.

В третьем ряду - изображения двенадцати апостолов. Завершает иконостас вещий ряд из шести икон. Вертикальную ось составляют расположенные над царскими воротами иконы «Тайная вечеря», «Спас Архиерей» и «Саваоф». Алтарь богато расписан и отделан отдельными золочеными резными накладками.

2. Ближе познакомиться с внуком Ярослава Мудрого

Еще одно культовое сооружение - разместившаяся на площади в центре Давид-Городка красно-белая каменная церковь во имя Казанской иконы Богоматери (1913). Неподалеку от нее в год празднования 900-летия Давид-Городка была установлена скульптура князя Давида. А сама площадь получила его имя.


Князь Давид (1055 - 1113) был внуком Ярослава Мудрого и сыном Игоря Ярославича, княжившего во Владимире-на-Волыни и недолго задержавшегося на этом свете. Княжич Давид, лишившись отца, стал князем-изгоем («князь без княжества»). Это и определило его жестокий и беспринципный характер: он стремился во что бы то ни стало вернуть себе отцовские владения - Владимиро-Волынское княжество - и не останавливался на этом пути ни перед чем.

Именно князь Давид считается основателем города, названного сначала просто Городком. В ХV столетии его стали именовать Городок Давидов, а с начала ХVІІ века - Давид-Городок.

3. Раскрыть тайны Замковой горы

Сегодня на Замковой горе можно увидеть памятный камень с надписью: «Отсюда есть пошел Городок Давыда. ХІІ век». В 1936 году сгорела дотла стоявшая на этой горе Воскресенская церковь. Когда начали рыть котлован под фундамент будущего храма, строители и наткнулись на древние погребения. Так случай приоткрыл завесу над тайнами Замковой горы, где, как было установлено, хоронили первых местных князей.


Есть предположение, что здесь же, а не в Киеве был погребен и князь Давид Игоревич. Раскопки позволили многое прояснить в истории древнего города, воссоздать картину быта и занятий его жителей. Были вскрыты настилы улиц, раскопаны жилые постройки, найдены предметы труда, украшения... Через 30 лет, в 1960-х годах, археологи продолжили свои изыскания. Однако и сейчас исследована лишь незначительная часть Замковой горы.

4. Покормить «Коня»

Праздник «Коники» - визитная карточка Давид-Городка. Он проходит в ночь с 13 на 14 января. И этой традиции уже больше 100 лет! Во время Первой мировой войны в Давид-Городке стоял эскадрон казаков. Линия фронта проходила далеко, поэтому особых забот у солдат не было. Кто-то из казаков смастерил Коня. И пошли солдаты с ним по Давид-Городку народ веселить. Конечно, старались зайти к людям зажиточным. Кто мог и чарку налить, и денег дать.

Классического Коня делали из двух кошей. Один - спереди, другой - сзади. Вместо головы - валенок. Конь стал символом праздника. Помимо него в каждой компании обязательно были Дед, Баба, Смерть, Черт, Козел, Медведь и Баран. Сегодня можно увидеть самых невероятных персонажей: Карлсона, Микки-Мауса, пиратов.

Было время, когда праздник пытались изжить, запретить. С тех пор в Давид-Городке сохранилось словосочетание «бегать с Конем».

5. Поторговаться на самом крупном в Беларуси рынке по продаже семян

Давид-Городок - настоящая столица растениеводства. Производство налажено - от грядки, где выращивают и собирают семена, до фасовки.

Торговать семенами - ездить «на вЭсну» жители Давид-Городка начали еще «за польскім часэм». Благодаря этому промыслу здесь даже появился уникальный вид народного искусства - рисование «цікетак». На небольшие деревянные дощечки наносились изображения цветов и овощей. Затем эти дощечки вставлялись в мешочки с семенами, чтобы покупателю было проще сориентироваться.

«Нас вувала (вывела) ў людзi ложэчка!» - и сейчас можно услышать от пожилых городчуков. Отсюда и их коронный жест: когда все получается так, как задумывалось, три пальца правой руки - большой, указательный и средний складывают, имитируя движение ложечки, которой весняники (весенние торговцы), отмеривают семена.

Сейчас по воскресеньям в Городок съезжаются продавцы и покупатели из Беларуси, Украины, России. Если семена местного происхождения, то это обычные свекла, морковь, огурцы, зелень, цветы. А вот гибриды и экзотика - привозные.

Рынок за зданием автовокзала оживает рано. В шесть утра уже разложен товар. Женщины-продавцы не только рассказывают, как правильно посадить растение и ухаживать за ним, но и у кого лучше купить ту или иную культуру, хоть семена в основном у всех одинаковые. Они хранятся в небольших мешочках из ткани, чтобы могли дышать.

История

По свидетельствам археологов, в начале ХII столетия здесь было поселение дреговичей. На страницы письменных источников Городок попал много позже. Три с половиной столетия Городецкая княжеская ветвь Рюриковичей владела этим городом и всем уделом, угаснув в 40-х годах ХV века, когда Городок Давидов находился уже в составе Великого княжества Литовского и им владели Гедиминовичи.

Позже город был передан Сигизмундом І Старым своей жене королеве Боне Сфорца. При благоприятствовании с ее стороны в Давид-Городок и окрестности начали приезжать и селиться евреи из Западной Европы. Они занимались ремеслами и торговлей.

От Боны Сфорца в 1551 году город перешел к Радзивиллам, которые позже создали Давид-Городокскую ординацию, которая существовала до 1939 года.

После 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 году отошел к России и стал центром уезда Минской губернии.

В 1836 году значительно возросло торгово-экономическое значение Давид-Городка. Этому способствовал перевод его жителей в сословие мещан. Была построена судоверфь и складские помещения. Население вело активную торговлю с Варшавой, Данцигом, Вильнюсом, Кенисбергом.

Во второй половине XIX в. на берегу Горыни в урочище Ухабище (Хабище) построили лесозавод с паровая машиной, которая приводила в движение пилораму, циркулярные и деревообрабатывающие станки. Завод в основном изготавливал детали для дубовых бочек и гонты для крыш. Продукция отправлялась в Англию. В годы Первой мировой войны завод сгорел и больше не восстанавливался.

Важную роль в жизни города в конце XIX в. по Горыни и далее по Припяти и Днепру сплавляли лес, перевозили хлеб, сельскохозяйственные продукты, смолу, деготь и другие товары из Волынской губернии в Киев, а через Огинскую водную систему - по Неману и дальше к Балтике.

Советская власть в Давид-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918-1920 гг. Давид-Городок был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 гг. входил в состав Польши.

В состав Белорусской ССР город вошел в сентябре 1939 года. C 1940 получил статус города и центра района Пинской области. 7 июля 1941 года Давид-Городок был оставлен Красной Армией и оккупирован немецко-фашистскими войсками. В период немецко-фашистской оккупации в Давид-Городке было создано гетто для местных евреев, почти все они были убиты. Давид-Городок был освобожден 9 июля 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Белорусской стратегической наступательной операции.

Достопримечательности

Несмотря на то, что город небольшой, здесь многое достойно внимания. Основной архитектурной достопримечательностью Давид-Городка считается деревянная церковь Святого Георгия, которая находится в отличном состоянии. На примере этого архитектурного памятника белорусского деревянного зодчества можно представить себе, как выглядели типичные церкви в далеком 17-ом веке. Возле храма - небольшая колокольня, построенная в 19-ом веке.

Другой достопримечательностью Давид-Городка является церковь Казанской иконы Божьей Матери. Храм был возведен в 1913 году. Рядом с церковью имеются небольшая часовня и брама.


Интерес для туристов представляют здание бывшего костела, построенное в 1936 году, а потом приспособленного под клуб, и старинные еврейские кварталы, где жили ремесленники и торговцы, а также несколько других строений начала 20-го века, во главе со зданием бывшего штаба польского пограничного батальона.

В Музее истории города вам расскажут, как Бона Сфорца поселила здесь евреев, и о том, что местные мастера были хорошо известны искусным плетением полукошков для бричек и шили лучшие на всю Пинско–Туровскую землю чеботы, которые продавались и в Варшаве, и в Вильно, где называли их по–городецки - «вуцяжкi».

Обязательно стоит побывать на замчище. Сейчас этот археологический памятник представляет из себя просто холм характерной формы. Но под небольшим слоем грунта скрываются остатки древних деревянных строений и оград, глинобитных печей и мощенных деревом улиц.

Во время военных действий в середине ХVІІ столетия Замчище переходило из рук в руки и повидало немало хозяев: тут поднимали свои штандарты и хоругви запорожские казаки, войска гетмана польного литовского Януша Радзивилла, российские стрельцы... Тут читал универсал Богдана Хмельницкого атаман Антон Небаба. Три года здесь находился штаб руководителя Городецкого восстания войта города Ивана Богдашевича.

После этих бурных событий наступило мирное время, и Радзивиллы превратили это место в административный центр города и волости. Администрация размещалась в деревянном одноэтажном дворце, возведенном в конце ХVІІ столетия на Верхнем замке в окружении хозяйственных строений.

С годами Замчище окончательно утратило свой воинственный облик. Оплыли земляные валы, исчезли оборонительные ограждения, сами собой сгнили башни.. Ничего не осталось и от радзивилловского дворца на Замковой горе. А на месте Нижнего замка появилась улица Замковая, на которой, кстати, сохранилось немало интересных деревянных домов. В Давид-Городке до сих пор фронтоны украшают солярными дисками. Здесь же принято делать узорчатыми водосточные и печные трубы.

В урочище Хиновск, где во время Великой Отечественной войны были убиты евреи Давид-Городка и окружающих деревень, в 1986 году установлен памятник.

Неподалеку от Давид-Городка в агрогородоке Ремель на конеферме можно увидеть очень дорогих лошадей, покататься на пони или на обычной лошади.

Знаменитости

Давид-Городок - родина писателей: лауреата Государственной премии Беларуси Георгия Марчука, номинированного в 2009 году на Нобелевскую премию («Крик на хуторе», «Цветы провинции», «Без ангелов»), Павла Мисько (1931-2011 гг.), Владимира Глушакова («Насенне», «Теплые листья тополей», «Цветение калины», а также поэта, лауреата премии «Золотой апостраф» (2005 г.) Леонида Дранько-Майсюка.

Недалеко от Давид–Городка сохранился родословный замок писателя Юрия Олеши. Память о себе оставил и довоенный давид–городокский фотограф Зубей, запечатлевший на уникальных снимках, хранящихся в местном музее, необычные наряды мещан.

Притягательный и неповторимый образ Давид-Городка вошел в творчество Владимира Короткевича.

События

Самый интересный обряд, который сохранился в Давид-Городке, - «Коники». Он проходит в ночь с 13 на 14 января. На «Коники» приезжают гости не только из Беларуси: из России, Украины, Польши.

Где остановиться

В двухэтажной деревянной гостинице «Давид-Городок» неподалеку от вокзала всего 9 простых номеров: от одноместного до пятиместного.

В Ольшанах, в восьми километрах от Давид-Городка, если ехать в сторону Турова, находится «Ольшанское поместье» с хорошими гостиничными номерами и рестораном.

Где поесть

В Давид-Городке туристов готовы накормить в кафе «Купеческое» и в кафе «Полесье».

Что привезти

Пакетики семян с местного рынка могут стать отличным сувениром для тех, у кого есть свой клочок земли. Если повезет, то у местных жителей можно раздобыть «цікетку». Небольшие деревянные дощечки с изображениями цветов и овощей на рынке давно потеснили печатные этикетки. Но у запасливых городчуков хранятся дома целые коллекции.

По дороге можно заехать за огурцами в расположенный в восьми километрах от Давид-Городка агрогородок Ольшаны. Этот населенный пункт называют «огуречной столицей» Беларуси.

А в деревне Городной которая славится своими горшкам, кувшинам, мискам, кружкам и прочей посудой можно приобрести белоглиняные, неглазурованные и поливные изделия, которые ценятся специалистами во всем мире за простоту. Городнянская керамика сочетает в себе эстетику и практичность, храня при этом тысячелетние традиции. В деревне по сей день существует единственная в Беларуси школа гончарства, где учат лепить, украшать и обжигать посуду. Самые популярные сувениры отсюда -свистульки и брезготки.

Как добраться

На машине по автодороге Р88 Житковичи - Давид-Городок - граница Украины (Верхний Теребежов). Из Минска до Давид-Городка почти 300 километров, около 4,5 часа пути. На поезде из белорусской столицы можно доехать до станции Горынь за шесть часов, а дальше на автобусе.

Подготовила Алина Машкова

«Весь люд в этом городе занимается купечеством и торговлей и от поездки челнами наиболее доходы себе ищет».

Инвентарь 1753 г.

С 1940 г. Давид-Городок считается вторым по величине городом в Столинском районе Брестской области, Беларусь.
Основание города (1100 г.) связывают с князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого. Название города - также от имени князя («Городок», «Городок Давыдов», «Давыд-Городок»), поэтому и жители зовут себя «городчуками».

Местоположение местечка на реке Горынь определяло род занятий его жителей - торговля, связанная с речным портом, изготовление речных судов. Ещё в начале XVI в. город стал торговым центром Волыно-Подольского региона. По Горыни и далее по Припяти и Днепру сплавляли лес, перевозили хлеб, сельскохозяйственные продукты, смолу, дёготь и другие товары из Волынской губернии в Киев, а через Огинскую водную систему - на Неман и дальше к Балтике. Не случайно 22 января 1796 г. Давид-Городку был дан соответствующий герб: на чёрном фоне - река с золотой пристанью, двумя воротами по сторонам и пристающим золотым судном, груженым товаром, связанным в три тюка.

Известный путешественник П.П. Семёнов в книге «Живописная Россия» в 1882 г. писал о Давид-Городке:

«Торговля довольно значительная, куда стекаются из дальних мест окрестные жители, чтобы продать или передать комиссионерам для развоза по другим городам свои домашние заготовки, как, например, ветчину, сушёную рыбу, дичь в разных видах, грибы, сушёные сливки и т.п., но главное, чем славились сапожники Давид-Городка, - это высокие, с длинными голенищами сапоги. Всё это ежегодно привозится в Вильно, Варшаву и другие города. Местные жители также известны отличною отделкой плетёных бричек…».


A Jewish home at the Edge of the Town


The Synagogue of the Stoliner Hasidim


Bet-Midrash (Studyhouse) of the Rabbis


The commercial center of David-Horodok


The new cemetery in David-Horodok


The cantor of the town with his singers


David-Horodok"s first-string soccer team, 1937. Right to left: Nachman (Chaneh) Yonush, Yeshayahu Magidovich, Yiztchak (Idel) Friedman, ?, ?, Shlomoh Kolozny, ?, Ya"akov Kolozny



Preparation group in Lisovitch 1931


Crowd from David-Horodok sending off a family making aliyah


A corner of the new market in David-Horodok



Nest of the Hashomer Hatzair in David-Horodok, 1932



Funeral of Itzhak-Leib Zager, David-Horodok - 1939


Perfomance of the The Dybbuk by the young amateurs of David-Horodok, 1938


The Greble Street in David-Horodok



The soccer team Hako"ah in David-Horodok in 1927



The sawmill of Moche Rimar in David-Horodok. In the picture is Moche Rimar with some of his family members and supervisers

The Great Bet-Midrash (Religious Studyhouse)

Евреи Давид-Городка и Радзивиллы

«Каждый житель Давид-Городка был уникален. Простые, непритязательные, бедные, но всегда оптимистично настроенные - Давид-городчуки обладали особым юмором и манерами. Самые религиозные не носили пейсы и кафтаны; самые интеллигентные разговаривали на родном языке. У многих были прозвища типа Абрам-байстрюк, Шая-император, Давид Великолепный, Юд-учёный и т.д».

Евреи впервые появились в Давид-Городке в XIV-XV вв., но особенно активно стали заселяться в период с 1521 по 1551 гг., когда местечко находилось во владении Боны Сфорцы, королевы польской и великой княгини Литовской. Правовое положение евреев было узаконено в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г.

Давидгородокские евреи подчинялись кагалу в Пинске. Первое упоминание общины, относящееся к 1667 г., связано с тем, что Пинский кагал собирал обеспечение по займу с еврейских общин, одной из которых было еврейство Давид-Городка. После восстания Богдана Хмельницкого жители местечка находились в затруднительном финансовом положении, что вылилось в конфликт между местной и Пинской еврейскими общинами, который разрешился из-за вмешательства Радзивиллов - благодаря их протекции в Давид-Городке был основан отдельный кагал.

Центр радзивилловских владений в Полесье - Давид-Городок - не был крупным ремесленным центром, тем не менее, в XVII в. ремесленное дело было представлено в городе 35 различными специальностями, например: в инвентаре 1670 г. упоминается сапожный цехмистр, а в 1692 г. - рыбацкий цехмистр. Административная реформа Князя Радзивилла, в результате которой все жители городка были переведены в разряд крепостных крестьян, не коснулась евреев, позволив им и дальше заниматься ремеслом и торговлей, держать магазины, аптеки, пилорамы, парикмахерские, всевозможные мастерские, баню.

Еврейская (русская) баня

«Было определенное очарование в давид-городокской бане. Перед моими глазами - длинное здание из красного кирпича, высокие узкие окна с небольшими квадратами стекла в рамах. В первой прихожей лежала приготовленная куча веток. (…) Оттуда дверь вела в баню для «битья» или, как её ещё называли "парилку", которая была совсем другим миром. (…)

(…) Густой пар смешивался с вонью грязного белья, висящего на палках, вставленных в стропила наверху. Не каждое сердце это выдержит. Действительно, по этой причине такой хрупкий еврей, как Борух-плантатор никогда не горел желанием попариться в давид-городокской "парилке".

Единственный, кто чувствовал себя там лучше, чем дома, был Мойше Мордехай Жирный, сын Зелига. Ему никогда не было слишком жарко. Когда он приходил вместе с Мейером Гершелом Мясником, всё действительно происходило воодушевлённо. Сначала Мейер Гершл кричал хриплым голосом: «Подлей ещё ведро!». Чтобы вылить ведро воды на кипящие горячие камни в печи требуется большое мастерство, и Мойше Жирный был экспертом. Жара росла с каждым ведром. Пар можно было резать ножом. Он был такой густой, что человек мог просто задохнуться. В этот момент они оба поднимались на самую высокую полку и начинали свою работу. Они размахивали вениками, чтобы прогнать пар. Удар, ещё удар, и третий, и четвёртый, и пятый. «Ах, ах, ах, - кряхтел один из них с большим удовольствием. «Повыше… вот, вот, вот… сильнее… ещё сильнее…. Хорошо… хорошо… ах…».

Берл Ньюман (http://davidhorodok.netfirms.com/yizkor/1b.html#Picture of a Town)

Расцвет еврейской общины в XIX-XX вв.

Численность еврейского населения в Давид-Городке постоянно росла. Если в 1782 г. в местечке была одна синагога, то в 1865 г. их количество увеличилось до трёх, а в начале ХХ в. в Давид-Городке было уже 6 синагог, в том числе одна карлин-столинских хасидов, т.н. штибл. Основателем хасидской династии в Городке в середине XIX в. был Зеэв-Вольф Гинзбург (последний представитель этой династии Моше Гинзбург погиб во время Холокоста). Однако, несмотря на близость Пинска, хасиды не оказывали большого влияния на иудейское население в Давид-Городке. Местные евреи почитали Рабби Элияху бен Соломона Залмана, Виленского Гаона, который противостоял движению хасидов, и даже в ХХ в. его портрет висел во многих еврейских домах.

Наличие в местечке начальной еврейской школы - хедера - обучение в которой велось на идиш, родном языке для учащихся, позволяло всем еврейским семьям, даже самым нуждающимся, исполнять религиозную обязанность - обучать сыновей Закону и молитвам. Известно, что помимо хедеров в Давид-Городке преподавали два меламеда, а в 1917-1920 гг. в местечке работала школа Тарбут с преподаванием на иврите, многие выпускники которой уезжали в большие города получать высшее образование.

Достижения научно-технического прогресса конца XIX - начала XX вв. привнесли изменения в жизнь местечка. Город перешагнул на левую сторону р. Горынь, где на староречье построили две водяные мельницы (неслучайно левобережье города и поныне называют Мельниками). Помимо этого, в городе открылись мастерские, в которых из листовой меди делали кастрюли, кувшины, посуду для винных заводов. Местный винокурный завод ежегодно изготавливал около 450 ведер «пейсаховской» водки по традиционному еврейскому рецепту.

Появились и первые владельцы грузовых и пассажирских пароходов. По Горыни курсировал небольшой грузопассажирский пароход «Леонтина», используемый для доставки с Волыни сырья на кожевенный завод Финкельштейна. Многие жители работали на местной судоверфи, которой владел еврей Моха. Кроме этого предприимчивые евреи Давид-Городка ездили летом в Варшаву продавать мороженое.

Однажды Русское Восточно-Азиатское Пароходство, суда которого курсировали по реке Горынь, обратилось к Минскому губернатору с просьбой разрешить назначение мещанина Мовши Гиршева Эльперина агентом Пароходства по продаже пассажирских билетов в р-не Давид-Городка и местечках Лунинец и Столин Пинского уезда. Собранные сведения о личности Эльперина были благоприятными, однако, Мовша Гиршевич все-таки был устранен от дел (по итогам переписки от 2 июня 1913 г.), т.к. по мнению Пинского уездного исправника, агенты пароходства являлись пособниками к тайной эмиграции крестьян за границу, и население уезда не нуждалось в подобных лицах.

В 1904 г. в Давид-Городке была открыта первая книжная лавка, хозяином которой был Шлёма Меерович Загородский (лавка находилась в его собственном доме по ул. Велимичской), а в 1910 г. купец Соломон Бенцианов Козел из Мозыря открыл в местечке отделение типографии и поставил скоропечатную машину. В городе действовали две библиотеки с самыми последними изданиями, т.к. книги пользовались большим спросом у горожан.

Еврейская молодёжь Давид-Городка была хорошо организована благодаря развитию спорта. Первая еврейская спортивная команда «Крафт» (мощность) была основана в 1928 г., двумя годами позже был основан клуб Маккаби.

Еврейские специалисты в области медицины

Евреи приняли самое активное участие в развитии медицинской сферы услуг. Первоначально они могли беспрепятственно открывать аптеки, больницы, зубоврачебные кабинеты, получать высшее и среднее медицинское образование. Однако заметное возрастание их численности среди хозяев, провизоров и управляющих аптек, вольнопрактикующих врачей, дантистов и фельдшеров, медицинских сестер, ветеринаров и цирюльников заставило власти насторожиться. Конкуренция с евреями, по мнению чиновников, могла привести к монополии в области здравоохранения, и поэтому к началу ХХ в. права еврейских медиков были существенно ограничены.

В конце 80-х годов ХІХ в. в Мозырском уезде служило семь штатных врачей, в том числе Залман Мордухович Шерешевский из Давид-Городка. Некоторые обязанности лекаря (кровопускание, пиявки и др.) могли выполнять цирюльники. Парикмахерские услуги в местечке оказывали мещане Нисель и Шмерко Глинские.

Аптеками в местечке владели Юдович и Каплинский. У Юдовича жена была фармацевтом и работала в аптеке. Во время войны она передавала партизанам лекарства, за что была расстреляна по приказу гебитскомиссара.

Вторая мировая война

Накануне войны в городе проживало около 3 000 евреев.

7 июля 1941 г. Давид-Городок был оккупирован немецкими войсками. 10 августа 1941 г. мужское еврейское население старше 14 лет было расстреляны в урочище Хиновск-Горки. Около 100 евреям Давид-Городка удалось бежать, часть из них присоединилась к партизанам.

После трагедии в урочище Хиновск всех евреев Давид-Городка направили пешком в переполненное гетто Столина. Часть людей была расквартирована, часть приютили родственники, знакомые. Остальных в начале 1942 г. вернули в Давид-Городок, где на правом берегу р. Сенежка, (приток р. Горынь) уже была выделена территория для гетто (между улицами Юхневича, Лермонтова, Горького). Численность узников, среди которых были также жители деревень Ольшаны (около 40 ч.) и Семигостичи (около десяти ч.) составляла - 1,2 тыс., среди них было всего 30 мужчин. Ликвидация гетто была осуществлена 10 сентября 1942 г.

Еврейские дома и синагоги были разобраны нацистами, чтобы мостить дорогу Давид-Городок - Лохва (путь отступления немецких войск).

Осколки бывшего штетла

Как правило, евреи проживали в центральной части города. Их дома можно узнать по такой характерной черте как многофункциональность. Еврейские дома часто сочетали в себе жилое помещение с лавкой, мастерской, складом, а дверь, в отличие от дверей домов соседей-христиан, выходила на улицу. До войны еврейские дома можно было отличить от домов православных еще и тем, что православные крыли свои дома соломой, а евреи - гонтом.

В центре местечка жил еврей по фамилии Ронкин, который занимался выделкой кожи и шил сапоги (его дом сохранился по ул. Горького, 1). Местные жители вспоминают его и других евреев как людей трудолюбивых и очень хороших мастеров, у которых многие белорусы обучались сапожному и парикмахерскому делу, потому что те работали аккуратнее и красивее.

Муравчик держал мануфактуру (в его доме по ул. Юхневича, 1 сейчас находится городская библиотека. В 2005 г. на здании библиотеки была установлена памятная доска). Семья Борухиных владела мельницей и пилорамой (сейчас в этом здании находится горсовет, ул. Ярославская, 2). У Зелика был большой сад, на территории которого сейчас стоит городская баня.

Мария Андреевна Гричик, свидетель предвоенных событий вспоминает, что жители местечка разных вероисповеданий жили дружно. В субботу евреи звали белорусских детей принести воды, зажечь лампу, выполнить другую мелкую работу. За подобную помощь детвору угощали чем-нибудь вкусным, например, конфетами «Рачки».

Здание синагоги, как и оба еврейских кладбища Давид-Городка, не сохранились. Синагога была разрушена во время войны, а кладбища смыли воды Горыни во время весенних паводков.


КАЛЕНДАРЬ ДАТ:

1100 г. - основание Давид-Городка князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого

Середина XIV в. - город входит в состав Великого княжества Литовского

1521−1551 гг. Давид-Городок во владениях польской королевы Боны Сфорцы

1527 г. - появление татар в городе. Князь Константин Острожский разбил татар возле Пинска, после чего королева Бона позволила поселиться пленным татарам в Давид-Городке и его окрестностях и даровала им право жениться на местных девушках при условии принятия ими православия

1559 г. - в Городке действовало 4 церкви: Дмитриевская, Воскресенская, Николаевская, Козьма-Демьяновская

1595 г. - Давид-Городок впервые обозначен на географических картах первого общеевропейского «Атласа»

1648 г. - под влиянием призывов Богдана Хмельницкого началось местное восстание под руководством Ивана Богдашевича, которое было жестоко подавлено

1655 г. - московский князь Волконский захватил Давид-Городок и сжёг местечко

Вт. пол. XVI-нач. XX вв. - город находится во владении Радзивиллов, выполняет хозяйственную, административную и военную функции. Резиденции князей до 1875 г.

1667 г. - создан Давид-Городокский кагал

Конец XVI в (предположительно) - Городок получил Магдебургское право от князя Альбрехта Радзивилла

1782 г. - первое упоминание синагоги в местечке

1793 г. после второго раздела Речи Посполитой Давид-Городок отошёл к Российской империи и стал центром уезда Минской губернии

1905 г. - создано отделение партии Бунд

С 1917 г. - функционировало отделение «Поалей Цион» (букв. «Трудящиеся Циона»)

Ноябрь 1917 г. - в Давид-Городке была установлена Советская власть

В 1918-1920 гг. - Давид-Городок был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками

В 1918 г. - с помощью «Джойнта» (англ. American Jewish Joint Distribution Committee) открыт еврейский детский дом

1921-1939 гг. - город в составе Польши

1939 г. - Давид-Городок вошёл в состав Белорусской ССР

В 1986 г. - в урочище Хиновск на месте массового уничтожения еврейского населения Давид-Городка установлен обелиск, в 1996 г. обновлён

В 2010 г. - в урочище Хиновск открыт мемориал памяти жертв Холокоста


Стоит посмотреть

Музей истории Давид-Городка - расположен в здании бывшего городского училища, построенного в 1908 г. История еврейской общины Городка представлена коллекцией фотографий первой половины ХХ в.

Георгиевская церковь (1724 г.)

Колокольня (при церкви Святого Георгия) построена в ХІХ в.

Костёл (1935-1936 гг.)

Церковь Казанской иконы Божией матери (1913 г) - каменная церковь ретроспективно-русского стиля

Памятник князю Давиду (скульптор Александр Дранец, 2000 г.)

Штаб польского пограничного батальона (1918-1931 гг.)

Мемориал памяти жертв Холокоста в урочище Хиновск,

В Окрестностях (38 км): пгт. Туров, где сохранилось еврейское кладбище.


Экологические маршруты на территории района:

Маршрут «Сплав по Припяти» (45км)

(От д. Коробье - по р. Припять - до г. Д-Городок или д. Ольшаны)

Основная цель маршрута - ознакомление с жизнью водно-болотных животных и птиц, растительностью, ландшафтом заказника и его спецификой, а также с бытом местных жителей.

Маршрут «Столин - Давид-Городок - Теребличи» (60-100 км)

Маршрут включает множество объектов как исторического, так и природного характера, таких как: дворцово-парковый ансамбль в Ново-Бережном, Замковая гора, деревянная Георгиевская церковь (1724 г), фермерское хозяйство «Бродок», заказник «Ольманские болота» и др.

Гостиница «Давид-Городок»: ул. Калинина, д. 119 а/1

http://www.belhotel.by/?David_Gorodok

Страна
Брестская область
Район
Координаты
Первое упоминание
Город с
Население
Часовой пояс
Автомобильный код

Церковь Казанской иконы Божией Матери

С 1921 по 1939 гг. входил в состав Польши .

Вошёл в состав Белорусской ССР в 1939 году . C 1940 получил статус города.

Оставлен Красной Армией 7 июля 1941 года. Освобожден 9 июля 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Белорусской стратегической наступательной операции .

В 1937-1938 были произведены раскопки детинца Д.-Г. Обнаружены остатки срубных жилых домов и хозяйственных построек - Зарубинецкое селище, бревенчатых уличных мостовых, деревянной часовни; множество фрагментов глиняных сосудов (некоторые имели клеймо мастера). Найдены были деревянные поделки (напр., орнаментированные спиральными узорами навершия булав из кленового дерева, гребни с циркульным орнаментом и др.), костяные шилья, спицы для плетения сетей, а также многочисл. поделки из железа и бронзы. Находки стеклянных браслетов и шиферных пряслиц подтверждают городской характер поселения Д.-Г. в XI-XII вв. Раскопками (Р. Якимовича в 1937-38 и П. Ф. Лысенко в 1967) вскрыты остатки срубных жилищ, деревянной церкви, деревянных мостовых, несколько богатых погребений. Найдено много изделий из дерева, кости, железа, бронзы, стекла, а также обломки глиняных сосудов. Основателем города считается владимир-волынский князь Давид Игоревич, которому после съезда князей в Витачеве (1100) принадлежало также и Погорынье.

Известные уроженцы и жители

  • Мисько, Павел Андреевич (1931-2011) - белорусский писатель, автор книг прозы для детей, писатель-фантаст.

Геральдика

22 января 1796 года (закон № 17435) утвержден герб местечка Давыдогородка (вместе с другими гербами Минского наместничества).

«В верхней части щита герб Минский. В нижней - в чёрном поле река Припять, на берегу коей серебряная пристань с двумя воротами и с пристающим золотым судном, нагруженная товаром, в трех тюках связанным»

Герб Давид-городка утверждён 28 июня 1997 года Решением № 17 Давид-Городокского горисполкома. Герб внесён в Гербовый матрикул Республики Беларусь 1 декабря 1997 года под № 10:

«в чёрном поле „русского“, или „французского“, щита река Горынь, на берегу которой серебряная пристань с двумя воротами, к ней пристаёт золотое судно с тюками товаров».

Еврейская община

В 1521 −1551 гг. Давид-Городок является владением польской королевы Боны Сфорца. При благоприятствовании с её стороны в Д-Городок и окрестности начали приезжать и селиться евреи из Западной Европы. Они занимались ремёслами и торговлей.

В Литовско-Польском княжестве евреи пользовались значительными льготами в экономической сфере, имели своё самоуправление - жили Кагалом, исповедовали Иудаизм. Так было и в Д-Городке. Здесь был свой раввин, действовали две синагоги, еврейские школы. Правовое положение евреев было узаконено в Конституции от 1588 г.

После Второго Раздела Речи Посполитой в 1793 году Д-Городок вошёл в состав России и стал центром уезда Минской губернии.

Советская Власть в Д-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918-1920 Д-Городок оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 годы он находился в составе Польши. Евреи Д-Городка жили по центральной Юрьевской (сейчас Советской) улице в домах с выходом прямо на улицу.

После прихода советской власти евреи принимают активное участие на выборах в местные органы власти.

С января 1940 г. Д-городок - центр района Пинской области, Белорусской республики.

7 июля 1941 года Давид-Городок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Немцы сделали в Давид-Городке гетто для местных евреев. Еврейских женщин и детей, это около 1200 человек, местные жители (мещане) выгнали из города, а их имущество было разграблено местными жителями[источник не указан 122 дня]. Впоследствии, почти все они погибли при уничтожении Столинского гетто в урочище Стасино.

Фашистами было строго запрещено местным жителям прятать у себя евреев, за неподчинение расстреливалась вся семья, спрятавшая у себя в доме еврея. Евреи предлагали жителям деньги и золото, чтобы их спрятали или вывезли к партизанам. Некоторые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих родных, соглашались на это и помогали евреям.